Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы врачебно-педагогических наблюденийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выбор методов врачебно-педагогических наблюдений, наиболее удобных и информативных, зависит от того, какие при этом ставятся задачи и с помощью какой формы организации врачебно-педагогических наблюдений они решаются. Следует учитывать также, что различные виды спорта (циклические, ациклические, скоростно-силовые и др.) предъявляют неодинаковые требования к разным системам организма. При врачебно-педагогических наблюдениях могут быть использованы любые методы исследования, описанные в предыдущих главах. Но существует ряд методов исследования различных систем организма, которые наиболее часто применяются при врачебно-педагогических наблюдениях в силу своей простоты, доступности и достаточной информативности. Эти методы могут быть представлены в двух группах: первая группа — простейшие методы, не требующие сложной аппаратуры и специальных медицинских знаний; вторая группа — инструментальные методы, требующие сложной аппаратуры и специальных медицинских знаний. К первой группе относятся: 1) анамнез и визуальные наблюдения — опрос о субъективных ощущениях в ходе тренировочного процесса и наблюдения за внешними признаками утомления; 2) измерение веса тела; 3) определение частоты пульса; 4) измерение артериального давления; 5) проведение ортостатической пробы; 6) определение частоты дыхания; 7) исследование изменений ЖЕЛ и МВЛ; 8) определение изменений мощности вдоха и выдоха с помощью пневмотахометра; 9) методы исследования нервной и нервно-мышечной систем; 10) испытание с дополнительными (стандартными и специфическими) нагрузками. Вторая группа методов подразделяется на две подгруппы — Л и Б. Подгруппа А включает методы с использованием датчика, соединенного проводом с регистрирующим прибором: 1) электрокардиографию, 2) поликардиографию, 3) оксигемометрию, 4) хронаксиметрию, 5) миотонометрию, 6) электромиографию и др. Подгруппа Б включает радиотелеметрические методы: 1) определение частоты сердечных сокращений, 2) определение частоты дыхания, 3) электрокардиографию, 4) электромиографию и др. Врачебно-педагогические наблюдения имеют особую ценность в том случае, если при них одновременно используются методы, позволяющие определять изменения функционального состояния не одной, а нескольких систем организма (поскольку длительность восстановления в различных системах организма после физических нагрузок неодинакова), изменения в межсистемных связях (степень и характер их изменения являются надежными критериями в оценке воздействия нагрузки, длительности восстановления и других вопросах). Комплексная методика врачебно-педагогических наблюдений дает возможность более достоверно оценивать изменения в функциональном состоянии спортсмена под влиянием тренировки, а следовательно, и более точно управлять тренировочным процессом. Возможности комплексных исследований расширяются, если в них участвуют помимо врачей и тренеров физиологи, биохимики, психологи и другие специалисты. Таким образом, необходимо использовать комплекс методов (хотя бы минимальный), позволяющий оценить, например, состояние 2—3 систем организма (сердечно-сосудистой и нервно-мышечной или других). Ниже дается характеристика этих методов исследования. Первая группа методов Анамнез и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления дают врачу и тренеру представление о состоянии организма в целом, о степени напряжения, с которым занимающийся выполняет физические упражнения, помогают определить степень утомления. Для этого перед занятием расспрашивают спортсмена о самочувствии, о наличии ощущения усталости, желания тренироваться и т. д. Во время тренировок также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку достаточности интервалов отдыха, трудности выполнения отдельных упражнений и др. Отсутствие жалоб во время и после тренировки не всегда служит свидетельством хорошей переносимости нагрузок, так как некоторые явления перенапряжения сердца и других органов не проявляются в самочувствии, а могут быть обнаружены только специальными методами исследования. Если же у спортсмена во время или после тренировки бывают какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или нарушение в состоянии здоровья. Визуальные наблюдения во время тренировок позволяют по внешним признакам судить о степени утомления. При этом обращают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание. Нормальная окраска кожи лица или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, учащенное дыхание, отсутствие нарушения координации движений и нормальная, бодрая походка говорят об отсутствии или небольшой степени утомления. Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением кожи лица, большой потливостью, глубоким и учащенным дыханием, нарушением координации движений при выполнении упражнений, неуверенным шагом, покачиванием при ходьбе. Большая степень утомления, граничащая с переутомлением, проявляется в резком покраснении или побледнении или даже синюшности кожи, очень большой потливости с выпадением соли на висках, рубашке, майке, резко учащенном поверхностном, иногда беспорядочном дыхании с отдельными глубокими вдохами, значительном нарушении координации движений (нарушения техники, покачивание, иногда падение). В зависимости от степени утомления может в той или иной мере ухудшаться и внимание спортсмена. При оценке изменения окраски кожи и потливости следует учитывать, что на них помимо интенсивности нагрузки и состояния спортсмена влияют температура окружающего воздуха, наличие или отсутствие ветра, количество выпитой жидкости. В сутки с поверхности кожи человека с потом выделяется около 900 г воды. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды с потом до 2 л в сутки, а напряженная нагрузка в жаркую погоду при обильном употреблении жидкости — до 8 л. Происходящая при этом значительная потеря солей может нарушить солевой и другие виды обмена. В случаях необычно возросшей потливости у спортсмена необходимо выяснить, следствием чего это является — обильного питья, или нерациональной одежды, или чрезмерной нагрузки и др. Обильная потливость во время и после спортивных нагрузок, сопровождающаяся плохим самочувствием, одышкой, может быть проявлением какого-либо заболевания или переутомления. Большое значение для оценки влияния физических нагрузок имеет наблюдение за выражением лица, которое считают отражением внутреннего физического состояния человека. Занимающиеся, которые по внешним признакам отличаются от общей группы более выраженным утомлением и предъявляют какие-либо жалобы, требуют обязательного последующего обследования во врачебном кабинете. Методы расспроса и визуального наблюдения являются основными также при изучении врачом условий, организации и методики проведения занятий. О значении измерения веса тела сказано в главе 10. Наиболее распространенными методами при врачебно-педагогических наблюдениях являются определение частоты пульса, артериального давления и проведение ортостатической пробы до и после физической нагрузки. Это объясняется их простотой и доступностью, а также большой информативностью, позволяющей оценить воздействие нагрузки и длительность восстановления. Определение частоты пульса проводится перед занятием или соревнованием (предстартовые сдвиги), после разминки, отдельных упражнений, интервалов отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (до 170—180 в 1 мин.) определить его на лучевой артерии нелегко, лучше считать пульс на сонной артерии или определять частоту сердечных сокращений по верхушечному толчку сердца. Исследование изменений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т. е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки. Сопоставляя характер нагрузки с изменениями частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния > спортсмена. Например, если при беге 400 м в течение 70 сек. выявлено повышение частоты пульса до 200 ударов в 1 мин. при длительности восстановления (до 120 ударов) до 3 мин., тогда как ранее учащение пульса при такой же нагрузке и интенсивности выполнения составляло 160 ударов, а восстановление — 2 мин., это может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния спортсмена и требует тщательного его обследования. О важности исследования частоты пульса в процессе тренировки говорит и тот факт, что в настоящее время в некоторых видах спорта (прежде всего циклических) появилась тенденция вводить в систему тренировки планирование объемов и интенсивности тренировочных нагрузок не только в метрах (или других единицах) но и по частоте пульса, который отмечается при данной работе. Возможность такого планирования особенно расширяется при использовании кардиолидеров, позволяющих спортсмену в соответствии с кардиопрограммой выполнять тренировочную нагрузку при определенной частоте пульса. По частоте пульса во время тренировочной работы можно определить ее энергетическую стоимость. Для этого используются так называемые сумматоры пульса — электронные устройства со счетчиком, суммирующие частоту пульса за определенное время. Установленных показателей сдвигов пульса для определения степени нагрузки не существует, так как многое зависит как от индивидуальных особенностей различных лиц, так и от характера двигательной деятельности. Тем не менее можно считать, что если в течение занятия частота пульса достигает 100—130 ударов в 1 мин., это характеризует небольшую по интенсивности нагрузку; частота пульса до 140—170 ударов в 1 мин. свидетельствует о нагрузке средней интенсивности или выше средней; учащение пульса до 180—200 ударов в 1 мин. — о предельной для спортсмена нагрузке. Большие сдвиги пульса, вероятно, связаны с ухудшением функционального состояния сердца или его