ТОП 10:

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (в диагностируемых показателях)



№ п/п   Оптимальный уровень (4 балла)   Допустимый уровень (3 балла)   Критический уровень (2 балла)  
       
1. Психологические черты личности как индивидуальности  
1.1   Сильный уравно­вешенный тип не­рвной системы   Сильный неуравно­вешенный тип не­рвной системы   Слабый инертный тип нервной систе­мы  
1.2   Тенденции к лидерству   Властность   Деспотизм  
1.3   Уверенность в себе   Самоуверенность   Самовлюбленность  
1.4   Требовательность   Непримиримость   Жесткость  
1.5   Добросердие и отзывчивость   Недостаточная самостоятельность   Чрезмерный кон­формизм  
1.6   Гипертимность   Педантичность   Возбудимость и демонстративность  
1.7   Эмотивность   Застреваемость   Тревожность и дис-тимность  

 

2. Преподаватель в структуре межличностных отношений  
2.1   Преобладание де­мократического стиля общения   Преобладание авто­ритарного стиля общения   Преобладание ли­берального стиля общения  
2.2   Только конструк­тивные конфлик­ты по принципи­альным вопросам   Полное отсутствие конфликтов с уча­щимися и коллега­ми   Постоянная дест­руктивная конфликтность по боль­шинству вопросов  
2.3   Стремление к со­трудничеству с коллегами   Стремление к со­перничеству с кол­легами   Постоянные при­способления и ком­промиссы  
2.4   Нормальная само­оценка   Заниженная само­оценка   Завышенная само­оценка  
2.5   Уровень изоляции в коллективе, рав­ный нулю   Уровень изоляции в пределах 10%   Уровень изоляции в коллективе более 10%  
3. Профессиональные черты личности преподавателя  
3.1   Широкая эруди­ция и свободное изложение мате­риала   Знание только сво­его предмета   Работа только по конспекту  
3.2   Умение учиты­вать психологи­ческие и возраст­ные особенности учащихся   Знание возрастной и педагогической психологии уча­щихся   Отсутствие знаний по возрастной и пе­дагогической пси­хологии  
3.3   Темп речи 120-130 слов в мину­ту, четкая дик­ция, общая и спе­цифическая гра­мотность   Темп речи ниже 120 слов в минуту, «глухой» голос, от­дельные оговорки с последующим ис­правлением   Темп речи выше 150 слов в минуту, неразборчивость речи, «проглатывание» окончаний слов и т.п.  
3.4   Элегантный вне­шний вид, выра­зительная мимика и жесты   Стандартный вне­шний вид, отсут­ствие мимики и жестов   Неряшливый вне­шний вид, чрез­мерная жестику­ляция и неадекват­ная мимика  
3.5   Обращение к уча­щимся по имени   Обращение к уча­щимся по фамилиям   Постоянное безад­ресное обращение к обучаемым  
3.6   Мгновенная реак­ция на ситуацию, находчивость   Чуть замедленные реакции и находчи­вость   Отсутствие наход­чивости, слабая реакция  

 

3.7   Умение четко фор­мулировать конк­ретные цели   Умение опреде­лять только общие цели   Отсутствие умений четкого целепола-гания  
3.8   Умение организо­вать учебную рабо­ту всех учащихся сразу   Умение организо­вать работу боль­шинства учащихся   Работа только с от­дельными учащи­мися, при пассив­ности большинства  
3.9   Проверяет степень понимания учеб­ного материала всегда   Проверяет степень понимания учебно­го материала пери­одически   Никогда не прове­ряет степень пони­мания учебного ма­териала в ходе объяснения  
4. Эффективность профессиональной деятельности  
4.1   Эффективность учебных занятий 85% и выше   Эффективность учебных занятий 65-84%   Эффективность учебных занятий 45-64%  
4.2   Работа на высшем уровне требований   Работа на среднем уровне требований   Работа на низшем уровне требований  
4.3   Фактический уровень обученности 64-100%   Фактический уро­вень обученности 36-63%   Фактический уро­вень обученности менее 36%  
4.4   Рейтинг препода­вателя 4,4 балла и выше   вателя 3,8-4,3 бал­ла   Рейтинг преподава­теля менее 3,8 бал­ла  
max   100 баллов   75 баллов   50 баллов  

 

Даже простое знакомство с данной картой зас­тавляет преподавателя задуматься об оценке сво­их качеств и качества преподавания своей дис­циплины.

