Семинар 1. Педагогика как наука. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Педагогика как наука. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук.



Планы семинаров

 

 

Семинар 1. Педагогика как наука. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук.

1. Педагогика как наука, её основные категории.

2. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

3. Система педагогических наук.

4. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук.

Самостоятельная работа

1. Какое из приведённых ниже утверждений наиболее правильно определяет педагогику?

 

А. Педагогика изучает закономерности развития ребёнка

и определяет пути его воспитания.

 

Б. Педагогика занимается изучением вопросов обучения

подрастающего поколения.

 

В. Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека.

 

Г. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя

на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

2. Составьте схему «Система педагогических наук».

3. Составьте таблицу «Взаимосвязь педагогики с другими науками»

Наука Прямая связь с педагогикой (как данная наука влияет на педагогику, как в педагогике используются научные разработки данной науки) Обратная связь (как педагогика влияет на данную науку)
     

 

Семинар 2. Педагогические основы профессионального становления педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

1. Основные источники профессионального становления педагога.

2. Профессиональная культура педагога профессионального обучения, её основные компоненты.

3. Педагогическое творчество как форма профессиональной самореализации педагога.

4. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

5. Проблемы инновационно-педагогической деятельности.

Самостоятельная работа

1. Заполните логическую схему. Воспользуйтесь изданием: Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002. С. 12.

 


2. Заполните таблицу. Воспользуйтесь изданием: Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002. С. 33-35.

 

Профессионально-педагогическая культура

 

Название компонента профессионально-педагогической культуры Содержание компонента профессионально-педагогической культуры
   

 

3. Заполните логическую схему. Воспользуйтесь изданием: Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А. С. Роботовой. – М., 2004. С. 175-185.

                                                   
   
Источники самообразования
 
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Семинар 3-4. Методология педагогики. Методы и организация педагогического исследования.

1. Методология педагогики.

2. Методы педагогического исследования, их классификация, условия выбора.

3. Методы изучения педагогического опыта.

4. Методы теоретического исследования.

5. Математические методы.

6. Организация педагогического исследования.

 

Самостоятельная работа

1. В чём состоит отличие дескриптивной и прескриптивной форм методологии? (См.: Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002. С. 81.)

 

 
 

 

2. Какое из наблюдений можно отнести к методу педагогического исследования?

 

А. Дежурный учитель наблюдает за порядком в школьной

столовой.

 

Б. Педагог ведёт наблюдение за развитием школьников

при изучении отдельных тем курса.

 

В. Классный руководитель наблюдает за опрятностью

одежды школьников.

 

Г. На экскурсии учитель биологии вместе с учениками

наблюдает за поведением муравьёв.

 

3. Заполните таблицу.

 

Сравнительная характеристика беседы и анкетирования

как методов педагогического исследования

 

Название метода Беседа Анкетирование
Сущность метода    
Достоинства    
Недостатки    

 

 

4. Раскройте сущность основных этапов педагогического эксперимента (воспользуйтесь изданием: В. А. Сластенин и др. Педагогика. – М., 2002. С. 96):

а) теоретический _____________________________________________

 
 

б) методический ______________________________________________

 
 

в) опытный ___________________________________________________

 
 

г) аналитический ______________________________________________

 
 

 

 

5. Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?

 
 
 
 

 

6. Исходя из логики педагогического исследования, сформулируйте задачи, ведущие к достижению цели: выявление условий развития интереса к учению. В качестве образца для рассуждений используйте материал из учебного пособия: Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000. С. 42.

 
 
 
 
 

 

 

Семинар 5. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития.

1. Понятие о педагогическом процессе.

2. Движущие силы педагогического процесса.

3. Состав и структура педагогического процесса.

 

Самостоятельная работа

Темы для подготовки к дискуссии.

1. Диплом или владение профессией?

2. Надо ли воспитывать профессионала? Или главное – профессиональные знания и умения?

3. Педагогическое невмешательство в жизнь ученика – тактичность или равнодушие?

4. Если ко всем ученикам относиться одинаково, то в чём проявляется индивидуальный подход?

Семинар 6. Цели образовательного процесса, закономерности и принципы обучения.

