ТОП 10:

Практикум по общим основам педагогики



 

 

Ханты-Мансийск

 

Печатается по решению кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета.

 

Еремеева. Л.И. Практикум по общим основам педагогики:.- Ханты-Мансийск, РИЦ ЮГУ. -2009-с.

 

Рецензент: Чистякова О.А., к.п.н.

 

Данный практикум адресован студентам, изучающим курс «Общие основы педагогики». Пособие содержит основные темы, вопросы, задания к семинарским и практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы, методические рекомендации, направления тематики для реферативных работ, словарь.

Содержание

 

Введение………………………………………..

Учебно-тематический план ……………………

Семинарские и практические занятия Тема 1Педагогика как наука……………

Тема 2. Основные категории педагогики….

Тема 3. Методы педагогического исследования.

Тема 4 Процесс социализации личности……

Тема 5 Образование как общественное явление и педагогический процесс. ………

Тема 6. Педагогический процесс как система.

Тема 7 Сущность процесса обучения. ……

Тема8 Воспитание как общественное явление

Тема 9 Особенности педагогической деятельности………………………………….

Тема10 Педагогические инновации………..

Литература……………………………………..
Словарь……………………………………

Введение.

Курс «Общие основы педагогики» входит в блок общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данное пособие предназначено для студентов гуманитарного факультета, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». Целькурса - формирование научно - обоснованных представлений студентов о теории и методологии педагогической науки, специфике объекта, предмета ее исследования и категориального аппарата. Задачи:

I. Формирование представлений об объекте и предмете педагогической науки, ее структуре и функциях.

2.Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущего педагога-психолога.

3. Подготовка студентов к научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Изучение данного курса осуществляется на лекционных и практических занятиях. Содержание кур­са способствует повышению качества подготов­ки специалистов к психолого-педагогической деятельности, в нем нахо­дит отражение современный уровень развития ряда наук, таких как педагогика, философия, психология и реальные потребности сегодняшней практики.

Методические рекомендации по изучению курса.

Приступая к изучению данного курса необходимо: ознакомиться с учебной программой, учебно-тематическим планом проведения занятий, внимательно изучить темы семинарских и практических занятий, задания к практическим занятиям; ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы; изучить вопросы для самостоятельной работы над курсом. Практические и семинарские занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов общепедагогические понятия и основные педагогические умения в решении практических задач и ситуаций. Основные методы практических занятий: упражнения; конструирование педагогических ситуаций; моделирование; поиск нужной информации; самостоятельное пополнение знаний. Студенты работают с методиками, текстами, справочной литературой, периодической печатью добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуациях и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также выполняют задания, работая в микрогруппах.

На практических занятиях есть возможность выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей и учебников, решение педагогических ситуаций и др.

Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью и др.

Учебно-тематический план практических занятий курса «Общие основы педагогики»

Т е м ы ч Форма контроля
  Педагогика как наука Выступление на семинаре.
Основные категории педагогики Терминологический диктант
Методы педагогического исследования Выступление на семинаре, работа в микрогруппах.
Процесс социализации личности Выступление на семинаре Проверка заданий
Образование как общественное явление и педагогический процесс   Выступление на семинаре Проверка заданий
Педагогический процесс как система Выступление на семинаре Рубежное тестирование
Сущность процесса обучения Выступление на семинаре Проверка заданий
Воспитание как общественное явление Выступление на семинаре Решение педагогических ситуаций
Особенности педагогической деятельности   Выступление на семинаре Представление эссе.
Педагогические инновации Выступление на семинаре Итоговое тестирование
  Итого: 22 час   Экзамен

Содержание семинарских и практических занятий

Тема 1. Педагогика как наука

План

1.1.Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки, этапы ее развития. 1.2.Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

1.3. Объект, предмет и функции педагогики.

1.4. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

Доклады

  1. Педагогика - наука или искусство: история вопроса, современное состояние.
  2. Я.А. Коменский-основоположник педагогической науки.
  3. К.Д. Ушинский- классик русской педагогики.

Ключевые понятия: наука, объект, предмет, функции педагогики.

Задания к занятию

1.1.Представить графически материал по 1 вопросу плана семинарского занятия в таблице 1.

Таблица 1

Этапы становления педагогики как науки

Основные периоды (этапы) Характеристика этапов Пер сона лии Резуль таты

1.2. Создать электронную, профессиональную папку по дисциплине. Внести в нее программу курса, вопросы для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы к курсу.

1.3.Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

Тема 2. Основные категории педагогики

План

1.Общенаучные категории в педагогике (социализация, формирование и развитие).

2. Образование, обучение, воспитание –основные категории педагогики.

3.Педагогический процесс как целостность.

4.Педагогическая деятельность - процесс реализации целей образования.

5.Педагогическая технология как система действий педагога

Ключевые слова: категория, социализация, формирование, развитие, образование, обучение, воспитание, самообразование, самовоспитание.

Задания к занятию

2.1.Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

2.2. Включить в электронную папку педагогический словарь, внести определение ключевых понятий.

2.3.Тщательно изучить определения основных понятий курса, подготовиться к словарному диктанту.

Тема 3. Методы педагогического исследования

План

1. Теоретическая часть Обсуждение вопросов по теме занятия:

1.1.Основные этапы педагогического исследования.

1.2.Общая характеристика методов теоретического исследования.

1.3. Общая характеристика методов эмпирического исследования.

Доклады.

1.Метод контент-анализа в педагогическом исследовании.

2. Методы анкетирования и тестирования.

3. Эксперимент в педагогическом исследовании.

2. Практическая часть

Ход занятия

Работа в микрогруппах. Задание для микрогрупп:

1. Провести изучение одной из предложенных проблем, используя методы педагогических исследований.

2.Ознакомиться с раздаточными материалами, определить аспект исследования, цель, методы.

3. Провести исследование в группе.

4. Представить результаты работы микрогрупп в форме сообщения.

Ключевые слова: метод, методы педагогического исследования.

Задания к занятию.

3.1.Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

3.2. Включить в электронную папку подбор анкет, тестов из научных журналов и брошюр.

3.3.На основе методов наблюдения, беседы провести изучение особенностей одного из однокурсников и составить характеристику, опираясь на схему 1.

Схема 1. Психолого-педагогическая характеристика на студента N.

1.Общее описание внешности, особенностей речи, манеры поведения данного студента.

2.Отношение к учебной деятельности, успешность обучения в школе, удовлетворенность выбором профессии.

3.Наличие коммуникативного потенциала. Коммуникабельность, умение легко устанавливать контакты с разными людьми, открытость в общении.

4.Умение организовывать свою деятельность, самостоятельно решать задачи, преодолевать трудности.

5.Увлечения, хобби, досуг.

6.Состояние здоровья, выполнение спортивных нормативов в школе, отношение к здоровому образу жизни.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.183.113 (0.007 с.)