Однако, говоря о качестве преподавателя, нельзя не отметить духовность как качество. «Духовность не измеряется физическими величинами... У духов­ности иная мера — система ценностей, поступки людей» /299, с. 40/. «Духовность раскрывается через систему ценностей:

благо понимается как высшая степень в иерар­хии ценностей;

добро — нормативно-оценочная категория, в пре­дельно обобщенной форме обозначающая должное

и нравственно-положительное;

смысл жизни и его обретение есть величайшее благо в жизни человека;

идеал выражает духовную устремленность чело­века к чему-то значимому и совершенному;

правда (истина) есть одна из величайших ценнос­тей, определяющих значимость человеческой жизни;

справедливость — понятие о должном, соответ­ствующее определенным представлениям о сущно­сти человека и его неотъемлемых правах;

красота выражает духовную устремленность че­ловека к прекрасному;

вера — качество духовного состояния человека,

позволяющее придать смысл бытию;

надежда — качество духовного состояния чело­века, открывающее ему перспективу и придающее

значимость его духовным усилиям;

любовь — духовная энергия человека, связыва­ющая его с другими людьми и мирозданием в це­лом;

счастье — состояние человеческой души, кото­рое соответствует наибольшей степени внутренней удовлетворённости, выражает полноту и осмыслен­ность человеческой жизни» /299, с. 41/;

Итак, духовность «может быть измеряема по свое­му внешнему критерию — поступку» /299, с. 41/. Предложенный Б. В. Бойцовым, Ю. В. Кряневым и М. А. Кузнецовым /299/ теоретический анализ духовности имеет методологическое значение и, думаю, поможет лучше понять качества преподава­теля, его духовность, выражающуюся в его препо­давании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вот мы и подошли с вами, дорогой коллега, к концу этой книги. Надеюсь, она принесла вам пользу.

Как вы увидите из списка литературы, здесь со­браны результаты опыта работы известных и неиз­вестных педагогов, психологов и философов, и сре­ди них — малая толика моего 45-летнего опыта пре­подавания в вузе и 20-летнего чтения лекций по педагогике, методике и психопедагогике в Универ­ситете педагогического мастерства и Центре пере­подготовки и повышения квалификации препода­вателей высших и средних учебных заведений.

Хотелось, чтобы вы усвоили главное: в настоя­щее время, говоря о проблемах образования, преж­де всего имеют в виду человека, личность, индиви­дуальность. Наша задача — дать человеку, вступа­ющему в активную жизнь, определенный объем зна­ний и сформировать умения нужного качества. Это значит, что необходимо переосмыслить целевые за­дачи обучения: ориентация на знания и их приме­нение должна быть заменена ориентацией на спо­соб приобретения знаний и формирования умений, развитие личности.

Приоритетное значение в организации образова­ния имеют принципы качества, фундаментально­сти, гуманизма и непрерывности образования.

Руководствуясь этими принципами, мы должны сформировать у студентов интеллект определенно­го уровня, помочь им познать самих себя, вырабо­тать у них потребность заботиться о качественном овладении своей специальностью, о своем здоровье, привить им высокое качество общения с другими людьми и сформировать бережное отношение к ок­ружающему миру. Все это настоятельно подчерки­вается В. Е. Шукшуновым и А. А. Овсянниковым в «Стратегии и тактике реформирования системы об­разования в России» /300/.

