![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация развития по Д.Б. Эльконину
Д.Б.Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений: - «ребенок – общественный предмет» (человек – вещь), где ребенок вырабатывает способы действий с предметами (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность). Развивается операционно-технические возможности ребенка. - «ребенок – общественный взрослый» (человек-человек), где ребенок ориентируется на нормы отношений между людьми. Развивается мотивационно-потребностная сфера. Эти системы отношений развиваются неодинаково: то одна, то другая поочередно преобладает над другой. Д.Б.Эльконин сформулировал закон периодичности: «К каждой точке развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Для каждого возраста характерны социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Границами возрастов служат кризисы -–переломные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым. Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть периодов развития. 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчество, раннее детство); 2 эпоха: детство (дошкольное детство, младшее школьное детство); 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество, старшее подростничество). д) Периодизация развития личности по А.В.Петровскому Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. Когда ребенок входит в новую стабильную гpyппy, он, прежде всего, приспосабливается к ней — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности. Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности. В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды: раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного возраста) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, детство — это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.
Тема 3. Основные стадииразвития человека. План: Младенчество - Новорожденность - Собственно младенчество Ранний возраст - Развитие психики ребенка раннего возраста - Предметная деятельность - Развитие психических функций - Предпосылки формирования личности - Кризис трех лет Дошкольный возраст - Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет) - Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста - Развитие психических функций в дошкольном возрасте - Детская личность - Восприятие сказки дошкольниками . - Кризис 7 лет Младший школьный возраст. - Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников - Развитие психических функций в младшем школьном возрасте - Особенности личности младшего школьника Подростковый возраст. - Кризис подросткового возраста - Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста - Ведущая деятельность в подростковом возрасте - Особенности личности подростков - Развитие высших психических функции Юность. - Юность как стадия жизненного пути человека - Учебная и трудовая деятельность в юношеском возрасте - Формирование мировоззрения в ранней юности - Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности 3.7.Молодость. - Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. -Общественно полезный труд как ведущая деятельность Взрослость. - Познавательная деятельность взрослых - Личность взрослого человека - Психологическое время в зрелости Старость. Конец жизни. - Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. - Деятельность в пожилом и старческом возрасте - Конец жизни.
Литература: Основная: 1.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984. 2.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.Т. 4 3.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Мн, 1988. 4.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997. 5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2001, - С. 464. 6.Люблинская А.Л. Детская психология. — М., 1 985. 7.Мухина B.C. Детская психология. — М., 1985. 8.Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. 9.Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1996. 10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., Гардарики, 2004. – С. 349. 11.Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. Дополнительная литература. 1. Басов М.Я. Проблема развития человека. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1, МГУ. 1980. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968. 3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985. 4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмоновской. — М., 1978. 6. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Анализ поведения /Под ред. В.М. Астапова. — М., 1993 7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I — М„ 1986. 8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. 9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1 975. 11. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992. 12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. — МГУ, 1988. 13. Психология развивающейся личности. /Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. 14. Сербина Е. Современные формы проявления госпитализма // Дошкольное воспитание. № 9, 1991. 15. Урунтаева Г. А., Афонина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. 16. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. 17. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995. 18. Фукин А.И., Курбацкая Т.Б. Определение психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе: комплекс методик экспериментально-психологического обследования. — Елабуга, 1990. Младенчество Новорожденность Кризис новорожденности Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период- кризис новорожденности.Суть кризиса заключается в том, что новорожденному ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни – социальным. Этому способствуют механизмы психического развития: идентификация и обособление, а также врожденные безусловные рефлексы: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные (сужение зрачка на яркий свет, вздрагивание на резкий звук) и ориентировочные рефлексы – поворот головы на яркий свет и ориентировочно-пищевой (поворот головы и открывание рта на прикосновение к щеке). Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный" и отталкивания) - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит. Причины кризиса новорожденности: - Физиологические (Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери). Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. - Психологические (Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.217.106 (0.017 с.) |