Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура законодательства о защите прав потребителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1 Закона "О защите прав потребителей", в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расположив нормативные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно признаку - юридическая сила - нормативного правового акта, законодатель выделил следующие четыре уровня: 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Закон "О защите прав потребителей"; 3) другие федеральные законы; 4) иные нормативные правовые акты РФ. Учитывая то обстоятельство, что в структуре законодательства о защите прав потребителей выделяется несколько уровней нормативных правовых актов, необходимо рассмотреть вертикальную и горизонтальную иерархию норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей. Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, "вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне - федеральном, субъекте Федерации или муниципальном - должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Статья 3 ГК РФ не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривают право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым, предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права"*(12). Статья 71 Конституции РФ гласит, что судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, в отношении вопроса о вертикальной иерархии норм следует руководствоваться ст. 3 ГК РФ, где в п. 1 говорится, что гражданское законодательство находится в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации. Содержание ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" подтверждает тот же смысл: отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. Что касается полномочий субъектов РФ, то о них есть упоминание в Законе "О защите прав потребителей" (п. 2 ст. 19). Речь идет о том, что для сезонных товаров сроки, установленные ст. 19, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя. С учетом разноотраслевого характера законодательства, следует отметить, что некоторые отрасли права находятся согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды). Например, именно нормами административного права устанавливаются виды административных правонарушений в области прав потребителей, и часто, соответственно, могут возникать ситуации, когда содержание данных норм не совпадает в федеральном нормативном акте и нормативном акте субъекта РФ. Таким образом, нормативные акты определенных субъектов РФ играют важную роль. Например, в Республике Татарстан действует свой Кодекс об административных правонарушениях. Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, определяющему, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в силу того же пункта должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, положения Закона "О защите прав потребителей", безусловно, должны соответствовать требованиям ГК РФ. Это обозначает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ. Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"*(13) устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Согласно приказу Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 160 защита прав потребителей осуществляется в соответствии со следующими нормами ГК РФ: 1) § 2 "Розничная купля-продажа", § 6 "Энергоснабжение", § 7 "Продажа недвижимости" гл. 30 "Купля-продажа"; 2) § 2 "Прокат" гл. 34 "Аренда"; 3) гл. 35 "Наем жилого помещения"; 4) § 2 "Бытовой подряд", § 3 "Строительный подряд", § 4 "Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ" гл. 37 "Подряд"; 5) гл. 39 "Возмездное оказание услуг"; 6) гл. 40 "Перевозка"; 7) § 2 "Кредит" гл. 42; 8) гл. 44 "Банковский вклад"; 9) гл. 45 "Банковский счет"; 10) § 1 "Общие положения о хранении", § 3 "Специальные виды хранения" гл. 47 "Хранение"; 11) гл. 48 "Страхование", 12) гл. 51 "Комиссия". Специфика признака верховенства федеральных законов предопределяет их особую роль в правовом регулировании различных общественных отношений, так как они могут приниматься по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Федеральный закон "О защите прав потребителей" вышел в свет 7 февраля 1992 г. В процессе становления всей системы законодательства о защите прав потребителей и анализе правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения для целей совершенствования всей системы. Это происходило в 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007 г г. В настоящее время он состоит из четырех глав. Особое значение в данном Законе играет преамбула, которая раскрывает исходные положения и определения, имеющие непосредственное отношение к каждой статье Закона. Например, в ней дается характеристика основных понятий, используемых в законе (потребитель, изготовитель, исполнитель, т.д.), которая, в свою очередь, раскрывает их сущность для цели правильного представления. Первая глава "Общие положения" регламентирует общие аспекты регулирования отношений потребителей, возникающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Вторая глава "Защита прав потребителей при продаже товаров" посвящена регулированию отношений потребителя с его контрагентами в лице продавца, изготовителя и т.д. непосредственно в ситуациях приобретения им товаров на основаниях, определенных законодательством. В рамках третьей главы "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" освещаются вопросы регулирования отношений потребителя по поводу осуществления работ и оказания услуг потребителям его контрагентами в лице исполнителя. И, наконец, последняя глава "Государственная и общественная защита прав потребителей" определяет полномочия федерального органа исполнительной власти в части государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, права общественных объединений, созданных для целей защиты прав потребителей. Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"*(14), Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов"*(15), Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 13 марта 2006 г. "О рекламе"*(16) и др. Еще в 1994 г. