Международные взаимодействия при решение вопросов о локальной нестабильности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные взаимодействия при решение вопросов о локальной нестабильности.



В условии снижения барьеров на различных рынках, а также развития международной торговли появились возможности для быстрого перемещения финансовых ресурсов из одних стран в другие. В то же время для многих участников финансовых взаимодействий характерно отсутствие опыта и владения инструментами управления собственными активами за рубежом. Если движение финансовых активов резко усиливается, то это может привести к финансовым кризисам. Как правило такие кризисы начинаются в каком-то одном регионе, а затем они перекидываются в другие страны (пример: 2008 год, начавшийся в США)

Суть проблемы состоит в вопросе как регулировать финансовые потоки, вызванные спекулятивным стремлением прибыли и при этом избежать появления общемировых финансовых кризисов.

Интеграция стран с переходной экономикой в мировую экономическую систему.

Суть проблемы заключается в том, что представляют собой реформы, осуществлявшиеся бывшими социальными странами, поскольку аналогам этим реформам не существует. Как долго продлится переходный период, в чем особенность транзитивных систем и можно ли их считать рыночными экономическими системами?

 

Классификация стран.

Показатели (критерии выделения подсистем мирового хозяйства)

Стандартная (пространственная)структура мирового хозяйства.

Рейтинговая и другие системы классификации.

В целом наиболее распространенными характеристиками выступают:

1. Уровень экономического развития характеризуется объемом ВВП (ВНП) на душу населения. Мировой банк по уровню национального дохода на душу населения выделяет группы стран:

1. Страны с низким уровнем доходов. В них ВНП на душу населения составляет менее 750$ (Эфиопия, Сомали)

2. Страны с доходом ниже среднего уровня. Страны, в которых ВНП на душу населения варьируется от 750 до 2999$ (Индия, Пакистан, Индонезия)

3. Страны с доходом выше среднего уровня. ВВП от 3000 до 8999$ (Украина, Бразилия, Венесуэла, Ливия)

4. Страны с высоким уровнем ВВП (Израиль, США)

2. Экономический рост – увеличение масштабов совокупного потребления и производства в стране. Экстенсивный рост достигается за счет количественного увеличения факторов роста при неизменной технической базе. Интенсивный – увеличение масштаба выпуска продукции путем качественных изменений факторов производства.

3. Отраслевая структура национальной экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, посчитанного по отраслям.

4. Социальная структура экономики. В основе этого критерия лежат характер и форма собственности. Также анализируются показатели качества жизни. Уровень и характер внешних связей (зависит от объема экспорта и импорта в стране, движения капитала и вовлеченности страны в МРТ). Выделяют 3 группы: страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта в ВВП менее 10%), страны с весьма открытой экономикой (доля экспорта в ВВП от 25 до 34%) Россия, Польша, Белоруссия, страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта в ВВП превышает 35%)США, Япония, Германия.

 

Мировое хозяйство:

1. Развитые страны. 1.Большая семерка 2.Страны западной Европы

2. Страны с переходной экономикой 1. страны СНГ 2.страны востока. 3. Китай, Вьетнам, Монголия

3. Развивающиеся страны. 1. Страны ОПЭК. 2. Новые индустриальные страны. 3. Страны Африки.

 

Рейтинговая оценка. Она строится на основе сочетания различных показателей. Учитываются критические, социальные, экономические показатели.

Критерии:

1. Индекс государственности. Используется для определения способности государства поддерживать свое существование, обеспечивать самостоятельное развитие и решать существующие внешние и внутренние проблемы. В рамках этого индекса выделяют следующие показатели: внешняя долговая зависимость, время существования суверенной государственности, наличие на территории страны иностранных военных контингентов, режим привязки валют.

Согласно этому индексу высокую государственность имеют страны большой семерки, Китай, Индия.

2. Индекс внешних и внутренних угроз. Фиксирует масштаб и интенсивность угроз и вызовов, с которыми сталкиваются конкретные государства. Показатели: количество недоедающих и голодающих, несбалансированный экспорт, количество больных СПИД, угроза терроризма, количество попыток неконституционной смены власти, зависимость от импорта энергоносителей. Лидеры угроз: Индия, центр Африки, Сомали, Ирак, Иран. Страны с маленьким уровнем угроз: Западная Европа, Канада, Кувейт

3. Индекс потенциала международного влияния. Объединяет показатели, количественно и качественно характеризующие место государства в системе современных международных экономических отношений. Расходы на оборону. Доля в мировом экспорте, доля в мировом ВВП, наличие ядерного оружия, наличие Нобелевских премий (не менее 10), численность регулярной армии. Большая восьмерка без Канады, Китай, Индия, Саудовская Аравия.

