Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности врачебного контроля за лицами старших возрастовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Значение физических упражнений в борьбе с болезнями, их профилактике, укреплении здоровья и физического развития, замедлении процессов старения и продления жизни людей известно со времен глубокой древности. К настоящему времени в медицинской науке накопилось огромное количество научных данных о возможном замедлении процессов старения под влиянием занятий физическими упражнениями. Осуществлено рациональное деление людей на возрастные группы; имеются медицинские рекомендации о распределении лиц старших возрастов на группы для занятий физическими упражнениями с учетом состояния здоровья и физической подготовленности, определены особенности врачебного наблюдения за этими контингентами занимающихся. Проблема продления жизни и сохранения трудоспособности лиц старших возрастов является важнейшей социально-биологической проблемой, в разрешении которой призваны принять участие и работники физического воспитания — преподаватели и тренеры. Существуют понятия — «потенциальная продолжительность жизни» и «средняя продолжительность жизни». Потенциальная продолжительность жизни означает время, которое должен прожить человек как биологический вид. Оно равно в среднем 120—125 годам. Средняя продолжительность жизни — это фактическая продолжительность жизни человека. Она различна в разных странах, так как зависит от социальных условий. До революции в России средняя продолжительность жизни была равна 32 годам, сейчас в СССР она составляет около 70 лет. Еще и теперь в некоторых зависимых и слаборазвитых в экономическом отношении странах средняя продолжительность жизни равна 27—30 годам. Причиной этого являются высокая детская смертность, нищета, антисанитария и эпидемии инфекционных заболеваний. В целом средняя продолжительность жизни начиная с каменного века до наших дней закономерно возрастает. Это обусловлено изменениями всех условий жизни человеческого общества, развитием науки, в частности медицинской (ликвидация ряда эпидемий, новые лекарственные препараты и др.), более оптимальным соотношением физической и умственной деятельности, научным обоснованием питания, улучшением жизненных условий и др. Увеличение средней продолжительности жизни в Советском Союзе более чем в 2 раза по сравнению с дореволюционной Россией связано со значительным улучшением всех условий жизни, ликвидацией эпидемий, снижением детской смертности в 7 раз, массовым развитием физической культуры и спорта и многими другими положительными факторами. В настоящее время широко развиваются наука о причинах и течении процессов старения — геронтология и наука о болезнях старости — гериатрия. Различают старость физиологическую и старость патологическую. Физиологическая старость характеризуется постепенным равномерным снижением (угасанием) с возрастом всех функций организма. При физиологической старости долгое время сохраняются трудоспособность и общая активность. Патологическая старость является следствием различных болезненных состояний, снижающих функции отдельных пораженных патологическим процессом систем организма (сердечно-сосудистой, нейроэндокринной и др.). Это делает процесс старения неравномерным, ускоряет наступление старости. Процесс старения начинается с момента завершения роста организма, т. е. с 19—21 года. Существовавшее ранее представление о стабильности состояния организма в зрелом, или молодом, возрасте не подтверждается. В зависимости от образа жизни этот процесс может протекать быстро или медленно. Задача врачей, тренеров и преподавателей физического воспитания заключается в замедлении процесса старения, профилактике заболеваний, способствующих ускорению этого процесса. При болезнях старости физическая культура используется как метод лечения болезней старости (лечебная физическая культура). Процесс старения характеризуется снижением функциональной деятельности всех органов и систем организма, интенсивности окислительных процессов, понижением его реактивности и возбудимости коры больших полушарий мозга. Изменения в высшей нервной деятельности выражаются также в уменьшении подвижности и силы возбудительных процессов, в снижении коркового торможения. Отмечается ухудшение образования и упрочения условнорефлекторных связей, замедляется рефлекторная реакция, появляется вялость двигательных реакций. Снижение интенсивности окислительных процессов и функции эндокринных желез вызывает биохимические и биофизические изменения в клетках и тканях. Нарушается их питание, изменяются белковые структуры, возникают дистрофия и атрофии, происходит гибель функциональных клеток органов и замещение их соединительной и жировой тканью. В результате всего этого снижаются функциональные резервы различных органов, в частности сердца, органов дыхания. Так, уменьшается показатель максимально возможного увеличения минутного объема сердца. Частота сердечных сокращений у лиц среднего и пожилого возраста равна в среднем 60—70 ударам в 1 мин. Уменьшаются легочная вентиляция, ЖЕЛ из-за ослабления силы дыхательных мышц, подвижности ребер и диафрагмы. Ухудшается эластичность легочной ткани, возникают эмфизематозные изменения. Дыхание становится более поверхностным. Иногда отмечается также нарушение моторной и секреторной функций желудка и кишечника, появление запоров, вздутий кишечника (метеоризм). Мышцы становятся дряблыми, объем их уменьшается. Вес мускулатуры составляет 20—26% веса тела. Появляются различные отклонения в осанке, что связано, с одной стороны, с атрофией мышц, а с другой — с изменениями в костях и суставах. В костях может появиться остеопороз (разрыхление), что делает их менее крепкими и менее эластичными. Могут возникать патологические изменения в позвоночнике (остеохондроз). В суставах происходит утолщение синовиальной оболочки, обызвествление суставных хрящей. Они теряют эластичность, становятся твердыми, хрупкими. Истончается и сморщивается капсула суставов. Все это приводит к уменьшению их подвижности. Снижаются показатели силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости. Чем старше возраст, тем труднее становится поддержание постоянства внутренней среды организма. С этим связано снижение приспособляемости и сопротивляемости по отношению к внутренним и внешним факторам. Последнее является чрезвычайно важным