Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая характеристика содержания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итогового государственного экзамена Междисциплинарный экзамен носит комплексный характер и охватывает широкий спектр фундаментальных и прикладных вопросов современной психологии и педагогики инклюзивного образования, практической психологии. Программа государственного экзамена составлена из основных разделов дисциплин профессионального цикла ФГОС ВПО. Экзаменационный билет включает три вопроса: два теоретических и один практический. Программой предусмотрено 60 теоретических и 30 практических вопросов. Теоретические вопросы предусматривают выявление соответствия выпускника общекультурным и профессиональным компетенциям бакалавра психолого-педагогического образования (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11 и отражают следующие разделы содержания основной образовательной программы: Возрастная психология, Основы общей психологии, Педагогика, Психология лиц с нарушением зрения, Специальная педагогика, Особенности и формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, Психология детей с задержкой психического развития, Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, Психология лиц с нарушениями речи, Психология лиц с нарушениями слуха, Психология лиц с умственной отсталостью, Психолого-педагогическая антропология, Вариативность форм дошкольного образования для детей с ОВЗ, Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению, Диагностика психических состояний, Диагностико-аналитическая деятельность психолога, Факультатив Акмеология управления. Практическую часть государственного экзамена составляют практикоориентированные задания, связанные с выполнением основных задач профессиональной деятельности психолога и направленные на установления соответствия выпускника комплексу профессиональных компетенций. Виды практических заданий: 1. Аналитическая работа с учебным и методическим пособием для психолога. 2. Психологический анализ ситуаций, профессиональной деятельности. 3. Задания на проявление практической готовности психолога к осуществлению видов профессиональной деятельности. Характеристика каждого вида практических заданий. 1. Аналитическая работа с учебным, методическим пособием для психолога. Проверяются компетенции знания рекомендуемой основной литературы для психолога, умения работать с научной информацией для самообразования, умения выявлять и анализировать основные научные достижения педагогической психологии, владение психологическим языком, оперирование психолого-педагогическими понятиями, выявление закономерностей, принципов построения научно-практической литературы, вычленение главной и второстепенной информации для психолога. Содержание заданий: а) аннотация учебного пособия; б) содержательный анализ учебного пособия; в) изложение основных идей учебного пособия. 2. Психологический анализ ситуаций, профессиональной деятельности. Проверяются компетенции в использовании психологических знаний для решения педагогических проблем, объяснения жизненных или педагогических явлений; осуществлять перенос знаний в различные педагогические ситуации; проводить психологический анализ механизмов и условий обучения и воспитания; проявлять гуманистическую направленность в понимании развития личности в образовательном процессе, целостность представлений о человеке, включенном в образовательный процесс.
3. Задания на выполнение практической готовности психолога. Проверяются умения планировать, прогнозировать, анализировать профессиональную деятельность, в том числе психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании; социально-педагогическая деятельность; педагогическая деятельность в дошкольном образовании; педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Содержание государственного экзамена
Специальная психология как отрасль психологии, изучающая врожденные или приобретенные отклонения психического развития, и пути их компенсации. Задачи и методы специальной психологии. Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых Вопросы диагностики и ранней психологической помощи. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Социальнопсихологические проблемы лиц с нарушенным зрением.
Психическое развитие ребенка с нарушением слуха. Роль слуха в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, поздно оглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждениях органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов и эмоциональной сферы неслышащих людей. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом. Нарушение речи как дефицитарный тип развития. Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата как особый вид дизонтогенеза. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП). Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала. Двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения. Пространственные нарушения. Особенности личностного и социального развития при ДЦП. Особенности психолого-педагогического обследования. Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП. Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. Специфика формирования школьных навыков. Вопросы социальной адаптации и профориентации. Психологическая помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психическое развитие ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекциоиной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями. Психическое развитие ребенка со сложными недостатками развития. Соотношение понятий “дети со сложными недостатками развития” и “сложная структура дефекта психического развития”. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Организация психологической помощи детям со сложными дефектами: работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами; профилактика вторичных нарушений. Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения Возможности использования нейропсихологических знаний в психологической коррекции детей с различными отклонениями в развитии. Психологические проблемы построения методов специального обучения Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно-отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрирования обучения. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии. Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов. Основные принципы их психологического изучения. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии. Консультирование как вид психологической помощи. Понятие психологического консультирования. Основные цели и методы консультирования. Виды консультирования. Интервью как основной метод консультирования. Типы критических ситуаций. Структура психологического консультирования. Особенности психодиагностики в ходе консультирования. Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Модели консультирования. Основные направления консультирования. Виды консультирования (индивидуальное, групповое, семейное). Требования к личности консультанта. Особенности психологического консультирования на разных возрастных этапах. Психокоррекция как вид психологической помощи. Понятие "психологической коррекции", ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии. Специальная психология как часть практической психологии в системе образования. Основные современные концепции реабилитации. Основные компоненты комплексной реабилитации, и их соотношение на разных возрастных этапах. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в такой помощи. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Роль общества в реабилитации.
Теоретические вопросы государственного экзамена 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. 3. Дефект и компенсация. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. 4. Общие и специфические закономерности психического развития дстей с отклонениями. 5. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. 6. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид диэонтогенеза. 7. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление. минимальной мозговой дисфункции, психологическая характеристика, перспективы преодоления. 8. Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. 9. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР. 10. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. 11. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. 12. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. 13. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. 14. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи умственно отсталым. 15. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа. 16. Нарушение зрения как специфический вид дизонтогенеза. 17. Психическое развитие ребенка с нарушением зрения. 18. Формирование чувственных образов внешнего мира при нарушениях зрения. 19. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы слепых и слабовидящих. 20. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрение. 21. Нарушение слуха как дефицитарный тип развития. 22. Психическое развитие ребенка с нарушением слуха. 23. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития глухих и слабослышащих. 24. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. 25.Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом 26.Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей. 27.Нарушение речи как дефицитарный тип развития. 28.Психологические особенности детей с речевой патологией 29.Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. 30. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. 31. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией. 32. Нарушение функций опорно-двигательного аппарата как особый вид дизонтогенеза. 33.Психологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 34.Личностное и социальное развитие при детском церебральном параличе 35.Организация и содержание психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей с ДЦП. 36.Специальные образовательные потребности детей с ДЦП. 37.Психологически помощь семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно- двигательного аппарата. 38.Адаптация и реабилитация лиц с ДЦП. 39.Психическое развитие ребенка с расстройствами эмоционально-волевой сферы 40.Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. 41.Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА. 42.Особенности психического и социального развития при РДА. 43.Проблемы дифференциальной диагностики РДА. 44.Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями 45.Патологические формы девиантного поведения устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития 46.Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. 47.Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями 48.Психическое развитие ребенка со сложными недостатками развития. 49.Психологические особенности детей со сложными недостатками развития при нарушениях зрения и слуха, слуха и интеллекта, зрения и интеллекта, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. 50.Организация психологической помощи детям со сложными дефектами, работа с семьей 51.Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными дефектами 52. Роль обучения в развитии детей с отклонениями. 53. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, в дошкольном и школьном возрасте. 54.Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с проблемами в развитии Проблемы интегрирования обучения 55.Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии. 56.Психокоррекция и консультирование как виды психологической помощи. 57.Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. 58. Псиихокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой. 59. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения 60.Специальная психология как часть практической психологии в системе образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.008 с.) |