Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра педагогики и психологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кафедра педагогики и психологии Еремеева Л.И. Практикум по общим основам педагогики
Ханты-Мансийск
Печатается по решению кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета.
Еремеева. Л.И. Практикум по общим основам педагогики:.- Ханты-Мансийск, РИЦ ЮГУ. -2009-с.
Рецензент: Чистякова О.А., к.п.н.
Данный практикум адресован студентам, изучающим курс «Общие основы педагогики». Пособие содержит основные темы, вопросы, задания к семинарским и практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации, направления тематики для реферативных работ, словарь. Содержание
Введение……………………………………….. Учебно-тематический план …………………… Семинарские и практические занятия Тема 1Педагогика как наука…………… Тема 2. Основные категории педагогики…. Тема 3. Методы педагогического исследования. Тема 4 Процесс социализации личности…… Тема 5 Образование как общественное явление и педагогический процесс. ……… Тема 6. Педагогический процесс как система. Тема 7 Сущность процесса обучения. …… Тема8 Воспитание как общественное явление Тема 9 Особенности педагогической деятельности…………………………………. Тема10 Педагогические инновации……….. Литература…………………………………….. Введение. Курс «Общие основы педагогики» входит в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». Целькурса - формирование научно - обоснованных представлений студентов о теории и методологии педагогической науки, специфике объекта, предмета ее исследования и категориального аппарата. Задачи: I. Формирование представлений об объекте и предмете педагогической науки, ее структуре и функциях. 2.Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущего педагога-психолога. 3. Подготовка студентов к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Изучение данного курса осуществляется на лекционных и практических занятиях. Содержание курса способствует повышению качества подготовки специалистов к психолого-педагогической деятельности, в нем находит отражение современный уровень развития ряда наук, таких как педагогика, философия, психология и реальные потребности сегодняшней практики. Методические рекомендации по изучению курса. Приступая к изучению данного курса необходимо: ознакомиться с учебной программой, учебно-тематическим планом проведения занятий, внимательно изучить темы семинарских и практических занятий, задания к практическим занятиям; ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы; изучить вопросы для самостоятельной работы над курсом. Практические и семинарские занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. Основные методы практических занятий: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний. Студенты работают с методиками, текстами, справочной литературой, периодической печатью добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также выполняют задания, работая в микрогруппах. На практических занятиях есть возможность выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей и учебников, решение педагогических ситуаций и др. Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью и др. Учебно-тематический план практических занятий курса «Общие основы педагогики»
Содержание семинарских и практических занятий Тема 1. Педагогика как наука План 1.1.Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки, этапы ее развития. 1.2.Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. 1.3. Объект, предмет и функции педагогики. 1.4. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Доклады
Ключевые понятия: наука, объект, предмет, функции педагогики. Задания к занятию 1.1. Представить графически материал по 1 вопросу плана семинарского занятия в таблице 1. Таблица 1 Этапы становления педагогики как науки
