Роль возрастной психологии в развитии наук и практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль возрастной психологии в развитии наук и практики



Б.Г. Ананьев отмечал, что возрастная психология начала свое развитие под влиянием педагогической практики, исходя из потребности подвести научную основу под воспитание.

Возрастная психология как особая область знаний вносит огромный вклад в развитие педагогики – где знание возрастных особенностей способствует совершенствованию методов обучения и воспитания. Выделяя сензитивные периоды развития, наука помогает лучшему воздействию на индивида с точки зрения усвоения и применения знаний, навыков и умений.

Развиваются новые дисциплины:

- семиотика – о знаковой системе;

- аксиология – о ценностях жизни и культуры, исследующая важные стороны духовного развития общества и человека;

- психолингвистика – психология речи и общения и теория языка и др.

Возрастная психоло­гия тесно связана с другими областями психологии: общей психо­логией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией.

В общей психоло­гии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение.

В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных эта­пах.

В психологии личности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная пси­хология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенномвозрасте.

Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.

Педагогическая психология рассматривает процесс взаимодействия ребенка и взрослого с точки зрения воспитания, учения.

Индивидуальные различия рассматриваются в дифференциальной психологии: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Ветвями возрастной психологии являются:

- детская психология (от рождения до 7 лет),

- психология младшего подростка,

- психология подростка,

- психология ранней юности,

- психология взрослого человека, (акмеология)

- психология пожилого человека (геронтопсихология, геронтология).

Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития: основными достижениями, образованиями и новообразованиями, ступенями психического развития, развитием самосознания.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией.

В результате взаимодействия науки и практики происходит их взаимное обогащение, развиваются новые отрасли психологии и педагогики. Теории развивающего обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова – это итог такого взаимодействия педагогики и психологии. Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили широко использовал методы психологии в своей деятельности.

 

Возрастная периодизация.

Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Возрастили возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрасты представляют целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития (Выготский Л.С.). Возраст – продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени. Каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, новообразованиями и ведущей деятольностью. Структура возрастного развития включает: 1) социальную ситуацию развития, 2) образ жизни ребенка, ведущая деятельность, 3) новообразования в сфере сознания и личности.

Возрастной период имеет опреде­ленные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру­гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Начальные возрастные периоды образуют детство - сложное социо-культурное явление, имеющее историческое происхождение и природу. Это целая эпоха, которая по сути своей является подготовкой к взрос­лой жизни, самостоятельному труду. Детство — явление историче­ское: и его содержание, и продолжительность изменялись на про­тяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения взрослых, семейные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором жи­вет, воспитывается и обучается ребенок.

Традиционно детская психология — как первая часть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьник остается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматри­вают и подростковый возраст как «затянувшееся детство».

Разные ученые давали свою возрастную периодизацию, логически ее обосновывая.

- П.П.Блонский (1961) за основу брал развитие зубов (дентиции):

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

- В педиатрии распространена периодизация, которая выделяет:

- внутриутробный период,

- новорожденности,

- вскармливания грудью,

- молочных зубов,

- отрочества,

- полового созревания.

-Д.Б.Брамлей рассматривала:

-утробный,

-детства (младенчество до 18 мес., дошкольное детство, раннее школьное детство 5-13 лет),

-юность (половое созревание - старшее школьное детство, поздняя юность 15-21 год).

-З.Фрейд рассматривает ребенка через призму его полового созревания, выделяя стадии:

- бесполое детство –оральная и анальная стадии

- нейтральнополое детство – фаллическая стадия,

- двуполое детство – латентная стадия,

- половое детство – генитальная стадия.

Л.С.Выготский - младенчество – 2 мес. – 1 год,

- раннее детство – 1-3 года,

- дошкольный возраст – 3-7 лет,

- школьный возраст – 8-12 лет,

- пубертатный возраст – 14-17 лет.

Д.Б.Эльконин в основу периодизации взял содержательно-предметную деятельность. В пределах одной ведущей деятельности и определенного возрастного периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них неодинаковое. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное новообразование, наиболее значимое для дальнейшего развития.

- младенчество – 0 – 1 год,

- раннее детство – 1-3 года,

- дошкольный возраст – 3-7 лет,

- младший школьный возраст – 7-10 лет,

- подростковый возраст – 11-15 лет,

- ранняя юность – 15-17 лет.

Для дальнейшего изучения предмета возрастной психологии мы будем пользоваться следующей классификацией:

1. Младенчество (0-1 года), (Новорожденность –0-10 дней)

2. Раннее детство – (1-3 года)

3. Дошкольный возраст – (3-6-7 лет)

4. Младший школьный возраст – (6-7 –10-11 лет)

5. Подростковый - Отрочество – (11-12 лет – 15-16 лет)

6. Юношеский – (15-21)

7. Взрослость - Зрелый – (21-60)

8. Пожилой – (60-75)

9. Старческий – (70-90)

10. Долгожители – свыше 90 лет

(Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с. Составитель Мижериков В.А.)

Вариант:

- Младенчество (0-1 года), (Новорожденность –0-10 дней)

- Раннее детство – (1-3 года)

- Дошкольный возраст – (3-6-7 лет)

- Младший школьный возраст – (6-7 –10-11 лет)

- Подростковый - Отрочество – (11-12 лет – 15-16 лет)

- Юношеский – (15-21)

- Взрослость - Зрелость – (21-50) (молодость 21-35-40- ранняя взрослость, средняя взрослость – 40 – 50- 60 лет, поздняя взрослость –старение и старость – 50-60-65 лет);

- Пожилой – (50-75)

- Старческий – (75-90)

- Долгожители – свыше 90 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.043 с.)