Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра психотерапии и психологического консультирования↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт психоанализа Факультет психоанализа Кафедра психотерапии и психологического консультирования Утверждено На заседании кафедры психотерапии и психологического консультирования От 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав. кафедрой психотерапии и психологического консультирования, к. пс. н. Фомичева Н.С. _______________ Учебно-методический комплекс по курсу «МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И ТЕСТИРОВАНИЯ» Автор: Фомичева Н.С., к.пс.н. Москва Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования НОУ ВПО «Институт психоанализа»
Фомичева Н.С. Методы психологической диагностики и тестирования. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 37 с.
© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Фомичева Н.С. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа курса 1. Пояснительная записка............................................................................................................. 4 2. Содержание курса..................................................................................................................... 5 Введение Раздел I. Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность. Тема 1. История развития психологической диагностики. Тема 2. Методы психодиагностики и их классификация. Тема 3. Структура психодиагностического процесса. Тема 4. Основы конструирования психодиагностических методик. Тема 5. Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования.
Раздел II. Диагностика психических состояний и свойств личности. Тема 6. Психодиагностика общих способностей. Тема 7. Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей. Тема 8. Психодиагностика черт личности и самосознания. Тема 9. Психодиагностика состояний личности. Тема 10. Психодиагностика мотивации.
Раздел III. Диагностика межличностных и семейных отношений. Тема 11. Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье.
Раздел IV. Диагностика профессионального подбора кадров. Тема 12. Психологическая диагностика профессионального подбора кадров.
3. План практических и семинарских занятий............................................................. 10 4. Список рекомендуемой литературы.......................................................................... 13 4.1 Основная литература 4.2 Дополнительная литература 5. Глоссарий................................................................................................................................. 15 II. Распределение часов курса по темам и видам работ.......................................................... 29 III. Организация самостоятельной работы............................................................................... 30 IV. Темы рефератов..................................................................................................................... 34 V. Вопросы к экзамену............................................................................................................... 36 I. ПРОГРАММА КУРСА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная психодиагностика широко используется при оказании консультативной и психотерапевтической помощи, при профподборе и профориентации кадров, прогнозировании социального поведения, оптимизации обучения и воспитания, проведении научных исследований и т.д. Дисциплина «Методы психологической диагностики и тестирования» знакомит студентов с системой основных понятий психодиагностики, с историей формирования диагностической теории и практики, с основными группами методов психодиагностики и классификацией диагностических методик. Цель курса: обучить студента ориентироваться в системе основных понятий и методах психодиагностики и грамотно использовать их в своей профессиональной деятельности. Задачи курса: - изучение методов и конкретных методик психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких, как черты личности, мотивы, способности, межличностные отношения, сознание и самосознание; - получение объективного представления о принципах и методах разработки психодиагностических средств с учетом различных парадигмальных подходов отечественных и зарубежных авторов; - изучение основ дифференциальной психометрики, а также нормативных требований к методикам, их разработчикам и пользователям; - изучение психодиагностических средств, возможностях их использования в практике психологической работы; - формирование четких представлений о профессиональной этике проведения психодиагностического исследования; - формирование устойчивых практических навыков организации и проведения диагностических обследований, интерпретации полученных статистических данных и решения психодиагностических задач. Преподавание курса основано на сочетании разнообразных форм занятий – лекционных, семинарских и практических, при этом, основное внимание уделяется использованию различных методик в ходе практических занятий. Курс рассчитан на 64 академических часа, из них 40 аудиторных часов и 24 часа самостоятельной работы. Контрольное рубежное мероприятие – экзамен. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Общие представления о психодиагностике. Значение термина «психологическая диагностика». Место психодиагностики в системе психологического знания. Содержание и предмет психодиагностики. Психодиагностические признаки и психодиагностические факторы. Различие психодиагностического обследования и диагностического исследования. Области применения психодиагностики и ее основные задачи.
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Истоки психодиагностики как науки. Психологическая тестология, как направление практической психодиагностики. Развитие психодиагностики в 20 веке. Изменения предмета, объекта и задач в истории психодиагностики. Из истории применения тестов. Развитие тестов интеллекта. Развитие тестов специальных способностей и достижений. Развитие методов психодиагностики личности. Тестирование в образовании. Из истории проективного метода. Из истории контент – анализа как психодиагностической процедуры. История становления психодиагностики в России.
Темы докладов: 1) Г.Айзенк: вклад в психодиагностику. 2) Дж. Велш: исследования креативности. 3) Вклад Р.Сирса в психодиагностику детей. ТЕМА 2. МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Общие представления о методах психодиагностики. Основные диагностические подходы. Основания и критерии классификации психодиагностических методов. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики. Особенности, достоинства и недостатки стандартизированных методов. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Психофизиологические методики. Опрос: анкетирование, интервью. Малоформализованные методы психодиагностики и их особенности. Беседа. Наблюдение. Виды наблюдения и их характеристика. Анализ продуктов деятельности. Биографический метод. Интроспекция. Эмпатическое слушание.
