II. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ п.п.
| Наименование тем
| Всего (часов)
| Аудиторные занятия (час)
| Самостоя-тельная работа
| Лекции
| Семинары
| 1.
| История развития психологической диагностики
|
|
|
|
| 2.
| Методы психодиагностики и их классификация
|
|
|
|
| 3.
| Структура психодиагностического процесса
|
|
|
|
| 4.
| Основы конструирования психодиагностических методик
|
|
|
|
|
| Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования
|
|
|
|
| 6.
| Психодиагностика общих способностей
|
|
|
|
| 7.
| Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей
|
|
|
|
| 8.
| Психодиагностика черт личности и самосознания
|
|
|
|
| 9.
| Психодиагностика состояний личности
|
|
|
|
|
| Психодиагностика мотивации
|
|
|
|
| 11.
| Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье
|
|
|
|
| 12.
| Психологическая диагностика профессионального подбора кадров
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
|
| Форма итогового контроля: экзамен
|
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Темы для самостоятельного изучения
| Изучаемые вопросы
| Форма самостоятельной работы
| Литература
| Количество часов
| Форма отчетности д/о
| История развития психологической диагностики
| История проективного метода. История контент – анализа как психодиагностической процедуры. История становления психодиагностики в России.
| Анализ учебной литературы
| Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985
Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики. Н.Челны, 1999
|
| Доклад
| Методы психодиагностики и их классификация
| Особенности, достоинства и недостатки стандартизированных методов
| Анализ учебной литературы
| Психодиагностика. Л.Ф. Бурлачук СПб.: Питер, 2003
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Вып. 1-3. М., 1990
|
| Доклад
| Структура психодиагностического процесса
| Специфика психодиагностики в психологической службе образования
| Анализ учебной литературы
| Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: М., 1996
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
|
| Доклад
| Основы конструирования психодиагностических методик
| Общие понятия о психометрии и области ее применения
| Анализ учебной литературы
| Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М.: Наука, 1984
|
| Доклад
| Профессиональные и этические нормы психодиагностического обследования
| Требования к пользователям психодиагностических методик
| Анализ учебной литературы
| Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999
Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим текстам. Ярославль,1991.
|
| Доклад
| Психодиагностика общих способностей
| Изучение и диагностика креативности в нашей стране и за рубежом
| Анализ учебной литературы
| Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М.: РАО институт развития личности, 1993.
Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М.: Наука, 1984.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М: ТЦ «Сфера», 2000.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Вып. 1-3. М., 1990.
Эмоции и личность: Учебное пособие – практикум. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998
|
| Доклад
| Психодиагностика психофизических особенностей и специальных способностей
| Критериально – ориентированное тестирование
| Анализ учебной литературы
| Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с
|
| Доклад
| Психодиагностика черт личности и самосознания
| Диагностические средства анализа «Я-концепции». Методики косвенного измерения самооценки.
| Анализ учебной литературы
| Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с
|
| Доклад
| Психодиагностика состояний личности
| Факторы эмоционально–личностной дезадаптации.
| Анализ учебной литературы
| Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985
|
| Доклад
| Психодиагностика мотивации
| Соотношение понятий мотива, мотивации и потребности; индикаторы мотивации.
| Анализ учебной литературы
| Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 Т. – СПб.: Питер, 2000.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах.
|
| Доклад
| Психологическая диагностика межличностных отношений в коллективе и семье
| Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений
| Анализ учебной литературы
| Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996, 48с.
|
| Доклад
| Психологическая диагностика профессионального подбора кадров
| Методики определения стиля руководства
| Анализ учебной литературы
| Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с
|
| Доклад
|
IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Диагностика интеллекта с помощью теста Амтхауэра.
2. Изучение умственного развития у старшеклассников.
3. Влияние темперамента на акцентуацию черт характера.
4. Диагностика личностной проекции на профессию с помощью методики Т. Лири.
5. Изучение уровня эмоционального выгорания.
6. Исследование вербально логического и образного мышления.
7. Изучение связи мотивации учения и успешности художественного творчества.
8. Диагностика самооценки в ранней юности.
9. Исследование взаимосвязи математических и технических способностей.
10. Исследование зависимости уровня тревожности от типа темперамента.
11. Изучение связи нейротизма с индивидуально-типологическими особенностями личности подростков.
12. Исследование эмоционального состояние спортсменов подросткового возраста.
13. Исследование зависимости профессионального самоопределения субъекта от социальной направленности личности.
14. Изучение различных видов памяти школьника.
15. Изучение зависимости силы процессов возбуждения и торможения от уровня нейротизма.
16. Исследование надежности и валидности теста КОТ.
17. Психодиагностика акцентуированных черт характера у подростков.
18. Диагностика показателя экстраверсии по методикам К. Юнга и А.Г. Шмелева.
19. Исследование взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у школьников.
20. Диагностика и прогнозирование способностей младших школьников.