Преподаватель должен разработать свою техно­логию обучения как систему, причем решения при­нимать не случайным образом. Решения должны быть обоснованы и доказательны на основе факти­ческих данных — это и есть суть научного подхода. Ставить общую для студентов задачу, разделять ее на подзадачи, доступные студентам, объединять сту­дентов так, чтобы они помогали друг другу в стрем­лении к общей цели — высшему качеству.

Кто поможет вашему студенту, если не вы? Кто оправдает его в глазах других, в ваших глазах и в его собственных? Особенно, если он сам недоволен собой, чувствует себя неуверенно. Только вы!

Удачи вам на вашем творческом педагогическом пути!

Автор

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. Т. 24. Кн. I.

2. Свадковский И. Ф. Хрестоматия по истории педагоги­ки: 3-е изд. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938.

3. БСЭ. Т.20.

4. БСЭ. Т.2.

5. БСЭ. Т.14.

6. БСЭ. Т.19.

7. Коханова Л. А. Истоки принципа Природосообразности // Вест. высш. шк. 1987. №2. С. 78-81.

8. Каменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. T.I. С. 74-193.

9. БСЭ. Т.12.

10. Каменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. T.I. С. 242-476.

11. Шагинян М. С. Зарубежные письма. М.: Сов. писатель, 1977.

12. БСЭ. Т.22.

13. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1948-1952. Т.З.

14. Крупская Н. К. Пед. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1957— 1963. Т. I.

15. БСЭ. Т.8.

16. Ушинский К. Д. Собр. соч.

17. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. М.: Педагогика, 1959-1962. Т.4.

18. БСЭ. Т.27.

19. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высш. шк.,

1989.

20. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика,

1990.

21. Закон Российской Федерации об образовании // Бюлл. Комитета по высш. шк. Министерства науки, высш. шк. и техн. политики РФ. 1993. №1.

22. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей шко­ле, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.

23. Белкин Е. Л. Дидактические основы управления позна­вательной деятельностью. Ярославль: ЯГПИ, 1974.

24. Сквирский В. Я. О роли педагогического взаимодействия // Вест. высш. шк. 1987. № 6. С. 29-33.

25. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

26. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

27. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984.

28. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

29. Цолженко О. Алгоритм стагнации // Alma mater: 1994. № 1. С.9-15.

30. Кинелев В. Г. Проблемы инженерного образования в России // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 5-10.

31. Бекренев А. Н., Михелъкевич В. Н. Интегрированная система многоуровневого высшего образования // Высш. обр. в России. 1995. №2. С. 111-121.

32. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4-6.

33. Агапова О., Кривошеее А.. Ушаков А. Проектно-созида-тельная модель обучения // Alma mater. 1994. № 1. С.18-22.

34. Сенашенко В. С. Магистратура: второе рождение // Высш. образ, в России. 1993. № 3. С. 92-99.

35. Никитаев В. В. В поисках самостоятельности (Техно­логическое развитие и инженерное образование) // Высш. об­раз. в России. 1994. № 2. С. 6G-82.

36. Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С.103-105.

37. Бунг Н. О современном направлении русских универ­ситетов и потребностях высшего образования // Высш. образ. в России. 1994. № 2. С. 129-135.

38. Кинелев В. Г. Фундаментализация университетского об­разования // Высш. образ, в России. 1994. .№ 4. С. 6-13.

39. Гладун А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образ. в России. 1994. № 4. С. 21-23.

 

 

40. Голубева О. Н. Концепция фундаментального естествен­нонаучного курса в новой парадигме образования // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 23-27.

41. Кузнецов В. С., Кузнецова В. А. О соотношении фунда­ментальной и профессиональной составляющих в универси­тетском образовании // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 36-40.

42. Шефер Г. Соотношение фундаментального и специаль­ного образования в университетах будущего // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 61-68.

43. Грибов Л. Вузы и высшее образование // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 93-96.

44. Орлов В. Многоуровневая подготовка специалистов // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 121-123.