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 7 указывал, что Закон "О защите прав потребителей" и иные федеральные законы и правовые акты применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если: это предусмотрено ГК РФ (п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730); ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (ст. 8-10 Закона "О защите прав потребителей"); указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей"). В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что исходя из п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. 492-505 и 730-739 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено § 2 гл. 30 и § 2 гл. 37 ГК РФ (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 702 ГК РФ), а также положения Закона "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной ГК РФ. Согласно смыслу п. 3 и п. 4 ст. 3 ГК РФ отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться подзаконными нормативными актами, т.е. указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам, постановлениями Правительства РФ, принятыми на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ и содержащими нормы гражданского права. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ являются в соответствии со ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" иными нормативными правовыми актами и составляют последний уровень в структуре по признаку юридической силы нормативного акта. Следовательно, в случае противоречия норм указа Президента РФ и постановления Правительства РФ нормам ГК РФ или федеральным законам в области защиты прав потребителей применяются соответствующие нормы ГК РФ или федеральных законов. С внесением изменений в Закон "О защите прав потребителей" 21 декабря 2004 г. его п. 2 ст. 1 дополнился следующим абзацем: "Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)". Данное дополнение соответствует смыслу нормы п. 4 ст. 3 ГК РФ. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать постановления, когда сами нормы ГК РФ и иных законов содержат прямые указания на издание того или иного правового акта в определенной области. Если определять в соответствии с приведенным абзацем правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, как иной правовой акт, то допустимость издания данного вида правового акта указывается непосредственно в п. 4 ст. 426 ГК РФ. Например, постановления Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи" (в ред. от 12 октября 2007 г.); от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи" (в ред. от 5 февраля 2007 г.); от 11 апреля 2001 г. N 290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" (в ред. от 23 января 2007 г.); от 6 февраля 2003 г. N 72 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте" (в ред. от 18 января 2007 г.); от 22 декабря 2006 г. N 785 "Об утверждении правил услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания"; от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (в ред. от 15 декабря 2006 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 февраля 2007 г.); от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения" (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 7 разъяснил, что принятые Правительством РФ до введения в действие ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" (в ред. от 17 декабря 1999 г.) правила об отдельных видах договоров могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и данному Закону. Правило п. 7 ст. 3 ГК РФ, которое закрепляет ограничение министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти издавать акты, содержащие нормы гражданского права, случаями и пределами, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, нашло отражение и в п. 2 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей". В нем отмечается, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы Закона "О защите прав потребителей". Однако исходя из положений его ст. 40 федеральные органы исполнительной власти могут принимать акты по вопросам организации своей деятельности в области защиты прав потребителей, так как п. 3 и 4 ст. 40 предусматривают, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Например, здесь можно назвать приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. N 228 "О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья". Горизонтальная иерархия, как уже отмечалось, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной главенствующей*(17). К вопросу об определении горизонтальной иерархии норм в рассматриваемой области необходимо руководствоваться следующими известными принципами: 1) "последующий акт вытесняет предшествующий"; 2) "специальный закон вытесняет общий"; 3) принцип, выраженный в п. 2 ст. 3 ГК РФ, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 ГК РФ. По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, центр тяжести приведенного положения в третьем принципе лежит в словах "в соответствии", которые явно выражают верховенство ГК РФ по отношению к другим федеральным законам*(18). Первый принцип "последующий акт вытесняет предшествующий" закреплен непосредственно в ГК РФ, ст. 4 которого определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а до введения в действие - только в случаях, предусмотренных законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ, которая гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, нежели те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Следует отметить, хотя второй из указанных принципов "специальный закон вытесняет общий" в общем виде в ГК РФ не закреплен, как не закреплен и в другом законодательстве, он является, безусловно, признанным. В рамках указанного принципа важное значение имеет сама структура ГК РФ. Здесь принцип верховенства специальных норм по отношению к общим выражается прежде всего в том, что нормы отдельных глав разд. 4, посвященные различным типам договоров, вытесняют правила, включенные в разд. 3 (имеются в виду в равной мере статьи, посвященные и общим положениям об обязательствах, и общим положениям о договоре). Приоритет, о котором идет речь, закреплен теперь в п. 3 ст. 420 ГК РФ. В нем предусмотрено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются нормы подразд. 