1. Образование как ценность, процесс и сложная система взаимодействий людей и материальных средств.

2. Цель образовательного процесса. Взаимосвязь развития и социализации личности в образовательном процессе.

3. Закономерности обучения.

4. Принципы обучения.

Самостоятельная работа

 

1. Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте пять любых принципов, заполняя таблицу.

 

Принцип обучения Сущность принципа Некоторые правила принципа
     

 

2. К какому принципу обучения относятся правила: от лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному? [1]

А. Научности.

Б. Наглядности.

В. Прочности результатов обучения.

Г. Доступности.

 

3. К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?

А. Воспитывающего обучения.

Б. Систематичности и последовательности.

В. Научности.

Г. Связи теории с практикой

 

4. К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?

А. Прочности результатов обучения.

Б. Связи обучения с жизнью.

В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Г. Наглядности.

 

5. Докажите, пользуясь конкретными примерами, что принципы обучения основываются на его закономерностях.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Заполните таблицу «Взаимосвязь преподавания и учения в учебном процессе», пользуясь изданием: Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996. С. 201-202.

Взаимосвязь преподавания и учения в учебном процессе

 

№ п/п Преподавание (деятельность учителя) Учение (деятельность учащихся)
     
     
     
     
     
     
     

 

7. Дайте определения следующим дидактическим понятиям.

 

Знания – это ________________________________________ __________ _______________________________ _____________________ ________________ ________________ ______________________________ ______________________

Умения – это ________________________________________ ___________ _________________________________________ ________ ___________________ _____________ _______________________________ _______ _________________

Навыки – это ___________________________________ ________________ ___________________ _______________________ __________________________ _________________________ _________ __________________________________

 

8. Докажите тезисы, характеризующие функции современного образования. Воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб, 2001. С. 63-67

Образование является одним из оптимальных способов вхождения человека в мир науки и культуры. _____________________________________

 
 

Образование обеспечивает социализацию человека и преемственность поколений. ________________________________________________________

 
 
 

Образование является активным ускорителем культурных перемен, преобразований в общественной жизни и отдельном человеке. ___________

 
 
 

 

Самостоятельная работа

 

1. Заполните таблицу «Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся» (Классификация М. Н. Лернера, И.Я.Скаткина).

Классификация методов обучения

по характеру познавательной деятельности учащихся

 

Название метода Сущность метода Достоинства Недостатки
       

 

2. Заполните таблицу «Классификации методов обучения».

 

Классификации методов обучения

 

Классификации. Авторы. Методы обучения
Бинарная классификация М. И. Махмутова  
  1. Искусственные (школьные) 2. Естественные (окказиальные)
  1. Практические 2. Наглядные 3. Словесные
По назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов)  
Полинарная классификация Л. Клингберга  

 

3. Достройте логическую схему, изображающую полинарную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского.

 


4. Перечислите методы обучения, относящиеся к этим группам:

Словесные методы: ___________________________________________ ____________________________________ ______________________________

Наглядные методы: ____________________________________________ ________________________ __________________________________________

Практические методы: _________________________________________ _________________________________________________________________ _

 

5. Приведите примеры применения индуктивного и дедуктивного методов обучения при изучении нового материала. ____________

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

6. Проставляя цифры «1», «2», «3» в пустых прямоугольниках, расположите методы обучения в порядке убывания их эффективности…[2]

 

…для формирования умений и навыков:

ƒ работа с книгой, ƒ упражнение, ƒ иллюстрация;

…для побуждения к проявлению самостоятельности, инициативы:

ƒ беседа, ƒ рассказ, ƒ познавательная игра;

…для развития способности выражать свои мысли:

ƒ лекция, ƒ работа с книгой, ƒ дискуссия.

7. Приведите примеры, иллюстрирующие соотношение понятий «метод обучения», «приём обучения» и «средство обучения». ____________________

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Самостоятельная работа

Подготовка к дебатам «Дистанционное образование: за и против».

 

Семинар 11. Основные задачи, структура и организационные особенности начального профессионального образования.

1. Задачи и особенности содержания начального профессионального образования.