перенапряжением. С улучшением тренированности спортсмена показатель учащения пульса на нагрузку одной и той же мощности снижается. Увеличение частоты пульса при обычной нагрузке у тренированного спортсмена, как правило, указывает на ухудшение функционального состояния, которое может быть связано с переутомлением, перенапряжением или каким-либо заболеванием. Известно, что чем большее учащение пульса вызывает физическая работа, тем короче время, в течение которого можно выполнять ее без отдыха. Обычно более значительное учащение пульса после работы требует и несколько большего отдыха. Однако наиболее важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановления пульса. У хорошо тренированных спортсменов его частота уменьшается в течение 60—90 сек. с 160—180 до 120 в 1 мин. При этой частоте пульса тренированные спортсмены в большинстве видов спорта бывают готовы к повторному выполнению упражнения. Оценка приспособляемости организма спортсмена к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длительности его восстановления дает возможность врачу и тренеру совершенствовать тренировочный процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым спортсмен недостаточно адаптирован, находить оптимальные интервалы отдыха, правильное чередование упражнений и различных средств тренировки. Исследование частоты пульса применяется при всех формах организации врачебно-педагогических наблюдений. Например, можно выявить изменения функционального состояния у спортсменов, сравнивая частоту пульса в покое (утром, натощак) в течение недельного цикла. На рис. 69 показаны изменения средней частоты пульса у членов волейбольной команды в течение 2 микроциклов 5:1, а затем 2 микроциклов 3:1. К концу второго цикла 5:1 частота пульса у волейболисток существенно возросла, что в комплексе с другими данными свидетельствовало об их переутомлении. Это послужило основанием для некоторого снижения нагрузки и перехода на цикл 3:1. К концу второго цикла 3:1 частота пульса в покое почти нормализовалась. Измерение артериального давления позволяет выявить сдвиги, которые хорошо отражают приспособляемость организма к физическим нагрузкам. На тренировочном занятии в зависимости от задач врачебно-педагогических наблюдений артериальное давление может измеряться или после каждого упражнения и интервалов отдыха после них, или после отдельных серий упражнений и в восстановительном периоде после них, или только после отдельных частей урока. При оценке сдвигов артериального давления учитываются изменения артериального (степень увеличения), минимального (направленность) и пульсового давления. По изменениям максимального давления судят о величине нагрузки и реакции на нее сердечно-сосудистой системы. Так, если максимальное давление повышается до 180—200 мм рт. ст., то интенсивность нагрузки следует считать большой, а реакцию сердечно-сосудистой системы сильной. Повышение максимального давления до 140—170 мм рт. ст. характерно для средних нагрузок, реакция в этом случае оценивается как средняя. Небольшие нагрузки вызывают слабую реакцию сердечно-сосудистой системы, характеризующуюся повышением максимального давления до 130—140 мм рт. ст. Резкое увеличение (до 220—240 мм рт. ст.) максимального давления после нагрузки (гипертоническая реакция) скоростно-силового характера должно рассматриваться как неблагоприятная реакция. Большое значение для оценки приспособляемости к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального артериального давления. При хорошей приспособляемости эти сдвиги должны быть пропорциональными, т. е. при значительном учащении пульса максимальное давление также должно значительно повышаться и наоборот. Одним из признаков ухудшения приспособляемости считается уменьшение сдвигов максимального давления при сохранении или увеличении сдвигов частоты пульса. Крайним ее выражением является описанная выше (глава 11) астеническая реакция. Она может быть при утомлении, связанном с выполнением упражнений на выносливость. Нормальная реакция минимального артериального давления на физическую нагрузку проявляется в его уменьшении. Однако в некоторых случаях оно может или не изменяться или повышаться. Как уже говорилось в главе 11, повышение минимального давления рассматривается как не совсем адекватная реакция на нагрузку, т. е. может быть признаком ухудшения приспособляемости к физическим нагрузкам. Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности спортсмена соответствует выполняемой нагрузке, сердечно-сосудистая система реагирует сочетанным учащением частоты сердечных сокращений, повышением максимального и увеличением пульсового давления. Резкое учащение пульса, снижение максимального давления при неизменном или увеличенном минимальном, в результате чего снижается пульсовое давление, характеризует крайнюю степень утомления сердца и, значит, плохую адаптацию к нагрузке. Характер изменения адаптации к одной и той же нагрузке при исследованиях, проведенных на разных этапах тренировки, позволяет судить как об улучшении функционального состояния организма, так и о его ухудшении. На основании этого оценивается правильность построения тренировочного процесса и в необходимых случаях вносятся соответствующие коррективы. Исследование артериального давления применяется не только на тренировочных занятиях или соревнованиях. Так, при необходимости проводятся, например, ежедневные или периодические исследования артериального давления перед тренировочными занятиями, которые могут выявить его изменения, свидетельствующие о переутомлении или неполном восстановлении. При этом может отмечаться как снижение уровня давления в покое (например, 90/60— 85/50 мм рт. ст.), так и его повышение (135/80—150/85 мм рт. ст. и др.). Определение пульса и артериального давления — основные методы оценки реакции организма на так называемую дополнительную нагрузку (см. дальше). Ортостатическая проба (ортопроба) — эффективный метод оценки степени восстановления после тренировочных занятий. Поэтому данную пробу лучше проводить по утрам, подсчитывая пульс в положении лежа еще до подъема с постели, а затем стоя. Если нужна характеристика всего тренировочного дня, то ортостатическая проба проводится утром и вечером. На рис. 70 показаны результаты ежедневного исследования с применением ортопробы в микроцикле у двух спортсменов. У спортсмена А. наблюдались минимальные колебания показателей. Это говорит о том, что он легко справлялся с тренировочными нагрузками. У спортсмена Б. начиная с 3-го дня тренировки показатели ортопробы были резко повышены, что свидетельствует о недостаточном восстановлении от тренировки к тренировке и о том, что последующий цикл он начинал, находясь в сниженном функциональном состоянии. Это подтверждают данные электрокардиографических исследований и функциональных проб с физической нагрузкой. Исследование показателей функции внешнего дыхания при врачебно-педагогических наблюдениях имеет относительно меньшее значение по сравнению с исследованием показателей сердечнососудистой системы, так как функциональные резервы дыхания очень велики и почти никогда не используются полностью. Тем не менее наблюдение за некоторыми показателями в определенных случаях помогает оценить степень воздействия нагрузки и длительность восстановления после нее. В первую очередь это относится к врачебно-педагогическим наблюдениям, проводимым на тренировочных занятиях. Определение частоты дыхания — наиболее простой и распространенный метод исследования. Оно проводится визуально или пальпаторно (путем прикладываний руки к нижней части грудной клетки). Частота дыхания исследуется в покое, до тренировки, а затем, как и пульс, в течение всей тренировки. После физических нагрузок частота дыхания достигает 20—40—60 в 1 мин. в зависимости от характера и интенсивности нагрузки. Сравнение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановления с характером нагрузок позволяет в известной степени оценить воздействие нагрузки, функциональное состояние спортсмена, достаточность интервала отдыха и др. Исследование изменений ЖЕЛ и МВЛ проводится в процессе тренировочного занятия, до и после него, а также до и после соревнования. ЖЕЛ и МВЛ после легких тренировочных занятий могут не изменяться, повышаться или немного понижаться (ЖЕЛ — на 100— 200 мл, МВЛ — на 2—4 л). Очень большие тренировочные или соревновательные нагрузки могут вызывать снижение ЖЕЛ на 300—500 мл и МВЛ — на 5—10 л. Степень уменьшения ЖЕЛ и МВЛ после отдельных упражнений на занятии и быстрота их восстановления в период отдыха характеризуют воздействие нагрузки и функциональное состояние спортсмена. Например, уменьшение ЖЕЛ и МВЛ после выполнения комбинации вольных упражнений гимнастом, ранее не влиявшей существенно на эти величины, является неблагоприятной реакцией на нагрузку. Определение изменений мощности вдоха и выдоха с помощью пневмотахометра, так же как ЖЕЛ и МВЛ, помогает в оценке воздействия нагрузки на функциональное состояние спортсмена. Например, если до тренировки мощность вдоха равнялась 6 л/сек, а после тренировки — 4 л/сек, это свидетельствует о значительном утомлении. Методы исследования нервной и нервно-мышечной систем занимают во врачебно-педагогических наблюдениях значительное место, так как физические нагрузки, особенно спортивная тренировка и соревнования, предъявляют высокие требования к этим системам. Известно, что нерациональная тренировка нередко ведет к травмам и заболеваниям нервно-мышечного аппарата у спортсменов. В связи с этим при врачебно-педагогических наблюдениях необходимо широко применять методы исследования, позволяющие оценивать воздействие нагрузок на эти системы. К простейшим из них относятся: исследование быстроты движений конечностей, силы и статической выносливости мышц, точности воспроизведения движений по