ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные методы в психодиагностике



Принципы психодиагностики

Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Психодиагностика - метод психологического исследования. На основе психодиагностического исследования проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками. В этих целях используются психодиагностические методы, которые позволяют выявлять и измерять индивидуальные особенности.

Психодиагностика, кроме того, является самостоятельной областью психологии и, в этом случае, исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование.

Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

а) Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт), должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых. Должны быть конкретизированы цели использования результатов;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма;

в) процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения.;

д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

2. Экспертные методы:

а) данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. Дополнение: инструкции по применению снабжаются указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции по применению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуков или видеозаписей и т. п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

г) пользователи-разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных;

д) головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

Любая методика, неудовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности которых входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических методик». Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практической психологии. Это не исключает возможность применения неаттестованных методик в исследовательских целях.

Области практического использования результатов психодиагностической работы:

1. В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (неуспеваемость, учебные и личные проблемы. Психологическая готовность детей к обучению в школе оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов и др.).

2. Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах профконсультации, в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях.

3. В клинико-консультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению). На базе психологических и неврологических клиник и лабораторий.

4. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития и т.д.).

Тест был, есть и остается основным инструментом психологической диагностики. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психологии внетестовой диагностики (оценки).

Под тестом понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности.

Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических методик:

1. «Объективный» подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Это преимущественно тесты личности и тесты интеллекта, а также тесты специальных способностей и тесты достижений.

2. «Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе данных, которые сообщает о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

3. «Проективный» подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным, будто безличным материалом, который в силу его определенной неопределенности становится объектом проекции. Это разнообразные проективные методики исследования личности.

Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.

Цели:

1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Задачи:

1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя).

2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше).

Пользователь-психолог:

а) должен знать и применять на практике общие теоретико-ме­тодологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести кар­тотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной об­ласти;

б) отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допус­каемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-эти­ческими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональ­ной собственности.

г) в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждени­ми в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;

д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области;

е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;

к) сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.

 

 

Психологический диагноз

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.

Общая часть психологического заключения содержит:

• основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования);

• жалобы родителей или педагогов;

• наиболее важные анамнестические данные;

• описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность;

• характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи);

• операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы;

• особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной);

• результирующую оценку уровня интеллектуального развития;

• характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;

• краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.

Итоговая часть заключения психолога:

• психологический диагноз;

• вероятностный прогноз развития;

• рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.

Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Основные ошибки диагноста связаны с познавательной сферой обследуемого, личностными диагноста, уровнем его профессиональной, факторами общения, искажающими результаты диагностического обследования, избыточность или неполнота данных в резюме по феноменологии, отсутствие формулировки диагностических гипотез, отбором и использованием диагностических методик.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (1966), который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста.

1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

 

3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание — диагностика систем нервных связей.

4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Основные требования к психологическому заключению:

· Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа.

· Психологическое заключение должно соответствовать уровню подготовки заказчика к восприятию и использованию результатов обследования.

· Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

· В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации (если таковые требовались заказчиком).

· Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

· В заключении необходимо описывать существенные признаки ситуации во время диагностики, такие как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; и другие существенные признаки.

Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, желательно, чтобы имелся квалифицированный психолог- консультант, который поможет обеспечить необходимые условия для правильной процедуры и последующей правильной интерпретации диагностических оценок. Неверные представления о характере и цели обследования, а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Кроме того, возрастающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии.

