Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и критерии педагогических инноваций

Поиск

 

Решение проблем освоения, расширения и внедрения инноваций в системе образования является предметом педагогической инноватики как нового междисциплинарного научного направления, изучающего актуально значимые и системно организующие инновационные процессы, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на ее развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства.

В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов.

Инновация (от лат. in – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения. Один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Анализ процессов обновления образовательного пространства свидетельствует о трех основных подходах к их осуществлению.

1. На макроуровне происходит парадигмальное обновление всей системы образования вообще. То есть как системы, основными компонентами которой являются дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессиональное, высшее и последипломное образование.

В зависимости от характера образовательной политики государства, от уровня развития культуры, системы общечеловеческих ценностей и т. п. сформировались различные модели образования, которые четко отражали сущность парадигм в соответствии с предложенной реализацией:

традиционная модель образования предлагает реализацию «знаниевой» парадигмы;

рационалистическая модель образования – «технократической» парадигмы;

феноменологическая модель образования – «гуманистической» и «человекоориентированной» парадигмы;

государственно-ведомственная модель – «социетарной» парадигмы.

2. На мезоуровне – обновление образовательного процесса каждого составного компонента системы, который отражает его характерные особенности. Компонентное обновление системы образования осуществляется за счет обновления таких направлений: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

3. На микроуровне – обновление отдельных элементов (целевого, содержательного, процессуального, оценочного и т. д.) педагогического процесса, то есть целей, содержания, методов и технологий, форм организации и управления, стилей педагогической деятельности.

Путь внедрения педагогической инновации достаточно сложный и продолжительный. Сначала формулируется философия инновации, которая потом конкретизируется в основных категориях (элементах) учебного процесса:

целевая составляющая влияет на структуру и содержание учебного плана и программы как отдельной дисциплины, так и всего комплекса учебных дисциплин;

содержательная составляющая влияет на содержание и структуру как отдельных учебных дисциплин, так и на образование в целом;

процессуальная составляющая влияет как на структуру учебно-познавательной деятельности студентов, так и на структуру профессиональной деятельности педагога;

технологическая составляющая влияет как на структуру и содержание методических пособий, так и на всю методическую работу;

оценочная составляющая влияет на систему дидактических средств.

Инновации конкретизируются как в каждом отдельном компоненте учебно-воспитательного процесса (целевом, содержательном, процессуальном, технологическом, оценочном), так и в целостной конструкции этого процесса. Целостная конструкция инновационной системы имеет свой системообразующий фактор. Например:

▪ исследовательская система – базируется на принципе индивидуализации обучения, самостоятельной исследовательской работы;

▪ проектная система (метод проектов) – формирование компетенций, приобретение знаний и навыков в процессе планирования и выполнения практических заданий, подготовки кейсов и т. п.;

▪ интегрированная (комплексная) система – обучение по темам-комплексам, освоение смежных курсов; обучение в условиях сотрудничества базируется на совместной деятельности, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов и увлечений;

▪ вальдорфская система – обучение на антропософских основаниях, понимание развитие человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

‒ в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

‒ в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

‒ в систему контроля и оценки уровня образования;

‒ в систему финансирования;

‒ в учебно-методическое обеспечение;

‒ в систему воспитательной работы;

‒ в учебный план и учебные программы;

‒ в деятельность преподавателя и студента.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

1) по видам деятельности:

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

2 ) по срокам действия:

– кратковременные;

– долговременные;

3) по характеру изменений:

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

4) по масштабам изменений:

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого;

5) по масштабу использования:

– единовременные (осуществляются один раз);

– диффузные (повторяющиеся);

6) по источникам возникновения:

– внешние (за пределами образовательной системы);

– внутренние (внутри образовательной системы);

7) по методам осуществления:

– авторитарные;

– либеральные;

– административные;

– инициативные.

Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

Инновационные преобразования в педагогике могут проводиться по следующим направлениям:

√ разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

√ совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

√ обновление содержания образования;

√ формирование компетенций специалистов в ответ на вызовы современности;

√ проектирование новых моделей образовательного процесса;

√ разработка новых технологий обучения и воспитания;

√ улучшение подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации;

√ разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

√ мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

√ разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.

3. Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.

4. Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.

6. Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.

7. Расчет практической значимости и эффективности.

8. Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов, поскольку лжеинновациями могут быть формальная смена вывесок образовательных учреждений, преподнесение подновленного старого как принципиально нового, копирование творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Барьерами для инновационных процессов в сфере образовательных услуг могут выступать такие явления:

– консерватизм определенной части педагогов (особую опасность имеет консерватизм администрации и органов управления);

– завышенные самооценки, следование принципу «У нас и так все хорошо»;

– отсутствие креативных сотрудников, творческих педагогов, экспериментаторов;

– дефицит финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций;

– неблагоприятная социально-психологическая атмосфера (зависть сотрудников, осуждение инициативы, злословие и т. п.).

Среди проблем внедрения инновационных технологий выделяются следующие:

▪ ригидность мышления;

▪ неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров, недостаток педагогических знаний и опыта;

▪ необходимость формирования психологических качеств педагогов;

▪ слабая и практически отсутствующая технически-информационная база;

▪ невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации в связи с недостаточным финансированием.

Возможные пути решения проблем внедрения инноваций:

√ Обобщение и распространение опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации.

