Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г Л а в а 6 нарушения терморегуляцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Терморегуляцией называется способность организма сохранять температуру своего тела на определенном уровне независимо от колебаний температуры окружающей среды. Тепловой баланс в организме обеспечивается определенным соотношением между отдачей тепла (физические механизмы) и его продукцией (химические механизмы). Расстройства теплового баланса проявляются в виде переохлаждения (гипотермии), перегревания (гипертермии) и лихорадки. Все эти расстройства теплового баланса возникают в результате нарушения терморегуляции и характеризуются изменением температуры тела. ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЕ Переохлаждение (гипотермия) возникает в результате усиленной теплоотдачи и уменьшения теплопродукции при воздействии на организм низких температур. Переохлаждение может наступить, когда температура внешней среды на 10—15° ниже температуры обнаженного тела в покое. Вероятность его возрастает при ветре и повышенной влажности воздуха. Переохлаждению способствуют потеря крови, физическое утомление, психическое угнетение, а также употребление алкоголя и некоторых наркотиков, вызывающих расширение сосудов кожи и прилив к ней крови, что создает ощущение тепла и одновременно резко усиливает теплоотдачу (поэтому, например, в холодное время года лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, быстрее переохлаждаются и замерзают). В устойчивости организма к холоду большое значение имеет возраст. Старики и дети легче подвергаются переохлаждению. При занятиях лыжным спортом и альпинизмом, если длительное воздействие холода сочетается со значительным физическим утомлением и снижением энергетических ресурсов организма, у спортсменов может произойти переохлаждение и замерзание, связанные с нарушением теплорегуляции, понижением температуры тела и вызывающие глубокие нарушения всех функций организма. При переохлаждении в результате действия холода вначале суживаются периферические сосуды и уменьшается теплоотдача; одновременно увеличивается теплопродукция. Эти компенсаторные механизмы, а также повышение артериального давления и мышечная дрожь (озноб), усиливающая теплообразование в мышцах, способствуют некоторое время сохранению постоянной температуры тела. При дальнейшем действии холода возникает, вследствие увеличения потери тепла и усиления потребности в кислороде, кислородное голодание и происходит торможение деятельности центральной нервной системы; расширяются периферические сосуды; возрастает теплоотдача и понижается температура тела; значительно снижается обмен веществ и постепенно угнетаются все функции организма (падает артериальное давление, уменьшается частота сердечных сокращений и дыхания, появляется чувство сильной усталости, сонливость). При снижении температуры тела до 23— 24° наступает смерть от паралича дыхания. ПЕРЕГРЕВАНИЕ Перегревание (гипертермия) происходит в тех случаях, когда человек подвергается в течение длительного времени воздействию высокой температуры, влияние которой усиливается при выполнении физической работы, всегда сопровождающейся повышением теплообразования. Перегревание может быть в условиях работы в горячих цехах, при длительных переходах в жаркое время года (особенно при несении большого груза). При занятиях спортом возникновение перегревания чаще всего связано с выполнением длительной напряженной работы (например, бег и ходьба на длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедная гонка) в условиях жаркой погоды, особенно при большой влажности воздуха и безветрии, когда уменьшается теплоотдача. Перегреванию способствуют также теплая и ветрозащитная спортивная одежда при несоответствии ее климатическим условиям, и чрезмерное ограничение приема жидкости (нередко используемое в режиме спортивной тренировки). Перегревание может привести к тепловому удару, для которого характерны следующие симптомы: вначале повышение температуры тела (до 42°), общее возбуждение и усиление обмена веществ, сильная одышка, сердцебиение, иногда рвота, затем общее угнетение, потеря сознания, исчезновение рефлексов, ослабление сердечной деятельности, судороги. В некоторых случаях тепловой удар заканчивается смертью. ЛИХОРАДКА Лихорадка — общая реакция на раздражение, заключающаяся в нарушении теплорегуляции, сопровождающаяся повышением температуры тела. Лихорадка может быть вызвана инфекционным процессом, действием химических веществ, всасыванием в кровь продуктов белкового распада, расстройством эндокринной регуляции, повреждением головного мозга, психическим возбуждением и др. В основе лихорадочного процесса лежит нарушение функции нервных центров теплорегуляции, вследствие чего происходит накопление тепла и повышение температуры тела независимо от колебаний температуры внешней среды. При лихорадке организм сохраняет способность регулировать температуру тела, но характер этой реакции качественно изменяется: нарушается взаимоотношение отдельных регулирующих систем, уменьшается выносливость организма к изменениям температуры окружающей среды. Различают три стадии л и х о р а д к и: нарастание температуры, сохранение температуры на определенном уровне и падение температуры. В стадии нарастания температуры возрастает теплообразование и уменьшается теплоотдача (спазм сосудов кожи, озноб). В