4. Индекс качества жизни. Включает совокупность социально-экономических и социально-демографических показателей, характеризующих среднее для населения определенного государства уровня потребления материальных и духовных благ. Показатели: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, детская смертность до 1 года. Люксембург, Норвегия, Швейцария. Афганистан, Замбия, Конго. Россия – 73е место.

5. Индекс конституциональных основ демократии. Характер конкуренции на президентских выборах, характер парламентской конкуренции, влияние парламента на формирование правительства, доля женщин в нижней палате страны. Лидеры: Швейцария, Канада, Дания, Новая Зеландия, Австрия. Низкий уровень: Сомали, Сауд.Аравия, Конго. Россия – 93я.

 

Теория мировой торговли.

Значение основных теорий мировой торговли

Теории мировой торговли Описание свободной торговли Рекомендации по торговым отношениям
  Объем торговли Какой продукцией следует торговать С кем осуществляется торговля Нужен ли гос.контроль Следует ли контролировать объем торговли Следует ли контролировать структуру торговли? Следует ли контролировать с кем нужно торговать
1.меркантилизм - - - ДА + (конечно следует) + (конечно следует) ДА
2.неомеркантилизм - - - ДА + + -
3.теория абсолютных преимуществ (А.Смит) - + (в котором страна имеет преимущ.) - НЕТ - + -
4.теория сравнительного преимущества(Д.Рикардо) - + - - - + -
5.теория Хеншера-Олина - + + - - - -
6.теория размера страны + + - - - - -
7. теория жизненного цикла - + + - - - -
9. теория противоречий - + + - - - -
10. теория зависимости от импортозамещения - - - + - + +
11. новая торговая теория - + - + - + -
12. теория эндогенного роста или экспортоориентированного роста - + - - - + -

 

1.Меркантилизм очень часто называют теорией с нулевым результатом. 16-18 века меркантилисты поставили проблему увеличения богатства. Считали, что нужно увеличивать объем экспорта для увеличения богатства нации. Нужно следить чтобы экспорт был больше импорта. Меркантилисты считали, что государство должно создавать условия для экспорта и создавать преграды для импорта. Они рассматривали возможность обогащения нации, исходя только из ценовых выражений. В рамках меркантилизма богатство страны ассоциируется с золотом, поэтому для его увеличения считается необходимым активное использование международной торговли. Международный обмен будет способствовать увеличению богатства в том случае, когда торговый баланс будет положительный. В то же время положительный торговый баланс одной страны приводит к отрицательному балансу другой страны, в итоге положительно результата от международной экономики в целом не выделяется, с другой стороны увеличение золота приводит к росту цен на другие товары, это снижает конкурентоспособность национальных товаров и уменьшает объем экспорта. В результате положительный торговый баланс будет снижаться. Так проявляются действия рыночного саморегулирования, который меркантилисты не выделяют. По мнению меркантилистов государство должно создавать условия для развития национальной экономики, способствуя увеличению производства экспортируемых товаров и одновременно проводить протекционистскую политику относительно импорта. При этом не принималось во внимание, что страны-партнеры также будут проводить протекционистскую политику, в результате объемы внешнеторгового оборота снизятся.

2.Неомеркантилизм встречается не в теории, а в сфере регулирования внешнеторговой политики. В тех странах, которые стремятся иметь положительный торговый баланс для достижения каких-либо социально-экономических или политических целей.

3.Теория абсолютных преимуществ – первая теория, которая представила мировую торговлю как игру с положительным результатом. Она доказывает, что участие страны во внешней торговле приводит к увеличению ее богатства, поскольку порождает специализацию и создает возможности приобретать товары на мировом рынке по более низким ценам и продавать свои товары на мировом рынке по более высоким ценам. Теория также доказывает, что все участники торговых взаимодействий выигрывают, поэтому совокупный результат от международного обмена будет положительный. Государственное вмешательство только тормозит проявление международных рыночных сил.

