Внимание: общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание: общая характеристика.



Внимание: общая характеристика.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Работа внимания на физиологическом уровне обеспечивается функционированием 2х систем: 1.Задние системы (локализует и удерживает объект в пространстве) 2.Передние системы (анализирует объект, вычисляет отдельные характеристики, распознает среди множества объектов. Отвечает за то, куда посылать информацию).

Основные функции внимания:

1.Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

2.Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

3.Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

4.Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

Виды внимания.

Непроизвольное внимание (пассивное) Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

-Неожиданность раздражителя.

-Относительная сила раздражителя.

-Новизна раздражителя.

-Контрастность предметов или явлений.

-Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание Активный процесс, поддерживается сознательной целью, направляется субъектом в соответствии с целями и задачами его деятельности, часто на непривлекательные объекты, подразумевает волевое усилие.

Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает в ходе волевого акта при осуществлении произвольного управления внимания. Объект, на который направлялось волевое внимание, становится привлекательным в силу его ценности и значимости для выполнения ведущей деятельности.

Ориентировочный рефлекс – многокомпонентная рефлекторная реакция организма человека и животного, вызванное новизной раздражения.

Основные свойства внимания.

1.Устойчивость - характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Факторы, влияющие на устойчивость:

-особенности нс

-состояние организма

-заинтересованность

-отвлекающие факторы

2.Концентрация— удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

3.Переключаемость – сознательное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

4.Распределение. Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

5.Объем— это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

6.Изберательность - выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.

Эффекты и критерии внимания.

Эффекты внимания - проявления внимания, способствующие или препятствующие нашей практической или познавательной деятельности.

Эти эффекты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эффекты внимания:

Сюда относится бОльшая ясность и отчетливость сознательных впечатлений, которые попали в фокус внимания.

Ланге различает 3 эффекта внимания:

1.Усиливающий эффект-впечатления от объектов, на которые внимание обращено, делаются субъективно интенсивнее: ярче, громче и т д.

2.Фиксирующий эффект- благодаря усилению впечатления объект внимания выделяется среди прочих и удерживается в течение некоторого времени в нашем сознании.

3.Аналитический эффект-благодаря усилению впечатления мы можем выделить в объекте внимания большее число подробностей и деталей.

Отрицательные эффекты внимания- внимание действует против намерений человека.

1.Деавтоматизация-разрушение прежде автоматизированной деятельности при обращении внимания на отдельные ее компоненты.

2.Эффек семантического пресыщения-если внимательно прочитать одно и тоже слово много раз подряд, то в конце концов оно потеряет для нас смысл.

3.Эффект возникновения медицинских симптомов.

4.Сбой параллельно осуществляемых видов деятельности-внимания не может хватать на все.

Эффекты внимания, прежде всего положительные, дают возможность выявить критерии внимания.

Критерии внимания-это необходимые характеристики, признаки или правила, позволяющие установить, участвует ли внимание в данной познавательном акте.

Гиппенрейтер предложила делать выводы об участии внимания на основе его проявлений в сознании, в поведении и в продуктивной деятельности.

Критерии внимания:

I.феноменальные (или субъективные). То, что можно уловить из самонаблюдения и непосредственно связано с нашим сознанием. То есть если мы переживали яркость и отчетливость образа, представления, то это содержание попадало в фокус внимания. Это критерий ясности и отчетливости.Второй феноменальный критерий -- ощущение смены содержаний сознания связанного со сменой фокуса сознания с одного на другое. Этот момент перехода с одного содержания на другое субъективно отражает, что у нас сменился фокус внимания.Третий феноменальный критерий- переживание усилия,интереса или чувства деятельности.

II.Поведенческие критерии-они связаны с положением тела и тонусом мышц.

IIIПродуктивный критерий-связан с успешностью деятельности. Которую осуществляет человек.Здесь можно выделить 3 критерия:

1-познавательный критерий:человек лучше понимает и воспринимает то, на что было обращено его внимание.