Вопросы к семинару: 1) Прокомментируйте «Стандартные требования к психологическим тестам» в разделе «Сведения о процедуре разработки теста». 2) Раскройте понятия «внутренняя согласованность теста», «ретестирование» и «сравнимость форм». 3) Как можно развивать эмпатическое слушание?
ТЕМА 3. СТРУКТУРА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Понятие о психодиагностическом процессе. Ситуации, связанные с применением психодиагностики. Типология психодиагностических задач. Этапы психодиагностического процесса. Объект психодиагностики и его структура. Состояние объекта психодиагностики. Психологический диагноз. Типы психологического диагноза. Объект диагноза. Психологический прогноз. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Специфика психодиагностики в психологической службе образования.
Вопросы к семинару: 1) Приведите пример инструмента, основанного на одном из подходов к изучению личности – психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социального научения, - и поясните взаимосвязь между методикой и теоретическим направлением. 2) Опишите различия между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности и тестами, измеряющими типические особенности деятельности.
РАЗДЕЛ II. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ III. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗДЕЛ IV. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА КАДРОВ
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ Тема 1. История развития психологической диагностики. Темы докладов: 1) Г.Айзенк: вклад в психодиагностику. 2) Дж. Велш: исследования креативности. 3) Вклад Р.Сирса в психодиагностику детей.
Тема 2. Методы психодиагностики и их классификация. Вопросы к семинару: 1) Прокомментируйте «Стандартные требования к психологическим тестам» в разделе «Сведения о процедуре разработки теста». 2) Раскройте понятия «внутренняя согласованность теста», «ретестирование» и «сравнимость форм». 3) Как можно развивать эмпатическое слушание? Практикум: отработка навыков ведения беседы, наблюдения, эмпатического слушания.
Тема 3. Структура психодиагностического процесса. Вопросы к семинару: 1) Приведите пример инструмента, основанного на одном из подходов к изучению личности – психометрическом, психоаналитическом, гуманистическом и социального научения, - и поясните взаимосвязь между методикой и теоретическим направлением. 2) Опишите различия между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности и тестами, измеряющими типические особенности деятельности. Практикум: составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Тема 4. Основы конструирования психодиагностических методик. Вопросы к семинару: 1) Объясните понятие «корреляция» и дайте определение условий, при которых корреляция достигает максимального и минимального значения. 2) Опишите, как изменяется надежность теста при изменении его длины. 3) Опишите взаимосвязь надежности и валидности. Практикум: обсуждение тестов, выявление ложной валидности.
Тема 5. Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования. Вопросы к семинару: 1) Каковы общие этические принципы психодиагностического обследования? 2) Какие требования выдвигаются к психологу-пользователю? 3) Какие требования выдвигаются к специалистам-непсихологам? Практикум: работа в парах «психодиагност-клиент».
Тема 6. Психодиагностика общих способностей. Вопросы к семинару: 1) В чем заключаются отличия западных и отечественных методик диагностики интеллекта? 2) Приведите примеры тестов, свободных от влияния культуры. 3) Что такое социально-психологический норматив? Практикум: работа в парах, диагностика общих способностей, обсуждение полученных результатов.
Тема 7. Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей. Вопросы к семинару: 1) В чем заключаются отличия нормативно-ориентированных, критериально-ориентированных и предметно-ориентированных тестов. Приведите примеры. 2) Что такое тесты, моделирующие рабочие функции и как они используются? 3) Опишите различия инструментов для измерения общих и специальных способностей. Приведите примеры. Практикум: работа в парах, диагностика специальных способностей, обсуждение полученных результатов.
Тема 8. Психодиагностика черт личности и самосознания. Вопросы к семинару: 1) Опишите ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межличностных различий представителями теории социального научения, психометрического, психоаналитического и гуманистического направления в психологии. Составьте таблицу. 2) Опишите основные источники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, которые разработаны в рамках основных подходов. 3) Приведите примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность, и укажите на опасности, связанные с их использованием. Практикум: работа в парах, диагностика черт личности и самосознания, обсуждение полученных результатов.
Тема 9. Психодиагностика состояний личности. Вопросы к семинару: 1) Приведите примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний личности, и объясните их различия. 2) Объясните опасность доверия к ложной валидности на примере эффекта Барнума. 3) В чем разница между описательно-симптоматической и причинной диагностикой состояний? Практикум: работа в парах, диагностика состояний личности, обсуждение полученных результатов.
