Практические и лабораторные занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические и лабораторные занятия.



Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии

План:

1. Предмет возрастной психологии.

2. Методы возрастной психологии.

3. История развития возрастной психологии.

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С-442.

 

Самостоятельная работа.

1. Изучить материалы лекции.

2. Законспектировать материал и оформить в виде таблицы развитие категории детства в онтогенезе. (Источники 1, 5).

 

Тема 2. Основные закономерности психического развития ребенка

 

План:

1. Психология развития, условия и законы психического развития.

2. Движущие силы и механизмы психического развития.

3. Понятие хронологического и психологического возраста.

4. Биогенетический и социогенетический подходы к рассмотрению развития личности.

5. Возрастная периодизация, критерии периодизации психического развития ребенка.

6. Понятие ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития в детском возрасте.

 

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С-442.

 

Самостоятельная работа.

1. Составить словарь психологических терминов, растолковать понятия «движущие силы» психического развития, «психическое развитие», «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», составить таблицу по периодизации детского развития с опорой на эти понятия, используя периодизацию Д.Б.Эльконина.

2. Решение психологических задач:

 

Тема 3. Подходы к развитию личности в различных психологических

Направлениях

План:

1. Психоаналитический подход к развитию личности (З.Фрейд).

2. Когнитивная теория психического развития (Ж.Пиаже).

3. Периодизация психического развития ребенка (Д.Б.Эльконин). Закон периодичности детского развития.

4. Периодизация развития личности по Э.Эриксону.

5. Развитие морального сознания личности по Л.Кольбергу.

6. Периодизация развития по А.В.Петровскому.

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С.442.

 

Самостоятельная работа.

1. Подготовиться к семинару по лекциям. Законспектировать материал из следующих источников: 19, 20.

Тема 4. Психическое развитие младенца и дошкольника.

План:

1. Психическое развитие младенца. Кризис года.

2. Особенности ребенка раннего возраста. Игровая деятельность и общение дошкольника.

3. Игровая, трудовая, конструирование, восприятие сказки, изобразительная деятельность и др. в раннем возрасте. Кризис трех лет.

4. Развитие личности дошкольника.

 

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С-442.

 

Тема 5. Психическое развитие младшего школьника и подростка.

План:

1.Психологическая готовность к обучению в школе.

2.Развитие личности младшего школьника.

3.Кризис семи лет.

4.Развитие личности в подростковом возрасте.

5.Психологическая сущность подросткового (пубертатного) кризиса

6.Развитие психических функций подростка.

7.Развитие самосознания подростка.

8.Подростковые реакции.

9.Развитие личности в подростковом возрасте. Противоречивость характера подростка.

 

Литература:

1.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2001.- С.464.

3.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., Академия. 2000. – С. 453.

5.Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С-442.

 

Самостоятельная работа:

1. Объяснить с точки зрения закономерностей развития высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике.

- Почему на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать?

- Почему ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал?

- Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену?

Тема 6. Основные закономерности психического развития юношеского возраста и взрослого человека.

План:

1. Старший школьный возраст: ранняя юность. Стабилизация личности и самоопределение.

2. Кризис юношеского возраста. Основные линии онтогенеза.

3. Психологические особенности юношеского возраста. (Мировоззрение, самоопределение, осознание себя как личность).

4. Молодость. Авторство собственного образа жизни. Кризис молодости.

5. Основные линии онтогенеза в молодости.

6. Кризис взрослости. Проблема смысла жизни.

 

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. – М. С. 442.

 

Тема 7. Основные закономерности психического развития пожилого человека.

План:

1.Психология зрелости. Развитие личности. Основные линии онтогенеза.

2.Психологическая характеристика пожилого возраста и старости.

3.Основные линии онтогенеза поздней зрелости.

4.Конец жизни.

 

Литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 1997.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М., 2001.- С.464.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., Академия. 2000. – С. 453.

5. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. –М., 1999. С. 442.

 

Задания для самостоятельной работы.