45. Алаторцев В., Ахмедзянов А. Бакалавра заказывали? // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 122-128.

. 46. Фролов Я. и др. О подготовке бакалавров и инженеров // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 129-131.

47. Сенашенко В., Комиссарова Н. Магистратура в россий­ских вузах // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 103-111.

48. Рудой Ю. Бакалаврам — новые учебники // Высш. об­раз. в России. 1995. № 3. С. 160-165.

49. Становление нормативной базы магистратуры // Ву­зовские вести. 1996. № 2. С. 2.

50. Сенашенко В. и др. О подготовке педагогических кад­ров в магистратуре // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 25-33.

51. Сараф Г. Культура-духовность-профессия // Высш. об­раз. в России. 1996. № 2. С. 114-117.

52. БСЭ.Т.16.

53. Педагогика / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабайского. М.: Педагогика, 1984.

54. Сему шина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.:

Высш. шк., 1990.

55. Серафимов Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 36-45.

56. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

57. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слова­рей,.1954.

58. Околелов О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции разви­тия // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 45-50.

59. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные ме­тоды и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990.

60. Куклин В. Ж., Наводное В. Г. О сравнении педагогичес­ких технологий // Высш. образ, в России. 1994. № 1. С. 165— 172.

61. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в рефор­ме высшего образования // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 29-37.

62. БСЭ. Т.21.

63. Талызина Н. Ф. Теория и практика программированно­го обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969.

64. Ильина Т. А. Теория и практика программированного обучения // Сов. педагогика. 1964. С. 61—66.

65. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1977.

66. Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.

67. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.

68. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагоги­ка, 1975.

69. Вергасов В. И. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высш. шк., 1977.

70. Никандров Н. Д. Подведем некоторые итоги // Вести. высш. шк. 1983. № 12. С. 25-33.

71. Ильина Т. А. Проблемное обучение — понятие и содер­жание // Сов. педагогика. 1975. № 2. С. 39-48.

72. Волчегурский Л. А. Внедрение необходимо и реально // Вестн. высш. шк. 1976. № 10. С. 20-23.

73. Штейнмец А. Э. Принцип или способ? // Вестн. высш. шк. 1977. № 1. С. 7-12.

74. Мингазов Э. Г. Это принцип обучения // Вест. высш. шк. 1979. № 7. С. 11-15.

75. Сквирский В. Я. В сфере взаимодействия преподавате­ля и студента // Вест. высш. шк. 1980. № 12. С. 19—21.

76. Писарева Т. Е., Писарев В. Е. Поговорим о терминах // Вестн. высш. шк. 1980. № 6. С. 19-21.

77. Иванов М. В. В объективной связи с существом изуча­емого // Вест. высш. шк. 1979. № 1. С. 15-19.

78. Булгаков В. И. На основе диалектического метода // Вестн. высш. шк. 1983. № 8. С. 32-35.

 

 

79. Шагинян М. С. Человек и время // Собр. соч. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1.

80. Мороз О. Физикой очарованный // Лит. газ. 1984. 4апр.С.11.

81. Головаха Е., Корник А. Психологическое время: пара­доксы настоящего // Знание — сила. 1983. № 9. С. 48—51.

82. Образцов И. Студент и ЭВМ // Правда. 1983. 27 марта.

83. Деловые игры в учебном процессе: Сб. статей / Ред. И. А. Чернов. Минск: Высш. шк., 1982.

84. Слукин А. Д., Кузнецова Г. Ф. Деловые игры в учебном процессе // Вестн. высш. шк. 1983. № 4. С. 22-23.

85. Камков И. А., Павличук К. И. Деловые игры на ФПКП // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 47-49.

86. Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хойдеров Т. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов. пе­дагогика. 1985. № 3. С. 22-25.

87. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обу­чения // Совр. высш. шк. 1982. № 3. С. 139-141.

