Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Связь волевых качеств и профессионального выбора у подростков↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Связь волевых качеств и профессионального выбора у подростков
Выполнена: ФИО Студенткой группы П-201 з Направление: 37.03.01«Психология» Научный руководитель ФИО, степень, должность
Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….…….....3 1 Теоретические аспекты изучения связи волевых качеств и профессионального выбора у подростков ……………………………………..7 1.1 Особенности профессионального самоопределения у подростков……..…..................................................................................................7 1.2 Подходы к изучению проблемы профессионального выбора……..….....………………………………………………………………..14 1.3 Волевые качества как фактор выбора профессии………………………22 2 Исследование связи волевых качеств и профессионального выбора у подростков ………………...……………………………………………………..27 2.1 Характеристика выборки и методик исследования………....………..27 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств и профессионального выбора у подростков.........…...........................29 2.3 Рекомендации для учеников и родителейстарших классов выбирающих профессию …….............................................................................42 Заключение…… ………………………………………………………………....44 Список использованных источников ……………………………………….....47 Приложение 1 What is Self-Determination?……………………………………..49 Приложение 2 Сводная таблица полученных результатов………………......52
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. [13]. Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности. Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована: А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, А.И. Высоцким, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование. Можно выделить следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору: 1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора. 2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе. 3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия. Связь волевых качеств с выбором профессии и будут являться предметом изучения моей работы. Объект исследования – профессиональное самоопределение Предмет исследования – связь волевых качеств и профессионального выбора у подростков Цель исследования –определить связь волевых качеств и профессионального выбора у подростков Задачи исследования: 1. Проанализировать научные источники по проблеме связи волевых качеств и профессионального выбора у подростков. 2. Исследовать уровень развития волевых качеств и особенности профессионального выбора у подростков. 3.Выявить связь волевых качеств и профессионального выбора у подростков 4. Разработать рекомендации для подростков выбирающих профессию. Гипотеза: существует связь профессионального выбора с волевыми качествами у старших подростков, а именно: у подростков, выбирающих профессиональные сферы «знак», «техника» или «бизнес» преобладают волевые качества: ответственность, выдержка, саморегуляция. Новизна исследования обусловлена тем, что в современной научной литературе в достаточной мере существует информация о воле и волевых качествах, но очень мало данных о связи волевых качеств личности с профессиональным выбором. Степень и уровень научной разработанности проблемы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (Б.Г. Ананьев, А.В. Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д.Левитов, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Ю.А. Самарин, Б.М.Теплов и др.). Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Я. Арет, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, В.А. Крутецкий, И.В. Страхов В.С. Филатов, Ш.Н. Чхартишвили и др. Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников. И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся. Источниковая база исследования: материалы обследования 40 детей подросткового возраста.
Методологические основы исследования. -- личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.); -- этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А.,. Чирков В.И и др.); -- системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.). Методы исследования: метод теоретического анализа; тестирование; методы количественного и качественного анализа результатов; методы математической статистики (критерий Спирмена). Методики исследования. 1)Опросник «Волевых качеств личности» М.В. Чумакова. 2)Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана. 3) «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель) 4)Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и расширении сущностных характеристик понятия профессиональное самоопределение в психолого-педагогической литературе; в углублении знаний об особенностях развития волевых качеств у старших школьников. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных на практике, в профессиональном консультировании, направленном на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии, постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии.
ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА У ПОДРОСТКОВ Рекомендации для учеников и родителей старших классов выбирающих профессию Выбор профессии сложный ответственный шаг в Вашей жизни. Удачно выбранная профессия - это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию. Все это полезно обществу. Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов. Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора. Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно: - изучить себя и ответить на вопросы: Какие у меня физические возможности, состояние здоровья? Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)? Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)? Какой я (характер, особенности поведения)? Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии. Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения. Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.). Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии. Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности. Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы. Попробуйте свои силы в различных кружках по интересам. ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят "Открытые двери", во время которых можно получить представление о выбранной профессии. - учитывать не престижность профессии, а востребованность; - учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности; - помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии; - познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»; - выясните ограничения по состоянию здоровья; - выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника. - основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение. Рекомендации родителям: - не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям; - разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь; - помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение особенностей профессионального выбора у подростков очень актуально. Выявляя связь волевых качеств личности с профессиональным выбором можно проследить, какую сферу профессиональной деятельности чаще выбирают подростки с теми или иными развитыми волевыми качествами. Именно эта и была проделано в данной курсовой работе. Проанализировав научные источники, выяснилось, что готовность к осознанному и ответственному выбору профессии определяют: когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора; ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе; волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия. С одной стороны, выбор определенного рода деятельности осуществляется на основе уже сложившихся волевых качеств и предпосылок к их развитию. В выборе профессии немаловажную роль играют уже сформированные волевые качества. С другой стороны, специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий. Эта работа нацелена на актуализацию профориентационной деятельности учащихся расширении границ самопознания, подготовке подростков к сознательному