4.Теория сравнительных преимуществ положительно отвечает на вопрос об участии любой страны в международном обмене (в отличии от теории абсолютных преимуществ, которая определяет возможности торговли только товарами, по которым имеются абсолютные преимущества). Результатом торговли является повышение эффективности использования положительных ресурсов, специализация, изменения структуры производства и потребления, что в целом дает увеличение богатства страны.

5.Теория Хеншера-Олина (начало 20 века) представляет собой своеобразное продолжение теории Д. Рикардо поскольку отвечает на вопрос почему страны специализируются на производстве одних товаров и предпочитают ввозить другие. В основе выбора лежит разная обеспеченность стран факторами производства. Содержание этой теории: страна должна специализироваться на таких товарах, в производстве которых интенсивно используются относительно избыточныедля данной страны факторы производства. Эта теория впервые связала международное перемещение товаров, факторов производства и распределения дополнительных доходов, получаемых в результате внешней торговли.

6.Теория размера страны. Эта относительно недавние исследования (60е годы), которые, объясняя причины внешней торговли, учитывают внешние факторы не рассматривающиеся в классических теориях. Факторы:

1.размер страны. Чем больше страна, тем разнообразнее ее ресурсы и тем сильнее она ориентируется на самообеспечение

2.транспортные расходы. Причины, сдерживающие или стимулирующую внешнюю торговлю, может быть уровень транспортных расходов, при этом считается, что максимально эффективное расстояние транспортных перевозок не должно превышать что миль. С увеличением расстояния транспортные расходы резко увеличиваются.

3.внутристрановой эффект масштаба. Страны с развитой экономикой и более высоким уровнем жизни будут производить товары, требующие больших затрат и большей продолжительности выпуска. Они получают в этом случае дополнительные сравнительные преимущества за счет внешней экономии от масштабов.

7. Теория жизненного цикла

Теория соединяет т.классического преимущества с т.жизненного цикла товара, в результате появляется возможность объяснить причины смены специализации и лидерства в международной торговоле. (актуальна в современной политической системе) основная идея – в том, что в процессе жизненного цикла товара факторы, определяющие сравнительные преимущества по его производству, могут изменяться (например, на первом этапе такой фактор – научно-технический потенциал, на втором – капитал, на третьем – затухание жизненного цикла – дешевая рабочая сила). В этом и заключаются причины смены лидерства для тех товаров, в производстве которых научно-технический прогресс не играет решающей роли на всех этапах жизненного цикла.

8. Теория подобия стран

Возникла в условиях интенсивного развития торговли меж промышленно-развитыми странами и доказывает, что торговля максимально выгодна между странами, у которых одинаковый уровень экономического развития, уровень доходов и потребностей, то есть рынки этих стран, максимально адаптированы друг к другу.

9. Теория противоречий (Х-Лоурена)

Доказывает что максимально выгодна торговля между странами, имеющими различную обеспеченность факторами производства, что определяет их специализацию (промышленный север – аграрный юг)

10. Теория зависимости и импортозамещения

Исследователи – Сингер, Пребиш (латинская америка).

Данная теория исходит из положения о том, что в современном мире нет ни одной полностью независимой с экономической т.з. страны, т.к. международное разделение труда постоянно усиливается; поэтому можно говорить лишь о типах зависимости и выделения такого типа зависимости, который обеспечивал бы странам условия для эффективного развития национальных экономик. С этих позиций как наиболее эффективную выделяют взаимозависимость (развитие внешней торговли происходит на основе взаимного удовлетворения потребностей, что основано на внутрипроизводственном разделении труда; в этой ситуации каждый участник внешней торговли примерно в равной степени зависит от другого, поэтому маловероятно, что какая-либо страна откажется от выполнения своих обязательств – в этом случае проиграют все).

 

В отличие от взаимозависимости выделяют зависимость. В рамках ее существует два подвида:

а) от одного товарного рынка (более 25% дохода экспорта связано с одним товарным рынком)

б) зависимость от одного географического рынка

Ситуация зависимости наиболее характерна для развивающихся стран, экономика которых имеет монопродуктовую специализацию. Для таких стран требуется создание благоприятных условий для диверсификации (расширение продуктового ассортимента) национальной экономики. Для этого государство должно проводить протекционистскую политику с помощью введения протекционистских пошлин по типу эскалации тарифа (т.е., для сырья – наименьший товар, для комплектующих – средний, для готовой продукции – наибольший). К тому же государство должно обеспечивать макроэкономическую стабильность, прежде всего поддерживая стабильный курс национальной валюты. Это усилит конкурентные позиции, позволит диверсифицировать национальное производство и уменьшить зависимость.

