Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта профессионально значимых качеств преподавателя (в диагностируемых показателях)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Даже простое знакомство с данной картой заставляет преподавателя задуматься об оценке своих качеств и качества преподавания своей дисциплины. Однако, говоря о качестве преподавателя, нельзя не отметить духовность как качество. «Духовность не измеряется физическими величинами... У духовности иная мера — система ценностей, поступки людей» /299, с. 40/. «Духовность раскрывается через систему ценностей: благо понимается как высшая степень в иерархии ценностей; добро — нормативно-оценочная категория, в предельно обобщенной форме обозначающая должное и нравственно-положительное; смысл жизни и его обретение есть величайшее благо в жизни человека; идеал выражает духовную устремленность человека к чему-то значимому и совершенному; правда (истина) есть одна из величайших ценностей, определяющих значимость человеческой жизни; справедливость — понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах; красота выражает духовную устремленность человека к прекрасному; вера — качество духовного состояния человека, позволяющее придать смысл бытию; надежда — качество духовного состояния человека, открывающее ему перспективу и придающее значимость его духовным усилиям; любовь — духовная энергия человека, связывающая его с другими людьми и мирозданием в целом; счастье — состояние человеческой души, которое соответствует наибольшей степени внутренней удовлетворённости, выражает полноту и осмысленность человеческой жизни» /299, с. 41/; Итак, духовность «может быть измеряема по своему внешнему критерию — поступку» /299, с. 41/. Предложенный Б. В. Бойцовым, Ю. В. Кряневым и М. А. Кузнецовым /299/ теоретический анализ духовности имеет методологическое значение и, думаю, поможет лучше понять качества преподавателя, его духовность, выражающуюся в его преподавании. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот мы и подошли с вами, дорогой коллега, к концу этой книги. Надеюсь, она принесла вам пользу. Как вы увидите из списка литературы, здесь собраны результаты опыта работы известных и неизвестных педагогов, психологов и философов, и среди них — малая толика моего 45-летнего опыта преподавания в вузе и 20-летнего чтения лекций по педагогике, методике и психопедагогике в Университете педагогического мастерства и Центре переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений. Хотелось, чтобы вы усвоили главное: в настоящее время, говоря о проблемах образования, прежде всего имеют в виду человека, личность, индивидуальность. Наша задача — дать человеку, вступающему в активную жизнь, определенный объем знаний и сформировать умения нужного качества. Это значит, что необходимо переосмыслить целевые задачи обучения: ориентация на знания и их применение должна быть заменена ориентацией на способ приобретения знаний и формирования умений, развитие личности. Приоритетное значение в организации образования имеют принципы качества, фундаментальности, гуманизма и непрерывности образования. Руководствуясь этими принципами, мы должны сформировать у студентов интеллект определенного уровня, помочь им познать самих себя, выработать у них потребность заботиться о качественном овладении своей специальностью, о своем здоровье, привить им высокое качество общения с другими людьми и сформировать бережное отношение к окружающему миру. Все это настоятельно подчеркивается В. Е. Шукшуновым и А. А. Овсянниковым в «Стратегии и тактике реформирования системы образования в России» /300/. Преподаватель должен разработать свою технологию обучения как систему, причем решения принимать не случайным образом. Решения должны быть обоснованы и доказательны на основе фактических данных — это и есть суть научного подхода. Ставить общую для студентов задачу, разделять ее на подзадачи, доступные студентам, объединять студентов так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели — высшему качеству. Кто поможет вашему студенту, если не вы? Кто оправдает его в глазах других, в ваших глазах и в его собственных? Особенно, если он сам недоволен собой, чувствует себя неуверенно. Только вы! Удачи вам на вашем творческом педагогическом пути! Автор ЛИТЕРАТУРА 1. Большая советская энциклопедия (БСЭ): 3-е изд.: В 30 т. М.: Сов. энциклопедия, 1970-1978. Т. 24. Кн. I. 2. Свадковский И. Ф. Хрестоматия по истории педагогики: 3-е изд. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1938. 3. БСЭ. Т.20. 4. БСЭ. Т.2. 5. БСЭ. Т.14. 6. БСЭ. Т.19. 7. Коханова Л. А. Истоки принципа Природосообразности // Вест. высш. шк. 1987. №2. С. 78-81. 8. Каменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. T.I. С. 74-193. 9. БСЭ. Т.12. 10. Каменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. T.I. С. 242-476. 11. Шагинян М. С. Зарубежные письма. М.: Сов. писатель, 1977. 12. БСЭ. Т.22. 13. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1948-1952. Т.З. 14. Крупская Н. К. Пед. соч.: В 11 т. М.: Педагогика, 1957— 1963. Т. I. 15. БСЭ. Т.8. 16. Ушинский К. Д. Собр. соч. 17. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. М.: Педагогика, 1959-1962. Т.4. 18. БСЭ. Т.27. 19. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. 20. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 21. Закон Российской Федерации об образовании // Бюлл. Комитета по высш. шк. Министерства науки, высш. шк. и техн. политики РФ. 1993. №1. 22. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 23. Белкин Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью. Ярославль: ЯГПИ, 1974. 24. Сквирский В. Я. О роли педагогического взаимодействия // Вест. высш. шк. 1987. № 6. С. 29-33. 25. Кузьмина Н. В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 26. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 27. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 1984. 28. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 29. Цолженко О. Алгоритм стагнации // Alma mater: 1994. № 1. С.9-15. 30. Кинелев В. Г. Проблемы инженерного образования в России // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 5-10. 31. Бекренев А. Н., Михелъкевич В. Н. Интегрированная система многоуровневого высшего образования // Высш. обр. в России. 1995. №2. С. 111-121. 32. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4-6. 33. Агапова О., Кривошеее А.. Ушаков А. Проектно-созида-тельная модель обучения // Alma mater. 1994. № 1. С.18-22. 34. Сенашенко В. С. Магистратура: второе рождение // Высш. образ, в России. 1993. № 3. С. 92-99. 35. Никитаев В. В. В поисках самостоятельности (Технологическое развитие и инженерное образование) // Высш. образ. в России. 1994. № 2. С. 6G-82. 36. Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С.103-105. 37. Бунг Н. О современном направлении русских университетов и потребностях высшего образования // Высш. образ. в России. 1994. № 2. С. 129-135. 38. Кинелев В. Г. Фундаментализация университетского образования // Высш. образ, в России. 1994..№ 4. С. 6-13. 39. Гладун А. Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста // Высш. образ. в России. 1994. № 4. С. 21-23.
40. Голубева О. Н. Концепция фундаментального естественнонаучного курса в новой парадигме образования // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 23-27. 41. Кузнецов В. С., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 36-40. 42. Шефер Г. Соотношение фундаментального и специального образования в университетах будущего // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 61-68. 43. Грибов Л. Вузы и высшее образование // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 93-96. 44. Орлов В. Многоуровневая подготовка специалистов // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 121-123. 45. Алаторцев В., Ахмедзянов А. Бакалавра заказывали? // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 122-128. . 46. Фролов Я. и др. О подготовке бакалавров и инженеров // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 129-131. 47. Сенашенко В., Комиссарова Н. Магистратура в российских вузах // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 103-111. 48. Рудой Ю. Бакалаврам — новые учебники // Высш. образ. в России. 1995. № 3. С. 160-165. 49. Становление нормативной базы магистратуры // Вузовские вести. 1996. № 2. С. 2. 50. Сенашенко В. и др. О подготовке педагогических кадров в магистратуре // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 25-33. 51. Сараф Г. Культура-духовность-профессия // Высш. образ. в России. 1996. № 2. С. 114-117. 52. БСЭ.Т. 16. 53. Педагогика / Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабайского. М.: Педагогика, 1984. 54. Сему шина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высш. шк., 1990. 55. Серафимов Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 36-45. 56. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 57. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей,.1954. 58. Околелов О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 45-50. 59. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. 60. Куклин В. Ж., Наводное В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высш. образ, в России. 1994. № 1. С. 165— 172. 61. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высш. образ, в России. 1994. № 2. С. 29-37. 62. БСЭ. Т.21. 63. Талызина Н. Ф. Теория и практика программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. 64. Ильина Т. А. Теория и практика программированного обучения // Сов. педагогика. 