Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация развития по Д.Б. ЭльконинуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Д.Б.Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений: - «ребенок – общественный предмет» (человек – вещь), где ребенок вырабатывает способы действий с предметами (предметно-манипулятивная деятельность, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность). Развивается операционно-технические возможности ребенка. - «ребенок – общественный взрослый» (человек-человек), где ребенок ориентируется на нормы отношений между людьми. Развивается мотивационно-потребностная сфера. Эти системы отношений развиваются неодинаково: то одна, то другая поочередно преобладает над другой. Д.Б.Эльконин сформулировал закон периодичности: «К каждой точке развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Для каждого возраста характерны социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Границами возрастов служат кризисы -–переломные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым. Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть периодов развития. 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчество, раннее детство); 2 эпоха: детство (дошкольное детство, младшее школьное детство); 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество, старшее подростничество). д) Периодизация развития личности по А.В.Петровскому Артур Владимирович Петровский рассматривает развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. На каждом возрастном этапе он включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность (или набор деятельностей) и особый стиль общения. Как раз «деятельностно-опосредованные» взаимоотношения ребенка с группой и влияют на формирование его личности. Когда ребенок входит в новую стабильную гpyппy, он, прежде всего, приспосабливается к ней — усваивает действующие там нормы, овладевает формами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены. Ему необходимо быть таким, как все. Это первая фаза становления личности в социальной группе — фаза адаптации. Она предполагает утрату ребенком своих индивидуальных черт. Обостряющееся противоречие между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и неудовлетворенной потребностью ребенка в максимальном проявлении своих индивидуальных особенностей, порождает вторую фазу — индивидуализацию. Ребенок начинает искать способы выражения своей индивидуальности в группе. Третья фаза состоит в том, что происходит интеграция личности в группе: ребенок сохраняет лишь те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности сделать значимый «вклад» в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои нормы, восприняв ценные для ее развития черты личности. Каждая фаза развития личности в группе имеет свои специфические трудности. Если ребенку не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут появиться такие личностные качества, как конформность, безынициативность, робость, неуверенность в себе. Если не преодолеваются трудности второй фазы, и группа отвергает индивидуальные черты ребенка, это может привести к развитию негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватно завышенной самооценке. Дезинтеграция в группе приводит либо к тому, что ребенок из группы вытесняется, либо к его изоляции в группе, из которой он не может выйти. Напротив, успешная интеграция ребенка в группе высокого уровня развития — коллективе — способствует формированию у него коллективизма как свойства личности. Ребенок может входить в просоциальную и асоциальную группу. В последнем случае у него развиваются соответствующие асоциальные черты. Ребенок на своем жизненном пути включается в группы, различные по своим социально-психологическим характеристикам. Он может одновременно входить в разные группы; принятый в одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой. Недостаточная стабильность социальной среды усложняет процесс развития личности. Тем не менее, в разные возрастные периоды ребенок последовательно входит в разные социальные группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно повторяются. В результате складывается относительно устойчивая структура личности. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии. Если в каком-то периоде не прошла успешно фаза интеграции, на следующей ступени будет затруднена адаптация. Так образуются условия для кризиса развития личности. В периодизации А.В. Петровского выделяются периоды: раннего детства, детсадовского детства, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста и старшего школьного возраста. Первые три периода образуют эпоху детства, в которой процесс адаптации преобладает над процессом индивидуализации. Для эпохи отрочества (периода среднего школьного возраста) характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации, для эпохи юности (периода старшего школьного возраста) — доминирование процесса интеграции над процессом индивидуализации. Таким образом, детство — это, в основном, приспособление ребенка к социальной среде, отрочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.
Тема 3. Основные стадии развития человека. План: Младенчество - Новорожденность - Собственно младенчество Ранний возраст - Развитие психики ребенка раннего возраста - Предметная деятельность - Развитие психических функций - Предпосылки формирования личности - Кризис трех лет Дошкольный возраст - Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет) - Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста - Развитие психических функций в дошкольном возрасте - Детская личность - Восприятие сказки дошкольниками . - Кризис 7 лет Младший школьный возраст. - Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младших школьников - Развитие психических функций в младшем школьном возрасте - Особенности личности младшего школьника Подростковый возраст. - Кризис подросткового возраста - Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста - Ведущая деятельность в подростковом возрасте - Особенности личности подростков - Развитие высших психических функции Юность. - Юность как стадия жизненного пути человека - Учебная и трудовая деятельность в юношеском возрасте - Формирование мировоззрения в ранней юности - Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности 3.7.Молодость. - Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости. - Общественно полезный труд как ведущая деятельность Взрослость. - Познавательная деятельность взрослых - Личность взрослого человека - Психологическое время в зрелости Старость. Конец жизни. - Социальная ситуация жизни людей пожилого и старческого возраста. - Деятельность в пожилом и старческом возрасте - Конец жизни.
Литература: Основная: 1.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1984. 2.Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.Т. 4 3.Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Мн, 1988. 4.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997. 5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2001, - С. 464. 6.Люблинская А.Л. Детская психология. — М., 1 985. 7.Мухина B.C. Детская психология. — М., 1985. 8.Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997. 9.Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1996. 10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., Гардарики, 2004. – С. 349. 11.Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960. Дополнительная литература. 1. Басов М.Я. Проблема развития человека. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 1, МГУ. 1980. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968. 3. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985. 4. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4. 5. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В. Холмоновской. — М., 1978. 6. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Анализ поведения /Под ред. В.М. Астапова. — М., 1993 7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.I — М„ 1986. 8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. 9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1 975. 11. Лидерс А.Г., Колесников В.Г. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992. 12. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. — МГУ, 1988. 13. Психология развивающейся личности. /Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. 14. Сербина Е. Современные формы проявления госпитализма // Дошкольное воспитание. № 9, 1991. 15. Урунтаева Г. А., Афонина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 1995. 16. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989. 17. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995. 18. Фукин А.И., Курбацкая Т.Б. Определение психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе: комплекс методик экспериментально-психологического обследования. — Елабуга, 1990. Младенчество Новорожденность Кризис новорожденности Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период- кризис новорожденности. Суть кризиса заключается в том, что новорожденному ребенку необходимо приспособиться к новым условиям жизни – социальным. Этому способствуют механизмы психического развития: идентификация и обособление, а также врожденные безусловные рефлексы: дыхательный и сосательный рефлексы, защитные (сужение зрачка на яркий свет, вздрагивание на резкий звук) и ориентировочные рефлексы – поворот головы на яркий свет и ориентировочно-пищевой (поворот головы и открывание рта на прикосновение к щеке). Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный" и отталкивания) - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит. Причины кризиса новорожденности: - Физиологические (Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери). Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. - Психологические (Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.008 с.) |