1.2. Создать электронную, профессиональную папку по дисциплине. Внести в нее программу курса, вопросы для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы к курсу. 1.3. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. Тема 2. Основные категории педагогики План 1.Общенаучные категории в педагогике (социализация, формирование и развитие). 2. Образование, обучение, воспитание –основные категории педагогики. 3.Педагогический процесс как целостность. 4.Педагогическая деятельность - процесс реализации целей образования. 5.Педагогическая технология как система действий педагога Ключевые слова: категория, социализация, формирование, развитие, образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание. Задания к занятию 2.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 2.2. Включить в электронную папку педагогический словарь, внести определение ключевых понятий. 2.3. Тщательно изучить определения основных понятий курса, подготовиться к словарному диктанту. Тема 3. Методы педагогического исследования План 1. Теоретическая часть Обсуждение вопросов по теме занятия: 1.1.Основные этапы педагогического исследования. 1.2.Общая характеристика методов теоретического исследования. 1.3. Общая характеристика методов эмпирического исследования. Доклады. 1.Метод контент-анализа в педагогическом исследовании. 2. Методы анкетирования и тестирования. 3. Эксперимент в педагогическом исследовании. 2. Практическая часть Ход занятия Работа в микрогруппах. Задание для микрогрупп: 1. Провести изучение одной из предложенных проблем, используя методы педагогических исследований. 2.Ознакомиться с раздаточными материалами, определить аспект исследования, цель, методы. 3. Провести исследование в группе. 4. Представить результаты работы микрогрупп в форме сообщения. Ключевые слова: метод, методы педагогического исследования. Задания к занятию. 3.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 3.2. Включить в электронную папку подбор анкет, тестов из научных журналов и брошюр. 3.3. На основе методов наблюдения, беседы провести изучение особенностей одного из однокурсников и составить характеристику, опираясь на схему 1. Схема 1. Психолого-педагогическая характеристика на студента N. 1.Общее описание внешности, особенностей речи, манеры поведения данного студента. 2.Отношение к учебной деятельности, успешность обучения в школе, удовлетворенность выбором профессии. 3.Наличие коммуникативного потенциала. Коммуникабельность, умение легко устанавливать контакты с разными людьми, открытость в общении. 4.Умение организовывать свою деятельность, самостоятельно решать задачи, преодолевать трудности. 5.Увлечения, хобби, досуг. 6.Состояние здоровья, выполнение спортивных нормативов в школе, отношение к здоровому образу жизни. План 1.Понятие индивид, личность, субъект, индивидуальность. 2.Сущность социализации. Факторы социализации. Понятия социализации и адаптации. 3. Роль наследственности и среды в развитии личности. 4.Воспитание и формирование личности. Ключевые слова: социализация, личность, адаптация, наследственность, среда. Доклады. 1. Роль активности личности в собственном развитии. 2. Роль обучения в развитии личности. Задания к занятию. 4.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 4.2. Включить в электронную папку материалы по проблеме социализации личности (статьи, книги, др.) Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс План 1. Образование как один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. 2.Образование в процессе социализации человека. Механизм формирования общественной и духовной жизни человека. 3.Образование как педагогический процесс. Сущность педагогического процесса. Ключевые слова: образование, система образования, модели образования, педагогический процесс. Доклады. 1.Образование как система. 2.Основные модели образования. Задания к занятию. 5.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 5.2. Включить в электронную папку материалы по теме семинара. План. 1.Сущность, структура и основные компоненты педагогического процесса. 2.Закономерности педагогического процесса. 3.Движущие силы и противоречия педагогического процесса. 4.Этапы педагогического процесса (подготовительный, основной, заключительный). Ключевые слова: педагогический процесс, педагогическая задача, этапы, закономерности педагогического процесса. Доклады. 1.Педагогический процесс как целостное явление. Задания к занятию. 6.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 6.2. Включить в электронную папку материалы по теме семинарского занятия. 6.3. Подготовится к тестированию. План 1.Двухсторонний характер обучения. 2.Содержание, стандарты образования. 3.Формы и методы организации учебного процесса. 4. Круглый стол «Современные технологии обучения». Ключевые слова: обучение, содержание образования, стандарты образования, формы, методы обучения, технология обучения. Задания к занятию. 7. 1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 7. 2. Включить в электронную папку материалы по одной из современных технологий обучения, подготовить выступление по данной технологии на семинарском занятии.
