Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теоретической и прикладной психологии

Поиск

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом университета

30.10.2014 г.

протокол № 5

Председатель Ученого совета,
ректор ЧГПУ

_____________ В.В. Садырин

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПСИХОЛОГИИ

Направление 050400 – Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом факультета

16. 10. 2014 г.

протокол № 2

Председатель Ученого совета,

декан факультета

___________ В.И. Долгова

 

 

Челябинск, 2014


 

Программа государственного экзамена по психологии, направление 050400 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования». – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014 – 27с.

 

 

1. Разработано:

д. псх. н., профессор кафедры ТиПП В.И. Долгова

к.п.н., доцент кафедры ТиПП Е.Г. Капитанец

к.п.н., доцент кафедры ТиПП Е.В. Барышникова

 

При участии представителя работодателя:

к.псх.н., педагог-психолог

Центра психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Центрального района г. Челябинска И.П. Ордина

 

2. Одобрено Ученым советом факультета 16. 10. 2014 г., протокол № 2.

Декан факультета психологии

д. псх. н. профессор В.И Долгова

3. Утверждено Ученым советом университета 30.10.2014 г., протокол № 2.

Председатель Ученого Совета,

ректор ЧГПУ,

к.п.н. В.В. Садырин

 

 

4. Согласовано:

начальник отдела общего

и специального (коррекционного) образования

Управления по делам образования

г. Челябинска Н.Г. Кутепова

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка    
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 050400 Психолого-педагогическое образование    
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «050400 Психолого-педагогическое образование»    
3.Требования к итоговому государственному экзамену    
4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    
5.Критерии оценивания на государственном экзамене    

Пояснительная записка

Целью итогового государственного экзамена является определение уровня подготовленности бакалавра психолого-педагогического образования к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (далее ФГОС), и продолжению образования в магистратуре.

В соответствии с п. 8.6. ФГОС требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования, на основе методических рекомендаций соответствующей примерной программы, разработанной УМО вузов Российской Федерации по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГПУ, методики создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям ФГОС.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975).

1.2 Квалификация (степень) выпускника — бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра, включая последипломный отпуск, при очной форме обучения — 4 года, 240 зачетных единиц. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока на основании решения ученого совета университета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«050400 Психолого-педагогическое образование»

Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в разделе V ФГОС, в соответствии с которым выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов (ОК-6);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСП-1);

готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);

способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (ПКСПП-4);

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);

способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

 

Требования к итоговому

Государственному экзамену

 

В соответствии с п.8.6 итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, проводимых в устной форме, устанавливаемый решением Ученого совета вуза. Результаты объявляются в тот же день после оформления протоколов заседаний соответствующих комиссий.

Согласно Положения п. 5.2.5. - при подготовке к ответу студент может пользоваться программой государственного экзамена, а также, по решению совета факультета, справочной литературой.; п. 5.2.6. - при подготовке к ответу в устной форме студенты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом соответствующего факультета. На подготовку к ответу первому студенту предоставляется до 45 минут, остальные студенты отвечают в порядке очередности; п. 5.2.7. - после завершения ответа члены экзаменационной комиссии, с разрешения ее председателя, могут задавать студенту дополнительные вопросы, не выходящие за пределы программы государственного экзамена. На ответ студента по билету и вопросы членов комиссии отводится не более 30 минут.

Программа государственного экзамена и порядок проведения определяются вузом на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразования России, и соответствующим ФГОС.

Содержание государственного экзамена

 

Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.

Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР.

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.

Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Социально­психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.

 

Психическое развитие ребенка с нарушением слуха. Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, поздно оглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждениях органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы неслышащих людей. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом.

Нарушение речи как дефицитарный тип развития. Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

Нарушение функций опорно-двигательного аппарата как особый вид дизонтогенеза. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психическое развитие ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекциоиной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями.

Психическое развитие ребенка со сложными недостатками развития. Соотношение понятий “дети со сложными недостатками развития” и “сложная структура дефекта психического развития”. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Организация психологической помощи детям со сложными дефектами: работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами; профилактика вторичных нарушений.

Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения Возможности использования нейропсихологических знаний в психологической коррекции детей с различными отклонениями в развитии. Психологические проблемы построения методов специального обучения Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно-отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрирования обучения.

Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии. Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов. Основные принципы их психологического изучения. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии.

Консультирование как вид психологической помощи. Понятие психологического консультирования. Основные цели и методы консультирования. Виды консультирования. Интервью как основной метод консультирования. Типы критических ситуаций. Структура психологического консультирования. Особенности психодиагностики в ходе консультирования. Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Модели консультирования. Основные направления консультирования. Виды консультирования (индивидуальное, групповое, семейное). Требования к личности консультанта. Особенности психологического консультирования на разных возрастных этапах.

Психокоррекция как вид психологической помощи. Понятие "психологической коррекции", ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.

Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии.

Специальная психология как часть практической психологии в системе образования. Основные современные концепции реабилитации. Основные компоненты комплексной реабилитации, и их соотношение на разных возрастных этапах. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в такой помощи. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Роль общества в реабилитации.

 

Теоретические вопросы государственного экзамена

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

3. Дефект и компенсация. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

4. Общие и специфические закономерности психического развития дстей с отклонениями.

5. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

6. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид диэонтогенеза.

7. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление. минимальной мозговой дисфункции, психологическая характеристика, перспективы преодоления.

8. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста.

9. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР.

10. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития.

11. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.

12. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.

13. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых.

14. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи умственно отсталым.

15. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.

16. Нарушение зрения как специфический вид дизонтогенеза.

17. Психическое развитие ребенка с нарушением зрения.

18. Формирование чувственных образов внешнего мира при нарушениях зрения.

19. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы слепых и слабовидящих.

20. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрение.

21. Нарушение слуха как дефицитарный тип развития.

22. Психическое развитие ребенка с нарушением слуха.

23. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития глухих и слабослышащих.

24. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации.

25.Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом

26.Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей.

27.Нарушение речи как дефицитарный тип развития.

28.Психологические особенности детей с речевой патологией

29.Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

30. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

31. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

32. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата как особый вид дизонтогенеза.

33.Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

34.Личностное и социальное развитие при детском церебральном параличе

35.Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП.

36.Специальные образовательные потребности детей с ДЦП.

37.Психологически помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

38.Адаптация и реабилитация лиц с ДЦП.

39.Психическое развитие ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы

40.Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития.

41.Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

42.Особенности психического и социального развития при РДА.

43.Проблемы дифференциальной диагностики РДА.

44.Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями

45.Патологические формы девиантного поведения устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития

46.Дисгармонический вид психического дизонтогенеза.

47.Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями

48.Психическое развитие ребенка со сложными недостатками развития.

49.Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

50.Организация психологической помощи детям со сложными дефектами, работа с семьей

51.Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами

52. Роль обучения в развитии детей с отклонениями.

53. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, в дошкольном и школьном возрасте.

54.Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии Проблемы интегрирования обучения

55.Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии.

56.Психокоррекция и консультирование как виды психологической помощи.

57.Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

58. Псиихокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.

59. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения

60.Специальная психология как часть практической психологии в системе образования.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2010. – 272 с.

2. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология [Текст]: учебник для бакалавров / Б. В. Зейгарник. –3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2013. – 367 с.

4. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 252 с.

5. Мардахаев, Л.В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев и др. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 447 с.

6. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для сред. проф. образования* / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. – М.: Форум: Инфра-М, 2010. – 137 с.

7. Назарова, Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева. – М.: Академия, 2012. – 335 с.

8. Немов, Р.С. Общая психология: учебник для вузов / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2011. – 1007 с.

9. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2009. – 446 с.

10. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии [Текст]: Опыт словаря-справочника / Урал. гос. пед. ун-т: Сост. А. Н. Нигаев – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. – 118 с.

11. Психология: учебник для бакалавров /ред. Б.А. Сосновский. – М.: Юрайт, 2012. – 799 с.

12. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: практическое пособие / Е.И. Рогов. – М.: Юрайт, – 2012. – 412 с.

13. Специальная педагогика: учеб. пособие для пед.вузов / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; ред. Н.М. Назарова. – 9-е изд. – М.: Академия, 2009. – 400 с.

