Общая характеристика потребительской информации. Понятие права потребителя на информацию



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика потребительской информации. Понятие права потребителя на информацию



 

Исходя из содержания ст. 8-12 Закона "О защите прав потребителей", которые регулируют вопросы содержания права потребителя на информацию, следует отметить, что названный Закон не дает точного определения категории "потребительская информация". Однако указанные статьи закрепляют необходимые характерные признаки, которым потребительская информация должна соответствовать, определяют ее содержание и ответственность контрагентов потребителя за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(33) информация в общем виде представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Таким образом, потребительскую информацию можно определить как сведения, сообщения, данные, предоставляемые потребителю его контрагентами в соответствии с действующим законодательством.

Важно помнить, что ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет то, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации. Из содержания данной нормы выделяются следующие характерные признаки, т.е. требования, которым должна соответствовать потребительская информация:

1) признак необходимости. Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Таким образом, информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ, услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой. Следует также отметить, что сам законодатель использует в ст. 12 Закона "О защите прав потребителей" другое выражение к рассматриваемому признаку, а именно "полнота" информации. Например, в п. 2 вышеуказанной статьи речь идет об ответственности продавца (исполнителя), не пре доставившего покупателю полной и достоверной информации. По мнению законодателя, выражения "необходимая информация" и "полнота информации" совпадают по смысловому значению;

2) признак достоверности. Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Следовательно, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают определенные правовые последствия. Закон "О защите прав потребителей" не предусматривает обязательность заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода. Согласно ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате верность перевода с одного языка на другой свидетельствует нотариус, если он владеет соответствующими языками;

3) признак доступности и наглядности. В отношении признака доступности выделяют два аспекта. Во-первых, доступность обозначает изложение информации на "доступном" для потребителя языке. Пункт 2 ст. 8 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет то, что информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), - на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Однако данная характеристика по смыслу статьи может считаться самостоятельным признаком, так как в п. 2 говорится, что информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке и т.д. Во-вторых, стиль изложения и смысл информации должны быть просты, чтобы потребитель мог понять ее суть без дополнительных знаний в соответствующей области. Например, очень часто при покупке лекарственных средств в инструкциях по медицинскому применению препарата встречаются специальные термины, которые не известны широкому кругу потребителей. Следовательно, указанные в инструкции медицинские термины должны поясняться потребителю.

Что касается наглядности, то следует определить ее в возможности визуального восприятия через текст, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д., которые, в свою очередь, должны также быть доступны для понимания посредством восприятия;

4) признак своевременности предоставления информации. Важно помнить, что информация должна доводиться до потребителя в момент заключения договора. Этим моментом по ст. 433 ГК РФ признается момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента такой передачи (ст. 224 ГК РФ). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Однако следует отметить, что само содержание категории "потребитель", выражающееся во фразе "гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести...", подразумевает предоставление ему такой информации до заключения договора. Данное правило гарантирует ему более тщательное обдумывание выбора товара, работы и услуги. Тем более сам ГК РФ закрепляет подобные положения, например в п. 2 ст. 495 ГК РФ, в котором говорится, что покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле, или в п. 1 ст. 732 ГК РФ, в соответствии с которым подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять. Учитывая специфику некоторых работ или услуг, производимых исполнителем, следует отметить, что исполнитель должен информировать потребителя также при выполнении работы или оказании услуги, когда данные процессы носят длящийся характер. Например, согласно п. 1 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность;

5) признак соответствующего содержания. Здесь необходимо выделить три категории в содержании потребительской информации, а именно информацию:

об изготовителе (исполнителе, продавце);

о режиме работы продавца (изготовителя);

о реализуемых им товарах, работах и услугах.

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) находит отражение в ст. 9 Закона "О защите прав потребителей", где устанавливается, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Данная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

К рассматриваемой категории следует также добавить информацию о государственной аккредитации исполнителя. Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет в ст. 2 аккредитацию как официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Место его нахождения определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Таким образом, оно включает следующие три характеристики: 1) название юридического лица, 2) указание на организационно-правовую форму, 3) характер деятельности данного юридического лица. Все сказанное в равной мере имеет отношение к информации об индивидуальном предпринимателе.

Информация о режиме работы продавца (изготовителя) определяется в ст. 11 Закона "О защите прав потребителей". Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По общему правилу режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, кроме указанных в п. 1 ст. 11 Закона "О защите прав потребителей" государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Информация о реализуемых им товарах, работах и услугах закреплена в ст. 10 Закона "О защите прав потребителей". Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

В информации о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должны содержаться:

1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение. Согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" техническим регламентом признается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

3) цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В этом пункте содержится два достаточно важных новшества для потребителя. Во-первых, введенное Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. то, что цена товара, работы или услуги должна указываться в рублях. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

Под условиями приобретения законодатель подразумевает, например, что относительно приобретения товаров условием может быть продажа товара в кредит, его предварительная оплата, что касается выполнения работ, то самым распространенным условием, о котором следует информировать, - выполняется ли работа из материала исполнителя или потребителя, т.е. заказчика.

