Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией

Поиск

В конце 50-х годов на Западе возникла теория Inteligent eye — «разумный глаз», представители которой утверждают, что глаз развил мозг. В осно­ве этой теории лежат наблюдения, результаты ис­следования, полученные психологами.

Советская психология полностью не приняла эту теорию, однако и не отвергла особую роль зрительного. анализатора в обучении. Так, например, И. М. Яглом отмечает: «По некоторым данным орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осяза­ния — 10 000, а орган зрения — 100 000» /161/. Это напоминает народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивает, что вос­приятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — только на уровне пред­ставления /162/. Это значит, что при чтении ин­формация воспринимается лучше, чем «со слуха». 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как:

• мысли текут в 8—10 раз быстрее, чем речь;

• есть отвлекающие факторы (реакция на вне­шние раздражители);

• через каждые 5—10 с мозг «отключается», сра­батывают защитные свойства мозга. Именно поэто­му требуется повторение одной и той же информа­ции разными способами и лексическими средства-

ми. В. Ф. Шаталов, как вы помните, повторял одно и то же не менее трех раз, широко используя на­глядность. Более 400 лет существует педагогика, а в ней дидактический принцип наглядности обуче­ния, но теперь он получил теоретическое, научное обоснование.

Комбинированное же воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты, так как органы зрения и слуха увеличивают коэффи­циенты раздражителей, воздействуют на долговре­менную память /161, с. 89/.

Замминистра ВиССО СССР, проф. Н. В. Краснов, приводит в одной из своих статей интересные дан­ные по поводу восприятия человеком информации. «Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% — в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой ин­формации» /164, с. 16/. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, телеви­зор и пр.).

Необходимо знать некоторые особенности кино и телевидения, поскольку они используются в учеб­ных целях:

а) в кино изображение хорошее, в телевидении — плохое;

б) в кино звук плохой, в телевидении — хоро­ший;

в) кино — это зрелище, телевидение — это ин­формация и мысль (например, фильм «17 мгно­вений весны», передачи «Очевидное — неве­роятное» и т.п.);

г) в кино ведущий изжил себя, в телевидении — утвердил себя, поднялся до образа (например, передача «Угадай мелодию»). Однако есть и телепередача «Что? Где? Когда?», ведущий которой почти все время остается за кадром.

В визуальной информации есть свои закономер­ности. Вот некоторые из них: вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине:

Поле чтения при горизонтальном варианте уве­личивается, текст читается быстрее. Хотя существу­ет и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение. Психологи утверждают, что для быстрого и четкого считывания информации нуж­но, чтобы промежутки между ними равнялись еди­нице информации.

А. А. Леонтьев утверждает, что «в широком, но неглубоком зале удобнее следить за слушателями — движение глаз лектора как бы запрограммировано самой внутренней структурой помещения и не ос­тается не охваченных взглядом «мертвых зон» /165/.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными зак­руглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, пе­чатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем

письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, продлить воображение.

Зрение требует группировки информации. Пси­хологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запо­минает человек, — это 7 ± 2 /имен, наименований/. Четное число вертикально записанных перечисле­ний запоминается хуже.

Величина букв на доске играет немаловажную роль в визуальной информации. Психологи опреде­лили величину букв для комфортного и предельно­го зрения, что представлено в следующей таблице:

Таблица 6 ВЕЛИЧИНА БУКВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАССТОЯНИЯ

Величина букв,см   Предельное зрение, м   Комфортное зрение, м  
     
     
     
    5,5  
  10-11   6-7  

 

Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, можно изме­рить длину аудитории шагами и разделить это чис­ло шагов: женщине — на 4, а мужчине — на 3, т. е. буква высотой в 1см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов /166/.

Американские исследователи, занимавшиеся пси­хологией восприятия, еще в 20-е годы определили, что лучше всего запоминается информация, распо­ложенная на доске в правом верхнем углу. Ей при­надлежит 33% нашего внимания. Затем идут соот­ветственно левый верхний (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы /167/.

28%   33%  
16%   23%  

 

Рис. 18. Запоминание информации, расположенной на доске

Для студентов технического вуза характерно стремление использовать формулы, таблицы, схе­мы, графики и т.п., которые позволяют вести более наглядное сравнение, анализ и оценку данного яв­ления и, следовательно, лучше понимать и запоми­нать его. Это относится и к особенностям зритель­ного анализатора, о котором уже говорилось.

