Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитания по классификации л. И. Маленковой



Выделяют три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.

· Методы убеждения. Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию.

- информационные(когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);

- поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);

- дискуссионные(когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);

- взаимного просвещения(когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты).

· Методы организации жизни и деятельности учащихся. Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.

- Педагогическое требование (прямые(предписание, инструкция, приказание, указание...) икосвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...).

- Приучение

- Упражнение

- Создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик ставится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения...

- Пример

· Возвратно-оценочные методы воспитания. Их назначение – стимулирование положительных и торможение отрицательных качеств личности воспитанника.

По форме поощрения и наказания разнообразны:

- Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

- Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.

· Классификации методов воспитания М.И. Рожкова, Л.В. Байбародовой

- Интеллектуальная сфера. Убеждение и самоубеждение: рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж и т.д.

- Мотивационная сфера. Стимулирование и мотивация: Поощрение, наказание, соревнование, совет, доброжелательная критика, практическая помощь и т.д.

- Эмоциональная сфера. Внушение и самовнушение: этическая беседа, рассказ, беседа, игра, настрой, слово, мимика, жесты.

- Волевая сфера. Требование и упражнение: совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, проблемное задание, поручение.

- Сфера саморегуляции. Коррекция и самокоррекция: пример, самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, КТД, презентация, рефлексия.

- Предметно-практическая сфера. Воспитывающие ситуации и социальные пробы: дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая, поход, сочинение, игра, соревнование.

- Экзистенциальная сфера. Метод дилемм и рефлексия: рефлексия, дискуссия.

Основные группы методов воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека

- Общественный опыт: Виды отношений, Знания о системах общественных ценностей(Метод аксиоматических суждений, беседа, дискуссии, сочинения и т.п., темой которых становится аксиоматическое высказывание), Знания о мире (Рассказ- обоснование), Виды деятельности, средства и способы их организации, Знания о мире, создающие возможность адекватной реализации воспитанниками личностных ценностей.

- Личностный опыт и включенные в него личностные ценности: Методы свободного воспроизводства личностных ценностей и осмысления детьми своего социально-культурного опыта; Методы внутреннего стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» о принципах и задачах государственной политике в сфере образования

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый закон об образовании в России.

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Цель законопроекта

Обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в области образования, направленной на:

- приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;

- повышение эффективности механизма правового регулирования;

- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Сохранены принципы государственной политики, декларируемые в действующем Законе, добавлены новые принципы:

- включение российского образования в мировое образовательное пространство;

- обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности

- академические права и свободы;

- информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Из числа принципов исключены упоминания о приоритете общечеловеческих ценностей, воспитании любви к семье.

Смысл некоторых принципов государственной политики в области образования дополнительно конкретизирован: свобода в образовании, включая право выбора форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям человека;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией.

СТАТЬЯ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.007 с.)