2. Структура начального профессионального образования в РФ.

3. Профессиональное училище как основной тип учреждения начального профессионального образования.

4. Профессиональный лицей.

 

Самостоятельная работа

Подготовьте по материалам современных публикаций доклад «Опыт работы профессионального лицея» (на конкретных примерах).

 

Семинар 12-13. Основные задачи, структура и организационные особенности среднего профессионального образования.

1. Задачи и особенности содержания среднего профессионального образования.

2. Структура среднего профессионального образования в РФ.

3. Колледж как инновационное образовательное учреждение повышенного типа.

 

Самостоятельная работа

Подготовьте по материалам современных публикаций доклад «Опыт работы колледжа» (на конкретных примерах).

 

Семинар 14. Специфика, содержание и виды дополнительного профессионального образования.

1. Особенности дополнительного образования.

2. Виды дополнительного профессионального образования.

3. Основные типы профессиональной переподготовки специалистов.

4. Основные виды повышения квалификации.

5. Самообразование как процесс индивидуального дополнительного образования.

6. Основные формы дополнительного профессионального образования.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

1. Заполните таблицу.

Признаки государственного и общественного управления образованием в РФ

 

Признаки государственного управления Признаки общественного управления
   

 

2. К какому принципу управления образовательными системами относится требование охвата контролем всех направлений работы школы? Обведите кружком букву, соответствующую правильному варианту ответа.[3]

А. Демократизации и гуманизации управления.

Б. Рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении.

В. Единства единоначалия и коллегиальности в управлении.

Г. Объективности и полноты информации в управлении.

 

3. Объясните сущность принципов управления образовательными системами, заполняя таблицу.

Принцип Сущность принципа
Принцип демократизации и гуманизации управления  
Принцип систематичности и целостности  
Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации  
Принцип единства единоначалия и коллегиальности  
Принцип объективности и полноты информации  

 

4. Объясните сущность следующих характеристик системы образования.

Многоступенчатость _________________________________________ ___________________________ ____________________________________ ____________ ____________________________________________________

Многопрофильность _________________________________________ ___________________________ _____________________________________ ____________ ____________________________________________________

Разветвлённость ___________________ _________________________ ___________________________ _____________________________________ ____________ ____________________________________________________

 

4. Системообразующими факторами образовательной системы являются…

А. …Участники целостного педагогического процесса.

Б. …Функции управления.

В. …Цели и результаты деятельности.

Г. …Компоненты управленческой культуры руководителя.

 

Самостоятельная работа

 

1. Заполните логическую схему, отражающую один из возможных вариантов взаимодействия функций внутришкольного управления.

 

 

 


2. Объясните сущность развёрнутого, краткого и аспектного анализа урока, выделяя их отличия. __________________________________________

 
 
 

 

3. Определите, к каким из управленческих функций относятся эти действия.

 

 
 


Подбор исполнителей, их распределение по местам работы.

 
 


Объяснение учителю допущенных им на уроке методических ошибок, рекомендации по их устранению.

 
 


Наблюдение объекта управления.

 
 


Определение путей достижения цели и формулирование задач.

 

Определение обоснованности целей деятельности, целесообразности её содержания и организационных форм.

 
 


Прогнозирование результата предстоящей деятельности.

 

Конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение цели.

 
 


Разрешение конфликтов в педагогическом коллективе.

 
 


Расчленение системы на составные части.

 
 


Внесение изменений в план работы в процессе его осуществления.

 

1. Педагогический анализ. 4. Организация.

2. Целеполагание. 5. Контроль.

3. Планирование. 6. Регулирование.

 

4. Объясните сущность предварительного, текущего и итогового контроля. _______________________________________________________________

 
 
 

 

5. В чём состоит отличие тематического контроля от фронтального?

 
 
 
 

 

 

Семинар 20. Актуальные проблемы воспитания и образования.

1. Современные парадигмы образования как отражение актуальных проблем воспитания и обучения.

2. Когнитивная (традиционная) парадигма образования.

3. Личностно-ориентированная парадигма образования.

4. Функционалистская парадигма образования.

5. Культурологическая парадигма образования.