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, т. е. играют роль не толь­ко рисунок и размер шрифта, но и различное соот­ношение материала, расположение на странице (дли­на строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ пе­чати и т.д.

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон. Как показали исследова­ния, наиболее удобочитаем черный шрифт на бе­лом, затем черный набор на всех цветных планшет­ках (т. е. фон). Неудобочитаемы желтый на белом фоне,и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов к взаимодо­полняющим цветам относятся три пары:

• красный — зеленый,

• желтый — фиолетовый,

• синий — оранжевый.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные бук­вы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые — на красном. Цветовой контраст усили­вается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое само­чувствие. Первым, кто сделал попытку проанали­зировать эмоциональное воздействие цвета на че­ловека, был И. В. Гёте, великий немецкий поэт, писатель и ученый. В своем «учении о цветах» он писал: «В самых общих элементарных проявлени­ях, независимо от структуры и формы материала, на поверхности которого мы его наблюдаем, цвет оказывает воздействие на зрение, которому он глав­ным образом и предназначен, а через это посред­ство и на душу» /168, с. 103/. Давно известно, что зеленый цвет действует на человека успокаиваю­ще. Потому и делали когда-то настольные лампы с зеленым абажуром, письменные столы покрывали зеленым сукном. Голубой и желтый цвет тоже ус­покаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхо­лика. Красный и алый цвет действует возбуждаю­ще на все типы центральной нервной системы, прав-

да, на меланхолика воздействие алого может быть изменчивым.

Желательно учитывать эти психологические осо­бенности, связанные с типом центральной нервной системы, темпераментом. В процессе чтения на са­мочувствии человека сказываются утомление, ква­лификация, профессиональные склонности /169, с. 191, 202/. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материа­ла в долговременной памяти /169, с. 206/. Есть и другие особенности восприятия текста. Чем коро­че, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. То же относится и к заголовкам. Когда в ФРГ изучали особенности заголовков в различных объявлениях, наиболее распространенными из тех, которые были замечены читателями, оказались заголовки в 3—7 слов (опять магическое слово «семь»). Кроме того, доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характер­ном для научно-технических и газетных текстов.

При изучении иностранного языка, по данным опыта Сежера, описанного Ж. Пиаже (Париж, 1965), запоминаются в единицу времени: буквы — 7%, слоги — 11%, слова — 25%, группы слов — 78%, предложения — 37%. В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, хуже всего цифры /170/. Советские психологи заметили, что существи­тельные запоминаются лучше, чем глаголы и при­лагательные.

Лучше всего информация воспринимается и за­поминается по аналогии с чем-то знакомым. Нема­ловажную роль играет мнемоника.

Одной из важных психофизиологических зако­номерностей является закономерность запоминания

по теории ряда: начало и конец запоминаются луч­ше, чем середина (ср. в фильме «17 мгновений вес­ны» Штирлиц входит к следователю с целью уз­нать, что стало с радисткой, чемоданом с рацией, который доставили следователю. Штирлиц начинает и кончает разговор вопросом, нет ли таблеток от головной боли, узнав в ходе беседы все о радистке. При допросе, на вопрос, зачем к нему приходил Штирлиц, следователь ответил: «За таблетками от

головной боли»),

На восприятии информации сказывается и сама организация учебного процесса, занятия, индиви­дуальное и коллективное творчество. Часто студент лучше поймет материал, если что-то объясняет сво­ему товарищу. Кстати, наблюдения за работой сту­дентов в парах свидетельствуют об активизации обу­чения и повышении его эффективности. Важную роль в обучении играют:

1. Направленность внимания на объект обучения. Иногда бывает, что человек слышал, не слу­шая и, наоборот, слушал, но не слышал.; 2. Вероятное прогнозирование как упреждение, предвосхищающее то, что пойдет следом. Бы­строе установление связи новой информации с той, которая имеется.

3. Память. Для того, чтобы понять конец предло­жения, нужно удержать в памяти его начало.

4. Установка. Важна задача, определяющая ус­тановку.

