Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия воспитательного процесса в высшем учебном заведении: задачи, направления, методыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Целью воспитательного процесса в высшей школе является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять определенный ряд объективной системы социальных ролей. Задачами воспитания являются цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: Инвариантные – общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. В русле гуманистического воспитания вуз ставит следующие задачи: ‒ мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии; ‒ приобщение личности к системе культурных ценностей; ‒ оказание помощи в построении личностных карьерных стратегий и развития творческого потенциала; ‒ раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали и культивирование профессионально значимых личностных параметров; ‒ развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности; ‒ воспитания уважения к законам страны и гражданским правам личности; ‒ формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору создания материальных благ; ‒ развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни. По мере взросления личность осваивает социальные роли в зависимости от своего потенциала и возрастных возможностей, что становится основанием для выделения возрастных вариативных задач. Они обязательно должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей. Основными направлениями воспитательной работы в высшем учебном заведении являются: √ гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения. правовой культуры, развитие общественно-политической активности); √ формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда); √ социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению); √ формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни); √ художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества; √ воспитание физической культуры и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму). В отличие от методов обучения, направленных на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков, методы воспитания представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания: І. Условно можно выделить две группы педагогического влияния: 1) методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную и отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание; 2) методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, когда у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с окружающими людьми. ІІ. По характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. ІІІ. Существует классификация, согласно которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. ІV. Выделяются также такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания. V. Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. На основе направленности в ней выделяют три группы методов: 1) методы формирования сознания (рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, инструктаж, внушение, диспут, пример и т. д.); 2) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (поручение, упражнение, воспитывающие ситуации и т. д.); 3) методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование и др.). V. В профессиональной педагогике сложилась следующая классификация методов: 1) методы организации коллектива – дисциплина (выработка норм и правил культурного распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу), самообслуживание (создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива), соревнование (стимулирование индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников), самоуправление, которое обеспечивает отношения взаимной ответственности и организаторских качеств при условии реальных прав и полномочий; 2) методы убеждения – информация, поиск информации ценностно-ориентированного характера, дискуссия, взаимное просвещение; 3) методы стимулирования – поощрение, наказание, требование, перспектива, общественное мнение. Среди методоввоспитания и формирования профессиональной культуры наиболее эффективными являются следующие: √ метод личного примера в поведении преподавателя; √ метод доверительного межличностного общения; √ проведение мероприятий за рамками учебного плана; √ поощрение; √ наказание; √ приучение к чему-то (культивирование чего-то) и др. Таким образом, воспитание представляет собойпроцесс становления, обогащения и совершенствования духовного мира человека и творческого овладения всей доступной культурой в конкретном социально-историческом контексте. Оно отражает триаду «знания – убеждения – практическая деятельность», которая реализуется благодаря многообразию методов воспитательного воздействия на студентов.
Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера В педагогическом коллективе» План 1. Особенности взаимодействия преподавателя и студента. 2. Авторитет преподавателя. Риски «терминаторного менеджмента». 3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента. 4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания. 5. Задачи, направления, методы воспитательного процесса в вузе.
Темы рефератов 1. Основные концепции воспитания. 2. Синергетика как инновационный подход к воспитанию в вузе. 3. Цель и задачи воспитания в высшем учебном заведении. 4. Основные направления воспитания студентов в процессе обучения и внеучебной деятельности. 5. Воспитательная работа в академической группе. 6. Роль и функции куратора академической студенческой группы. 7. Формы внеаудиторной работы со студентами. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «педагогическая власть»? В чем она выражается? В каких формах она может существовать? 2. В чем суть педагогики партнерства? Каковы ее преимущества в педагогическом взаимодействии? 3. Какие типы социально-дидактических отношенийсформировались в педагогической традиции? 4. Что такое авторитет? Назовите его основные части. Охарактеризуйте их. От чего зависит авторитет педагога-воспитателя? 5. Дайте характеристику социального и ролевого компонентов структуры авторитета. Какие еще компоненты Вы знаете? 6. Как называется вид ложного авторитета, когда педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания? 7. Каким термином обозначается в современной литературе управление, разрушающее авторитет преподавателя? Приведите примеры. 8. В чем суть знаниецентристской парадигмы воспитания? Сравните ее с культуроцентристской парадигмой? Почему на смену им пришла нетрадиционная личностно-гуманистическая парадигма воспитания? 