Тема 10. Психодиагностика мотивации. Вопросы к семинару: 1) Дифференцируйте понятия «темперамент», «мотивация», «ценность», «отношения», «убеждения» и «способности». 2) В чем заключается специфика использования проективных методов измерения мотивов? 3) Опишите существующие подходы к измерению мотивации достижения. Практикум: работа в парах, диагностика мотивации, обсуждение полученных результатов.
Тема 11. Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье. Вопросы к семинару: 1) В чем заключается специфика диагностики межличностных отношений в семье? 2) Как влияют на межличностные отношения наследственные факторы и внешние условия? 3) Каковы ограничения методик наблюдения? Практикум: работа в парах, диагностика межличностных отношений, обсуждение полученных результатов.
Тема 12. Психологическая диагностика профессионального подбора кадров. Вопросы к семинару: 1) Опишите характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей. Приведите примеры. 2) Опишите связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы. 3) Приведите примеры методов диагностики для каждого пункта профессиограммы. Практикум: работа в парах, диагностика ценностно-потребностных ориентаций, обсуждение полученных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер.с англ.: В 2т./ Под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1982. 2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999. 4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. 2-х частях. – М.: Генезис, 2001, - 160с. 5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. 6. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997. 8. Корниенко А.Ф. Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие. – Казань, 2000. 9. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Под ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. 10. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985. 11. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994. 12. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим текстам. – Ярославль,1991. 13. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 14. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова. – Л.: 1990. 15. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 16. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. – Н.Челны, 1999. 17. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2003. 18. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. – М.: Изд-во УРАО, 2000. 19. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. 20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996. 21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. – СПб.: Питер, 2000. 22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах. 23. Шевандрин Н,И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 24. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с. 25. Шнейдер Л.Б. Учебно – методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» М.: МОСУ, 1994. Дополнительная литература 1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1982. – 200с. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. 3. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Наука, 1991. 4. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н.Н. Обозова. – Л., 1984. 5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. Соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. 6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М.: Мир, 1992. 7. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985. 8. Гуревич К.М., Горбатов Е.И. Умственное развитие: критерии и нормативы. - М.: РАН Институт психологии, 1991. 9. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. – М., 1992. 10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987. 11. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Под ред. В.Н. Панферова. – Псков: Изд-во Псковского областного ИУУ, 1994. 13. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. 14. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. – СПб.: «Наука», 1994. 15. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984. 16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 1985. 17. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М.: РАО институт развития личности, 1993. - 97с. 18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001. 19. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М.: Наука, 1984. 20. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000. 21. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Вып. 1-3. М., 1990. 22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998. 23. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996, 48с. 24. Эмоции и личность: Учебное пособие – практикум. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. ГЛОССАРИЙ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ — разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время AT реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования. АКЦЕНТУАЦИЯ — значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации. АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной категории. АНКЕТА — перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест-опросников анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики. АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, в которых испытуемый взаимодействует с определенным автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при компьютерной форме тестирования), сколько скоростно-силовые параметры поведения. АРТЕФАКТ — искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения методики. Классический пример артефакта в психодиагностике — артефакт «социальной желательности». Многие артефакты порождаются либо «инструментальной ошибкой, либо неправильными действиями диагноста. АТТЕСТАЦИЯ — оценочное заключение, закрепленное в форме документа, присваивающего' человеку определенную образовательную или профессиональную квалификацию или должность. БАНК ЗАДАНИЙ — широкий перечень тестовых заданий, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому. БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ — проведение стандартизированного теста в форме «бумажной технологии» — с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания. ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность методики. В. — одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства (см. Область валидности). ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — наблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает. ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ — частные варианты психодиагностических норм, собранные для детей разного возраста. ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ — множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР «G» — фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т. е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно различным концепциям, фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т. п. ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения. ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ — процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ — методика диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами. ДЕЛИНКВЕНТ — индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений. ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ СЕЛЕКЦИЯ — отбор детей с нарушениями развития во вспомогательные школы. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ — это широкий класс объектов диагностики (в психодиагностике — класс людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение. В медицине — это заключение о наличии определенного заболевания. В психодиагностике — это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т. п. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ — это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» следует отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование — на получение конкретных знаний о конкретном объекте. ДИАГНОСТОГРАММА — схема соответствия диагностических факторов и диагностических категорий, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получения информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях — развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью принятия решения о методах психологического и непсихологического (административного, педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ- ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ — дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью. ДИСТРАКТОР — это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос тестового задания. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях. ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА — психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений. ИГРОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ — компьютерные программы, предназначенные для измерений определенных психических свойств, знаний или навыков, в которых реализован игровой принцип взаимодействия компьютера с испытуемым. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА — ошибка диагностики, приводящая к снижению валидности диагностической информации вследствие особого взаимодействия инструмента измерения (диагностической методики) с объектом измерения (испытуемым). Источники ИО — неправильное понимание инструкции, особые мотивационные искажения, наличие предыдущего опыта выполнения данной или сходной методики и т. п. ИО можно сократить только путем параллельного применения различных методических приемов с целью независимой проверки правильности полученных результатов. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ РЕЙТИНГ — обобщенная оценка индивида, построенная с помощью суммирования оценок, полученных от нескольких независимых экспертов по совокупности нескольких критериев, имеющих в общем случае разную значимость (вес) в суммарной оценке. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — см. ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА. ИНТЕРВЬЮ — метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т. п.). ИПСАТИВНЫЕ НОРМЫ — такой выбор базы сравнения для оценки индивидуальных баллов, при котором индивидуальные баллы сравниваются с показателями того же индивида по другим шкалам или по тем же шкалам в прежних сеансах тестирования. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ — неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (признаков, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором диагностических категорий. Применение качественного анализа неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объекта к объекту). КА сближается с методом построения так называемых «теорий одного случая». КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности умения обосновывать и документировать свои приемы и выводы. Без этого КА лишается признаков научности. Иногда под КА ошибочно подразумевается использование фиксированного набора бинарных диагностических факторов-категорий (имеющих лишь две логические градации выраженности — «есть/нет») и их логических комбинаций. КВАРТИЛЬ — граница на шкале измеряемого (тестируемого) свойства, отделяющая 25 процентов испытуемых от выборки стандартизации. Различаются три квартиля: Q1 — первые 25 процентов, Q2 — 50 процентов (медиана), Q3 — 75 процентов. КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — нестандартизованные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины — экспертные методы, диалоговые методы. КЛЮЧ К ТЕСТУ — набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовые задания, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) сырой тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства. КОДИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ — этап организации процедуры стандартизованного наблюдения, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизованных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в протоколе наблюдения. КОМПЬЮТЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ДАННЫХ — автоматическое считывание информации с бланков в память компьютера с помощью специального устройства оптического ввода — сканера* КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ — тесты, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными. КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА — это таблица перевода сырых баллов в стандартные баллы. В ней приводится полный перечень соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами стандартной шкалы. КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ — способность более краткого и дешевого теста давать диагностическую информацию, не менее надежную и валидную, чем другой известный, но более продолжительный тест. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик. КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ — перечень гипотетических характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных, в частности, прилагательных, обозначающих личностные качества человека. Респондент отмечает среди прилагательных те, которые относятся к объекту оценки. Вариант методики, близкий к КСП, — методика шкалирования с использованием т.н. униполярных шкал», в которых в отличие от семантического дифференциала обозначен только один полюс из двух. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение ее распространения кругом лицом, о котором испытуемый был заранее извещен. КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ — статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (см. Ретестовая надежность), между тестовым и критериальным показателем (см. Валидность, Критериальный показатель) и т. п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость — рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого. КОРРЕЛЯЦИОННЫИ ЭКСПЕРИМЕНТ — статистическое научное исследование, в ходе которого устанавливаются связи (статистические корреляции) между параметрами, которые экспериментатор может только регистрировать (измерять), но не может контролировать. КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение — IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение КИ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах — 15). КРЕАТИВНОСТЬ — изобретательность мышления. КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — такое реальное социальное (производственное, учебное и пр.) поведение, которое дает бинарный критериальный показатель для проверки валидности теста. Примеры критериального поведения — правонарушение, обращение к врачу, совершение научного открытия или изобретения и т. п. Синоним — критериальное событие. При проверке валидности между баллом теста и фактом критериального поведения рассчитывается точечно-бисериальный или четырех-клеточный коэффициент корреляции. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — диагностические нормы, в которых задано соответствие между тестовыми баллами по шкале измеряемого свойства и уровнем критериального показателя. В случае критериального поведения КН указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла. КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается тест. Это, например, производительность труда, успеваемость, уровень физического здоровья и т. п. Такой показатель выделяемся при организации исследования по проверке социально-прагматической валидности теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая корреляция. КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ — источник информации об измеряемом психическом свойстве. В частном случае это * критериальный показатель». В более общем случае это балл по другому тесту (при научной валидизации теста) или оценки экспертов и другие источники информации для проверки валидности. ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ — перевод исходных («сырых») баллов по тесту в стандартную шкалу путем применения формулы линейного преобразования — путем вычитания среднего по выборке и деления на стандартное отклонение. ЛИЦЕНЗИЯ — разрешение на определенную деятельность, которое выдается организацией, обладающей компетенцией для оценки соответствия этой деятельности определенным профессиональным нормативам. ЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА — диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.011 с.) |