1964. С. 61—66. 65. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М.: Высш. шк., 1977. 66. Психологический словарь / Под ред. Петровского А. В.: 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 67. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 68. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 69. Вергасов В. И. Проблемное обучение в высшей школе. Киев: Высш. шк., 1977. 70. Никандров Н. Д. Подведем некоторые итоги // Вести. высш. шк. 1983. № 12. С. 25-33. 71. Ильина Т. А. Проблемное обучение — понятие и содержание // Сов. педагогика. 1975. № 2. С. 39-48. 72. Волчегурский Л. А. Внедрение необходимо и реально // Вестн. высш. шк. 1976. № 10. С. 20-23. 73. Штейнмец А. Э. Принцип или способ? // Вестн. высш. шк. 1977. № 1. С. 7-12. 74. Мингазов Э. Г. Это принцип обучения // Вест. высш. шк. 1979. № 7. С. 11-15. 75. Сквирский В. Я. В сфере взаимодействия преподавателя и студента // Вест. высш. шк. 1980. № 12. С. 19—21. 76. Писарева Т. Е., Писарев В. Е. Поговорим о терминах // Вестн. высш. шк. 1980. № 6. С. 19-21. 77. Иванов М. В. В объективной связи с существом изучаемого // Вест. высш. шк. 1979. № 1. С. 15-19. 78. Булгаков В. И. На основе диалектического метода // Вестн. высш. шк. 1983. № 8. С. 32-35.
79. Шагинян М. С. Человек и время // Собр. соч. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. 80. Мороз О. Физикой очарованный // Лит. газ. 1984. 4апр.С.11. 81. Головаха Е., Корник А. Психологическое время: парадоксы настоящего // Знание — сила. 1983. № 9. С. 48—51. 82. Образцов И. Студент и ЭВМ // Правда. 1983. 27 марта. 83. Деловые игры в учебном процессе: Сб. статей / Ред. И. А. Чернов. Минск: Высш. шк., 1982. 84. Слукин А. Д., Кузнецова Г. Ф. Деловые игры в учебном процессе // Вестн. высш. шк. 1983. № 4. С. 22-23. 85. Камков И. А., Павличук К. И. Деловые игры на ФПКП // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 47-49. 86. Пидкасистый П. И., Ахметов Н. К., Хойдеров Т. С. Игра как средство активизации учебного процесса // Сов. педагогика. 1985. № 3. С. 22-25. 87. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Совр. высш. шк. 1982. № 3. С. 139-141. 88. Алексеев Н. Г., Золотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения // Вест. высш. шк. 1987. № 7. С. 30-35. 89. Гареев В. М„ Куликов С. И„ Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вест. высш. шк. 1987. № 8. С. 35—38. 90. Фролов Н. Ритм и качество // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С.45-48. 91. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 119-125. 92. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993. 93. Она же. Педагогика образования взрослых. М.: ТОО Интел.техн., 1995. 94. Цатурова И. А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: Автореф. дис. д-ра пед. н. Таганрог: ТРТИ, 1995. 95. Границкая А. С. Механизмы управления самостоятельной работой студентов при переходе к адаптивной системе обучения // Анализ содержания курса ин. языка. Вып. 3. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1976. С. 11-16. 96. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дисс. д-ра пед. н. София, 1969. 97. Ок же. Суггестология. София, 1972. 98. Пинский А. Вальдорфские школы как альтернатива традиционному образованию // Вест. высш. шк. 1991. № 8. С. 38-44. 99. БСЭ. Т. 29. 100. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979. 101. Он же. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 102. Белова Е. К. По методу В. Ф. Шаталова // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 93. 103. Фадеев С. В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. язык, 1990. 104. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 105. Василъчикова Т. О. и др. Разработка и использование тематических обучающих программ в учебном процессе // Компьютеризация образования. Новосибирск, 1991. 106. Афанасьев М. Ю. Компьютеризация обучения экономистов. М.: Изд-во МГУ, 1993. 107. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов с позиций дидактической кибернетики // Новые информационные технологии в образовании. НИИВШ, вып. 3. М„ 1993. 108. Савельев А. Я. Новые информационные технологии в обучении // Совр. высш. шк. (Варшава), 1990. № 3, 4. С. 37-43. 109. Соловое А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 31-36. 110. Информационная технология в университетском образовании. М., 1995. 111. Концепция информатизации высшего образования в России. М.: Госкомвуз, 1993. 112. Ашхотов О., Здравомыслов М., Ашхотова И. Компьютерные технологии в образовании // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 109-118. 113. Ериш Б„ Прайслер X. Интернет // Германия. 1996. № 4. С.44-49. 114. Токарева В. С. Гипертекстовые технологии в обучении // Новые информационные технологии в образовании. Обзор. инф. Вып. 3. НИИВШ. М., 1994. 115. Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции. (К итогам II межд. конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 4-8. 116. Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 4—6. 117. Токарева В. С. Эффективность информационных технологий обучения в высшей школе // Новые информационные технологии в образовании: обзор, ифр. НИИВО. Вып. 7-9. М., 1995. 118. Ляудис В. Я. Инновационное обучение и наука. М.: Изд-во МГУ, 1992. 119. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994. 120. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: сравнительные исследования, зарубежный опыт. Вып.1. НИИВШ. М., 1994. 121. Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 55-68. 122. Они же. Инновационное образование // Высш. образ. В России. 1994. № 2. С. 13-28. 123. Они же. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 35-44. 124. Они же. Через развитие образования к новой России. М.: НИИВО, 1993. 125. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Высш. шк., 1993. 126. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 137, 138. 127. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: 1994. 128. Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С.13-16. 129. Богомолов А. М.. Трубецкое Д. И., Левин Ю. И. Колледж прикладных наук Саратовского университета // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 24-30. 130. Корнилов И. Система подготовки инженеров: социологический ракурс // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 79-86. 131. Никитпаев В. О техническом и гуманитарном знании в инженерной деятельности // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 87-96. 132. Аршинов В. И. Синергетическое познание в контексте проблемы двух культур // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С.13-16. 133. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высш. образ, в России. 1994. № 4. С. 31—36. 134. Флиер А. Культурология в системе образования // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 39-46. 135. Каган Ф; Белугина Г. Гуманитарная среда в техническом вузе // Высш. образ, в России. 1996. № 4. С. 51-55. 136. Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров // Высш. образ, в России, 1996., № 4. С. 56-61. 137. Тихомиров С.А. Акмеология: пути формирования культуры инженера // Смыслы культуры. Материалы междунар. науч. конф. Спб., 1996. 138. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма: Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор информ. Вып. 6. НИИВШ. М., 1993. 139. Ананьев Б. Г. О проблемах человекознания. М.: Наука, 1997. 140. Бодалев А. А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: Изд-во МГУ, 1993. 141. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. 142. Деркач А, А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993. 143. Крупская Н. К. Пед. соч. 144. Поташник М. М. Как оптимизировать процесс воспитания // Сер. «Педагогика и психология». М.: Знание. 1984. № 2. 145. Сухомлинский В. А. Избр. произведения: В 5 т. Киев, 1986. Т.4. 146. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр. психол. 1984. № 1. С. 51—57. 147. Никандров Н. Д. Об активизации учебной деятельности // Вест. высш. шк. 1983. № 8. С. 26-31. 148. Низамов Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1975. 149. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 150. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. М.: Просвещение, 1982. 151. Бабанский Ю. К. Избр. вед. труды. М.: Педагогика, 1989. 152. Марквардт К. Г. Вопросы научной организацииучебного процесса в техническом вузе. М.: Знание, 1971. 153. Васильева 3. А» Люблинская С. М. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1980. 154. Петровский А. В. Популярные беседы о психология. М.: Педагогика, 1983. 155. Шершаков В. Что я могу? // Работница. 1976. № 1. С. 8-9. 156. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 157. Смирнов А. А. Психология запоминания. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 158. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 159. Иванова Е., Заика Е. Сохранение материала в логической памяти // Вопр. психол. 1983. № 3. С. 10—13. 160. Леей В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. 161. Яглом И. М. Теория информации. М.: Знание, 1961. 162. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 3-5. 163. Гез Н. И. и др. Актуальные вопросы теории урока иностранного языка // Сб.: Психология и методика обучения иностранным языкам в вузе. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1976. 4.1. С. 23-29. 164. Краснов Н. В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вест. высш. шк. 1977. № 6. С. 16—26. 165. Леонтьев А. А. Лекция как общение. М.: Знание, 1974. 