стадии сохранения температуры на определенном уровне наряду с усилением теплообразования увеличивается теплоотдача.. В стадии падения температуры теплообразование достигает нормального уровня, а теплоотдача продолжает нарастать (расширение сосудов кожи, усиление потоотделения). Снижение температуры может быть быстрым и постепенным. Резкое падение (в течение нескольких часов) высокой температуры до нормальной и ниже называется критическим, постепенное падение ее — литическим. При многих заболеваниях наблюдается типичная картина развития лихорадочного процесса. Существует несколько типов лихорадки, отличающихся температурными кривыми, характерными для определенных заболеваний. Основные из этих типов следующие: при лихорадке постоянного типа колебания температуры очень малы и разница между вечерней и утренней температурой не превышает 1°. Этот тип лихорадки наблюдается, например, при воспалении легких; при лихорадке ремитирующего типа отмечаются резкие падения температуры тела по утрам и значительные повышения к вечеру. Разница между вечерней и утренней температурой больше 1°. Такая лихорадка наблюдается, например, при сепсисе; для лихорадки интермитирующего типа характерно чередование кратковременных приступов лихорадки с периодом безлихорадочного состояния. Этот тип лихорадки бывает, например, при малярии. Во время лихорадки происходят значительные нарушения многих функций организма. Отмечаются выраженные изменения со стороны центральной нервной системы (бред, галлюцинации, иногда угнетение психики и др.). Резко усиливается обмен веществ, что сопровождается снижением веса тела. Повышенный распад белков при этом ведет к поступлению в кровь токсических продуктов распада. В связи с усилением окислительных процессов повышается газообмен. Значительные изменения происходят в системе кровообращения: учащается ритм сердца, падает артериальное давление. Отмечаются учащение дыхания, угнетение функции желез пищеварительного тракта (понижение слюноотделения и секреции желудочного сока, уменьшение перистальтики кишечника), изменение функции почек и др. Лихорадка является приспособительной реакцией организма на действие различных болезнетворных агентов. Однако при определенных условиях она, так же как и воспаление, отрицательно влияет на организм. Занятия физическими упражнениями в период лихорадочного состояния необходимо полностью исключать из-за опасности различных осложнений. После лихорадки включение в занятия физическими упражнениями должно быть очень постепенным.
Часть II ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом является неотъемлемой частью всей системы физического воспитания в нашей стране. Обязательность врачебного контроля для всех без исключения физкультурников и спортсменов, представляющая одну из характерных особенностей советской системы физического воспитания, обеспечивает правильное использование средств физической культуры и спорта в целях оздоровления советских людей. Наряду с этим врачебный контроль является частью единой системы здравоохранения в нашей стране и основывается на принципах, определяющих медицинское обеспечение в СССР, — бесплатность, общедоступность и высокая квалификация. За годы Советской власти в системе здравоохранения выработана научно обоснованная система врачебного контроля, четко определены основные принципы его организации, содержание, методы и направление этой работы. Созданы сеть специальных врачебно-физкультурных учреждений, кабинетов и научно-исследовательских институтов, кафедры врачебной физкультуры во всех медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей, кафедры спортивной медицины в институтах физической культуры и на факультетах физического воспитания педагогических институтов. Благодаря широко развернувшейся в нашей стране научно-исследовательской работе в этом направлении разработана совершенная методика исследования спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, в основе которой лежит комплексность. Сущность последней заключается в широком использовании различных методов исследования, не только позволяющих получить разностороннюю характеристику функционального состояния организма, но и вскрывающих взаимосвязь и взаимозависимость различных систем и органов как в покое, так и при работе различной интенсивности. Осуществление систематического массового врачебного контроля при огромном и всевозрастающем числе лиц, занимающихся физической культурой и спортом, представляет сложную задачу. Роль врача в спорте трудно переоценить. Она очень ответственна. Спортивный врач — первый, с кем встречается человек, стремящийся к занятиям спортом или желающий заниматься физической культурой для укрепления и сохранения своего здоровья либо в целях лечения тех или иных заболеваний. В первом случае спортивный врач должен решить вопрос о допуске к занятиям спортом и дать квалифицированные рекомендации, каким именно видом спорта целесообразно заниматься конкретному лицу, исходя из его морфологических и функциональных данных. Ошибка врача в решении этого вопроса (допуск к занятиям спортом лиц, которым это противопоказано) может принести существенный вред здоровью. Отказ в допуске к занятиям спортом должен быть четко и убедительно обоснован, иначе он нанесет психическую травму. Тем, кому занятия спортом не разрешаются, врач обязан дать рекомендации для занятий оздоровительной физкультурой, указав «дозу» физической нагрузки, соответствующую функциональному состоянию данного лица, с учетом возможных, иногда скрыто протекающих заболеваний. Во втором случае, когда к врачу обращаются за советом по поводу занятий физической культурой для оздоровления и укрепления здоровья, перед ним стоит не менее сложная задача — правильно определить объем и интенсивность рекомендуемых нагрузок, чтобы они не оказались чрезмерными, могущими вызвать или усилить патологические изменения в организме, или же недостаточными, неэффективными для данного лица. Из сказанного ясно, что спортивному врачу необходимо иметь высокую медицинскую квалификацию. Кроме того, он должен быть широко эрудирован в области спорта, знать особенности и специфику отдельных видов спорта, требования, предъявляемые к организму в связи с этой спецификой. Только при этих условиях спортивный врач может правильно решать все поставленные перед ним задачи. Как уже было отмечено, спортивная медицина относится к клиническому разделу медицины. Этот раздел включает в себя различные специальности, отличающиеся друг от друга методами лечения, а также тем, какие системы человеческого организма относятся к той или иной специализации. По методам лечения клиническая медицина разделяется на хирургию и терапию. Эти разделы клинической медицины различаются только по методам лечения — хирурги лечат заболевания, используя хирургические методы лечения, а терапевты лечат те же заболевания, используя терапевтические средства. Например, язвенную болезнь желудка, пороки сердца, воспаление желчного пузыря, как правило, лечит терапевт, но при определенных условиях эти заболевания подлежат хирургическому лечению. Хирургия и терапия, в свою очередь, подразделяются на разделы. Так, в хирургии есть специалисты по операциям на органах грудной и брюшной полости, на нервной системе (нейрохирурги), специалисты по травмам (травматологи) и др.; в терапии — специалисты по заболеваниям внутренних органов взрослых (терапевты), детей (педиатры), специалисты по заболеваниям нервной системы (невропатологи), кожи (дерматологи) и др. В то же время в медицине имеются специальности, представители которых владеют как хирургическими, так и терапевтическими методами лечения. К ним относятся специалисты по женским болезням (гинекологи), по глазным болезням (окулисты), по заболеваниях уха, горла и носа (оториноларингологи) и др. Спортивная медицина, в частности врачебный контроль, осуществляемый с целью определения состояния здоровья и влияния на него физических упражнений различной интенсивности, исследует все органы и системы человека и поэтому включает врачей всех специальностей. Эти врачи помимо своей медицинской специальности должны хорошо знать влияние физических упражнений на ту систему человеческого организма, которая относится к их специализации. В связи с этим в системе медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом существуют спортивные терапевты, спортивные педиатры, спортивные невропатологи, спортивные оториноларингологи, спортивные травматологи и др. Но основным лицом, ведущим врачебный контроль, проводящим диспансеризацию, является спортивный терапевт (для детей — педиатр). Без его помощи и совета нельзя рационально организовать современный тренировочный процесс, определить оптимальную дозу физической нагрузки, правильно оценить воздействие спортивной тренировки, занятий физическими упражнениями. Естественно, спортивный врач-терапевт широко пользуется консультациями спортивных врачей других специальностей. Систематические наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и функциональным состоянием, изменяющимися в процессе тренировки, выявление как положительного, так и возможного отрицательного влияния физических упражнений на организм позволяют врачу оказывать существенную помощь преподавателю и тренеру в организации тренировочного процесса, способствовать обеспечению роста спортивных достижений и предупреждать развитие отрицательных патологических изменений в организме в случае нерациональной, чрезмерной нагрузки. Помимо этого, спортивный врач проводит наблюдения за местами и условиями тренировок и соревнований, санитарно-просветительную работу, занимается агитацией и пропагандой физической культуры и спорта среди населения и т. д. Большой диапазон важных задач, решаемых спортивным врачом, свидетельствует об огромной роли врачебного контроля в развитии физической культуры и спорта в нашей стране. Он не только способствует укреплению и сохранению здоровья занимающихся физической культурой и спортом, увеличению как спортивного, так и общего долголетия, не только помогает преподавателям, тренерам и спортсменам правильно строить тренировочный процесс, но и содействует развитию физической культуры и спорта в нашей стране. О необходимости врачебных наблюдений за занимающимися физической культурой и спортом писали еще в XVIII в. русские ученые. Уже тогда они хорошо понимали огромное положительное влияние физических упражнений на укрепление здоровья человека и предупреждение болезней. Например, известный в то время анатом А. И. Протасов писал (1764 г.) о важном значении физической активности для сохранения и укрепления здоровья, о необходимости физического воспитания детей. Ценность физических упражнений в предупреждении болезней отмечал (1767 г.) профессор С. Г. Зыбелин. Великий русский полководец А. В. Суворов