амплитуде и силе при выключенном зрении, координационные пробы Ромберга и определение тремора. На тренировочном занятии такие исследования рекомендуется проводить после отдельных частей урока, после наиболее трудных серий упражнений и в конце интервалов отдыха после них. Однако чаще они применяются при тех формах организации врачебно-педагогических наблюдений, при которых оценивается степень восстановления после тренировочных занятий или решаются другие вопросы, связанные с рационализацией тренировки. Для этого изучаются изменения различных показателей функционального состояния нервно-мышечной системы до и после тренировки, в позднем восстановительном периоде, в различные дни микроцикла. Быстрота движений рукой или ногой определяется с помощью простых приборов — темпотестов. Основной частью такого прибора является электрический счетчик. Исследуемый за 10—15 или более секунд должен замкнуть и разомкнуть электрическую цепь рукой или ногой с помощью телеграфного ключа или рычага. Счетчик прибора показывает количество сделанных движений. Общее утомление, снижение лабильности мышц, возникающие после больших нагрузок, закономерно ведут к снижению быстроты движений (т. е. их количества за исследуемый промежуток времени). Например, если до тренировки спортсмен способен сделать в среднем 60—90 движений за 10 сек., то после нее при выраженном утомлении — всего лишь 40—60. Исследование изменения силы мышц под влиянием физических нагрузок осуществляется с помощью динамометров (ручных и становых). Статическая выносливость мышц кисти определяется с помощью специального водного динамометра, а мышц живота — по времени удержания ног под прямым углом к телу в упоре на руках. При большой нагрузке во время занятия (после отдельных упражнений) сила мышц кисти снижается на 3—8 кг, мышц спины — на 5—15 кг, после соревнований или тяжелых тренировок — соответственно на 2—6 и 5—30 кг. Рис. 71 демонстрирует возможность оценки воздействия тренировочных нагрузок с помощью исследований силы мышц кисти, проводимых на тренировочном сборе ежедневно утром и вечером. По мере того как спортсмен втягивается в большие нагрузки (при 2-разовых тренировках в день на тренировочном сборе), все меньше становится разница в силе мышц кисти утром и вечером. На этом же рисунке показаны результаты исследования с применением одного из вариантов пробы Ромберга (длительность удержания равновесия стоя на одной ноге с закрытыми глазами), которая проводилась также утром и вечером. Если в первые дни пребывания на тренировочном сборе видно значительное уменьшение длительности пробы по вечерам, то к 10-му дню различия между показателями утренних и вечерних исследований становятся минимальными. Точность воспроизведения заданных движений по амплитуде или силе при выключенном зрении, характеризующая состояние мышечно-суставной чувствительности и ее изменения под влиянием нагрузок, исследуется с помощью специальных приборов: кинематометров или динамометров. В первом случае ошибка определяется в градусах, во втором — в килограммах. Увеличение ошибок после тренировки или в микроцикле от одной тренировки к другой свидетельствует об утомлении или других неблагоприятных изменениях в функциональном состоянии спортсмена. Тремор может оцениваться визуально (в пробе Ромберга) или с помощью специальных тремометров — спортсмен должен вводить специальный щуп в прорези тремометра, не касаясь их краев. Счетчик прибора отмечает каждое касание, число которых при увеличении тремора нарастает. Утомление, волнение, предстартовые реакции обычно увеличивают тремор. По мере восстановления после физических нагрузок он уменьшается. Испытание с дополнительной физической нагрузкой получило широкое распространение при врачебно-педагогических наблюдениях благодаря простоте, доступности и надежности информации о воздействии тренировочной нагрузки на функциональное состояние спортсмена. Особенно выгодно применять его при тех формах врачебно-педагогических наблюдений, при которых спортсмен исследуется до и после тренировки, на следующий день после нее, ежедневно перед тренировкой или в определенные дни микроцикла. Сравнение реакции на одну и ту же нагрузку до и после тренировки, в различные дни микроцикла и т. д. позволяет выявить степень изменения работоспособности спортсмена в связи с выполненной тренировочной нагрузкой. В качестве дополнительной физической нагрузки может быть использована любая дозируемая функциональная проба. Лучше всего применять работу на велоэргометре определенной мощности и длительности, а если это невозможно, то степ-тест (восхождение на скамейку), бег на месте под метроном с подниманием коленей до определенного уровня и др. При второй форме врачебно-педагогических наблюдений дополнительная физическая нагрузка выполняется спортсменом непосредственно перед тренировкой и через 10—20 мин. после нее. Реакция на дополнительную нагрузку оценивается