Качество профессионального обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество профессионального обучения



Понятие компетентности.

 

Концепция компетентности является определяющей в проектировании, формировании и создании образовательного пространства большинства стран мира. На сегодняшний день именно компетентностный подход отвечает требованиям производственной сферы, становится радикальным средством модернизации профессионального образования, моделирования его результатов и позволяет человеку реализовать свои возможности за пределами учебных ситуаций.

Проблема использования компетентностного похода в подготовке современного специалиста исследуется многими отечтсетвенными учеными. На сегодня определены сущность самого понятия «компетентность», составляющие компетентности современного специалиста, исследуются подходы к формированию отдельных видов компетентности специалиста и профессиональной компетентности по отдельным направлениям (специальностям).

Многие связывают использование компетентностного подхода с внедрением принципов Болонского процесса. Однако, задолго до принятия Болонской декларации американские исследователи сделали попытку отразить в результатах образования современные требования к подготовке кадров, используя компетентностный подход. Наработки ученых позволили в 1992 году разработать и принять систему требований к выпускникам вузов на компетентностной основе. Эти компетенции отображали развитие умственных способностей, личностной и эмоциональной сферы молодого специалиста, его возможность взаимодействовать с окружающими при решении профессиональных и бытовых вопросов, наличие необходимых практических навыков и умений в выбранной сфере деятельности и т.д.

В Европе сегодня используется общий подход к перечню компетентностей, которыми должен владеть выпускник учебного заведения разных уровней системы профессионального образования. К таким компетентностям отнесены знания и навыки, опыт их использования, наличие четко выраженной жизненной и профессиональной позиции, а также таких личностных качеств, как трудолюбие, ответственность, сдержанность, оптимизм, заинтересованность и т.д. [488]. Наличие этих компетентностей свидетельствует о системном характере сформированности личности специалиста.

Необходимо сказать, что не прекращаются споры среди отечественных ученых по поводу тождественности понятий «компетентность» и «компетенция». Несмотря на то, что ФНОС используют при определении результатов обучения понятие «компетенции», на наш взгляд, более правильным является понятие «компетентность». Компетентность понимается нами как динамическое личностное образование, которое интегрирует приобретенные знания, умения, навыки, личностные качества, опыт деятельности, обуславливает способность и готовность человека решать разнообразные проблемы в социальной и профессиональной сферах и обеспечивает возможность его дальнейшего саморазвития.

То есть компетентность отображает результат обучения и воспитания выпускника учебного заведения, его социальную и профессиональную зрелось, готовность к самостоятельной деятельности как гражданина и профессионала. Поскольку эта готовность проявляется в разных сферах жизнедеятельности, то естественно, что модель выпускника не ограничивается только перечнем определенных видов профессиональной компетентности и это прослеживается в уже спроектированных учеными моделях.

 

Лекция № 4

Непрерывное образование

План

1. Сущность непрерывного образования.

2. Непрерывное профессиональное образование.

3. Пути повышения эффективности непрерывного профессионального образования.

1. Сущность непрерывного образования

Непрерывное образование — понятие, появившееся сравнительно недавно, а точнее, в конце XX в., — быстро заняло центральное место в социальных и педагогических проблемах многих государств. Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех звеньев образования. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны — удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Этим определяется упорядочивание множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систеу.

Первоначально непрерывное образование связывалось с обучением взрослых людей и трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль непрерывное образование не утратило и сейчас. Как и прежде, существуют формы обучения (заочное, вечернее, дистанционное), которые позволяют получить высшее профессиональное образование людям работающим. Идея заочного обучения («по почте») пришла в голову англичанам более 100 лет назад, когда заселявшим отдаленные владения подданным Британской короны была предоставлена возможность получить образование. Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров. В Советском Союзе заочное и вечернее обучение позволило быстро вывести страну на уровень полного среднего образования, а затем частично решить проблему высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Позже приоритетным стало повышение квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации. Менялось не только содержание образования для взрослых, но и его формы. В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

В 1970-х гг. возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования: не компенсаторное; не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым — «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование рассматривается как образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование – это единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностей человека.

Непрерывное образование сегодня характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека. В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.

Говоря о сущности непрерывного образования необходимо указать на следующее:

1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;

2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;

3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:

а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);

б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);

в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

Исходя из сущности, система непрерывного образования способствует решению трех задач:

1. подготовка человека для включения его в систему общественных и профессиональных отношений;

2. совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

3. разносторонне развитее личности, формирование ее мировоззрения.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о базовом общем, дополнительном общем, базовом профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

 

2. Непрерывное профессиональное образование.