9. Что представляет собой профессиональная культура специалиста? Какие факторы влияют на уровень формирования профессиональной культуры? 10. Какие принципы воспитания выработаны в современной педагогике? В чем суть принципа педагогической целесообразности? 11. Какие прогрессивные и реакционные тенденции выделяются в рационалистическом подходе к воспитанию? Проблемные задания 1. Каковы основные задачи гуманизации образовательно-воспитательной системы? Продолжите список: а) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям культуры, вероисповедания и языкам общения народов мира; б) осознание необходимости и возможности преодоления обезличивания, неуважения субъектов учебного процесса; предостережение от узкоутилитарной концепции образования, его направленность на личность как на цель образования, а не как на экономический фактор; в) … 2. Продолжите список видов ложного авторитета: а) авторитет мнимой доброты; б) авторитет педантизма; в)… 3. Сравните своецентристское и межсубъектное воспитание. В чем суть каждого из типов? Как социокультурная среда влияет на формирование типов воспитания? 4. Постройте рейтинговую шкалу трудностей в период адаптации первокурсников (от наибольшей к наименьшей): – негативные переживания, связанные с выходом из школы, где была моральная поддержка и помощь; – неопределенность мотивации выбора профессии; – недостаточная психологическая подготовка к профессии; – неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности; – отсутствие повседневного контроля педагогов; – поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; – устройство быта и самообслуживания при проживании в общежитии; – отсутствие навыков самостоятельной работы; – неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами, справочниками, данными. 4. Согласны ли Вы, что студенческое самоуправление – это деятельность студентов на уровне студенческой группы, факультета, общежития, вуза под руководством высшего органа студенческого самоуправления – общего собрания (конференции) студентов вуза? Какие вопросы в вузе, по Вашему мнению, должны решать сами студенты? Обоснуйте свое мнение. 5. Какие из форм студенческого самоуправления Вы считаете наиболее эффективными: сенат, парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т. п.? Обоснуйте свой выбор. 6. Принимали ли Вы участие в работе органов студенческого самоуправления? Считаете ли Вы, что органы студенческого самоуправления содействуют гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя? Какие недостатки в развитии студенческого самоуправления Вы могли бы отметить? Обоснуйте свой ответ. 7. Какие из задач студенческого самоуправления Вы считаете наиболее важными? – обеспечение и защита прав и интересов студентов, прежде всего относительно организации учебного процесса; – обеспечение исполнения студентами своих обязанностей; – содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов; – содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов; – содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам; – организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и с молодёжными организациями; – содействие трудоустройству выпускников; – участие в решении вопросов международного обмена студентами. Почему? Обоснуйте свой ответ. 8. Как Вы считаете, на каком уровне может осуществляться студенческое самоуправление: на уровне курса, специальности, студгородка, структурных подразделений высшего учебного заведения? Как это может зависеть от контингента студентов, типа и специфики вуза? Обоснуйте свой ответ. Задания для самостоятельной работы 1. Напишите эссе на тему «Терминаторный менеджмент». Проблемная ситуация для осмысления: профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечеткая грань, за которой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью. У студентов наступает ответная реакция: он пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. 2. Подготовьтесь к дискуссии «Постмодернистские черты в образовательной среде». Проблемы для обсуждения: √ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка). √ Авторитет приобретает «личностный» характер. Педагог, который теперь не является воплощением Истины и Знаний, теряет свой институциональный авторитет, возникающий из самого факта признания роли наставника. Педагог уже не воспринимается в роли «трансмиссийного паса», который несет студентам абсолютную мудрость, истину и знания, требуя взамен уважение и послушание. √ Педагог не может теперь выступать и в роли «управляющего демократа», который манипулирует студентами ради достижения заранее заданных целей. Он пытается создать условия для «образовательного диалога», где вместе со студентами будет искать путь в сложном мире. √ Гибель традиционного субъекта (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка). Если модернизм провозглашает идею ценности «Я», то постмодернизм – идею его расщепления (ино-, поли-, бес-субъектность). √ Идеи западного постмодернизма – это порождение определенной стадии развития одной из мировых культур, которая в определенных аспектах не совпадает с нашей украинской. Поэтому нельзя весь запал критики переносить на науку, культуру и образование Украины. Конечно, нельзя не согласиться с постмодернистами в их позитивно-эвристических аспектах критики претензий социальных наук на «абсолютную истину», совершенство, безграничность использования предложений и выводов. √ Следует признать, что целесообразно было бы расширить и разнообразить образовательное пространство, дополнить примитивные однолинейные задания проблемными с множеством ответов и решений, поддерживать «нестандартность» и оригинальность мышления, богатство и разнообразие природного и культурного наследия и т. д. √ В то же время нужно быть осторожным с переходом на полную свободу выбора студентами собственных «путей развития», культивированием сомнений и релятивизма на всех этапах обучения и воспитания. Это может быть полезно, но не для всех и не на всех уровнях образовательной системы. В противном случае легко сформировать нигилизм и полное отторжение от культуры и опыта наших предков, недоверие к точным наукам, увлеченность всеми религиями мира и сектантскими учениями. √ В целом, постмодернистские идеи можно воспринимать как переходное состояние, когда постмодернизм успешно разрушает стороны и элементы предыдущей эпохи, но не может предложить новую методологию преобразования мира. (Группа разбивается на две части: в соответствии с достоинствами и недостатками постмодернистских подходов к образованию).
Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе» Вариант 1. 1. В чем суть педагогической парадигмы образования? 2. Какие профессиональные способности должен иметь педагог? 3. Какие способности преподавателя относятся к мажорным? 4. Что такое педагогическая техника? Вариант 2. 1. На что ориентирует акмеологическая парадигма образования? 2. Дайте характеристику экспрессивных умений преподавателя. 3. Какие морально-духовные качества должен иметь преподаватель? 4. В чем проявляются творческие аспекты деятельности преподавателя?
Вариант 3. 1. В чем суть коммуникативной парадигмы образования? 2. Выделите основные группы профессиональных способностей педагога. 3. Какие способности преподавателя относятся к психомоторным? 4. Какие социально-педагогические качества должен иметь преподаватель?
Вариант 4. 1. На что ориентирует андрагогическая парадигма образования? 2. Дайте характеристику перцептивных умений преподавателя. 3. Что включают психолого-педагогические умения преподавателя? 4. Какова структура авторитета преподавателя?
Литература, рекомендованная к модулю 2 1. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства / И. П. Андриади. – М.: Академия, 2005. – 160 с. 2. Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях /Е. В. Астахова. – Харьков, 1999. 3. Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики / Л. О. Бєлова. – Х.: Вид-во НУА, 2004. 4. Бандурка А. М. Основы психологии управления: учеб. / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. – Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. – 528 с. 5. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. 6. Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: Підручник за модульно-рейтинговою системою навчання для студентів магістратури / С. С. Вітвицька. –Київ: Центр навч. л-ри, 2006. – 384 с. 7. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: монографія: в 2 т. / Н. Ф. Вишнякова – Т. 1: Психология развития творческой личности взрослого человека. –2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Дэбор, 1999. – 300 с. 8. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. – М.: ИнтерДиалект+, 1997. 9. Глобальные проблемы человечества как фактор трансформации образовательных систем / под общ. ред. В. И. Астаховой– Харьков: Изд-во НУА, 2008. 10. Глоссарий современного образования / [сост.: Астахова В. И. и др.]; под общ. ред. Е. Ю. Усик; Нар. укр. акад – Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с. 11. Заньковский А. Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Заньковский. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с. 12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура» / М. Кастельс. – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000. 13. Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Харьков: Изд-во НУА, 2003. 14. Лукашевич Н. П. Социология образования: конспект лекций / Н. П. Лукашевич; МАУП – К.,1997. 15. Мистецтво бути викладачем: практ. посіб./ А. Брінклі, Б. Десантс, М. Флемм та ін.; за ред. О. І. Сидоренка. – К.: Навч.-метод. центр «Консорціум з удосконалення менеджмент-освіти в Україні», 2003. – 144 с. 16. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. – (Педагогическое образование). 17. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред. З. Н. Курлянд. – 3-є вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с. 18. Подольська Є. А. Освіта як чинник розвитку особистості в социокультурному контексті / Є. А. Подольська, В. М. Назаркіна, А. О. Яковлєв. – Х.: Золоті сторінки, 2002. 19. Подольская Е. А. Вища освіта як ресурс кар’єрного зростання молоді / Е. А. Подольская, Н. В. Шевченко // Вісник Харк. нац.. ун-ту. 800′ 2008. – Х.: ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2008. – Вип. 22.: Соціологічні дослідження сучасного суспільства: методологія, теорія, методи. – С. 167–172. 20. Подоляк Я. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Я. В. Подоляк. – Харьков, 2008. – 176 с. 21. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004. – 432 с. 22. Семенова А. В. Розвиток професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання (інтерактивний тренінг): навч.-метод. посіб. / А. В. Семенова. – О.: СВД Черкасов М. П., 2006. – 130 с. 23. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. / А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-е вид., перероб. і доп – К.: Знання, 2005. – 298 с. 24. Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г. В. Скок.; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. – М.: Рос. педаг. агентство, 1998. – 102 с. 25. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания /Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина– М., 2003. 26. Шевчук О. Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика / О. Л. Шевчук. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2004. – 232 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.151 (0.012 с.) |