Периодизация развития по Д.Б. Эльконину




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину



Д.Б.Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:

- «ребенок – общественный предмет» (человек – вещь), где ребенок вырабатывает способы действий с предметами (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность). Развивается операционно-технические возможности ребенка.

- «ребенок – общественный взрослый» (человек-человек), где ребенок ориентируется на нормы отношений между людьми. Развивается мотивационно-потребностная сфера.

Эти системы отношений развиваются неодинаково: то одна, то другая поочередно преобладает над другой. Д.Б.Эльконин сформулировал закон периодичности: «К каждой точке развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».

Для каждого возраста характерны социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Границами возрастов служат кризисы -–переломные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.

Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть периодов развития.

1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчество, раннее детство);

2 эпоха: детство (дошкольное детство, младшее школьное детство);

3 эпоха: подростничество (младшее подростничество, старшее подростничество).

д) Периодизация развития личности по А.В.Петровскому

Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие лич­ности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Становление личности определяется особенностями взаимоот­ношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой груп­пы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности.

Когда ребенок входит в новую стабильную гpyппy, он, прежде всего, приспосабливается к ней — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих инди­видуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигну­тым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной потребностью ребенка в макси­мальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порож­дает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фа­за состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной по­требности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее раз­вития черты личности.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфи­ческие трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отверга­ет индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завы­шенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к то­му, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная инте­грация ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности.

Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоци­альные черты. Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, раз­личные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в од­ной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализа­ции и интеграции многократно повторяются. В результате склады­вается относительно устойчивая структура личности.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности.

В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды: раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) харак­терно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного воз­раста) — доминирование процесса интеграции над процессом ин­дивидуализации. Таким образом, детство — это, в основном, при­способление ребенка к социальной среде, отрочество — проявле­ние своей индивидуальности. В юности должна произойти инте­грация в обществе.

 

Тема 3. Основные стадииразвития человека.

План:

Младенчество

- Новорожденность

- Собственно младенчество

Ранний возраст

- Развитие психики ребенка раннего возраста

- Предметная деятельность

- Развитие психических функций

- Предпосылки формирования личности

- Кризис трех лет

Дошкольный возраст

- Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет)

- Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста

- Развитие психических функций в дошкольном возрасте

- Детская личность

- Восприятие сказки дошкольниками

. - Кризис 7 лет

Младший школьный возраст.

- Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников

- Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

- Особенности личности младшего школьника

Подростковый возраст.

- Кризис подросткового возраста

- Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

- Ведущая деятельность в подростковом возрасте

- Особенности личности подростков

- Развитие высших психических функции

Юность.

- Юность как стадия жизненного пути человека

- Учебная и трудовая деятельность в юношеском возрасте

- Формирование мировоззрения в ранней юности

- Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности

3.7.Молодость.

- Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости.

-Общественно полезный труд как ведущая деятельность

Взрослость.

- Познавательная деятельность взрослых

- Личность взрослого человека

- Психологическое время в зрелости

Старость. Конец жизни.

- Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого воз­раста.

- Деятельность в пожилом и старческом возрасте

- Конец жизни.

 

Литература:

Основная:

1.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984.

2.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.Т. 4

3.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Мн, 1988.

4.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2001, - С. 464.

6.Люблинская А.Л. Детская психология. — М., 1 985.

7.Мухина B.C. Детская психология. — М., 1985.

8.Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997.

9.Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1996.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., Гардарики, 2004. – С. 349.

11.Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

Дополнительная литература.

1. Басов М.Я. Проблема развития человека. Хрестоматия по возра­стной и педагогической психологии. Ч. 1, МГУ. 1980.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возра­сте — М., 1968.

3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмоновской. — М., 1978.

6. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Анализ поведения /Под ред. В.М. Астапова. — М., 1993

7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I — М„ 1986.

8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая го­товность к школе. М., 1987.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1 975.

11. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические ма­териалы. — МГУ, 1988.

13. Психология развивающейся личности. /Под ред. А.В. Петров­ского. — М., 1987.

14. Сербина Е. Современные формы проявления госпитализма // Дошкольное воспитание. № 9, 1991.

15. Урунтаева Г. А., Афонина Ю. А. Практикум по детской психо­логии. — М., 1995.

16. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогене­зе. — М., 1989.

17. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической пси­хологии. — М., 1995.

18. Фукин А.И., Курбацкая Т.Б. Определение психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе: комплекс методик экспериментально-психологического обследования. — Елабуга, 1990.

Младенчество

Новорожденность

Кризис новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период- кризис новорожденности.Суть кризиса заключается в том, что новорожденному ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни – социальным. Этому способствуют механизмы психического развития: идентификация и обособление, а также врожденные безусловные рефлексы: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные (сужение зрачка на яркий свет, вздрагивание на резкий звук) и ориентировочные рефлексы – поворот головы на яркий свет и ориентировочно-пищевой (поворот головы и открывание рта на прикосновение к щеке). Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный" и отталкивания) - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Причины кризиса новорожденности:

- Физиологические (Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери). Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.

- Психологические (Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.026 с.)