88. Алексеев Н. Г., Золотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области при­менения // Вест. высш. шк. 1987. № 7. С. 30-35.

89. Гареев В. М„ Куликов С. И„ Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вест. высш. шк. 1987. № 8. С. 35—38.

90. Фролов Н. Ритм и качество // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С.45-48.

91. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 119-125.

92. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993.

93. Она же. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО Интел.техн., 1995.

94. Цатурова И. А. Многоуровневая система языкового об­разования в высшей технической школе: Автореф. дис. д-ра пед. н. Таганрог: ТРТИ, 1995.

95. Границкая А. С. Механизмы управления самостоятель­ной работой студентов при переходе к адаптивной системе обу­чения // Анализ содержания курса ин. языка. Вып. 3. Томск:

Изд-во Томск, ун-та, 1976. С. 11-16.

96. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дисс. д-ра пед. н. София, 1969.

97. Ок же. Суггестология. София, 1972.

98. Пинский А. Вальдорфские школы как альтернатива тра­диционному образованию // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С. 38-44.

99. БСЭ. Т. 29.

100. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педа­гогика, 1979.

101. Он же. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989.

102. Белова Е. К. По методу В. Ф. Шаталова // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 93.

103. Фадеев С. В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990.

104. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обуче­ния: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987.

105. Василъчикова Т. О. и др. Разработка и использование тематических обучающих программ в учебном процессе // Компьютеризация образования. Новосибирск, 1991.

106. Афанасьев М. Ю. Компьютеризация обучения эконо­мистов. М.: Изд-во МГУ, 1993.

107. Активизация учебно-познавательной деятельности сту­дентов с позиций дидактической кибернетики // Новые ин­формационные технологии в образовании. НИИВШ, вып. 3. М„ 1993.

108. Савельев А. Я. Новые информационные технологии в обучении // Совр. высш. шк. (Варшава), 1990. № 3, 4. С. 37-43.

109. Соловое А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 31-36.

110. Информационная технология в университетском об­разовании. М., 1995.

111. Концепция информатизации высшего образования в России. М.: Госкомвуз, 1993.

112. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компь­ютерные технологии в образовании // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 109-118.

113. Ериш Б„ Прайслер X. Интернет // Германия. 1996. № 4. С.44-49.

114. Токарева В. С. Гипертекстовые технологии в обучении // Новые информационные технологии в образовании. Обзор. инф. Вып. 3. НИИВШ. М., 1994.

115. Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции. (К ито­гам II межд. конгресса ЮНЕСКО «Образование и информати­ка») // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 4-8.

116. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4—6.

117. Токарева В. С. Эффективность информационных тех­нологий обучения в высшей школе // Новые информацион­ные технологии в образовании: обзор, ифр. НИИВО. Вып. 7-9. М., 1995.

118. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992.

119. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994.

120. Современные тенденции развития образования в веду­щих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследо­вания, зарубежный опыт. Вып.1. НИИВШ. М., 1994.

121. Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 55-68.

122. Они же. Инновационное образование // Высш. образ. В России. 1994. № 2. С. 13-28.

123. Они же. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 35-44.

124. Они же. Через развитие образования к новой России. М.: НИИВО, 1993.

125. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Высш. шк., 1993.

126. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные тех­нологии и учебная техника // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 137, 138.

127. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, реше­ния. М.: 1994.

128. Филиппов В. Некоторые тенденции развития класси­ческих университетов // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С.13-16.

129. Богомолов А. М.. Трубецкое Д. И., Левин Ю. И. Кол­ледж прикладных наук Саратовского университета // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 24-30.

130. Корнилов И. Система подготовки инженеров: социоло­гический ракурс // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 79-86.

131. Никитпаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 87-96.

132. Аршинов В. И. Синергетическое познание в контексте проблемы двух культур // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С.13-16.

133. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как сред­ство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образо­вания // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 31—36.

134. Флиер А. Культурология в системе образования // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 39-46.