166. Иоч Э. В. Азбука традиционной информации // Слово лектора. М.: Знание, 1975. № 8. 167. Психология и язык // Знание — сила. 1977. № 3. 168. Goethe J.W. Farbenlehre. Goethes Werke: In 12 В. Berlin-Weimar, 1981. В. 12. 169. Клычникова 8. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. 170. Ту гай О. Зависимость запоминания зрительного материала от скорости его предъявления // Вопр. психол. 1976. № 4. 171. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. М.: Наука, 1976. 172. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. М., 1949. Т.8. 173. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 174. Буйлов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высш. образ, в России. 1996. № 2. С. 65-73. 175. Мизинцев В. П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М., 1977. 176. Логинов И. И. Имитационное моделирование учебных программ. М., 1980. 177. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1991. 178. Бабанский Ю. К. Об оптимальности педагогического эксперимента // Методы научно-педагогического исследования. Ростов н/Д: РГПИ, 1972. 179. Ительсон Л. Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М.: Знание. 1968. Вып. 2. 180. Грабарь М. И; Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. 181. Нечкина М. В. В. О. Ключевский. М.: Наука, 1974. 182. Ножин Е. А. Диалогизация монолога // Слово лектора. 1988. № 2. С. 39-45. 183. Фейгенберг И. М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вести, высш. шк. 1989. № 1. С. 33-36. 184. Инструктивное письмо № 5 MB и ССО СССР от 3.04.1981. «О повышении уровня лекций, усилении их значения в подготовке специалистов». 185. Ножин Е. А. Логика изложения — логика убеждения // Агитатор. 1983. № 21. С. 58-60. 186. Леонтьев А. А. Искусство лектора // Слово лектора. 1988. № 2. С. 33-36. 187. Ястребова Е. Б. Так развивается познавательная самостоятельность. // Вест. высш. шк. 1983. № 9. С. 71-74. 188. Ерецкий М. И. Система оптимизации самостоятельной работы студентов // Вест. высш. шк. 1984. № 12. С. 63-65. 189. Гарунов М. Г., Блохина Р. А„ Лаптева Г. С. Развитие у студентов опыта самостоятельной профессиональной деятельности // Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.: НИИВШ, 1985. Вып. 7. 190. Актуальные проблемы самостоятельной деятельности студентов. Саратов: СПИ, 1987. 191. Сабодашев В. П. Опыт повышения активности самостоятельного обучения студентов // Совр. высш. шк. 1988. №2. С. 115-124. 192. Смолянинов А. А. Эспериментальная модель изучения одного предмета // Вест. высш. шк. 1988. № 8. С. 43-48. 193. Чернов Е. Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов // Высш. образ, в России. 1993. № 4. С. 76-79. 194. Вербицкий А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высш. образ, в России. 1995. № 2. С. 137-145. 195. Захаров В., Трофимова Т. Научная периодика в учебном процессе // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С. 156-157. 196. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ. 1986. 197. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 198. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 199. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Наука, 1979. 200. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983. 201. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Наука, 1990. 202. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 5. 203. БСЭ. Т.25. 204. Гарунов М. Г., Никоноров В. А„ Черниукин А. С. Опыт активизации самостоятельной творческой деятельности студентов / Обзор, инф. НИИ пробл. высш. шк.: Сер. *Содержа-ние, формы и методы обучения в высш. и сред. спец. шк.» М.: НИИВШ, 1983. Вып. 5. 205. Кравчук П. Ф., Гондза Л. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей// Сов. педагогика. 1983. № 1. С. 68-70. 206. Зверева Н. М. Развивается творческая самостоятельность: опыт и предложения // Вест. высш. шк. 1983. № 5. С. 70-72. 207. Крутое В. И., Березин В. М. Шире использовал, творческий потенциал будущего специалиста // Вест. высш. шк. 1984. № 10. С. 34-37. 208. Минске? К. С. Проблемная лаборатория и творчество студентов: наука в высшей школе // Вест. высш. шк. 1985. № 5. С.56-59. 209. Богданова О. Г., Маршева В. М., Обухова Н. П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран / Под науч. ред. В. И. Андреева и М. Г. Гарунова. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор.информ. / НИИВШ, вып. 1.) М., 1988. 210. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992. 211. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М., 1992. 212. Кузнецова В.А. Бакалавриат и формирование творческой личности // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 86-88. 213. Зиновкина М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высш. образ, в России. 1995. № 3. С.45-53. 214. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высш. образ, в России. 