План 1. Воспитание как процесс целенаправленного управления личностным развитием подрастающего человека. 2. Цели, задачи воспитания. 3. Методы и формы воспитания. 4. Решение педагогических ситуаций. Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, методы, формы воспитания. Доклады. 1. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт. 2.Воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса. Задания к занятию. 8.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 8.2. Подобрать 2-3 педагогические ситуации для решения на семинарском занятии. 8.3. Включить в электронную папку материалы по проблеме воспитания. План 1.Сущность и структура педагогической деятельности. 2.Стадии профессионального становления личности. 3.Педагогическое мастерство. Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессионализм, мастерство, профессиональное становление. Доклады. 1.Конкурс «Учитель года» - школа педагогического мастерства. 2. Аттестация педагогических кадров. Задания к занятию. 9.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 9.2. Подготовить эссе «Педагог-психолог 21 века» План 1.Сущность и направленность нововведений. 2.Инновационная педагогика. 3.Инновационные учебные заведения. Ключевые слова: нововведения, инновация, инновационная педагогика. Доклады. 1.Инновационные образовательные учреждения ХМАО. 2.Инновационная деятельность учителя. Задания к занятию. 10.1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия. 10.2. Включить в электронную папку материалы по проблеме педагогических инноваций. Литература Основная. 1.Анисимов, В.В и др. Общие основы педагогики. – М.: Просвещение, 2006 2.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с. 3.Краевский, В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256с. 4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. 5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- 3-е изд М.: Школа-Пресс, 2000.-512с. Дополнительная. 1.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. 2.Афонина Г.М. Педгогика. Курс лекций и семинарские занятия. / Под.ред.О.В. Абдуллиной.- Ростов н/Д: Феникс,2002.-512с. 3.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002. – 352 с. 4.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. 5.Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. – 200 6.Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования.- М., 1982. 7. Кларин,М.В Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 8. Кузьмина, Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб.,1993. – 172с. 9.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учеб. для студентов образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. – 352 с. 10.Поташник М.М. Управление развитием школы. М.: 1995. 11. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.– 336 с. 12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998. 13.Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие.- М.: Логос, 2003.-304с. 14. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-479с. 15. Чернышова А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 2001. Internet: http://www.sinergi.ru/dok/sbor32/sbor32_l 2.asp http://www.library.by/data/003/094.htm http://www.altai.fio.ru/projects/SCHOOL/vlasiha/la... http://www. Учитель.ru
Примерная тематика рефератов 1. Цели и задачи воспитания в современном обществе. 2. Проблемы нравственного воспитания детей. 3. Особенности эстетического воспитания. 4. Педагогическая концепция прагматизма 5. Неопозитивизм в педагогике. 6. Педагогика экзистенциализма. 7. Особенности теории неотомизма. 8. Основные положения бихевиоризма. 9. Основоположник педагогики - Я.А.Коменский. 10. Современные педагогические концепции воспитания. 11. Современные концепции образования. 12. Целостность педагогического процесса. 13. Закономерности педагогического процесса. 14. Сущность и направленность нововведений. 15. Инновационные учебные заведения в ХМАО. 16. Оптимизация педагогической системы. 17.Педагогическая техника. 18.Педагогическое мастерство. 19.Конкурс «Учитель года» как высшая школа педагогического мастерства. 20. Модели образования. 21.Проблемы модернизации образования. 22.Наблюдения – как метод педагогического исследования. 23. Метод изучения и анализа школьной документации и результатов деятельности учащихся. 24. Педагогический эксперимент. 25. Тестирование в педагогических исследованиях. 26. Количественные методы в педагогических исследованиях. Словарь Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов. Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива. Базисный учебный план – нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Валидность – степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции. Верификация – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство (управление) процессом формирования и развития личности. Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки. Гармоничное развитие человека – соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органическое единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности. Гуманизация – усиление гуманизма как реального основания жизнедеятельности людей, связанного с признанием самоценности каждого человека, приоритета общечеловеческих ценностей перед ценностями сословными и этническими, права личности на свободное развитие своих способностей. Дидактика – научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Знание – результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Индивидуальный подход – принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается взаимодействие с каждым учащимся. Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива. Категория – наиболее общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Классно-урочная система обучения – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Была создана Я.А.Коменским в ХVI в. Концепция – система взглядов на те или иные явления; руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел. Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека. Мировоззрение – система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и обществу. Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса. Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения. Обобщение – один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия. Образование –целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон РФ «Об образовании»); образование как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Образовательный стандарт – стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты. Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся (студентов и преподавателей), результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей обучаемых в соответствии с поставленными целями. Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; о сущности, закономерностях, тенденциях и перспективах развития педагогического процесса; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека. Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. Педагогическая ситуация – комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Педагогическая технология – последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс – целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности, деятельности по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Синтез – логический прием, представляющий собой мысленное соединение элементов объекта в единое целое. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некую целостность, единство. Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Умение – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний. Школа – «лестница, ступеньки, которые ведут вверх» (лат.); «дом радости в процессе познания мира» (греч.); учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. Я - концепция личности – устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Кафедра педагогики и психологии Еремеева Л.И.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.181 (0.011 с.) |