135. Каган Ф; Белугина Г. Гуманитарная среда в техни­ческом вузе // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 51-55.

136. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка ин­женеров // Высш. образ, в России, 1996., № 4. С. 56-61.

137. Тихомиров С.А. Акмеология: пути формирования куль­туры инженера // Смыслы культуры. Материалы междунар. науч. конф. Спб., 1996.

138. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические про­блемы профессионализма: Содержание, формы и методы обу­чения в высшей школе: Обзор информ. Вып. 6. НИИВШ. М., 1993.

139. Ананьев Б. Г. О проблемах человекознания. М.: На­ука, 1997.

140. Бодалев А. А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: Изд-во МГУ, 1993.

141. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути дос­тижения вершин профессионализма. М., 1993.

142. Деркач А, А., Ситников А. П. Формирование и разви­тие профессионального мастерства руководящих кадров: со­циально-психологический тренинг и прикладные психотехно­логии. М., 1993.

143. Крупская Н. К. Пед. соч.

144. Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспи­тания // Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. 1984. № 2.

145. Сухомлинский В. А. Избр. произведения: В 5 т. Киев, 1986. Т.4.

146. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. психол. 1984. № 1. С. 51—57.

147. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вест. высш. шк. 1983. № 8. С. 26-31.

148. Низамов Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975.

149. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.:

Педагогика, 1982.

150. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1982.

151. Бабанский Ю. К. Избр. вед. труды. М.: Педагогика, 1989.

152. Марквардт К. Г. Вопросы научной организацииучеб­ного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1971.

153. Васильева 3. А» Люблинская С. М. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1980.

154. Петровский А. В. Популярные беседы о психология. М.: Педагогика, 1983.

155. Шершаков В. Что я могу? // Работница. 1976. № 1. С. 8-9.

156. Артемов В. А. Психология обучения иностранным язы­кам. М.: Просвещение, 1969.

157. Смирнов А. А. Психология запоминания. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

158. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Про­свещение, 1966.

159. Иванова Е., Заика Е. Сохранение материала в логи­ческой памяти // Вопр. психол. 1983. № 3. С. 10—13.

160. Леей В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977.

161. Яглом И. М. Теория информации. М.: Знание, 1961.

162. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 3-5.

163. Гез Н. И. и др. Актуальные вопросы теории урока иностранного языка // Сб.: Психология и методика обучения иностранным языкам в вузе. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1976. 4.1. С. 23-29.

164. Краснов Н. В. Актуальные проблемы научной органи­зации обучения // Вест. высш. шк. 1977. № 6. С. 16—26.

165. Леонтьев А. А. Лекция как общение. М.: Знание, 1974.

166. Иоч Э. В. Азбука традиционной информации // Слово лектора. М.: Знание, 1975. № 8.

167. Психология и язык // Знание — сила. 1977. № 3.

168. Goethe J.W. Farbenlehre. Goethes Werke: In 12 В. Berlin-Weimar, 1981. В. 12.

169. Клычникова 8. И. Психологические особенности обу­чения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973.

170. Ту гай О. Зависимость запоминания зрительного мате­риала от скорости его предъявления // Вопр. психол. 1976. № 4.

171. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. М.:

Наука, 1976.

172. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949. Т.8.

173. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность челове­ка. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975.

174. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психи­ческое состояние студентов как валеологическая проблема // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 65-73.

175. Мизинцев В. П. Применение моделей и методов моде­лирования в дидактике. М., 1977.

176. Логинов И. И. Имитационное моделирование учебных программ. М., 1980.

177. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогичес­ких исследований. М.: Высшая школа, 1991.

178. Бабанский Ю. К. Об оптимальности педагогического эксперимента // Методы научно-педагогического исследования. Ростов н/Д: РГПИ, 1972.

179. Ительсон Л. Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание. 1968. Вып. 2.

180. Грабарь М. И; Краснянская К. А. Применение мате­матической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.