показателем процесса старения, однако с этим, как и с другими его проявлениями, можно бороться, и прежде всего средствами физической культуры и спорта. Самый действенный стимулятор всех физиологических функций — физическая активность увеличивает адаптационные возможности человека в любом возрасте. Физические упражнения позволяют не только замедлить процессы старения и продлить жизнь, но и, что самое важное, продлить творческую активность человека. Различают следующие возрастные группы: зрелый, или молодой, возраст — для женщин до 34 лет, для мужчин до 39 лет, и старшие возрасты, которые подразделяются на средний — для женщин 35—54 года, для мужчин — 40—59 лет, пожилой — для женщин 55—74 года, для мужчин 60—74 года, старческий — 75— 89 лет и долгожители — 90 лет и старше. Последние две группы для женщин и мужчин одинаковы. У лиц среднего и пожилого возраста, которые длительно и систематически занимаются физическими упражнениями и спортом, значительно меньше отклонений в состоянии здоровья, чем у людей, не занимающихся физическими упражнениями (табл. 4). Таблица 4 Отклонения (колич., %) в состоянии здоровья спортсменов среднего и пожилого возраста и лиц такого же возраста, приступивших к занятиям в группах здоровья (данные С. П. Летунова и Р. Е. Мотылянской)
Обобщение материалов врачебных исследований лиц пожилого возраста, занимавшихся в течение нескольких лет в организованных группах физической подготовки, позволило установить, что у них значительно уменьшается количество различных жалоб (на одышку, боли в области сердца, быструю утомляемость и др.), многие из них перестают обращаться за врачебной помощью, как это имело место до начала занятий. Под влиянием правильно организованных занятий физическими упражнениями у них происходит отчетливое (особенно при наличии гипертонии) снижение максимального и минимального артериального давления. При занятиях физическими упражнениями улучшается подвижность в тазобедренном и коленном суставах, в позвоночнике. Регулярные рациональные занятия физическими упражнениями в среднем и пожилом возрасте могут способствовать значительному повышению работоспособности организма. Разработаны различные специальные формы и методики занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста с учетом состояния здоровья и физической подготовленности. В зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности лиц старших возрастов делят на 4 группы: 1) здоровые и физически подготовленные лица; 2) лица с небольшими отклонениями в состоянии здоровья и невысоким уровнем физической подготовленности; 3) лица с выраженными отклонениями в состоянии здоровья и слабой физической подготовленностью; 4) больные люди. Для первых трех групп рекомендуются занятия в группах здоровья со строгой индивидуализацией физических нагрузок. Для последней группы возможны только занятия лечебной физической культурой. При комплектовании групп важно учитывать не столько паспортный возраст, сколько состояние здоровья, ибо, как отмечалось выше, между ними нет строгой зависимости. Занятия с лицами старших возрастов должны носить оздоровительный и общеукрепляющий характер и проводиться систематически. В соревнованиях не должна преследоваться цель показа высоких результатов. Они не должны быть связаны со значительным физическим и эмоциональным напряжением. Поэтому не допускаются, например, соревнования на скорость и на время. Число соревнований должно быть строго ограничено. В старческом возрасте соревнований вообще проводить не следует. Важно, чтобы занятия были эмоциональными, разнообразными, с использованием подвижных игр и элементов спортивных игр. Полезны общеукрепляющие упражнения со снарядами и без них, упражнения на гимнастических скамейках и стенке, танцевальные шаги, упражнения на равновесие и координацию, эстафеты, ходьба, катание на коньках, плавание, лыжные прогулки, бег трусцой (очень тихий и недлительный), игра в бадминтон и др. Правила игр должны быть облегченными. Преподаватель физического воспитания всегда должен иметь в виду, что у лиц старших возрастов ограничена приспособляемость к упражнениям на быстроту и силу, медленно происходит восстановление, что требует более длительных, чем для молодых, интервалов отдыха. Необходимо учитывать, что эластичность мышц и связок у многих лиц в возрасте 50 лет и старше значительно уменьшена и вследствие ухудшения подвижности нервных процессов снижены и координационные способности (этим обусловлены большие трудности в формировании новых двигательных навыков). Для них вредны упражнения, требующие натуживания, задержки дыхания или длительного нахождения головы в положении ниже пояса (из-за возможных склеротических изменений сосудов головного мозга и др.). Большое внимание следует обращать на правильное дыхание во время упражнений. После занятий не должно быть ощущения сильного утомления. Они должны вызывать чувство приятной усталости, хорошее настроение, желание дальше заниматься физическими упражнениями. Однако оценка эффективности занятий только по самочувствию опасна, так как оно обманчиво. Постоянно должен осуществляться тщательный врачебный контроль, обычно не реже одного раза в полгода. Большое внимание должно уделяться врачебно-педагогическим наблюдениям, помогающим в индивидуализации физических нагрузок. При врачебных обследованиях лиц старших возрастов применяются обычные общеклинические методы. Очень важны электрокардиографическое и рентгенологическое исследования; определение подвижности позвоночника (при наклонах вперед, влево, вправо). Из функциональных проб применяются проба с 20 приседаниями, различные степ-тесты, ортостатическая, координаторные и другие пробы. Возможно также применение пробы PWC170, косвенное определение МПК. При проведении ортостатической пробы надо иметь в виду, что у некоторых лиц старших возрастов пульс при измерении в положении лежа бывает чаще, чем при положении сидя или даже стоя. В связи с этим при проведении занятий с такими лицами необходимо уменьшать время и число повторений упражнений в положении лежа (тем более что у них нередко при переходе в положение лежа резко повышается артериальное давление). При оценке выполнения лицами данного возраста проб с физической нагрузкой следует учитывать, что реакция пульса и пульсового давления может становиться с возрастом все более вялой.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.013 с.) |