Психологич тестир и его роль в психодиагностике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологич тестир и его роль в психодиагностике



Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей дичности. Она изме­ряет определенные качества, ставит диагноз и на этой основе определяет положение диагностируемого среди других, исходя из выраженности изучаемых особенностей.

Психодиагностические методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопостав­ление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

В психодиагностике выделяют малоформализованные и вы-
сокоформализованные методики.

К малоформализованным относятся наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенно­сти и многое другое, что трудно выявить другими способами. Поскольку использование малоформализованных методов тре­бует высокого профессионализма, то применяются они совме­стно с методиками высокоформализованными, поскольку дают результаты, мало зависящие от личности психолога.

Малоформализованные методы дают возможность познако­миться с биографией человека и его жизненными ценностями, удовлетворенностью своим местом и ролью в коллективе. Лишь "на первый взгляд этот метод прост, он требует особого мастер­ства расположить к себе людей, уметь задавать вопросы и опре­делять степень искренности исследуемого.

Высокоформализованные методики — это тесты, анкеты, про­ективные методики и психофизиологические методики.

Показатели качества психодиагностических методик — на­дежность и валйдность. Надежность показываем, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять по­лучаемым результатам, а валйдность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.

В психодиагностике тест — проба, испытание, это кратковремен­ное, стандартизированное, задание,, позволяющее измерить уро­вень развития определенного психологического качества лично­сти. Существующее представление о доступности теста не соот­ветствует действительности. Анализ результата теста предполагает наличие социально-психологической культуры, даже если опре­деляются простейшие характеристики личности, объективно способствующие общению с людьми или достижению успеха. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным па­раметрам.

В зависимости от способов предъявления материала и испы­туемых вспомогательных средств вьщеляют и различные типы тес­тов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой, устно и письменно, вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербаль­ные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.

Различают тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.

Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризую­щих внутренний мир человека. Области применения как про­фессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:

1) самопознание — тесты формируют объективную оценку
личных и деловых качеств, корректируют стереотипы воспри­
ятия самого себя и других людей, определяют цели и средства
профессионального роста;

2) оценка взаимоотношений с близкими — тесты позволяют
оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать
себя защищенным;

3) оценка психологических проблем коллектива — тесты позво­ляют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.

Этические принципы д о

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного пред­приятия — между руководителем и подчиненными, между под­чиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Ме­жду сторонами того или иного вида делового общения сущест­вует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформули­ровать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в дело­вое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения со­держится в категорическом императиве И. Канта: Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом об­щении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными, ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию инте­ресов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и, во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправды­вающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически |правильный выбор и принять индивидуальное решение часто совсем непросто. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

 

7.Диалог как способ делового общения «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом.

Наиболее эффективной формой общения явл. Диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличить искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопросы себе и другим. Информационный вопрос относится к вопросам открытого типа и его следует строить так, чтобы он вызвал к жизни инф-ию, способную заинтересовать и сгруппировать вокруг себя различные мнения. Если вопрос рассчитан на «да» или «нет», он закрывает диалог и его нельзя считать инф-ым. Чтобы расширить рамки и обеспечить непрерывность открытого диалога, можно использовать зеркальный вопрос, который позволяет выходить за пределы смыслового поля, очерченного словами собеседника, т.е. обращаться к первооснове какой-то мысли или переживания, а иногда к причине, забытой собеседником. Технически зерк. вопрос состоит в повторении с вопросительной интон-ей части утверждения, только что произнесенной собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны. Зерк. вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждение, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог: они стремятся опережать высказывания партнера, не перебивая, а помогая ему. Эстаф. вопрос обнаруживает способность слушать и схватывать налету реплики партнера и провацировать его сказать еще больше, сказать по-другому и сверх того, что сказано.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.66.78 (0.007 с.)