как минимум по данным сдвигов и восстановления пульса и артериального давления и проводится так же, как это делается обычно. Если ставится задача оценить функциональное состояние спортсмена, то испытание с дополнительной нагрузкой проводится до и после занятия с предельными или околопредельными тренировочными нагрузками. На дополнительную стандартную нагрузку могут быть три варианта реакции (рис. 72). Первый вариант характеризуется несущественным отличием реакции на дополнительную нагрузку, выполненную после тренировки, от реакции на нее до тренировки. Могут быть только небольшие количественные различия в сдвигах пульса, артериального давления и длительности восстановления. При этом в одних случаях после тренировки реакция на нагрузку может быть менее выраженной (вариант I а), в других — более выраженной, чем до тренировки. В целом первый вариант показывает, что функциональное состояние спортсмена после тренировки существенно не изменилось. Такая же реакция после тренировки с предельными нагрузками может свидетельствовать о хорошем функциональном состоянии спортсмена. Однако нужно учитывать, что она может быть и после тренировки с небольшой нагрузкой. Второй вариант свидетельствует об ухудшении функционального состояния, проявляющемся в том, что при стандартной нагрузке, выполняемой после тренировки, сдвиг пульса становится большим, а подъем максимального давления меньшим, чем до тренировки (феномен «ножниц»). Длительность восстановления пульса и артериального давления обычно также увеличивается. Если оно затягивается более чем на 24 часа, это свидетельствует об ухудшении функционального состояния. Это ухудшение может быть связано или с недостаточной тренированностью спортсмена, или с очень большой интенсивностью тренировочных нагрузок, вызвавших выраженное утомление. Третий вариант реакции характеризуется дальнейшим ухудшением приспособляемости к дополнительной нагрузке. В этом случае после тренировки, направленной на развитие выносливости, появляется астеническая (гипотоническая) или дистоническая реакция после скоростно-силовых упражнений — гипертоническая реакция или одна из первых двух. Восстановление значительно удлиняется. Этот вариант свидетельствует о значительном ухудшении функционального состояния спортсмена, причиной чего может быть недостаточная его подготовленность, переутомление или чрезмерная нагрузка на занятии. При выявлении третьего варианта реакции требуется повторить исследование на другой день после тренировки, чтобы определить, произошла ли нормализация функционального состояния спортсмена. Кроме оценки реакции на дополнительную стандартную нагрузку по сдвигам пульса и артериального давления и их восстановлению можно использовать количественные методы определения работоспособности: PWC170, МПК (определяемое косвенным методом по частоте пульса при субмаксимальной нагрузке), Гарвардский степ-тест и др. Испытание с дополнительной стандартной нагрузкой может с успехом применяться не только при исследованиях до и после тренировочных занятий, но и при других формах врачебно-педагогических наблюдений, задачей которых является внесение коррективов в планирование тренировочных нагрузок в различных микроциклах. В качестве дополнительной нагрузки, как отмечалось выше, применяют, помимо стандартной, также специфические нагрузки, выбранные тренером в зависимости от специализации и квалификации спортсмена. Например, при исследовании спринтеров, футболистов, хоккеистов рекомендуется бег на 50—80 м, для бегунов на средние дистанции — бег на 150—200 м, для пловцов — проплывание 25—50-метровой дистанции. В этих случаях специфическая дополнительная нагрузка первый раз выполняется после разминки, а второй раз — в конце тренировки, после выполнения всей запланированной тренировочной работы. При этом спортсмен должен стремиться каждый раз показать наилучший результат. Помимо реакции пульса и артериального давления на дополнительную специфическую нагрузку (т. е. помимо приспособляемости) обязательно учитывается время прохождения дистанции (или другой спортивно-технический показатель), которое и определяет работоспособность спортсмена. Различают четыре варианта реакций на специфическую дополнительную нагрузку. Первый вариант характеризуется тем, что работоспособность и приспособляемость в конце тренировки существенно не изменяются. Такой вариант указывает на хорошее функциональное состояние спортсмена (если нагрузка на занятии была достаточно велика). Второй вариант характеризуется тем, что при сохранении работоспособности ухудшается приспособление к ней сердечно-сосудистой системы. Данная реакция наблюдается у спортсменов со сниженными функциональными способностями организма. Она может быть и у тренированных спортсменов после очень интенсивной нагрузки. Для третьего варианта характерно снижение работоспособности и ухудшение приспособляемости к дополнительной нагрузке со стороны