До проведения занятия студенты самостоятельно изучают указанную литературу, посещают школу с целью изучения ситуаций общения на уроке. Результаты записываются и анализируются. На занятии обсуждаются теоретические вопросы и результаты наблюдений.

 

Литература

  1. Адлер А. Беспризорные дети. /В кн.: Лишенные родительского попечительства. - М., Просвещение 1989
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - Прогресс, 1983.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. - М., 1968.
  4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., МГУ, 1990.
  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., Педагогика, 1991.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Динамика и структура личности подростка, /собр. соч. т. 4. - М., Педагогика, 1982.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций, /собр. соч. т.3. - М., Педагогика, 1984.
  8. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психология пола у детей. - Л., Медицина, 1986.
  9. Кле М. Психология подростка. - М., Педагогика, 1991.
  10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989.
  11. Кон И.С. Введение в сексологию. - М., Медицина, 1988.
  12. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., Наука, 1988.
  13. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детским возрасте. - Прага 1984.
  14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми... - М., Просвещение, 1991.
  15. Мид М. Культура и наследственность /В кн. Культура и мир детства. - М., 1988.
  16. Мир детства: младший школьник /Под ред. Хрипковой А.Г. - М., 1981.
  17. Миссен П. Развитие личности в среднем возрасте, /В кн.: Психология личности. Тексты. -М., МГУ, 1982
  18. Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., Просвещение, 1975.
  19. Немов Р.С. Психология. - М., Просвещение, 1990.
  20. Обухова Л.Ф. Теория Жана Пиаже: за и против. - М., Педагогика, 1981.
  21. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Колберг Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию. //Психологический журнал N 3, 1992.
  22. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.
  23. Пилиповский В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. - Педагогика, 1985
  24. Принцип развития в психологии, /под ред. Анциферовой Л.И. - М., Наука, 1978.
  25. Психология для родителей, /Под ред. А.А.Бодалева - М., Педагогика, 1989.
  26. Развитие личности ребенка. - М., Прогресс, 1983.
  27. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Прогресс, 1987,
  28. Уайт Б. Первые три года жизни - М., Педагогика, 1982.
  29. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., Педагогика, 1989.

 

 

Словарь.

Акмеология – это специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: проводить беседу в естественной обстановке; постараться не быть чужим; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; быть тактичным).

Возраст – продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени.

Возрастная психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности развития психики человека, развитие его личности на разных этапах онтогенеза (от рождения до смерти.).

Ведущая деятельность ( Леонтьев) - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики и личности.

Движущие силы психического развития – это внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые нарастают, доходя до кульминационного момента, и разрешаются. В результате совершается переход к новому качеству, к новому единству противоположностей

Идентичность – психологическая тождественность, это ядро личности. Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей. Эго-идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность -–чувство принадлежности к данной социальной группе.

Интериоризация - психологический механизм перехода из внешнего во внут­ренний план действий.

Конформность -склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

Кризис - условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому. Кризис – это переломный момент, обострение противоречий между старыми формами и новыми – прогрессивными. (греч.)

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности; совокупность приемов, операций при изучении объекта.

Наблюдение - метод научного исследования, который заключается в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в поведении.

Новообразования качества или свойства, кото­рых не было раньше в готовом виде.

Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Психическое развитие -закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психология – это наука о закономерностях функционировании и развитии психики.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Ритуализация – повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями.

Референтная группа – это наиболее значимая группа для ребенка по сравнению с остальными, он принимает ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

Сензитивность – характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности. Сензитивность возрастная – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности,

психической активности (обучение речи, движениям и т.д.)

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений.

Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и в других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Социальная ситуация развития — специфическое для каждого возраста от­ношение между ребенком и социальной средой.

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Эксперимент – активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Экстериоризация -психологический механизм перехода из внутреннего во внешний план действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовленный материал по курсу «Возрастная психология» поможет студентам факультета начального образования в подготовке к зачету, экзамену, поможет получить важные сведения о психическом развитии человека от рождения до конца жизни, подготовиться к профессиональной деятельности, применить полученные знания в личной жизни.

 

Содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.106 с.)