 

НАЧАЛО КОНСУЛЬТАЦИИ

· Сообщите об имеющемся в вашем распоряжении времени и назначении консультации

· Проявляйте невербальными средствами ваше расположение и внимание

· Чтобы помочь клиенту начать рассказ о причинах обращения за помощью, используйте открытые вопросы и поощрение

· Отслеживайте ваши наблюдения и реакции на клиента

· Используйте активное слушание: повторение, перефразирование и прояснение

· Определите уместную степень контроля и структурирования беседы

· Суммируйте жалобы клиента и определите главную проблему

СЕРЕДИНА КОНСУЛЬТАЦИИ

· Сосредоточьтесь на анализе главной проблемы, ее основных аспектов, контексте возникновения и истории развития проблемы

· Предложите клиенту рассказать о конкретной ситуации. Если это уместно, вместе с клиентом проанализируйте ее

· Уделяйте внимание важным темам, исследуйте их посредством вопросов, прояснения и отражения чувств

· Оцените уровень нарушения клиента

· Формулируйте гипотезы о природе затруднений клиента и запросе клиента

· Для проверки наблюдений и рабочих гипотез используйте пробные вмешательства

ОКОНЧАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

· Суммируйте содержание беседы

· Выразите ваше понимание причин обращения за помощью

· Дайте информацию или профессиональную рекомендацию

· Выразите реалистичную надежду на изменение

· Предоставьте клиенту возможность задать вопросы

· Спросите клиента о соответствии произошедшего ожиданиям

· Обсудите следующий шаг

· Дайте домашнее задание

Терапевтический контракт – это рабочее соглашение между клиентом и специалистом о целях терапии и средствах их достижения. Все вовлеченные в терапевтический процесс стороны должны четко понимать как поставленные ими цели, так и средства их достижения, поэтому контракт должен формулироваться ясным и понятным языком.

Первичный консультативный прием следует определенной логике. Он начинается с того, что клиент или семья рассказывает специалисту о причинах своего обращения за помощью и отвечает на ваши вопросы. Даже если вам нужна конкретная информация, лучше задавать открытые вопросы. Постепенно для вас становится понятна суть проблемы, которая привела к вам клиента. При этом выясняется и то, каких перемен хотел бы добиться клиент. Слушая все это, психотерапевт соотносит сказанное

(а) с мнением тех, кто направил клиента, или других членов сообщества, которых беспокоит ситуация данного клиента или семьи;

(б) с собственными наблюдениями за клиентом или за взаимодействием членов семьи;

(в) со своими профессиональными установками;

(г) с потенциально возможными методами помощи данному клиенту, с учетом особенностей его проблемы.

Учитывая все это, профессионал начинает формулировать соответствующие цели и намечать определенные приоритеты. Он обсуждает с клиентом имеющиеся варианты, возможные цели, объясняет методы работы. Постановка целей обычно происходит в конце первого приема.

Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования традиционно выделяют следующие:

· Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

· Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.

· Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности.

· Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.

· Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.

 

 

Когнитивный подход.

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

Семья как система

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Выделяют шесть основных параметров семейной системы:

 

1. Стереотипы взаимодействия. Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом. Сообщением в семье является любое событие.

Типы сообщений:

· Одноуровневые (по одному каналу) – например, звук захлопнувшейся двери.

· Двухуровневые – звук захлопнувшейся двери, плюс крик в догонку.

· Многоуровневые.

Один уровень всегда является словесным, 2-й – невербальным

Двух и многоуровневые сообщения делятся на:

- Конгруэнтные (совпадающие).

- Неконгруэнтные (несовпадающие, расходящиеся).

2. Семейные правила. В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.

Правила бывают ещё:

- Культуральными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям. Например, родители не должны заниматься сексом на глазах у детей.

- Уникальные правила касаются каждой отдельной семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто они бывают негласными.

3. Семейные мифы. Это сложное семейное знание, часто плохо осознаваемое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы "Мы – это..." Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии. Он просыпается, когда:

- В семью входит посторонний человек.

- В моменты серьёзных социальных перемен.

- В ситуации с семейной дисфункцией.

4. Границы семьи. Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

5. Стабилизаторы семьи. В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:

- формы активности

- люди

- материальные вещи и пр.

Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь

6.Семейная история. Многие дисфункциональные стереотипы в семье воспроизводятся в поколениях. Например, алкоголизм, суициды, лавеласы и пр.Сегодня точно установлены генетические заболевания и просто стереотипы поведения с стереотипами наследования. Отсюда, семейные психологи интересуются семейной историей жизни изучаемой семьи и каждого из членов семьи, которую они составляют. Этот интерес помогает понять то актуальное неблагополучие, которое возникало. Одной из техник, по которой можно правильно узнать историю является техника генограмм. Её создал Мюрей Боуель – американский психолог. Эта техника позволяет записать не только структуру семьи, но и верифицировать тот или иной тип взаимоотношений в семьях.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Например, роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь. Однако «мать» — это также цели, к достижению которых она стремится, а именно — воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения группы должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкции — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции — угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Один из членов семьи может быть участником сразу нескольких подсистем — родительской, супружеской, детской, женской и др.

Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэффективно.

Внешние и внутренние границы — это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни — супружеском, родительском, детской группе и др. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи, внутренние границы - структурированию ее психологического пространства, что в конечном итоге дает сильные импульсы к развитию. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.

Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости не приходят или очень редко), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы становятся размытыми.

Границы дают возможность отделиться от окружения, формируя идентичность (самобытность). Если внешние границы размытые, то семья похожа на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистемы внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Часто можно наблюдать подсистемы родителей и детей, а не смешанные детско-родительские.

В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В дисфункциональных семьях, для которых характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций, наблюдаются либо жесткие, либо размытые внутренние границы.

Семейные правила — это те основания, на которых строится жизнь семьи. Они позволяют ориентироваться в реальности и придают устойчивость личности и семье в целом благодаря тому, что каждый хорошо знает свои права и обязанности.

Различают правила: - гласные (проговариваются); негласные (известны всем членам семьи, но не проговариваются).

Нарушают семейное функционирование ригидные правила (жестко заданные и трудно изменяемые). Там, где их можно менять, заключать передоговор — семейная дисфункция наступает реже. Отсутствие семейных правил и норм также представляет серьезную опасность для психического здоровья. Многие дети и подростки с деликвентным поведением — выходцы из таких семей. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.

Стандарты (стереотипы) взаимодействия — это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. Примерами стандартов взаимодействия может выступать подшучивание членов семьи Друг над другом, подчеркнутое уважение, постоянное выражение недовольства и пр. В таких стереотипах, как правило, доминирует определенное эмоциональное отношение к члену (членам) семьи: обвинение, раздражение, принятие, восхищение, презрение, отчуждение, страдание, тревога и пр.

Семейные мифы — это сложные семейные знания, неосознаваемое взаимное соглашение между близкими. Синонимами семейного мифа являются понятия: «образ семьи», «образ мы», «верование», «убеждение», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология» .

«Образ семьи» представляет собой семейное самосознание как целостное интегрированное образование. Функцией семейного самосознания является регуляция поведения семьи. «Образ семьи» может быть адекватным и неадекватным. Если позиции родственников согласованы, дифференцированы и динамичны — это выражается в адекватном понятии «мы» и способствует регуляции жизни семьи как в целом, так и на уровне ее отдельных элементов (стиль супружеских и детско-родительских отношений, характер и правила индивидуального и группового поведения).

 

Неадекватный образ «мы» имеет форму семейного мифа. Его функция заключается в том, чтобы скрыть от сознания отвергаемую информацию о семье и о каждом ее члене. Таким образом, семейные мифы можно понимать как своеобразные защитные механизмы для поддержания единства в семьях. Семейный миф включает в себя согласованные селективные идеализированные представления о характере взаимоотношений в семье, которые камуфлируют имеющиеся у ее членов конфликты и неудовлетворенные потребности и создают наблюдаемый публичный образ семьи.

Семейный стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В разные периоды жизни семьи работают разные стабилизаторы.

Стабилизаторы выступают как важные факторы интеграции семьи. К стабилизаторам также можно отнести общее место проживания, общие материальные и духовные ценности, традиции и ритуалы, совместные занятия и развлечения, эмоциональные отношения между членами семьи и даже болезни и проблемы. Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В первом случае они способствуют удовлетворению потребностей семьи, во втором – препятствуют реализации ее функций.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.029 с.)