выбору профессии; вооружение учащихся определенными знаниями о различных профессиях, формирование умений и навыков, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического сознания, нравственности, волевых качеств личности – умения добиваться поставленной цели, стремление обрести экономическую самостоятельность. В данной курсовой работе были выявлена и проанализирована связь профессионального выбора с волевыми качествами личности. По результатам диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова, у большинства подростков моей выборки средний уровнь развития таких волевых качеств как ответственность, инициативность, выдержка. Подростки в моей выборке показали высокий уровень настойчивости и низкий уровень целеустремленности. По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана мы видим, что половина испытуемых обладают высоким уровнем развития саморегуляции, больше половины испытуемых обладают средним уровнем настойчивости, почти у половины подростков низкий уровень самообладания. Подростки моей выборки большей частью спокойные, уверенные в себе, достаточно деятельные и работоспособные, они стремятся к выполнению намеченного дела, также для них свойственна спонтанность и импульсивность. По результатам диагностики профессионального самоопределения по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова, можно проследить, что половина подростков показали средний уровень предпочтений по выбору таких профессиональных сфер как «природа», «другие люди» и сферы «знак» Высокий показатель по результатам предпочтений подростков заняла сфера «художественный образ». Много подростков показали низкий уровень предпочтений по склонности к сфере «техника». По результатам второй методике «Опроснику профессиональной готовности» автор Кабардова Л.Н, для выявлениия уровня профессиональной готовности, видно, что большинство подростков в среднем профессионально склонны к таким профессиональным сферам как «знак», «человек» и «бизнес». Высокий уровень профессиональной склонности показала сфера «человек». Низкий уровень профессиональной склонности у таких сфер как «техника» и «природа». Положительная связь существует между переменными: ответственность, выдержка, инициативность, саморегуляция, настойчивость и профессиональной сферой знак. То есть, подростки, обладающие, этими волевыми качествами чаще выбирали профессиональную сферу знак. Положительная связь присутствует между такими волевыми качествами как ответственность, выдержка самообладание и профессиональной сферой «техника». Положительной оказалась связь между такими переменными как ответственность и бизнес и переменными настойчивость, энергичность и сферой «сам человек». Отрицательной оказалась связь между такими волевыми качествами как выдержка, настойчивость, энергичность, саморегуляция, настойчивость и профессиональной сферой «природа». То есть подростки, выбирающие эту сферу, обладают низким уровнем настойчивости, энергичности, выдержки, саморегуляции. Также отрицательной оказалась связь между профессиональными сферами «художественный образ», «образ» и таким волевым качеством как решительность. Такими сферами как «сам человек», «человек» и волевым качеством самостоятельность. Т.е. подростки, которые выбирали сферы «сам человек» и «человек» обладают низким уровнем самостоятельности. В моей выборке отрицательной оказалась связь между волевым качеством «энергичность» и профессиональной сферой «знак». Гипотеза, что существуют статистические значимые связи между волевыми качествами личности и профессиональным выбором у подростков подтверждена.
Литература 1. Байтингер, О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: / О. Е. Байтингер.- СПб.: 2006.-117с. 2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубовина.- М.: Просвещение, 1991.— 303 с 3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности./ Е.М.Иванова. - М.: МГУ 1987.-208 с. 4. Климов Е.А. Как выбирать профессию./ Е.А.Климов.- М.: Просвещение, 1990. – 159 с. 5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. / Е.А. Климов.- М., Академия, 2004.- 304с. 6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511с. 7. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.: Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1 8. Методика воспитательной работы/ Под ред. В.А.Сластенина - М., 2004-144 с. 9. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов./В.С.Мухина. – М., Академия, 1997 – 432 с. 10. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. педвузов./Р.С.Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с. 11. Общая педагогика/ Под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с. 12. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения./ Н.С.Пряжников. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.- 400с. 13. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова - М.: Акад., 2003. - 476 с 14. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с. 15. Психолого-педагогическое сопровождение педпрофильного обучения. /Н. В.Афанасьева, Н. В.Малухина, Т. В.Загоскина.- Вологда, 2005-141с. 16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. /Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с 17. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание/ В.И.Селиванов. – Рязань.:1992. – 372 с.. 18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». -2-е изд., перераб, и доп./Д.Л.Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 544 с. 19. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности./П.А.Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с. 20. Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 11. - М., 2007. - 400 с. Электронные ресурсы 21. Чистякова, С. Н.Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе/ С.Н.Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев //[ Электронный ресурс] www.academia-proforint.ru. 22. www.psyjournal.ru 23. www.potentiales.ru 24. www.cyberlrninka.ru 25. www.psinovo.ru Приложение 1 What is Self-Determination? Self-determination “encompasses concepts such as free will, civil and human rights, freedom of choice, independence, personal agency, self-direction, and individual responsibility” (University of Illinois at Chicago National Research & Training Center, 2002). Self-determination theory (Deci & Ryan, 1985, 2000; Ryan & Deci, 2000) is based on the assumption that people have inborn tendencies to grow and develop psychologically, to strive to master challenges in the environment, and to integrate experience into self-concept. This theory holds that these human tendencies are fully expressed only within a supportive social context. That is, self-determination is not achieved simply because an individual has certain requisite knowledge and skills; it is also important that key people and institutions in the person’s life provide a context conducive to self-determination. Abery and Stancliffe (1996) have noted that even when youth have excellent self-determination skills, they can be thwarted in their efforts to become self-determined by people and institutions that present barriers or fail to provide needed supports. Self-determination “refers to the attitudes and abilities required to act as the primary causal agent in one’s life and to make choices regarding one’s actions free from undue external influence or interference” (Wehmeyer, 1992, p. 305). A person’s actions are self-determined if the person acts autonomously, regulates his or her own behavior, initiates and responds to events in a manner indicating psychological empowerment, and behaves in a manner that is self-realizing. That is, the person acts in ways that make positive use of knowledge and understanding about his or her own characteristics, strengths, and limitations (Wehmeyer, Kelchner, & Richards, 1996). A self-determined person is one who sets goals, makes decisions, sees options, solves problems, speaks up for himself or herself, understands what supports are needed for success, and knows how to evaluate outcomes (Martin & Marshall, 1996). Что такое самоопределение?
Приложение 2
|