Кафедра психотерапии и психологического консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психотерапии и психологического консультирования



Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра психотерапии и психологического консультирования

Утверждено

На заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования

От 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав. кафедрой психотерапии и психологического консультирования,

к. пс. н. Фомичева Н.С. _______________

Учебно-методический комплекс по курсу

«МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ»

Автор:

Фомичева Н.С., к.пс.н.

Москва


Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

 

Фомичева Н.С. Методы психологической диагностики и тестирования. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 37 с.

 

 

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Фомичева Н.С. 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Программа курса

1. Пояснительная записка............................................................................................................. 4

2. Содержание курса..................................................................................................................... 5

Введение

Раздел I. Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность.

Тема 1. История развития психологической диагностики.

Тема 2. Методы психодиагностики и их классификация.

Тема 3. Структура психодиагностического процесса.

Тема 4. Основы конструирования психодиагностических методик.

Тема 5. Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования.

 

Раздел II. Диагностика психических состояний и свойств личности.

Тема 6. Психодиагностика общих способностей.

Тема 7. Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей.

Тема 8. Психодиагностика черт личности и самосознания.

Тема 9. Психодиагностика состояний личности.

Тема 10. Психодиагностика мотивации.

 

Раздел III. Диагностика межличностных и семейных отношений.

Тема 11. Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье.

 

Раздел IV. Диагностика профессионального подбора кадров.

Тема 12. Психологическая диагностика профессионального подбора кадров.

 

3. План практических и семинарских занятий............................................................. 10

4. Список рекомендуемой литературы.......................................................................... 13

4.1 Основная литература

4.2 Дополнительная литература

5. Глоссарий................................................................................................................................. 15

II. Распределение часов курса по темам и видам работ.......................................................... 29

III. Организация самостоятельной работы............................................................................... 30

IV. Темы рефератов..................................................................................................................... 34

V. Вопросы к экзамену............................................................................................................... 36


I. ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная психодиагностика широко используется при оказании консультативной и психотерапевтической помощи, при профподборе и профориентации кадров, прогнозировании социального поведения, оптимизации обучения и воспитания, проведении научных исследований и т.д. Дисциплина «Методы психологической диагностики и тестирования» знакомит студентов с системой основных понятий психодиагностики, с историей формирования диагностической теории и практики, с основными группами методов психодиагностики и классификацией диагностических методик.

Цель курса: обучить студента ориентироваться в системе основных понятий и методах психодиагностики и грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

- изучение методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, мотивы, способности, межличностные отношения, сознание и самосознание;

- получение объективного представления о принципах и методах разработки психодиагностических средств с учетом различных парадигмальных подходов отечественных и зарубежных авторов;

- изучение основ дифференциальной психометрики, а также нормативных требований к методикам, их разработчикам и пользователям;

- изучение психодиагностических средств, возможностях их использования в практике психологической работы;

- формирование четких представлений о профессиональной этике проведения психодиагностического исследования;

- формирование устойчивых практических навыков организации и проведения диагностических обследований, интерпретации полученных статистических данных и решения психодиагностических задач.

Преподавание курса основано на сочетании разнообразных форм занятий – лекционных, семинарских и практических, при этом, основное внимание уделяется использованию различных методик в ходе практических занятий.

Курс рассчитан на 64 академических часа, из них 40 аудиторных часов и 24 часа самостоятельной работы. Контрольное рубежное мероприятие – экзамен.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Общие представления о психодиагностике. Значение термина «психологическая диагностика». Место психодиагностики в системе психологического знания. Содержание и предмет психодиагностики. Психодиагностические признаки и психодиагностические факторы. Различие психодиагностического обследования и диагностического исследования. Области применения психодиагностики и ее основные задачи.

 

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Истоки психодиагностики как науки. Психологическая тестология, как направление практической психодиагностики. Развитие психодиагностики в 20 веке. Изменения предмета, объекта и задач в истории психодиагностики. Из истории применения тестов. Развитие тестов интеллекта. Развитие тестов специальных способностей и достижений. Развитие методов психодиагностики личности. Тестирование в образовании. Из истории проективного метода. Из истории контент – анализа как психодиагностической процедуры. История становления психодиагностики в России.

 

Темы докладов:

1) Г.Айзенк: вклад в психодиагностику.

2) Дж. Велш: исследования креативности.

3) Вклад Р.Сирса в психодиагностику детей.