1 "Общие положения об обязательствах" разд. 3 "Общая часть обязательного права", если иное не предусмотрено правилами гл. 27 "Понятие и условия договора" и правилами ГК РФ об отдельных типах (видах) договоров*(19). В связи с этим и учитывая то, что отношения с участием потребителей являются предметом гражданского права, можно утверждать, что данный принцип находит выражение также в регулировании отношений с участием потребителя. Данные отношения регулируются как общими нормами ГК РФ, которые регламентируют все гражданские отношения, составляющие предмет гражданского права, так и специальными нормами, используемыми в основном для потребительской сферы. Из общих норм можно выделить положения об исковой давности, закрепленные в гл. 12 ГК РФ. Необходимо отметить, что специальные нормы, регулирующие указанные отношения, находятся не только в части второй ГК РФ, регулирующей отдельные виды обязательств, но и в части первой ГК РФ, например, ст. 400 и 426 ГК РФ. Статья 400 ГК РФ закрепляет, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Статья 426 ГК РФ, в свою очередь, определяет сущность категории "публичный договор". Им признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. 2 и п. 4 ст. 426 ГК РФ, ничтожны. В части второй к отношениям с участием потребителей применяются положения, с одной стороны, об отдельных типах и видах договоров, т.е. розничной купли-продажи, проката, бытового подряда, возмездного оказания услуг, с другой - об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, содержащихся в гл. 59 ГК РФ. Проявление отмеченного принципа наблюдается в п. 5 ст. 454 ГК РФ, где говорится, что к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения о купле-продаже применяются, если иное не определено правилами ГК РФ об этих видах договоров, и в п. 2 ст. 702 ГК РФ, где указывается, что к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров. Проявление третьего из отмеченных принципов, выражающего горизонтальную иерархию норм, нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 7 в части разъяснений, касающихся регулирования отношений с участием потребителей федеральными законами*(20). Пленум подчеркнул, как уже указывалось, что нормы данных законов регулируют область защиты прав потребителей, если это прямо предусмотрено ГК РФ. Например, п. 3 ст. 492 ГК РФ, где устанавливается, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними, или п. 3 ст. 730 ГК РФ, в котором указывается аналогичное правило, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Если такое условие отсутствует, - только в случае, когда данные нормы конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, а иные, нежели в ГК РФ, правила могут быть приняты ими только лишь при разрешении установления подобных правил самим ГК РФ. В рамках анализа структуры законодательства РФ считаем необходимым обратить внимание на классификацию нормативных правовых актов, составляющих законодательство о защите прав потребителей. М.Ю. Челышев подчеркивает, что классификации могут быть нормативные, т.е. прямо следовать из законодательства, а также доктриальные, т.е. разработаны в юридической литературе*(21). Нормативная классификация определяется из ст. 1 Закона "О защите прав потребителей", п. 1 которой закрепляет, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, т.е. четырьмя группами актов, имеющих юридическую силу. Однако нужно сказать, что не все нормативные правовые акты выделяют в перечисленные группы. Например, Федеральный закон от 26 января 1996 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 9 которого закрепляет, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Следовательно, здесь выделяется три группы: 1) ГК РФ; 2) Федеральный закон "О защите прав потребителей"; 3) иные правовые акты РФ, что в принципе не совсем соответствует определению структуры законодательства, представленной в ст. 1 Закона "О защите прав потребителей". В качестве следующего критерия в классификации нормативных правовых актов необходимо отметить характер регулируемых отношений. В этом аспекте выделяются частно-правовые, публично-правовые и смешанные акты, которые сочетают соответствующие нормы. Так, первые из них регулируют частные отношения (например, Гражданский кодекс РФ). Вторые призваны регламентировать публичные отношения. Здесь идет речь в основном о нормативных правовых актах, которые обеспечивают безопасность и качество товаров работ и услуг (например, федеральные законы "О техническом регулировании", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Ко второй группе можно отнести большинство нормативных правовых актов, так как они содержат в определенном соотношении нормы частного права и нормы публичного права. К этой разновидности можно отнести сам Закон "О защите прав потребителей", в котором нашли отражение нормы гражданского, административного, гражданско-процессуального и других отраслей права. Например, нормы административного права содержатся в гл. 4 Закона. Однако большую часть норм в данном Законе все же составляют нормы гражданско-правовые, потому что отношения с участием потребителей носят частный, т.е. гражданский, характер. В юридической литературе достаточно интересной представляется еще одна классификация, разработанная Т.Л. Левшиной. Суть ее заключается в выделении двух блоков нормативных актов в структуре законодательства, в частности акты, регулирующие отношения: 1) с непосредственным участием потребителей; 2) связанные с защитой прав потребителей, в которых потребитель не участвует*(22). Поскольку среди потребительских отношений большинство составляют все же гражданско-правовые, то, соответственно, можно говорить о преобладании диспозитивных норм в правовом регулировании отношений с участием потребителей. Например, ст. 18 и 28 Закона "О защите прав потребителей" предоставляют потребителю несколько вариантов поведения. Что касается императивных норм, то можно сказать, что они выполняют функцию запрета отдельных субъектов от определенного поведения или обязывающую функцию для отдельных субъектов к установленному законом поведению. Например, ст. 41 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных Законом "О защите прав потребителей". Чаще всего императивные нормы находят отражение в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, составляющих второй блок из рассмотренных в предыдущим параграфе, т.е. публично-правовых. Таким образом, можно говорить, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются как диспозитивными нормами права, так и императивными в сочетании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.246 (0.018 с.) |