Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1 . Психология как наука

Поиск

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А. В. Шленков

«___» ___________________ 20___ г.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы слушателей, студентов и курсантов

 

обучающихся по направлению подготовки

280700.62 «Техносферная безопасность»

Квалификация (степень) - бакалавр

СМК-УМК-4.4.2-45-12

 


ТЕМА № 1. Психология как наука

Изучаемые вопросы:

1. История психологии

2. Основные направления западной и отечественной психологии

 

При рассмотрении данных вопросов уделить внимание материалу, изложенному в главах и разделах рекомендуемой литературы, остановиться на психологических воззрениях в античную эпоху, средневекового периода и эпохи возрождения, развития психологии в XVII-XIX веках.

Изучить место психологии в системе наук и основные направления в психологии. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований. При рассмотрении основных направлений западной и отечественной психологии ХХ в. иметь представление о следующих научных подходах в психологии: бихевиористском, биологическом, когнитивном, психоаналитическом, гуманистическом, социально-психологическом, о западных и отечественных ученых-психологах.

Рекомендуемая литература:

Основная

1.Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

3. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008 – 432 с.: ил.

Дополнительная

1. Артамонов В. С. Психология и педагогика: курс лекций. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.

2. Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие. - 8-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2010.

3. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика: учебник,- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. Столяренко Л. Д., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие /3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

5. Филатова О.Г.Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2008.

ТЕМА № 2. Психика, поведение и деятельность

Изучаемые вопросы:

1. Мозг и психика.

2.Строение и функции нервной системы

3. Структура сознания.

При рассмотрении данных вопросов внимание обратить на строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека, концепцию Леонтьева – Фабри, взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Уяснить понятие психосоматики, особенности психической деятельности человека, принципы и общие механизмы связи мозга и психики. Рассмотреть основные функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением, на анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека, генетические корни психологии поведения

Получить представление о сигнальных системах чело­века и животных, функциональной асимметрии мозга (латерализации функций). Изучить структуру психики, соотношение сознания и бессознательного, осознаваемую деятельность мозга, ее виды. Усвоить понятие сознания, предсознательного и бессознательного, самосознания. Изучить содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания, виды подсознательной деятельности мозга.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо, 2005.

2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

3. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2006.

4. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

Дополнительная

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. - М: Педагогика, 1998.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

3. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 2007.

4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

5. Ян Стюарт-Гамильтон. Что такое психология / 1-е изд-е, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2002.

ТЕМА № 3. Познавательные процессы

Изучаемые вопросы:

1. Творчество.

2. Мнемические процессы. Мышление, интеллект и речь.

При рассмотрении данных вопросов необходимо ознакомиться с понятием интеллект, творчество и креативное мышление, уяснить его особенности и связь с адаптацией. Рассмотреть психотехники развития и тренировки познавательных процессов. При рассмотрении мнемических процессов следует иметь представление о видах памяти и их особенностях, теориях и законах памяти. Уяснить индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти, развитие памяти, различные мнемические приемы. Рассмотреть психологические механизмы развития воображения, внимания и творческого мышления.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

2. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2006.

3. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

Дополнительная

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. - М: Педагогика, 1998.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

3. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 2007.

4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

ТЕМА № 4. Эмоционально-волевые процессы и

Психические состояния

Изучаемые вопросы:

1. Эмоции и чувства.

2. Концепция Г. Селье.

3. Состояния адаптации и дезадаптации.

 

При рассмотрении данных вопросов необходимо уяснить виды и роль эмоций и чувств в жизни человека, их основные функции, основные психологические теории эмоций, стенические и астенические эмоции. Уяснить состояние организма во время эмоций, причины возникновения эмоций, значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности. Рассмотреть эмоциональные состояния и высшие чувства: настроение, аффекты, страсть, стресс, нравственные чувства, интеллектуальные чувства и эстетические чувства. Иметь представление о внешнем выражении эмоций: мимике и пантомимике.

Рассмотреть психические и функциональные состояния – определение, виды. Уяснить механизмы адаптации, нервно-психической устойчивости, видов стресса. Рассмотреть ведущие звенья патогенеза в концепции стресса Г. Селье и о бщем адаптационном синдроме. Иметь представление об адаптации к стрессу в экстремальных условиях и ее значении в развитии посттравматических стрессовых расстройств.