2. Мнемический критерий.- то на что было обращено внимание,остается в памяти.

3.Исполнительный критерий-если человек лучше осуществляет действие и допускает меньше ошибок в его выполнении, то он внимателен к тому, что делает.

При установлении участия внимания в том или ином познавательном или практическом действии эти критерии должны применяться в совокупности

Изучение внимания в гештальтпсихологии, бихевиоризме и психоанализе.

Внимание как селекция, модели поздней селекции.

Что и в 16.

Эксперименты на слуховое внимание.

Эксперименты на зрительное внимание.

Методы диагностики внимания.

Классификация.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение.

В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном -- репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся. Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинацииГригорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. М., 2003..

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниямиТам же..

Мечта - создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями: ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах; эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. По оригинальности активное воображение разделяется на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчествоДубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 2003..

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Особый вид творческого воображения - фантазия. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика - результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображенияТам же..

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

 

Механизмы.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть черты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные сочетания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Особый вид комбинирования - это агглютинация - при которой соединяются несоединимые в реальности черты. Наиболее распространенными примерами агглютинации являются образы сфинкса и кентавра, в которых соединены черты человека с чертами льва (сфинкс) и коня (кентавр). Агглютинации также часто применяются в аллегорических изображениях, в стихах (полумудрец -- полуневежа), подчеркивая сложность, противоречивость созданного образа.

Акцентирование. Способ основан на искусствен-ном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе. Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол. Автор выхватывает из облика человека, которому посвящается рисунок, «самое-самое», что позволяет читателям узнать его. Этот способ активно используют пародисты на сцене, подражая «оригиналу» голосом, движениями и др.

Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.).

Виды мышления

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Качества мышления

Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

Методы изучения мышления.

Метод беседы.

Анкетирование.

Самонаблюдение.

Условия задачи. Восприятие, понимание, запоминание условий задачи могут осуществляться с разной легкостью/трудностью, характеризоваться полнотой и адекватностью, вызывать то или иное отношение субъекта.

Требования. Часто они сформулированы словесно. Типы требований:

1). Указание на то, какой должна быть ситуация после преобразования исходной.

Требование относится к получению нового знания в результате некоторых операций над условиями («У Кати 2 яблока, а у Нины 3, сколько всего яблок?»).

Соотношение между условием и требованиями. 1. все элементы условия нужны для решения. 2. Есть лишние элементы. 3. Нет необходимых элементов.

ТИПОВ ЗАДАЧ НЕ НАШЕЛ! Относительно типа решаемых задач мышление может бытьтеоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое – на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.

 

В процессе предметно-действенного мышления, следовательно, формируется широкая, в какой-то мере универсальная база для последующего использования полученной информации, как для разного вида деятельности, так и для формирования различных представлений и понятий.

 

В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы создания образа обязательно наличие еще и наглядной основы.

Словесно-логическое мышление (или понятийное). Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Что же специфично для понятийного мышления? Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует выделения главного и подчинение ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчиненные предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл.

Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление МакКеллар (1972) проводит различие между аутическим и рациональным мышлением. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он привлекает рациональное мышление. Язык – совокупность знаков и правил.

Внешняя

А)Письменная

Б)Устная

-монолог

-диалог

Коммуникативная

Номенативная – называет

Планирования

Регуляция действий

 

Когнитивная теория Ж.Пиаже. Развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления. Первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.

Л.С.Выготский показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства - речевое мышление.

Монолог

Эгоцентрическое мышление обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистическому социализированному мышлению взрослого. Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка.

Выготский. Эгоцентрическая речь ребенка представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Речь для себя возникает путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития.

Эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба — перерастание во внутреннюю речь.

 

Механистический подход.

Его основные характеристики:

1) перенос объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов на мышление,

2) «бессубъектность» мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта),

3) реактивность, внешняя обусловленность мышления,

4) подмена объяснения процесса его моделированием,

5) отсутствие специального языка анализа мышления.