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Общие представления о методах психодиагностики. Основные диагностические подходы. Основания и критерии классификации психодиагностических методов. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики. Особенности, достоинства и недостатки стандартизированных методов. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Психофизиологические методики. Опрос: анкетирование, интервью. Малоформализованные методы психодиагностики и их особенности. Беседа. Наблюдение. Виды наблюдения и их характеристика. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Интроспекция. Эмпатическое слушание.

 

Вопросы к семинару:

1) Прокомментируйте «Стандартные требования к психологическим тестам» в разделе «Сведения о процедуре разработки теста».

2) Раскройте понятия «внутренняя согласованность теста», «ретестирование» и «сравнимость форм».

3) Как можно развивать эмпатическое слушание?

 

ТЕМА 3. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Понятие о психодиагностическом процессе. Ситуации, связанные с применением психодиагностики. Типология психодиагностических задач. Этапы психодиагностического процесса. Объект психодиагностики и его структура. Состояние объекта психодиагностики. Психологический диагноз. Типы психологического диагноза. Объект диагноза. Психологический прогноз. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Специфика психодиагностики в психологической службе образования.

 


Вопросы к семинару:

1) Приведите пример инструмента, основанного на одном из подходов к изучению личности – психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социального научения, - и поясните взаимосвязь между методикой и теоретическим направлением.

2) Опишите различия между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности и тестами, измеряющими типические особенности деятельности.

 

РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

 

РАЗДЕЛ III. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАЗДЕЛ IV. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА КАДРОВ

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Тема 1. История развития психологической диагностики.

Темы докладов:

1) Г.Айзенк: вклад в психодиагностику.

2) Дж. Велш: исследования креативности.

3) Вклад Р.Сирса в психодиагностику детей.

 

Тема 2. Методы психодиагностики и их классификация.

Вопросы к семинару:

1) Прокомментируйте «Стандартные требования к психологическим тестам» в разделе «Сведения о процедуре разработки теста».

2) Раскройте понятия «внутренняя согласованность теста», «ретестирование» и «сравнимость форм».

3) Как можно развивать эмпатическое слушание?

Практикум: отработка навыков ведения беседы, наблюдения, эмпатического слушания.

 

Тема 3. Структура психодиагностического процесса.

Вопросы к семинару:

1) Приведите пример инструмента, основанного на одном из подходов к изучению личности – психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социального научения, - и поясните взаимосвязь между методикой и теоретическим направлением.

2) Опишите различия между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности и тестами, измеряющими типические особенности деятельности.

Практикум: составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

Тема 4. Основы конструирования психодиагностических методик.

Вопросы к семинару:

1) Объясните понятие «корреляция» и дайте определение условий, при которых корреляция достигает максимального и минимального значения.

2) Опишите, как изменяется надежность теста при изменении его длины.

3) Опишите взаимосвязь надежности и валидности.

Практикум: обсуждение тестов, выявление ложной валидности.

 

Тема 5. Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования.

Вопросы к семинару:

1) Каковы общие этические принципы психодиагностического обследования?

2) Какие требования выдвигаются к психологу-пользователю?

3) Какие требования выдвигаются к специалистам-непсихологам?

Практикум: работа в парах «психодиагност-клиент».

 

Тема 6. Психодиагностика общих способностей.

Вопросы к семинару:

1) В чем заключаются отличия западных и отечественных методик диагностики интеллекта?

2) Приведите примеры тестов, свободных от влияния культуры.

3) Что такое социально-психологический норматив?

Практикум: работа в парах, диагностика общих способностей, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 7. Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей.

Вопросы к семинару:

1) В чем заключаются отличия нормативно-ориентированных, критериально-ориентированных и предметно-ориентированных тестов. Приведите примеры.

2) Что такое тесты, моделирующие рабочие функции и как они используются?

3) Опишите различия инструментов для измерения общих и специальных способностей. Приведите примеры.

Практикум: работа в парах, диагностика специальных способностей, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 8. Психодиагностика черт личности и самосознания.

Вопросы к семинару:

1) Опишите ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межличностных различий представителями теории социального научения, психометрического, психоаналитического и гуманистического направления в психологии. Составьте таблицу.

2) Опишите основные источники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, которые разработаны в рамках основных подходов.

3) Приведите примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность, и укажите на опасности, связанные с их использованием.

Практикум: работа в парах, диагностика черт личности и самосознания, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 9. Психодиагностика состояний личности.

Вопросы к семинару:

1) Приведите примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний личности, и объясните их различия.

2) Объясните опасность доверия к ложной валидности на примере эффекта Барнума.