√ Доступность и возможность выхода в информационную сеть для каждого педагога учебного учреждения.

√ Компьютеризация учреждений дополнительного образования.

√ Формирование государственной поддержки и позитивного отношения населения к инновационным процессам в образовании.

Инновационным принято считать такое образовательное учреждение, в котором ведущими характеристиками являются следующие:

‒ педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

‒ учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности;

‒ улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы;

‒ организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов;

‒ продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиа-систем.

Именно эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения.

Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений выглядят следующим образом:

1) по цели:

для традиционного – передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта;

для инновационного – содействие самореализации и самоутверждению личности;

2) по ориентации:

для традиционного – на потребности общества и производства;

для инновационного – на потребности и возможности личности;

3) по принципам:

для традиционного – идеологически трансформированы;

для инновационного – научные объективные;

4) по содержанию образования:

для традиционного – разрозненные предметы со слабо выраженными межпредметными связями;

для инновационного – гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности;

5) по ведущим методам и формам:

для традиционного – информационно-репродуктивные;

для инновационного – творческие, активные, индивидуально-дифференцированные;

6) по отношениям обучаемых и обучающихся:

для традиционного – субъект-объектные;

для инновационного – субъект-субъектные;

7) по роли преподавателя:

для традиционного – источник и контроль знаний, наставник, «гуру»;

для инновационного – консультант, помощник, руководитель проекта;

8) по основным результатам:

для традиционного – уровень обученности и социализированности;

для инновационного – уровень компетентности, личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации.

Инновационные знания содержат в себе такие познавательные компоненты, как:

полезность (умение оценить применение знания; это не просто субъективная значимость, но и признание культурных традиций и социальных установок);

диспозиционность (соотношение знания с окружающим миром, с предметными сторонами деятельности; в то же время это герменевтично субъективный синтез, ведь студент осмысливает себя через свои знания);

инструментальность (способность использовать знание в конкретных ситуациях и самостоятельно получать знание).

Наиболее активные методы, интенсифицирующие образовательный процесс, обозначаются термином «спонтанные инновации». Они позволяют педагогу-инноватору достигнуть творческой обстановки при подготовке и в ходе проведения занятий, эффективно решать проблему целеполаганий обучения и воспитания. Очень значимым результатом применения спонтанных инноваций является создание условия и предпосылок формирования инновационного мышления у обучаемого, качественного познания теоретического материала и овладения креативностью в развитии практических навыков.

Факторами творческого саморазвития педагога-новатора могут выступать следующие:

І. Психологические – стремление к профессиональному росту, творческая инициатива, профессиональная компетентность, способность к самоанализу, интерес к педагогическим инновациям, высокий творческий потенциал, способность к видению и решению психологических проблем, способность к самоорганизации и самоуправлению, интеллектуальность, высокий уровень общей культуры, осознание своих достоинств и недостатков.

ІІ. Профессионально-педагогические – стремление к высоким результатам своего труда, творческий потенциал, интерес к новым идеям в области педагогики и психологии, способность к сотворчеству со студентами и коллегами, интерес к новым технологиям обучения и воспитания, умение перенимать и перерабатывать опыт других, педагогическое мастерство, склонность и стремление заниматься экспериментально-исследовательской работой.

ІІІ. Организационно-педагогические – стремление и возможность повышения квалификации, хорошая организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении.

Педагогические инновации могут быть довольно успешными при использовании различных приемов, а именно:

– экспертная группа;

– педагогическая разминка;

– оператор работы с магнитофоном;

– диалог;

– спор рядов;

– подготовка и прослушивание обзоров литературы по теме научных работ;

– генезис проблемы;

– анализ конспектов;

– «программированное обучение»;

– «музыкальное поощрение».

Среди важных средств обучения выделяются нестандартные занятия, так как они формируют у студентов устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

В учебно-воспитательном процессе активно используются также формы, которые позволяют вызывать повышенный интерес, удивление и радость. Фасцинация (от лат. fascino – зачаровывать, околдовывать) – способность демонстрационного коммуникативного сигнала приковывать внимание, вызывать восхищение, восторг, симпатию, очарование, шок, испуг, экстаз. При этом отключается какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более критика.

Для этого используются следующие приемы:

▪ полное (откровенная ложь) или частичное (подтасовка фактов, подмена понятий) искажение информации;

▪ утаивание информации от полного умолчания о каких-либо фактах и значимых событиях и до частичного их освещения, иногда это делается для создания имиджа активиста, отличника;

▪ особая компоновка сведений так, чтобы следовал однозначный и нужный для педагога вывод;

▪ выбор конкретного момента подачи информации;

▪ предъявление материала в «сыром», несистематизированном виде или мелкими порциями, где трудно проследить связь;

▪ воздействие на психологические механизмы, которые «запускают» типичное поведение какого-то студента («ябеда», «выскочка» и т. д.)

Существуют фасцинационные знаки, полезные для учебного процесса:

‒ улыбка;

‒ различные символы: значки, медали на лацкане пиджака или блузе;

‒ сложные и красивые наглядные пособия;

‒ быстрая и энергичная подача учебного материала;

‒ речевая экспрессия;

‒ шутки, притчи, анекдоты, неожиданные сравнения, проявление артистических способностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.38 (0.009 с.)