6. Сущность Болонского процесса. Участие России в Болонском процессе.

 

Самостоятельная работа

1. Тема для дискуссии: Специалитет или двухуровневой высшее образование?

2. Презентация парадигм образования (защита проектов).

 

Литература

 

Основная:

1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304с.

2. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с.

3. Закон РФ об образовании [Текст]. – М., 2003.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова: Учебник. – М.: Гардараки, 2004.

5. Краевский, В.В. Методология педагогики [Текст] / В.В. Краевский: новый этап: учеб. пос. для студ-ов вузов. - М.: Академия, 2008.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

7. Педагогика [Текст] /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 2000.

8. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.

9. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 1 [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.

10. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 2. [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.

11. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин.. – М., 2003.

12. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской: Учебник для вузов – СПб: «Питер», 2001. – 544с.

Дополнительная:

1.Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

2.Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре [Текст] / А.Н. Дахин // Школьные технологии, 2006. – №5. – С.35-44.

3.Мясников, В., Найденова, Н. Компетенции и педагогические измерения [Текст] / В. Мясников, Н. Найденова //Народное образование, 2006. – №9. – С. 147-151.

4. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин //Педагогика. – 2003. - № 4. С. 21-26.

5. Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом [Текст] В.А. Кальней //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - № 4. – С. 21-27.

6. Кирикова, З.З. Педагогическое проектирование в контексте социального проектирования [Текст] / З.З. Кирикова //Образование и наука. – 2003. - № 3. С. 122-127.

7. Савенков, А.И. Исследование обучения и проектирование в образовании [Текст] / А.И. Савенков //Школьные технологии. – 2004. - № 4.

8. Шрейнер, Р.Т. О методологических аспектах разработки оптимальных педагогических проектов [Текст] / Р.Т. Шрейнер //Образование и наука. – 2002. - № 2.

9. Яковлева, Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта [Текст] /Н.О.Яковлева //Образование и наука. – 2002. - № 6. – С. 3.

10. Яковлева, Н.О. Проектирование как педагогический феномен [Текст] / Н.О. Яковлева //Педагогика. – 2002. - № 6. – С. 8-14.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library/.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 / послед. обновл. 27.12.2009 г. // Офиц. сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/.

1. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php. (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

2. Библиотека научно-педагогической литературы // Портал современных педагогических ресурсов – Режим доступа: http://intellect-invest.org.ua/rus/library. (В свободном доступе книги и периодически издания в форматх pdf и DjVu, изданные начиная с XVIII в.)

3. Педагогический мир (PEDMIR.RU): электронный журнал. – Режим доступа: http://pedmir.ru.

4. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru.

5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении / в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 № 919. – Режим доступа: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12905.

6. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.

7. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com (дата обращения 25.08.2011).

8. http://paidagogos.com

9. http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html

 

 


[1] В заданиях с альтернативными ответами требуется обвести кружком букву, соответствующую правильному ответу. В дальнейшем в подобных заданиях правильных ответов может быть несколько.

[2] См., например: Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996. С. 332–334.

[ См., например: Педагогика / В. А. Сластёнин и др. – М., 1998. С. 139–141.

[3] В дальнейшем процедура выполнения подобных заданий не поясняется.

Планы семинаров

 

 

Семинар 1. Педагогика как наука. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук.

1. Педагогика как наука, её основные категории.

2. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

3. Система педагогических наук.

4. Профессиональная педагогика как отрасль педагогических наук.

Самостоятельная работа

1. Какое из приведённых ниже утверждений наиболее правильно определяет педагогику?

 

А. Педагогика изучает закономерности развития ребёнка

и определяет пути его воспитания.

 

Б. Педагогика занимается изучением вопросов обучения

подрастающего поколения.

 

В. Педагогика – это наука о воспитании и обучении человека.

 

Г. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя

на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

2. Составьте схему «Система педагогических наук».

3. Составьте таблицу «Взаимосвязь педагогики с другими науками»

Наука Прямая связь с педагогикой (как данная наука влияет на педагогику, как в педагогике используются научные разработки данной науки) Обратная связь (как педагогика влияет на данную науку)
     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.235 с.)