Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие педагогических технологий.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения продукта с заранее заданными свойствами, а также совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. В педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология», но которые можно свести к трем основным подходам: 1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»; 2. Как совокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.); 3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в. В технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения. Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. Такой целью в профессиональном образовании является сегодня формирование компетентного специалиста. Компетентность можно, но сложно диагностировать. Эта диагностика будет иметь существенные отличия для каждого направления и профиля подготовки. Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.
2. Педагогические и информационные образовательные технологии
В системе профессионального образования, «технология» формирует у студентов систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности. Чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность образования и технологичность дисциплины. Она венчает образование не только, в том смысле, что аккумулирует знания всех дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощают в созданных предметах окружающего мира. Международный опыт убеждает в том, что качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования. Опираясь на анализ советской профшколы и современной России, следует отметить, что этому вопросу всегда уделялось большое внимание как органами управления образованием всех уровней, так и самими учреждениями профобразования. К сожалению, результат не всегда был таким, каким хотелось бы иметь. В советский период работала технология "доводки" качества знаний, умений и навыков будущих рабочих и специалистов непосредственно на государственных предприятиях. В рыночных условиях эта технология уже не срабатывает, владельцы малых и крупных предприятий не нуждаются в неквалифицированных кадрах и не собираются быть меценатами их обучения. При этом на рынке труда ощущается потребность в творческой активности специалиста. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущих специалистов, предполагающих использование разнообразных информационных и коммуникационных средств обучения. Инновационные технологии в профессиональном образовании подразумевают и внедрение новых методов организации профессионального образования различных уровней. Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создать такие психологические условия, в которых студент занимал бы активную позицию и в полной мере мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Интерактивные технологии обучения В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, её модельного представления в обучении. Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний обучающимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными: докладчик, содокладчик, оппонент, эксперт, ассистент и др. Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе обучающихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: обучающиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы). Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей: - постановка проблемы; - формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, - пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии; - обсуждение проблемы в микрогруппах; - представление результатов обсуждения перед всей учебной группой; - продолжение обсуждения и подведение итогов. «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение обучающихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в ПОУ. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и её развитие. Технология дидактической игры состоит из трёх этапов: подготовка, проведение, анализ. Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на её модели способствует системному, целостному освоению профессии. Стажировка с выполнением должностной роли - активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем мастера (преподавателя) определённых действий в реальных производственных условиях. Имитационный тренинг предполагает отработку определённых профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажёры, приборы и т. д.). Технологии проектного обучения Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесён в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в ПОУ, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа: исследовательский (поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор конструкции и материалов, разработка конструкторско-технической документации по организации рабочего места); технологический (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической безопасности); заключительный (контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов). Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги). Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Компьютерные технологии Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: - средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; - средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; - средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; - универсальным тренажёром для приобретения навыков практического применения знаний; - средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения; - одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого. На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, колирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext - «сверхтекст»), или гипертекстовая система, - это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации следующих педагогических целей: - развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; - реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества; - интенсификация образовательного процесса в ПУ. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором обучающиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.
3. Проблема использования педагогических и информационных технологий в профессиональном образовании.
Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Причем в настоящее время востребованы не просто документы о профессиональном образовании, а их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать. Как свидетельствует практика, обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развить компетентности, поэтому нужна перестройка учебного процесса, использование педагогами интенсивных интерактивных технологий обучения: игр, тренингов, кейсов, проектирования и других, потому что именно они развивают базовые компетентности студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки. Понимание педагогами профессионального образование эффективности использования таких технологий в обучении существует, однако только не более 25 % преподавателей применяют активные методы обучения в своей работе. Такой незначительный уровень использования инновационных педагогических технологий объясняется отсутствием популярных изданий, содержащих теоретическую информацию и практические разработки по применению. Большинство пособий или посвящены только теоретическим вопросам, или представляют собой набор иллюстраций, в которых трудно разобраться, не владея теорией, или посвящены какой-то одной технологии, например тренингу, а преподаватель не уверен, что ему подходит именно эта технология. Многие авторы практических разработок не стремятся к тому (или не ставят такую задачу), чтобы по предложенному ими описанию блок-структуры или сценарию могли работать начинающие преподаватели. Хорошие издания, как правило, выходят минимальным тиражом и не рассчитаны на широкого потребителя, а отсутствие авторских прав на практические разработки по использованию технологий привели к плагиату и некорректному их использованию, вследствие чего многие авторы-разработчики не публикуют свои наработки, имеющие спрос на рынке образовательных услуг. Сложности внедрения педагогических технологий связаны также с необходимостью использования технических средств обучения, в т.ч. и дорогостоящего оборудования. Неудачи внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, чего ему не хватает для этого, - это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых знаний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Лекция № 7 Проблемы профессионального самоопределения молодежи План 1. Профессиональное самоопределение личности. 2. Социальные аспекты профессионального самоопределения 3. Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.01 с.) |