14. Хуснутдинова, З.А. и др. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: перспективы / З.А. Хуснутдинова. – Уфа: Изд-во Башк. гос. пед. ун-та, 2012. – 201 с.

Дополнительная литература

1. Будникова, Е.С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Е.С. Будникова, Е.В. Рузникова, М.Б. Хабибулина. –Челябинск: Изд-во ПИРС, 2010. – 85 с.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / ред. И.М. Бгажнокова. – М.: Владос, 2010. – 239 с.

3. Верещагина, Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: практ. рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 156 с.

4. Долгова, В.И., Шумакова, О.А. Развитие внимания детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом / В.И. Долгова и др. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 94 с.

5. Долгова, В.И. Капитанец, Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция устной речи старших подростков с умственной отсталостью / В.И. Долгова и др. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 80 с.

6. Интегрированное обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2009 года / ред. В.Н. Кеспиков. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. – 2009. – 343 с.

7. Капитанец, Е.Г. Учителю и психологу коррекционного образования / Е.Г. Капитанец. – Челябинск: Б.И., 2012. – 63 с.

8. Колесникова, Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова Г.И. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 346 с.

9. Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы /ред. Н.Г. Калашникова и др. – Барнаул: АЗБУКА, 2012. – 571 с.

10. Маллаев, Д. М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, О.А. Бажукова. – СПб.: РЕЧЬ, 2009. – 159 с.

11. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: учеб. пособие для педагог. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009. – 320 с.

12. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 93 с.

13. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: 100 экзаменационных ответов / Т.Г. Никуленко, С.И. Самыгин. – М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2010. – 190 с.

14. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных требований / ред. М.Н. Найн и др. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 175 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – Москва: Академия, 2013. – 335 с.

16. Реуцкая, О. А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. –156 с.

17. Специальная психология: учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лубовской, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 557 с.

Факультет психологии

Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом университета

30.10.2014 г.

протокол № 5

Председатель Ученого совета,
ректор ЧГПУ

_____________ В.В. Садырин

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПСИХОЛОГИИ

Направление 050400 – Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом факультета

16. 10. 2014 г.

протокол № 2

Председатель Ученого совета,

декан факультета

___________ В.И. Долгова

 

 

Челябинск, 2014


 

Программа государственного экзамена по психологии, направление 050400 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования». – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014 – 27с.

 

 

1. Разработано:

д. псх. н., профессор кафедры ТиПП В.И. Долгова

к.п.н., доцент кафедры ТиПП Е.Г. Капитанец

к.п.н., доцент кафедры ТиПП Е.В. Барышникова

 

При участии представителя работодателя:

к.псх.н., педагог-психолог

Центра психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

Центрального района г. Челябинска И.П. Ордина

 

2. Одобрено Ученым советом факультета 16. 10. 2014 г., протокол № 2.

Декан факультета психологии

д. псх. н. профессор В.И Долгова

3. Утверждено Ученым советом университета 30.10.2014 г., протокол № 2.

Председатель Ученого Совета,

ректор ЧГПУ,

к.п.н. В.В. Садырин

 

 

4. Согласовано:

начальник отдела общего

и специального (коррекционного) образования

Управления по делам образования

г. Челябинска Н.Г. Кутепова

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка    
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 050400 Психолого-педагогическое образование    
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «050400 Психолого-педагогическое образование»    
3.Требования к итоговому государственному экзамену    
4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    
5.Критерии оценивания на государственном экзамене    

Пояснительная записка

Целью итогового государственного экзамена является определение уровня подготовленности бакалавра психолого-педагогического образования к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование (далее ФГОС), и продолжению образования в магистратуре.

В соответствии с п. 8.6. ФГОС требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Программа государственного экзамена разработана в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования, на основе методических рекомендаций соответствующей примерной программы, разработанной УМО вузов Российской Федерации по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГПУ, методики создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям ФГОС.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975).

1.2 Квалификация (степень) выпускника — бакалавр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра, включая последипломный отпуск, при очной форме обучения — 4 года, 240 зачетных единиц. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по заочной форме обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока на основании решения ученого совета университета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.015 с.)