подчеркивал роль врача в дозировке физических упражнений солдат и особенно настаивал на врачебном назначении для них физических упражнений после болезни. Этого же требовал (1863 г.) генерал М. И. Драгомиров. Доктор медицины Е. М. Гржимайло указывал (1860 г.) на необходимость врачебного руководства назначением занятий гимнастикой. Конечно, все это далеко от современных представлений о врачебном контроле, однако очевидно, что его зарождение можно отнести именно к этому времени. В конце XIX и начале XX столетия появилась целая плеяда блестящих отечественных ученых — активных пропагандистов физического воспитания и медицинского наблюдения за ним: П. Ф. Лесгафт (1837—1909 гг.), В. Е. Игнатьев (1867—1927 гг.), В. В. Гориневский (1857—1937 гг.) и др. Идеи П. Ф. Лесгафта, В. Е. Игнатьева и В. В. Гориневского не могли найти своего воплощения в дореволюционной России, хотя работы этих ученых были опубликованы до Великой Октябрьской социалистической революции. Например, в 1870 г. была опубликована «Инструкция для измерения живого человека», написанная П. Ф. Лесгафтом, придававшим огромное значение влиянию физических упражнений на физическое развитие. П. Ф. Лесгафт был разносторонним ученым — анатомом, врачом-клиницистом и педагогом. Именно им заложены научные основы физического воспитания и врачебного контроля за ним в нашей стране. По его инициативе впервые в России были организованы в Петербурге в конце XIX в. трехгодичные курсы для подготовки преподавателей физического воспитания, выросшие после Великой Октябрьской социалистической революции в высшее учебное заведение — Государственный дважды орденоносный институт физической культуры, носящий имя П. Ф. Лесгафта. В. Е. Игнатьев исследовал главным образом физическое воспитание и физическое развитие школьников. В. В. Гориневский, будучи учеником и последователем П. Ф. Лесгафта, широко развил его учение об органической связи между физическим, умственным и нравственным воспитанием человека. Он много работал также в области гигиены физических упражнений и методов врачебных наблюдений за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Им описана (1913 г.) методика врачебных наблюдений за занимающимися физической культурой и спортом. Только после Великой Октябрьской социалистической революции идеи этих ученых смогли претвориться в жизнь. В. В. Гориневскому принадлежит большая роль в организации в Московском институте физической культуры первой кафедры врачебного контроля и специального научного отдела при ней. Из этого отдела впоследствии вырос Научно-исследовательский институт физической культуры, реорганизованный сейчас во Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры — ВНИИФК. Трудами этих ученых, особенно В. В. Гориневского, были заложены научные основы комплексной методики врачебного контроля. Эти основы получили развитие после Великой Октябрьской социалистической революции, чему способствовали работы многих советских ученых — 3. П. Соловьева, И. М. Саркизова-Серазини, Б. А. Ивановского, Г. К. Бирзина, В. В. Гориневской, Д. Ф. Деши-на, А. И. Иониной, Г. И. Котова, С. П. Летунова, Л. Г. Серкина и многих других. Работы этих ученых, подтвердившие необходимость обязательного врачебного контроля, послужили основанием к созданию стройной системы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом и широкому развертыванию научно-исследовательской работы по совершенствованию этой системы и развитию методов исследования. Врачебный контроль с первых дней Советской власти стал обязательным бесплатным государственным мероприятием, что явилось ярким проявлением заботы Советского государства о здоровье человека. Первые медицинские кабинеты, созданные для осуществления врачебного контроля в поликлиниках, назывались антропометрическими кабинетами, поскольку именно этим исследованиям придавалось ведущее значение. Затем в связи с все более широким применением исследований функционального состояния организма они стали называться кабинетами врачебного контроля. Такого типа кабинеты существуют сейчас во всех районных поликлиниках и соответствующих медицинских учреждениях, и число их достигает 6000. В период становления врачебного контроля основной задачей врача было определение состояния здоровья. Появившееся в дальнейшем функциональное направление во врачебном контроле обеспечило врачам возможность активно вмешиваться в тренировочный процесс и давать соответствующие рекомендации как тренерам, так и спортсменам. Развиваясь и совершенствуясь, врачебный контроль становится составной частью советской системы физического воспитания. Он является основным разделом новой науки — спортивной медицины. Значение и место врачебного контроля в воспитании здорового, физически полноценного советского человека определено рядом решений КПСС и Советского правительства, в которых подчеркивается большое оздоровительное значение физической культуры и спорта, важность их научного обоснования, обязательность врачебного контроля. Бесплатное и обязательное врачебное наблюдение за спортсменами характерно только для нашей страны и других социалистических стран. По организации и содержанию, по широте охвата врачебным контролем лиц, занимающихся физической культурой и спортом, по глубине и масштабу научных исследований советская спортивная медицина является самой передовой в мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.70.11 (0.017 с.) |