Общая характеристика наглядно-образного мышления. Понятие образа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика наглядно-образного мышления. Понятие образа.



Образное мышление (наглядно-образное). Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление«схватывает» наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.

Если не требуется словесного ответа, то выводы словесно и не формулируются. Вообще слово в образном мышлении является лишь средством выражения, интерпретации выполненных в образах преобразований. Процесс образного мышления, осуществляемый в форме образов, протекает быстро, достаточно свернуто. Решение наступает как бы внезапно, в виде озарения, своеобразной мысленной пространственной картины. Поэтому к отличительным признакам образного мышления, кромесимультанности (одновременности), нужно добавитьимпульсивность и синтетичность. Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом.

Образы гораздо теснее, чем слово, связаны с чувственным отношением человека к окружающему миру, к его переживаниям. В образе представлены не только перцептивные признаки и свойства объекта, но и эмоционально-личностное отношение к ним, чего часто нельзя обнаружить при оперировании понятиями.
В понятиях, особенно научных, фиксируется общественно-родовой опыт человека. И в этом смысле, они обезличены. Это отличие между понятием и образом служит одним из факторов, определяющих большие трудности первичного усвоения понятий и предпочтительности использования примеров при изучении нового учебного материала. Одновременно образы, которые мы предлагаем другим людям, не всегда способствуют уяснению истины, а временами даже усложняют этот процесс.

Причин тому несколько. Во-первых, это бедность результативного образа. Действительно, существует множество ситуаций, когда образ в результативном выражении (рисунке, предметной конструкции, схематическом изображении, словесном описании и т.п.) оказывается намного беднее, чем был в момент его создания, оперирования им. Это явление связано с тем, что человек не владеет достаточно точными средствами для выражения содержания имеющегося у него образа. Поэтому должен быть запас созданных образов. Чем их больше и они богаче, тем больше возможностей у человека для их видоизменения, преобразования, то есть успешного оперирования ими.

Во-вторых, на понимание представленного образа оказывает существенное влияние близость личностных смыслов, которыми наполнены соответствующие образы у передающего и воспринимающего информацию.

В-третьих, люди различаются по способности создавать и оперировать образами. Для одних достаточно представлений, чтобы легко и свободно создавать образы и оперировать ими. Эта способность связана с развитием у взрослого человека произвольности всех психических процессов. Но бывают люди, которым, по их индивидуальным особенностям, требуется для легкости и свободы создания образа обязательно наличие еще и наглядной основы.

Наглядно-образное мышление является основой для понятийного (словесно-логического) мышления. В нее уже заложены основы логического анализа, но только начальные.

 

Общая характеристика словесно-логического мышления. Язык и речь.

Словесно-логическое мышление (или понятийное). Довольно часто этот вид мышления называют вершиной развития мышления человека. Что же специфично для понятийного мышления? Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.

Понятийное мышление движется по вертикали: от частного к общему и наоборот, т.е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Для понятийной мысли характерна иерархизированность, что требует выделения главного и подчинение ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчиненные предложения. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Человек проявляет чувствительность к логическим противоречиям и адекватно понимает переносный смысл.

Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление МакКеллар (1972) проводит различие между аутическим и рациональным мышлением. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Когда человек находит ответ (ключ) при решении кроссворда, он привлекает рациональное мышление. Язык – совокупность знаков и правил.

Речь – использование этой системы знаков.

Знак – условный заместитель чего-либо.

Символ – безусловный заместитель.

Отношение языка и речи:

Язык – стабильная устойчивая система.

Речь – динамическая система.

Язык – совокупность общественных знаний.

Речь – индивидуальна – среда, в которой язык может развиваться.

Виды речи:

Внешняя

А)Письменная

Б)Устная

-монолог

-диалог

Внутренняя –максимально свернута.

Св-ва внутренней речи:

-предикативна(отсутств подлежащ)

-смысл преобладает над значением

-возможно слипание слов и их значения.

Функции речи:

-Внешней

Коммуникативная

Экспрессивная – выражение состояния

Индекативная – указывает на объект

Номенативная – называет

Сигнификативная –передача значения

Гностическая –сохранение и передача общественного опыта.

-Внутренней

Планирования

Регуляция действий

 

Виды, функции и единицы речи.

ВИДЫ РЕЧИ: РЕЧЬ

 

ЗНАКОВАЯ СИГНАЛЬНАЯ

 

ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ

 

МОНОЛОГ ДИАЛОГ

 

УСТНЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ

 

Основная функция любой речи – коммуникативная.

СИГНАЛЬНАЯ РЕЧЬ - С каких-то пор слово "речь" стали применять и к животным, поэтому различают знаковую речь и речь сигнальную, или аффективную, невербальную.

Функции СИГНАЛЬНОЙ речи: экспрессивная, выразительная функция (для выражения своих состояний и переживаний) + функция психологического контакта с партнерами по общению.

ЗНАКОВАЯ – или, собственно, человеческя - речь делится на ВНЕШНЮЮ и ВНУТРЕННЮЮ.

ВНУТРЕННЯЯ, семантическая, смысловая сторона речи и ВНЕШНЯЯ, звучащая, фазическая

ВНЕШНЯЯ речь. Функции:

1 - указательная (знак указывает на объект), или индикативная.

2 - "назывательная" (знак называет объекты), или номинативная.

3 - означивающая (знак не существует без значения), или сигнификативная.

4 - гностическая(за знаком стоит речь, знаки - форма передачи культуры).

Развитие речи. Проблема эгоцентрической речи: Ж. Пиаже и Л С. Выготский.

1-й – подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения язы­ком - до 3 лет;

3-й – дошкольный - до 7 лет;

4-й – школьный – от 7 до 17 лет. (А.Н.Леонтьев)

Первый этап – подготовительный. Крик и плач способствуют развитию движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Мес - гуление, лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма)

С 10 - 11 мес. Понимание слов и жестов. Повторение услышанного. К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап - преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер, речь называется ситуационной.

С 1,5 лет – «свой язык», активное звукоподражание

С 2-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря

К 2 годам - ед. и мн. число сущ., времена и лица глаголов, падеж, словосочетания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.02 с.)