181. Нечкина М. В. В. О. Ключевский. М.: Наука, 1974.

182. Ножин Е. А. Диалогизация монолога // Слово лекто­ра. 1988. № 2. С. 39-45.

183. Фейгенберг И. М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вести, высш. шк. 1989. № 1. С. 33-36.

184. Инструктивное письмо № 5 MB и ССО СССР от 3.04.1981. «О повышении уровня лекций, усилении их значе­ния в подготовке специалистов».

185. Ножин Е. А. Логика изложения — логика убеждения // Агитатор. 1983. № 21. С. 58-60.

186. Леонтьев А. А. Искусство лектора // Слово лектора. 1988. № 2. С. 33-36.

187. Ястребова Е. Б. Так развивается познавательная са­мостоятельность. // Вест. высш. шк. 1983. № 9. С. 71-74.

188. Ерецкий М. И. Система оптимизации самостоятельной работы студентов // Вест. высш. шк. 1984. № 12. С. 63-65.

189. Гарунов М. Г., Блохина Р. А„ Лаптева Г. С. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятель­ности // Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. «Содержа­ние, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.:

НИИВШ, 1985. Вып. 7.

190. Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. Саратов: СПИ, 1987.

191. Сабодашев В. П. Опыт повышения активности само­стоятельного обучения студентов // Совр. высш. шк. 1988. №2. С. 115-124.

192. Смолянинов А. А. Эспериментальная модель изуче­ния одного предмета // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 43-48.

193. Чернов Е. Д. Совершенствование самостоятельной ра­боты студентов // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 76-79.

194. Вербицкий А. и др. Самостоятельная работа студен­тов: проблемы и опыт // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 137-145.

195. Захаров В., Трофимова Т. Научная периодика в учеб­ном процессе // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 156-157.

196. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ. 1986.

197. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

198. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.

199. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Наука, 1979.

200. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.

201. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Наука, 1990.

202. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследова­ния творческих способностей // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 5.

203. БСЭ. Т.25.

204. Гарунов М. Г., Никоноров В. А„ Черниукин А. С. Опыт активизации самостоятельной творческой деятельности сту­дентов / Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. *Содержа-ние, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.:

НИИВШ, 1983. Вып. 5.

205. Кравчук П. Ф., Гондза Л. Г. Научно-исследовательс­кая работа студентов как фактор формирования творческих способностей// Сов. педагогика. 1983. № 1. С. 68-70.

206. Зверева Н. М. Развивается творческая самостоятель­ность: опыт и предложения // Вест. высш. шк. 1983. № 5. С. 70-72.

207. Крутое В. И., Березин В. М. Шире использовал, твор­ческий потенциал будущего специалиста // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 34-37.

208. Минске? К. С. Проблемная лаборатория и творчество студентов: наука в высшей школе // Вест. высш. шк. 1985. № 5. С.56-59.

209. Богданова О. Г., Маршева В. М., Обухова Н. П. Разви­тие творчества студентов как педагогическая проблема в ву­зах развитых капиталистических стран / Под науч. ред. В. И. Андреева и М. Г. Гарунова. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор.информ. / НИИВШ, вып. 1.) М., 1988.

210. Ильясов И. И. Система эвристических приемов реше­ния задач. М., 1992.

211. Теория и практика обучения научно-техническому твор­честву. М., 1992.

212. Кузнецова В.А. Бакалавриат и формирование твор­ческой личности // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 86-88.

213. Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирова­ния инженера-творца // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С.45-53.

214. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 117-121.

215. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

216. Кейзеров Н. Кто бы мог завершить Фауста? // Студ. меридиан. 1987. № 4. С. 24-26.

217. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Ис­кусство, 1983.

218. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.:

ВТО, 1986.

219. Антарова К. Е. Беседы К. С. Станиславского. М.: Ис­кусство, 1952.

220. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: По­литиздат, 1987.

221. Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмер­тие. М.: Наука, 1979.