Чрезвычайно важно проанализировать весь учеб­ный материал в плане выявления возможных свя­зей между его частями. Схема организации и предъявления материала включает в себя три звена, взаимообусловленных и тесно связанных между собой:

1) набор изученных ранее известных элементов материала (И.М.);

2) главное содержание целенаправленной деятель­ности студента на занятии, основной материал (О.М.);

3) элементы учебного материала, который лишь впоследствии должен стать основным, а пока как бы предвосхищает часть будущего материала (Б.М.).

Это можно представить в виде следующей схемы:

2-е звено — основное, 1-е и 3-е — второстепен­ные, но они представляют собой фон для усвоения главного, основного материала.

Таким образом, обучение следует вести, опира­ясь на прошлое и будущее с учетом трех законо­мерностей нашей памяти (оперативной, кратковре­менной и долговременной).

Существует еще целый ряд психофизиологичес­ких закономерностей, отмеченных в гипнопедии и ритмопедии (обучение под музыку, подача инфор­мации с учетом биологических ритмов). Однако немаловажным является утверждение западногер­манского ученого Г. Рауха, что непрерывный поток развлекательной музыки способствует выделению стрессгормона, который может стирать в мозгу часть запечатлевшейся там информации, то же происхо­дит и во время предэкзаменационной лихорадки, когда в результате стресса «вылетает все из голо­вы». Тихая музыка тоже представляет собой опас­ность, она действует подобно алкоголю, длительно принимаемому малыми дозами, но тем не менее наносящему вред организму.

Следующим чрезвычайно важным фактором вос­приятия информации является вера студента и пре­подавателя в успех дела. Видеть цель, верить в себя и не замечать препятствия — вот условия, обеспе­чивающие успех задуманного (как в сказке). При­мер с бревном, приведенный В. Л. Леви, подтверж­дает, что по бревну, лежащему на земле, человек пройдет спокойно. Если поднять его на 1,5 м, чело­век потеряет уверенность, это передается вестибу­лярному аппарату, и человек идет по бревну неуве­ренно, шатается. Если поднять бревно еще выше, человек не пойдет по нему, мешает чувство страха. Это значит, что человек создает установку, которая рождает веру, а та уже является условием, обеспе­чивающим успех. Еще пример: венгерские ученые проводили эксперимент (описанный в «ЛГ» 17.11.82):

тренер за дверью дает двоим участникам задание вести диалог на тему, стоит или не стоит устраи­вать дни рождения на работе. Одному предлагается отстаивать преимущества таких вечеринок (спло­чение коллектива и т.д.), другому — говорить об их отрицательных последствиях, об ухудшении дис­циплины труда и пр. Задача каждого из них при­влечь на свою сторону как можно больше участни­ков игры. В это же время ассистент тренера инст­руктирует оставшихся в комнате. Первые 10 мин они должны всячески поддерживать участника «А», говорить ему, насколько правильна его точка зре­ния, какие тонкие и оригинальные мысли он вы­сказывает и т.п. С участником «Б» нужно спорить, грубо его обрывать, демонстрировать ему, что он совсем не разбирается в сути проблемы. Через 10 мин по незаметному знаку ассистента «зрители» должны полностью изменить свою линию поведе­ния — игнорировать доводы и грубо прерывать уча-

стника «А», поддерживать во всем участника «Б». «И вот начинается немного жестокая, но очень по­учительная игра». Все видят, какое влияние ока­зывает на участников реакция окружающих. Учас­тник «А» сидит, гордо распрямившись в кресле, закинув ногу на ногу, и говорит медленно, нетороп­ливо. Через несколько минут он уже начинает по­учать аудиторию, несколько снисходительно смот­рит на второго участника. Вид у него уверенный и спокойный.

Участник «Б» чувствует себя совершенно иначе. Он говорит неуверенно, сбивчиво, часто теряется, словом, выступает явно ниже своих возможностей. Но через 10 мин все меняется. Очень быстро от пре­жней самоуверенности «А» не остается ничего. Сна­чала он смущается, потом начинает недоумевать, пропадает его немного менторский тон, и говорит он неубедительно, избитыми фразами. Еще через несколько минут на него уже жалко смотреть, так отражаются на его лице все переживания. Наобо­рот, «Б» держится все увереннее. Он начинает шу­тить, речь его становится свободной и легкой.Он высказывает действительно интересные мысли. Вот так поддержка коллектива и вера в себя заставля­ют человека активно и эффективно работать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.012 с.)