21. Исследование взаимосвязи между типом родительского отношения и трудностями, возникающими в процессе воспитания подростков.
22. Диагностика уровня тревожности младших школьников.
23. Изучение возможности использования «Теста руки» для изучения агрессивности.
24. Изучение эмоционального поведения личности в напряженных условиях на основе теста «Деловые ситуации».
25. Исследование взаимосвязи направленности личности и типа характера.
26. Определение надежности и валидности теста «Дом-Дерево-Человек».
27. Определение возможности использования проективной методики «Нарисуй человека» для исследования тревожности.
28. Изучение взаимосвязи между самооценкой личности и мотивацией одобрения.
29. Изучение подростковой тревожности по тесту Тейлора и Спилбергера.
30. Исследование меж половых различий в агрессивности подростков 12-14 лет.
31. Изучение взаимосвязи эмоциональной лабильности и автономности.
32. Исследование (с помощью ТЮФа) доминирующих мотивов у "автономных" и "зависимых" испытуемых.
33. Изучение склонности к риску у "автономных" и "зависимых" испытуемых.
34. Исследование феномена "автономности-зависимости" с помощью метода репертуарных решеток.
35. Исследование феномена "автономности-зависимости" в контексте универсальных факторов конституциональных диспозиций.
36. Изучение проявления феномена "автономности-зависимости" в различных средах (в средах сильных и слабых воздействий).
37. Исследование феномена "автономности-зависимости" в контексте стремления достижения к успеху, склонности к риску и уровня тревожности.
38. Исследование доминирующих мотивов у испытуемых "автономного" и "зависимого" типа с помощью методики ТАТ.
39. Исследование феномена "автономности-зависимости" с помощью методики Т. Лири (в частности изучение самооценки и рефлексии).
40. Взаимосвязь когнитивной дифференцированности (когнитивной сложности) и феномена "автономности-зависимости" (с помощью метода репертуарных решеток).
41. Исследование взаимосвязи системы самооценок личности, с проявлением феномена "автономности-зависимости".
42. Исследование феномена локуса контроля с помощью метода репертуарных решеток.
43. Исследование взаимосвязи волевой регуляции (по методике Куля) и типологических особенностей осознанной саморегуляции.
44. Исследование взаимосвязи локуса контроля и типологических особенностей осознанной саморегуляции.
45. Исследование взаимосвязи готовности к риску и типологических особенностей осознанной саморегуляции.
V. Вопросы к экзамену
- Психодиагностика как область психологической науки и форма психологической практики.
- Понятие «психодиагностика» в зарубежной и отечественной психологии.
- Предмет и задачи исследования психологической диагностики, основные сферы ее применения.
- Психодиагностическое обследование и дифференциально-диагностическое исследование в психодиагностике.
- История возникновения психодиагностики как науки и ее основных методов исследования (проективные техники, тесты, контент–анализ).
- История отечественной психодиагностики.
- Основания и критерии классификации психодиагностических методик. Классификация методик, выделенная А.А. Бодалевым и В.В.Столиным.
- Методики высокого уровня формализации, их преимущества и недостатки.
- Тестирование как метод психодиагностики.
- Проблема влияния личности экспериментатора и ситуационных переменных на процесс психодиагностики.
- Психологические проблемы тестирования интеллекта (исторический и современный аспекты).
- Проективные психодиагностические техники.
- Опросники как метод психодиагностики.
- Психофизиологические методики.
- Малоформализованные методики диагностики, их преимущества и недостатки.
- Наблюдение и опрос как методы психодиагностики.
- Анализ продуктов деятельности, биографический метод и эмпатическое слушание как методы психодиагностики.
- Стандартизированное и клиническое использование психодиагностических методик.
- Психометрика как фундамент общей психодиагностики.
- Стандартизация теста.
- Тестовые нормы в психодиагностике.
- Надежность психологического теста. Факторы, влияющие на точность измерения.
- Коэффициенты надежности и способы их измерения.
- Валидность психологического теста, ее сущность и предназначение.
- Виды валидности.
- Репрезентативность, достоверность и дискриминативность психологического теста.
- Ситуации применения психодиагностики. Классификация психодиагностических ситуаций.
- Подходы к обработке психодиагностических данных.
- Этапы психодиагностического исследования.
- Виды психодиагностики.
- Понятие нормы объекта психодиагностики.
- Психологический диагноз.
- Диагностика черт личности. Теоретические проблемы и практика.
- Методики диагностики черт личности.
- Диагностика способностей. Теоретические проблемы и практика.
- Методики диагностики интеллекта.
- Методики диагностики креативности и специальных способностей.
- Диагностика психических состояний.
- Патохарактерологическая диагностика.
- Диагностика самосознания.
- Диагностика межличностных отношений.
- Профессионально–этические принципы в работе психодиагноста.
|