Механистический подход представлен тремя теориями:

1. Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений.

2. Бихевиоризм. Мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение («речь минус звук»). Мышление отождествляется с «поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт» (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Теория проб и ошибок. Мышление – научение, подчиняется законам ассоцианизма. Э. Торндайк: инструментальное научение. Активность ненаправлена, решение находится случайно по “+” подкрепляемой пробе.

3. Информационная теория мышления (первые варианты).

Мышление как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером.

Телеологический подход.

Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

1. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.).

1. Теория Зельца.

Целостный подход.

Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Представлен теорией гештальтпсихологии. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух.

Генетический подход.

Реализует принцип развития в психологии. Представляет развитие мышления как закономерный процесс смены качественно разных стадий, уровней. Реализован Жаном Пиаже. (см. билет 70).

Исторический подход.

Французская социологическая школа: изучение межкультурных различий, первобытного мышления.

Второй способ деления теорий м. - по типу подхода 1) объектный подход. Признаки: а) наличие универсального языка для описания всех психических процессов. Б) реактивность субъекта. В) сведение сложного к простому. 2) субъектный подход. Признаки: а) активный субъект. Б) активность оснащена средствами. В) источником средств является прошлый опыт субъекта (онто- и актуал- генез).

1) взаимодействие субъекта и объекта. Признаки: а) мышление и восприятие - самостоятельные процессы. Б) отрицание участия в познании прошлого опыта. В) не допускается моделирование процесса.

 

Теория Зельца.

Мышление это функц. интеллект операций, развернутое действие по решению инт. Задачи.

Фаза: Выделение проблемного комплекса

2) Место искомого Р

1) Отношение между S и Р

Проще говоря С нахождением и реализацией средства т вся проблемная ситуация образует целостную структуру (S-m-P)

Мышление у Зельца это система рефлексоидных соединений, которые по структуре сходны сложным рефлексам

О Зельц в своих исследованиях выдвинул то правильное положение что продуктивное мышленеие не состоит из отдельных представлений, движимых различными тенденциями – репродуктивными и детерминирующими, а заключается в функционировании специфических операций, которые служат методами направленными на разрешение задачи.

Критика:

Показав сначало, что мыслительный акт – это операция, несводимая к механическому сцеплению ассоциаций, Зельц сами операции сцепил совершенно неадекватными природе мышления рефлексоидными отношениями, такими же внешними и механическими, как связи ассоц.

 

Внимание: общая характеристика.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Работа внимания на физиологическом уровне обеспечивается функционированием 2х систем: 1.Задние системы (локализует и удерживает объект в пространстве) 2.Передние системы (анализирует объект, вычисляет отдельные характеристики, распознает среди множества объектов. Отвечает за то, куда посылать информацию).

Основные функции внимания:

1.Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

2.Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

3.Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

4.Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой - психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

Виды внимания.

Непроизвольное внимание (пассивное) Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

-Неожиданность раздражителя.

-Относительная сила раздражителя.

-Новизна раздражителя.

-Контрастность предметов или явлений.

-Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание Активный процесс, поддерживается сознательной целью, направляется субъектом в соответствии с целями и задачами его деятельности, часто на непривлекательные объекты, подразумевает волевое усилие.

Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает в ходе волевого акта при осуществлении произвольного управления внимания. Объект, на который направлялось волевое внимание, становится привлекательным в силу его ценности и значимости для выполнения ведущей деятельности.

Ориентировочный рефлекс – многокомпонентная рефлекторная реакция организма человека и животного, вызванное новизной раздражения.

Основные свойства внимания.

1.Устойчивость - характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

Факторы, влияющие на устойчивость:

-особенности нс

-состояние организма

-заинтересованность

-отвлекающие факторы

2.Концентрация— удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

3.Переключаемость – сознательное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

4.Распределение. Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

5.Объем— это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

6.Изберательность - выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.105 с.)