222. Марквардт К. Г., Кудрявцев Т. В. и др. Как подгото­вить творческого специалиста (за круглым столом редакции) // Вест. высш. шк. 1979. № 3. С. 10-16.

223. Одаренные дети. Пер. с англ. // Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.

224. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учеб­ном процессе. М.: Знание, 1983.

225. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М.: Наука, 1974.

226. Аванесов B.C. Теоретические основы разработки зада­ний в тестовой форме. М.: Изд-во Моск. гос. текстильн. акад., 1995.

227. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание. Сер. Педагогика и психология, 1980.

228. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973.

229. Симонов В. П. Качество образования: что в основе? Как его определить? // Стандарты и качество. 1994. № 2. С. 55-58.

230. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1976.

231. Шатун А. Н. Проблему оценивания знаний решать необходимо //Стандарты и качество. 1994. № 5. С. 60, 61.

232. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических спо­собностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.

233. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.

234. Лобыч Г. А. О влиянии личностных особенностей пе­дагога на воспитание студентов в курсе обучения иностранным языкам // Сб.: Анализ содержания курса иностранного языка. Вып. 3. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1976.

235. Есарева 8. Ф. Особенности деятельности преподавате­ля высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

236. Ермолаева Е. А. Влияние стиля руководства директо­ра на социально-психологическую атмосферу в педагогичес­ком коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1972.

237. Космодемьянский А. Профессор-ученый, наставник, воспитатель (Фрагмент педагогического опыта) // Вестн. высш. шк.1968.№ 5. С. 46-52.

238. Савельев Е. Голос — ценный капитал // Вест. высш. шк.1991.№ 1. С. 78-81.

239. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего об­разования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995.

240. Айнштейн В. Г. Мотивирующие факторы в подготов­ке инженеров // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 96-98.

241. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.:

Просвещение, 1976.

242. Минакова С. Ф. Преподаватель в зеркале студенчес­кой аудитории // Вестн. высш. шк. 1986. № 11. С. 13—18.

243. Антипов В. М. Модель деятельности преподавателя высшей школы / Профессиональное мастерство преподавате­ля высшей школы. М., 1980.

244. Дифшиц В. Я; Нечаев Н. Н. Деятельность преподава­теля вуза как развивающийся процесс / Повышение эффек­тивности психолого-педагогической подготовки преподавате­лей вузов. М., 1988.

245. Научно-педагогические кадры высшей школы в усло­виях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МГУ, 1991.

246. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Про­свещение, 1979.

247. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг дру­га // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 51-54.

248. БСЭ. Т.16. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974.

249. Волчек/со Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание. 1976.

250. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991.

251. Евтушенко Е. Невоспитанность воспитания // Совет­ская культура. 1989. 11 марта. С. 1, 6.

252. Трушков В. Коэффициент взаимности // Студенчес­кий меридиан. 1976. .№ 3. С. 21-24.

253. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.

254. Хохлов Р. Возраст познаний. М.: Молодая гвардия, 1974.

255. Шеховцова Л. Ф. Психофизиологические и психоло­гические аспекты адаптации студентов / Сб.: Актуальные про­блемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: Ленингр. технологич. ин-т им. Ленсовета, 1987. С. 134-139.

256. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М.: Просвеще­ние, 1987.

257. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Сов. энцик­лопедия, 1964.

258. Батищев Г. С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 35-38.

259. Долженко О. На пути к себе // Вестник высшей шко­лы. 1991. №1. С. 3-5.

260. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвеще­ние, 1989.

261. Бойко Л., Колесников Ю; Юрков А. Метаморфозы вос­питательного процесса в эпоху кризиса реформ // Alma mater. 1997. № 9. С. 6-8.

262. Ушинский К. Д. Родное слово. Пед. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1989.

263. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.

264. Страхов И. В. Психология педагогического такта. Са­ратов: СПИ, 1966.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.047 с.)