сердечно-сосудистой системы (гипертоническая, астеническая реакции, удлинение восстановления и др.). Такая реакция наблюдается у нетренированных спортсменов, а также при переутомлении При четвертом варианте работоспособность снижается, а приспособляемость не изменяется. Эта реакция свидетельствует о снижении функционального состояния спортсмена под влиянием проведенного занятия. Анализ выполненной работы позволяет установить, с чем это связано — с очень большой нагрузкой или с недостаточной тренированностью спортсмена. Для определения состояния специальной тренированности при врачебно-педагогических наблюдениях пользуются испытанием с повторными нагрузками, проводимым на тренировочном занятии. Величина этих нагрузок определяется совместно тренером и врачом, с учетом этапа тренировки, уровня тренированности и спортивной квалификации занимающегося. Нагрузка по интенсивности (или величине) должна приближаться к максимальной для обследуемого лица. Подбор нагрузок зависит также от того, какие физические качества (быстрота, выносливость, сила) должны быть оценены. Например, для оценки скоростной выносливости марафонца ему предлагают пробежать 8—10 раз 400 м с отдыхом 3—4 мин., для оценки выносливости — 3—4 раза 3 км с отдыхом 5—10 мин. Примерные повторные нагрузки для различных видов спорта представлены в табл. 5. Методика проведения испытания с повторной нагрузкой не сложна: перед ее выполнением подсчитывают пульс, измеряют артериальное давление, частоту дыхания и другие показатели; затем эти же исследования проводят после разминки и в период восстановления между повторными нагрузками. Спортивная работоспособность оценивается по показываемым спортсменом результатам — в секундах, минутах, метрах, километрах, килограммах и др. При сопоставлении данных результативности выполнения спортсменом повторных нагрузок и приспособляемости организма к ним определяются четыре варианта реакции на повторные нагрузки. Первый вариант характеризуется устойчивыми высокими показателями работоспособности, хорошей приспособляемостью к нагрузкам, снижением сдвигов пульса и артериального давления по мере повторения нагрузок, быстрым восстановлением — к концу интервалов отдыха наблюдается значительный спад всех показателей. Такая реакция свидетельствует о высоком уровне специальной тренированности. Для второго варианта характерны неустойчивые показатели двигательной деятельности: результативность то повышается, то понижается. В соответствии с этим варьируют показатели реакции сердечно-сосудистой системы. Иначе говоря, имеются признаки неподготовленности спортсмена к тому, чтобы поддерживать значительное напряжение функций организма в течение необходимого времени. Это свидетельствует о еще недостаточном уровне тренированности. При третьем варианте показатели работоспособности снижаются от повторения к повторению и сопровождаются значительным ухудшением приспособляемости к нагрузкам — наблюдается резкое учащение пульса, максимальное давление почти не повышается или даже снижается (астеническая реакция и др.). В интервале отдыха восстановления не происходит, и последующая нагрузка начинается на фоне утомления от предыдущей. Такой вариант реакции наблюдается у спортсменов с низким уровнем специальной тренированности. Четвертый вариант характеризуется тем, что при сохраняющейся работоспособности по мере повторения нагрузок начинают выявляться признаки ухудшения приспособляемости. Данная реакция может свидетельствовать о недостаточной специальной тренированности или чаще о переутомлении спортсмена. Испытание с повторными нагрузками не только служит тестом для определения специальной тренированности, но и помогает оценить правильность планирования тренировочного процесса, внести в него необходимые коррективы. Например, в процессе исследований может быть выявлено, что интервалы отдыха, установленные тренером, явно недостаточны или, наоборот, излишне длительны; количество повторений чрезмерно (что ведет к перенапряжению) или, наоборот, выбранная интенсивность упражнений и количество повторений не вызывают существенных сдвигов в организме, а следовательно, не дают должного эффекта. Вторая группа методов При врачебно-педагогических наблюдениях может быть использован любой инструментальный метод исследования, но наиболее часто применяются электрокардиография, поликардиография, оксигемометрия, миотонометрия, хронаксиметрия и др. Электрокардиография представляет наибольшую ценность. Наличие портативного электрокардиографа с чернильной записью позволяет использовать этот метод при всех формах врачебно-педагогических наблюдений. Хорошей реакцией на нагрузку считается сохранение синусового ритма, уменьшение длительности предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости (которые оцениваются по интервалу PQ и QRS), увеличение зубцов Р, R и Т. Если
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.02 с.) |