11. Новая торговая теория (П.Кругман)

Основана на теории рынков несовершенной конкуренции, предполагающей существование положительного эффекта масштаба и дифференциации продуктов. Делается акцент на рынки-олигополии. Главная причина международного обмена – возможность достижения положительного эффекта масштаба при ориентации на мировой рынок. Поэтому в современных условиях теория сравнительного преимущества объясняет только небольшую часть международного обмена, в основе которого – обеспеченность стран факторами производства и межотраслевая специализация. В то же время на рынках дифференцированного продукта можно достичь положительной отдачи от масштаба только ориентируясь на мировой рынок. При этом будет развиваться отраслевая специализация.

Каждая страна должна стремиться к проникновению своих фирм на олигополистические мировые рынки. Для этого необходимо, чтобы национальные фирмы уже до выхода на мировой рынок достигли необходимого эффекта масштаба и были конкурентоспособными. Поэтому на первом этапе развития внешней торговли государство должно содействовать укреплению национального товаропроизводителя и обеспечивать ему протекционистскую защиту до тех пор, пока он не достигнет мировых уровней издержек. Наиболее эффективные инструменты функционирования государственной политики – экспортные субсидии и импортные квоты.

Данная теория ориентируется прежде всего на промышленно-развитые страны.

12. Теория эндогенного роста или экспортоориентированного роста (поиск причин роста внутри экономической системы)

Представители – Родрик, Ромар, Люкас.

Данная теория делает акцент на том, что факторы развития любой страны содержатся в национальных экономических системах. При этом страна должна ориентироваться на развитие внешней торговли и специализации ,которые становятся двигателями развития всей мировой экономики. Такая специализация основывается не на сырьевых отраслях, а на наукоемких. Подобное направление развития должно сопровождаться либерализацией внешнеторговой политики.

Рекомендуется три основных направления в политике либерализации:

1 – снижение роли методов нового протекционизма, или ориентации на использование таможенных пошлин

2 – выбор в качестве точек роста экспортоориентированные отрасли, производящие готовую продукцию

3 – обеспечение макроэкономической стабильности.

 

ВТО и МВФ

 

Формально ВТО существует с 1.1.1995. Однако фактически развитие процесса международного регулирования торговли началось с 1947 года, когда было подписано ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). В рамках этого соглашения существовало решение о создании МТО, которая должна была появиться после того, как все страны ратифицируют соответствующее соглашение. Но США, ратифицировав в целом ГАТТ, не подписали соглашение о создании МТО. Всеобщее согласие о создании ВТО было достигнуто в 1995. Несмотря на то, что организационное строение растянулось на столько лет, правовые основы международного сотрудничества продолжали развиваться в рамках многосторонних внешнеторговых переговоров, получивших название «раунды». Основная их цель – в либерализации внешнеторговых режимов. Первые успехи в решении данной проблемы начинаются с 1967, когда в рамках кеннеди-раунда было достигнуто соглашение о 50типроцентном сокращении всех таможенных пошлин. На всех последовавших за этим раундов сокращение таможенных пошлин продолжалось. Увеличивалось количество вопросов, становившихся предметом международных переговоров, что увеличивало продолжительность раундов и осложняло процесс переговоров. Последний уругвайский раунд перед созданием ВТО продолжался с 1983 по декабрь 1994 года. Его основными вопросамиы были вопросы о таможенных тарифов, сельхоз политике, иностранных инвестиций, охране прав интеллектуальной собственности, госзаказах, особенностях занятости. При решении любого вопроса требовалось достижение консенсуса.

Основные функции ВТО:

 

· Контроль за выполнением торговых соглашений и наблюдение за торговой политикой членов организации

· Организация и проведение многосторонних торговых переговоров

· Разрешение торговых споров между членами

 

Существует правовая система, на основе которой функционирует ВТО. Она представляет собой международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами/услугами. В эту систему включены два основных элемента: само соглашение о создании ВТО + четыре приложения к соглашению.