3) В чем разница между описательно-симптоматической и причинной диагностикой состояний?

Практикум: работа в парах, диагностика состояний личности, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 10. Психодиагностика мотивации.

Вопросы к семинару:

1) Дифференцируйте понятия «темперамент», «мотивация», «ценность», «отношения», «убеждения» и «способности».

2) В чем заключается специфика использования проективных методов измерения мотивов?

3) Опишите существующие подходы к измерению мотивации достижения.

Практикум: работа в парах, диагностика мотивации, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 11. Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье.

Вопросы к семинару:

1) В чем заключается специфика диагностики межличностных отношений в семье?

2) Как влияют на межличностные отношения наследственные факторы и внешние условия?

3) Каковы ограничения методик наблюдения?

Практикум: работа в парах, диагностика межличностных отношений, обсуждение полученных результатов.

 

Тема 12. Психологическая диагностика профессионального подбора кадров.

Вопросы к семинару:

1) Опишите характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей. Приведите примеры.

2) Опишите связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы.

3) Приведите примеры методов диагностики для каждого пункта профессиограммы.

Практикум: работа в парах, диагностика ценностно-потребностных ориентаций, обсуждение полученных результатов.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер.с англ.: В 2т./ Под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1982.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. 2-х частях. – М.: Генезис, 2001, - 160с.

5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000.

6. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.

8. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие. – Казань, 2000.

9. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.

10. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985.

11. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.

12. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим текстам. – Ярославль,1991.

13. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова. – Л.: 1990.

15. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

16. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. – Н.Челны, 1999.

17. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2003.

18. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

19. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. – СПб.: Питер, 2000.

22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах.

23. Шевандрин Н,И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

24. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

25. Шнейдер Л.Б. Учебно – методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» М.: МОСУ, 1994.


Дополнительная литература

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1982. – 200с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Наука, 1991.

4. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. – Л., 1984.

5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. Соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

7. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.

8. Гуревич К.М., Горбатов Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. - М.: РАН Институт психологии, 1991.

9. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. – М., 1992.

10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

11. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Под ред. В.Н. Панферова. – Псков: Изд-во Псковского областного ИУУ, 1994.

13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984.

14. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. – СПб.: «Наука», 1994.

15. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984.

16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985.

17. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М.: РАО институт развития личности, 1993. - 97с.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.

19. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М.: Наука, 1984.

20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000.

21. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Вып. 1-3. М., 1990.

22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

23. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996, 48с.

24. Эмоции и личность: Учебное пособие – практикум. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.


ГЛОССАРИЙ

АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время AT реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.

АКЦЕНТУАЦИЯ — значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной категории.

АНКЕТА — перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест-опросников анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики.

АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, в которых испытуемый взаимодействует с определенным автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при компьютерной форме тестирования), сколько скоростно-силовые параметры поведения.

АРТЕФАКТ — искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения методики. Классический пример артефакта в психодиагностике — артефакт «социальной желательности». Многие артефакты порождаются либо «инструментальной ошибкой, либо неправильными действиями диагноста.

АТТЕСТАЦИЯ — оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающего' человеку определенную образовательную или профессиональную квалификацию или должность.

БАНК ЗАДАНИЙ — широкий перечень тестовых заданий, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому.

БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ — проведение стандартизированного теста в форме «бумажной технологии» — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания.

ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность методики. В. — одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства (см. Область валидности).

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ — частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста.

ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ — множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР «G» — фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т. е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно различным концепциям, фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т. п.

ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения.

ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ — методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.

ДЕЛИНКВЕНТ — индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений.

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор детей с нарушениями развития во вспомогательные школы.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике — класс людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение. В медицине — это заключение о наличии определенного заболевания. В психодиагностике — это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т. п.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ — это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» следует отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование — на получение конкретных знаний о конкретном объекте.

ДИАГНОСТОГРАММА — схема соответствия диагностических факторов и диагностических категорий, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получения информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях — развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью принятия решения о методах психологического и непсихологического (административного, педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ-

ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ — дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.

ДИСТРАКТОР — это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА — психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений.

ИГРОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ — компьютерные программы, предназначенные для измерений определенных психических свойств, знаний или навыков, в которых реализован игровой принцип взаимодействия компьютера с испытуемым.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА — ошибка диагностики, приводящая к снижению валидности диагностической информации вследствие особого взаимодействия инструмента измерения (диагностической методики) с объектом измерения (испытуемым). Источники ИО — неправильное понимание инструкции, особые мотивационные искажения, наличие предыдущего опыта выполнения данной или сходной методики и т. п. ИО можно сократить только путем параллельного применения различных методических приемов с целью независимой проверки правильности полученных результатов.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ РЕЙТИНГ — обобщенная оценка индивида, построенная с помощью суммирования оценок, полученных от нескольких независимых экспертов по совокупности нескольких критериев, имеющих в общем случае разную значимость (вес) в суммарной оценке.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — см. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА.

ИНТЕРВЬЮ — метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т. п.).

ИПСАТИВНЫЕ НОРМЫ — такой выбор базы сравнения для оценки индивидуальных баллов, при котором индивидуальные баллы сравниваются с показателями того же индивида по другим шкалам или по тем же шкалам в прежних сеансах тестирования.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ — неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (признаков, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором диагностических категорий. Применение качественного анализа неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объекта к объекту). КА сближается с методом построения так называемых «теорий одного случая». КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности умения обосновывать и документировать свои приемы и выводы. Без этого КА лишается признаков научности. Иногда под КА ошибочно подразумевается использование фиксированного набора бинарных диагностических факторов-категорий (имеющих лишь две логические градации выраженности — «есть/нет») и их логических комбинаций.

КВАРТИЛЬ — граница на шкале измеряемого (тестируемого) свойства, отделяющая 25 процентов испытуемых от выборки стандартизации. Различаются три квартиля: Q1 — первые 25 процентов, Q2 — 50 процентов (медиана), Q3 — 75 процентов.

КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — нестандартизованные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины — экспертные методы, диалоговые методы.

КЛЮЧ К ТЕСТУ — набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовые задания, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) сырой тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства.

КОДИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ — этап организации процедуры стандартизованного наблюдения, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизованных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в протоколе наблюдения.

КОМПЬЮТЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ДАННЫХ — автоматическое считывание информации с бланков в память компьютера с помощью специального устройства оптического ввода — сканера*

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ — тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.

КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА — это таблица перевода сырых баллов в стандартные баллы. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами стандартной шкалы.

КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ — способность более краткого и дешевого теста давать диагностическую информацию, не менее надежную и валидную, чем другой известный, но более продолжительный тест.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ — перечень гипотетических характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных, в частности, прилагательных, обозначающих личностные качества человека. Респондент отмечает среди прилагательных те, которые относятся к объекту оценки. Вариант методики, близкий к КСП, — методика шкалирования с использованием т.н. униполярных шкал», в которых в отличие от семантического дифференциала обозначен только один полюс из двух.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение ее распространения кругом лицом, о котором испытуемый был заранее извещен.

КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ — статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (см. Ретестовая надежность), между тестовым и критериальным показателем (см. Валидность, Критериальный показатель) и т. п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость — рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого.

КОРРЕЛЯЦИОННЫИ ЭКСПЕРИМЕНТ — статистическое научное исследование, в ходе которого устанавливаются связи (статистические корреляции) между параметрами, которые экспериментатор может только регистрировать (измерять), но не может контролировать.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение — IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение КИ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах — 15).

КРЕАТИВНОСТЬ — изобретательность мышления.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — такое реальное социальное (производственное, учебное и пр.) поведение, которое дает бинарный критериальный показатель для проверки валидности теста. Примеры критериального поведения — правонарушение, обращение к врачу, совершение научного открытия или изобретения и т. п. Синоним — критериальное событие. При проверке валидности между баллом теста и фактом критериального поведения рассчитывается точечно-бисериальный или четырех-клеточный коэффициент корреляции.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя. В случае критериального поведения КН указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла.

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается тест. Это, например, производительность труда, успеваемость, уровень физического здоровья и т. п. Такой показатель выделяемся при организации исследования по проверке социально-прагматической валидности теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая корреляция.

КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ — источник информации об измеряемом психическом свойстве. В частном случае это * критериальный показатель». В более общем случае это балл по другому тесту (при научной валидизации теста) или оценки экспертов и другие источники информации для проверки валидности.

ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ — перевод исходных («сырых») баллов по тесту в стандартную шкалу путем применения формулы линейного преобразования — путем вычитания среднего по выборке и деления на стандартное отклонение.

ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение на определенную деятельность, которое выдается организацией, обладающей компетенцией для оценки соответствия этой деятельности определенным профессиональным нормативам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.151 с.)