1996. № 1. С. 117-121. 215. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. Я. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 216. Кейзеров Н. Кто бы мог завершить Фауста? // Студ. меридиан. 1987. № 4. С. 24-26. 217. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. 218. Станиславский К. С. Из записных книжек: В 2 т. М.: ВТО, 1986. 219. Антарова К. Е. Беседы К. С. Станиславского. М.: Искусство, 1952. 220. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. 221. Баландин Р. К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Наука, 1979. 222. Марквардт К. Г., Кудрявцев Т. В. и др. Как подготовить творческого специалиста (за круглым столом редакции) // Вест. высш. шк. 1979. № 3. С. 10-16. 223. Одаренные дети. Пер. с англ. // Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 224. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. М.: Знание, 1983. 225. Ананьев Б.Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М.: Наука, 1974. 226. Аванесов B.C. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме. М.: Изд-во Моск. гос. текстильн. акад., 1995. 227. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание. Сер. Педагогика и психология, 1980. 228. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. 229. Симонов В. П. Качество образования: что в основе? Как его определить? // Стандарты и качество. 1994. № 2. С. 55-58. 230. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1976. 231. Шатун А. Н. Проблему оценивания знаний решать необходимо //Стандарты и качество. 1994. № 5. С. 60, 61. 232. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 233. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 234. Лобыч Г. А. О влиянии личностных особенностей педагога на воспитание студентов в курсе обучения иностранным языкам // Сб.: Анализ содержания курса иностранного языка. Вып. 3. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1976. 235. Есарева 8. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 236. Ермолаева Е. А. Влияние стиля руководства директора на социально-психологическую атмосферу в педагогическом коллективе: Автореф. канд. дис. Л., 1972. 237. Космодемьянский А. Профессор-ученый, наставник, воспитатель (Фрагмент педагогического опыта) // Вестн. высш. шк.1968.№ 5. С. 46-52. 238. Савельев Е. Голос — ценный капитал // Вест. высш. шк.1991.№ 1. С. 78-81. 239. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. 240. Айнштейн В. Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. образ, в России. 1993. № 2. С. 96-98. 241. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976. 242. Минакова С. Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории // Вестн. высш. шк. 1986. № 11. С. 13—18. 243. Антипов В. М. Модель деятельности преподавателя высшей школы / Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980. 244. Дифшиц В. Я; Нечаев Н. Н. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс / Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов. М., 1988. 245. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МГУ, 1991. 246. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 247. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высш. образ, в России. 1996. № 3. С. 51-54. 248. БСЭ. Т.16. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1974. 249. Волчек/со Л. Б. Нравственность и этикет. М.: Знание. 1976. 250. Лихачев Д.С. Я вспоминаю. М.: Прогресс, 1991. 251. Евтушенко Е. Невоспитанность воспитания // Советская культура. 1989. 11 марта. С. 1, 6. 252. Трушков В. Коэффициент взаимности // Студенческий меридиан. 1976..№ 3. С. 21-24. 253. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 254. Хохлов Р. Возраст познаний. М.: Молодая гвардия, 1974. 255. Шеховцова Л. Ф. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов / Сб.: Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Л.: Ленингр. технологич. ин-т им. Ленсовета, 1987. С. 134-139. 256. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. 257. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1964. 258. Батищев Г. С. За воспитание, но другодоминантное // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 35-38. 259. Долженко О. На пути к себе // Вестник высшей школы. 1991. №1. С. 3-5. 260. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 261. Бойко Л., Колесников Ю; Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса реформ // Alma mater. 1997. № 9. С. 6-8. 262. Ушинский К. Д. Родное слово. Пед. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1989. 263. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 264. Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов: СПИ, 1966. 265. Коломенский Я. Л. Психология общения: М.:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.60 (0.019 с.) |