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

2. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2006.

3. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

Дополнительная

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. - М: Педагогика, 1998.

2. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / 1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

5. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

Основная

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

2. Кремень М. А. Спасателю о психологии/ М. А. Кремень. - Минск: Изд. центр БГУ, 2005. - 136 с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

Дополнительная

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

3. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1998.

4. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

5. Организация профессионально-психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России. М.2001.

 

При рассмотрении данных вопросов необходимо уяснить, что специфика деятельности МЧС заключается в том, что её выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, психическими и физическими перегрузками, требует от сотрудников МЧС решительных действий, способности пойти на риск и т.д. Эти специфичные особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики и могут приводить к развитию профессиональной деформации у сотрудников.

Рассмотреть стресс-факторы профессиональной деятельности и их связь с адаптацией к деятельности. Рассмотреть причины и процессы профессионального эмоционального выгорания, пути предупреждения его развития. Уяснить причины и проявления профессиональной деструкции и деформации.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: 2005.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2007.

3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса, СПб, 2005

Дополнительная:

1. Александровский Ю.А. пограничные психические расстройства, М., 2000

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. - М: Педагогика, 1998.

3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб: Речь, 2004. – 274 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

5. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.

Основная

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

2. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

4. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

Дополнительная

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.:ЮНИТИ, 1999.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2006.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 2005. — Гл.2.

5. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учеб­ное пособие. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.

Основная

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2005.

2. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2006.

3. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

5. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

Дополнительная

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.:ЮНИТИ, 1999.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 2005. — Гл.2.

4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учеб­ное пособие. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.

5. Филатова О.Г. Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2008.

Основная

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие / А. С. Агафонова. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.: ил.

2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

3. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, 2006. - 432 с.

4. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега – 2006. БВШ

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / 3 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -480

Дополнительная

1. Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев; ред. А. А. Корольков. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с.

2. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 2001. - 366 с.

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Основная

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие / А. С. Агафонова. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.: ил.

2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

3. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, 2006. - 432 с.

4. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега – 2006. БВШ

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / 3 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -480

Дополнительная

1. Виленский В. Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; ред. В.А. Сластенин. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 192.

2. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 2001. - 366 с.

3. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

 

Основная

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие / А. С. Агафонова. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.: ил.

2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с.

3. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, 2006. - 432 с.

4. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега – 2006. БВШ

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / 3 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -480

Дополнительная

1. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 2001. - 366 с.

2. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Разработал:

Профессор кафедры

психологии и педагогики

доктор педагогических наук, профессор В.И. Колесов

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогики

полковник внутренней службы

А. В. Шленков

«___» ___________________ 20___ г.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы слушателей, студентов и курсантов

 

обучающихся по направлению подготовки

280700.62 «Техносферная безопасность»

Квалификация (степень) - бакалавр

СМК-УМК-4.4.2-45-12

 


ТЕМА № 1. Психология как наука

Изучаемые вопросы:

1. История психологии

2. Основные направления западной и отечественной психологии

 

При рассмотрении данных вопросов уделить внимание материалу, изложенному в главах и разделах рекомендуемой литературы, остановиться на психологических воззрениях в античную эпоху, средневекового периода и эпохи возрождения, развития психологии в XVII-XIX веках.

Изучить место психологии в системе наук и основные направления в психологии. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований. При рассмотрении основных направлений западной и отечественной психологии ХХ в. иметь представление о следующих научных подходах в психологии: бихевиористском, биологическом, когнитивном, психоаналитическом, гуманистическом, социально-психологическом, о западных и отечественных ученых-психологах.

Рекомендуемая литература:

Основная

1.Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2007.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е - СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2008.

3. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2007.

4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 2008.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика – СПб: Питер, 2008 – 432 с.: ил.

Дополнительная

1. Артамонов В. С. Психология и педагогика: курс лекций. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008.

2. Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие. - 8-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2010.

3. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и педагогика: учебник,- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

4. Столяренко Л. Д., Гулиев М. А., Ганиева Р. Х. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие /3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

5. Филатова О.Г.Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.013 с.)