Методы возрастной психологии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы возрастной психологии



Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Метод – это совокупность приемов, операций при изучении объекта.

Разные научные школы психологии вырабатывали свои методы исследования. Так, например, в психологии сознания – метод интроспекции (самонаблюдения), в бихевиоризме – внешнее наблюдение и эксперимент.

С.Л.Рубинштейн выделял два основных метода исследования (наблюдение и эксперимент) и промежуточные или вспомогательные методики (изучение продуктов деятельности, беседа, анкета, тест, генетический метод, использование данных патологии).

А.Р.Лурия - метод структурного анализа, эспериментально-генетический и экспериментально-патологический, методы количественной и качественной оценки психических процессов и тесты.

Б.Г.Ананьев выделил четыре группы методов в зависимости от степени их использования на различных этапах исследования.

1. Организационные методы: сравнительный (поперечных срезов), лонгитюдный (продольных

срезов), комплексный (объединение методик).

2. Эмпирические методы: наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы, психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, беседы, интервью, социометрия), праксиметрические (хронометрия, циклография, оценка продуктов человеческой деятельности, профессиограммы), биографические, моделирование (математическое, кибернетическое).

3. Методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный (выделение психологических типов, категорий) анализы.

4. Интерпретационные методы: теоретическое объяснение связей психических процессов и явлений: структурный метод и генетический (исторический, фило - , онто и социогенетический).

В истории возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии исследования:

1. Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Наблюдение - метод научного исследования, который заключается в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в поведении. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Требования:

- четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления);

- объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом);

- систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации);

- наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

2. Стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента.

Эксперимент– активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.

б) лонгитюдный метод, который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: проводить беседу в естественной обстановке; постараться не быть чужим; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; быть тактичным);

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, пись­менных опросов и косвенных или проективных методов.

Отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или школьном классе, позволяет определить социометрический метод. Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообраз­ных методик, но главным образом — стандартизованных тестов. Первый в истории детской психологии тест Бине-Симона включал ряд заданий, представленных в вербальной (словесной) форме и предназначенных для определенного возраста. Сейчас при работе с детьми от 2 до 16 лет используется усовершенствованный вари­ант этого теста — тест Стэнфорд-Бине.

Тест Векслера для детей 4-16 лет включает вербальные и дан­ные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают два показателя — вербальный и невербальный, а также суммарный «общий интеллектуальный показатель».

Далеко не все данные о развитии ребенка можно сообщать его родителям, воспитателям и учителям, другим детям. Нельзя разглашать, например, данные социометрии — это приведет к серии конфликтов в группе, испорченным отноше­ниям у части детей, ухудшению положения «отверженных». Учитель или психолог несут моральную ответственность за тех детей, с которыми они работают. Они так же, как и медики, должны, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди».

3. Стратегия формирующего эксперимента. Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)

Различаютлабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:

- постановка цели;

- планирование хода эксперимента;

- проведение эксперимента (сбор данных);

- анализ полученных экспериментальных данных;

- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1. Констатирующий - (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

3. Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы, можно выяснить правильные ли приемы применялись и насколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.008 с.)