Во-вторых, Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" ввел второе важное новшество - в информации о товарах (работах, услугах) при предоставлении кредита потребителю в обязательном порядке должны содержаться размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

4) гарантийный срок, если он установлен. Определение гарантийного срока отражено в ст. 5 Закона "О защите прав потребителей". Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить соответствующие требования потребителя;

5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг). Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, содержатся в технических регламентах, санитарных нормах и правилах. Как правило, данные требования находят отражение в нормативной документации по техническому регулированию или в сопроводительной технической документации;

6) срок службы или срок годности товаров (работ), определенный в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению. Срок службы определяется как период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается;

7) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Для индивидуализации контрагента в потребительских отношениях он должен иметь свое наименование. Как уже было отмечено, юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Таким образом, фирменное наименование включает в себя следующие три характеристики: 1) название юридического лица, 2) указание на организационно-правовую форму, 3) характер деятельности данного юридического лица. Все сказанное в равной степени имеет отношение к индивидуальным предпринимателям.

8) информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) определенным требованиям. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке приняты обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия определенным требованиям.

Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55*(34), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона;

9) информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Потребитель имеет право ознакомиться в связи с приобретением товаров, работ, услуг, например, с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 или Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025*(35), а также иными нормативными правовыми актами;

10) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Здесь законодатель имеет в виду индивидуализацию конкретного лица посредством указания его фамилии, имени, отчества и другой информации о нем. Например, часто указывают фамилию, имя, отчество косметологов, парикмахеров в салонах красоты, мастеров по пошиву одежды в ателье, мастеров по ремонту автотранспортных средств в специализированных сервисных центрах. Более подробная информация о конкретном лице может требоваться, например, в случаях найма родителями нянек своим детям;

11) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Данное положение исходит из того, что нарушением прав потребителя считается использование фонограмм исполнителями музыкальных произведений, когда потребитель рассчитывал на живое исполнение при оказании ему такого рода развлекательных услуг;

12) указание на то, что приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки). Потребитель имеет право приобретать новые товары, и если он был предупрежден, что товар был в употреблении или в нем устранялся определенный недостаток и согласился приобрести его, то он не может впоследствии предъявлять соответствующие требования. В случае продажи потребителю такого товара как нового возможно наступление правовых последствий, установленных при продаже товара с недостатками.

Таким образом, следует отметить, что в действующем законодательстве тщательно закреплено право потребителя на информацию исходя из позиции, что данное право является ключевым. На основании полученной информации от своих контрагентов потребитель реализует дальнейшее свое право на самостоятельный выбор товаров, работ или услуг.

Важно отметить, что в случае нарушения права потребителя на информацию он имеет право на защиту, установленное ст. 12 Закона "О защите прав потребителей", которая закрепила ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге): если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона "О защите прав потребителей", в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Согласно ст. 43 Закона "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) кроме гражданско-правовой ответственности несет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2.2. Правовое регулирование рекламы как особой формы доведения
информации о товарах (работах и услугах)

 

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что рассмотренные категории информации могут быть переданы до потребителя определенными способами.

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и режиме работы продавца (исполнителя) доводится до потребителя согласно ст. 9 и 11 Закона "О защите прав потребителей" посредством соответствующих вывесок. Статья 9 закрепляет то, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Информация о реализуемых товарах (работах и услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Согласно ст. 27 Федерального закона "О техническом регулировании" продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение такого знака устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном законодательством, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. Следовательно, отдельным способом по законодательству о техническом регулировании можно считать маркировку знаком обращения на рынке.

В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 или Правилами бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025, а также иными нормативными правовыми актами информация может доводиться до потребителя документами различного содержания и характера. Например, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

Правила бытового обслуживания населения в РФ;

адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации).

Правила дистанционного способа продажи товаров предусматривают дополнительные способы доведения информации при такой продаже товаров. В данном случае речь идет об ознакомлении потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Потребителю согласно Закону "О защите прав потребителей" в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре (ст. 10), о порядке и сроках возврата (п. 4 ст. 26.1).

Одним из важных способов доведения информации до потребителя в настоящее время является передача ее через средства массовой информации. Здесь в первую очередь следует выделить рекламу товаров, работ и услуг. Следует заметить, что Закон "О защите прав потребителей" о рекламе не упоминает, что требует анализа ее содержания и определения требований, которым она должна соответствовать для успешного доведения определенной информации до потребителя.

В настоящее время отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом "О рекламе", вступившим в силу с 1 июля 2006 г. Указанный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ. Целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В статье 3 указанного Закона реклама определяется как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, следует подчеркнуть особенность рекламы для потребительской сферы, состоящей в ее задаче вызвать и поддержать интерес у неопределенного круга потребителей к объекту рекламирования для продвижения его на рынке. Объектом рекламирования в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" могут быть товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари). В перечне объектов ничего не сказано об услугах и работах, хотя для потребительских отношений они играют огромную роль наравне с товаром как объектом рекламирования. Это связано с тем, что законодатель в содержании категории "товар" уже подразумевает и работу, и услугу, так как ст. 3 данного Закона определяет товар как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Статья 5 Закона "О рекламе" выделяет следующие требования к рекламе:

а) добросовестность;

б) достоверность.

Федеральный закон "О рекламе" признает недобросовестной рекламой ту, которая обладает следующими характеристиками:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.5.103 (0.043 с.)