Первое приложение состоит из генерального соглашения по тарифам и торговле (от 1994) и отдельных соглашений по наиболее значительным отраслям и инструментам регулирования.

Второе приложение – «понимание о правилах и процедурах решения споров».

Третье – механизм обзоров торговой политики.

Четвертое включает в себя несколько многосторонних торговых соглашений, обязательных только для подписавших их заинтересованных членов ВТО.

 

Основные принципы правового механизма ВТО:

 

· Недискриминация во внешней торговле. Т.е., все участники торгового процесса находятся в одинаковых условиях. Для его реализации определены три основных внешнеторговых режима. Первый – режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин (общий внешнеторговый режим). Содержание режима: обязывает каждое государство распространять на всю совокупность поставщиков какого-либо товара льготы, которое данное государство предоставило или предоставит в будущем ему (поставщику). В то же время ВТО предполагает два исключения из этого правила.

Эти два исключения означают существование преференциального режима. Этот режим используется для развивающихся стран. Для них может быть использован тариф в два раза ниже чем для остальных стран (стимуляция ВТО торговли развивающихся стран). Другая возможность преференции – для стран, создающих таможенных союзов. Она предполагает полную отмену пошлин во взаимной торговле. Т.к. это делает товары, приобретаемые третьими странами, более дешевыми, ВТО разрешает такую дискриминацию.

Национальный режим. Он предполагает уравнение в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и правилам, регулирующим внутреннюю торговлю. Т.е., должны на внутренних рынках страны существовать общие правила как для отечественных, так и для импортных товаров (без ограничений за пределами таможни на внутреннем рынке страны).

· Принцип гласности. Все страны обязуются регулярно и в полном объеме информировать других членов о применении средств торговой политике, а также заблаговременно ставить их в известность о мерах, готовящихся к введению.

· Принцип свободной торговли. Использование преимущественно тарифных средств (традиционный протекционизм; максимальный тариф – 20%; средневзвешенный – 3-5%) защиты национального рынка и отказ от количественных ограничений и методов антиконкурентной практики (новый протекционизм; лицензии на импорт, квоты, система госзаказов; возможность получения экспортных кредитов, стандарты по изготовлению, требования сезонности поставок, смешивания импортной и национальной продукции, ограничения переводов прибыли и внешнеторговых расчетов, антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, …).

 

На современном этапе деятельность ВТО может быть характеризована как кризис международного регулирования. Причины его таковы:

· Многие государства научились обходить требования ГАТТ и других международных торговых соглашений; в результате произошла переориентация с использования тарифного регулирования на использование инструментов нового протекционизма. протекционистская защита стала более сложной с точки зрения ее регулирования.

· Существует несбалансированность в международной торговле в промышленно-развитых странах. В этих странах усилились протекционистские настроения.

· Очевидной стала необходимость распространить правила ВТО на торговлю услугами, прямое иностранное инвестирование, торговлю с\х продукцией, права интеллектуальной собственности. В результате включения этих вопросов в переговорный процесс достижение консенсуса стало затруднительным, и переговоры стали растянутыми во времени (в сравнение с первыми этапами существования ГАТТ)

· Усилилось значение региональных экономических союзов, что перемещает центр тяжести внешнеторговых контактов на региональный уровень

 

Особенности регулирования внешней торговли продукцией с\х.

До 90х годов этот сектор фактически не регулировался правилами ВТО. Но, в 90х годах были приняты очень серьезные соглашения, определившие возможности использования протекционизма относительно данного сектора. Все меры протекционистской политики государств были разделены на 4 группы:

1ая группа: меры «голубой корзины», куда включались выплаты государствам-национальным производителям за снижение объемов производства.

2ая группа: меры «зеленой корзины», куда включаются затраты государства на консалтинг, пенсионное обеспечение, страхование от неурожаев.

3я группа: меры специального и дифференцированного режимов, куда включается частичная компенсация затрат на приобретение с\х производителями материально-технических средств. Эти меры разрешены только для развивающихся стран.

4я группа: меры «желтой корзины», включающие все меры поддержки, направленные на стимулирование с\х сектора, и по этой причине нарушающие условия конкуренции на мировом аграрном рынке. На основе этой корзины подлежат сокращению те меры, стоимостная оценка которых превышает для развитых стран 5%, для развивающихся – 10% стоимости валовой продукции с\х.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.027 с.)