 

Непрерывное профессиональное образование в широком смысле слова – это непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного профессионального образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако, когда мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, то понимаем, что его базой является основное профессиональное образованием. В этом случае профессионализм специалиста будет развиваться линейно, и состоять в накоплении знаний и навыков о развивающихся технологиях. Сущность же непрерывного профессионального образования состоит в постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере. Тут профессиональный рост связан с необходимостью работника постоянно менять сферы деятельности, профессии или специальности на протяжении жизни. Поэтому в логике непрерывного профессионального образования лежит и получение второго, третьего образования, и повышение квалификации, переподготовка, которые дают возможность смены профессиональной траектории.

Непрерывное профессиональное образование – направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня навыков, знаний, профессиональных компетенций обучаемого, состоящее из множества восходящих этапов, постепенно осваивая которые специалист превращается в высококвалифицированного, высокообразованного, специалиста, востребованного рынком труда.

Рассмотрим на схеме возможность реализации личность непрерывного профессионального образования.

 

 


Непрерывное профессиональное образование может быть:

- систематическим – обучение без длительных перерывов;

- периодическим – регулярное обучение через более длительные промежутки времени или перерывы, обусловленные особенностями производственной деятельности;

- эпизодическим – обучение по необходимости, в связи с изменением мета работы (социального статуса), а также для удовлетворения личных потребностей, в том числе обучение профессиональным навыкам для целей, не связанных с профессиональной деятельностью.

В настоящее время непрерывное профессиональное образование можно характеризовать как эпизодическое и несистематическое для большинства граждан. Исключение составляют работники бюджетной сферы, например педагоги и медики, для которых повышение квалификации закреплено законодательно и является обязательным условием продолжения профессиональной деятельности.

Такое положение дел не позволяет решать вопросы динамичного развития экономики. Непрерывное профессиональное развитие очень важно, так как предприятия должны подстраиваться к меняющемуся глобальному рынку. А для этого нужен персонал с актуальным набором компетенций, отвечающих требованиям современного рынка. Самому работнику важно быть востребованным на рынке труда в течение всей его жизни, что требует постоянного профессионального самосовершенствования. В связи с этим, формирование эффективной системы непрерывного профессионального образования является приоритетной целью государственной образовательной политики.

Сегодня, система непрерывного профессионального образования – это главное условие реформирования и развития образования в стране. Нам нужна эффективная система, способная повысить уровень компетентности работника. Особенность России в этом вопросе, не только в поиске своего пути решения проблемы непрерывного профессионального образования, но и в том, что у России, сегодня накоплен большой, исторически уникальный опыт профессиональной подготовки специалистов разных образовательных уровней, а также имеется развитая система и структура профессионального образования.

Однако, при всей развитости системы профессионального образования, опыта подготовки специалистов, сегодня наблюдается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, поскольку те, кто хотят трудоустроиться, не соответствуют требованиям работодателей, а свободные вакантные рабочие места – не соответствуют требованиям желающих трудоустроиться. Проблемой ищущих работу, является их несоответствие профессиональной и квалификационной структуре: так как до 80% вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных более половины имеют, как правило, высшее и среднее профессиональное образование.

Сегодня, в среднем, возраст рабочих высокой квалификации, во многих отраслях экономики достигает 55-60 лет, поэтому мы видим нарастание дефицита высококвалифицированной рабочей силы.

Если говорить о России, то в последние годы правительство РФ взяло направление на повышение гибкости рынка, что дает возможность работодателям способствовать повышению квалификации или изменению профиля подготовки имеющейся рабочей силой. Предполагалось, что предприятия или сами оплачивают обучение своих сотрудников, или обеспечивают им достойную заработную плату. Однако случаев целенаправленной работы предприятий по повышению компетенции своих сотрудников крайне мало.

 

3. Пути повышения эффективности непрерывного профессионального образования.

 

Эффективно воплотить в жизнь идею системы непрерывного образования можно, действуя на трех уровнях.

Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию и к учебной деятельности в частности. На этом уровне также фиксируются совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения. Фактически на данном уровне речь идет о разработке комплекса нормативно-правовых актов, которые устанавливают цели, задачи, направления развития непрерывного образования как системы, ответственность органов государственной власти за эффективное функционирование всей системы непрерывного образования. Политика в сфере непрерывного образования должна быть четкой и ясной как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в повышении квалификации своих работников.

Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяются содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. На этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам. Тут важно решить проблемы, связанные с:

- финансированием непрерывного профессионального образования,

- гибким реагированием образовательных учреждений на запросы общества, экономики и рынка труда, достижения науки и техники;

- организацией обучения с учетом свободного времени граждан, которое они могут выделить для обучения;

- соответствия требований образовательных стандартов требованиям стандартов профессиональных.

Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные методики обучения разных категорий населения, а также подходы к организации их учебной деятельности и ее непосредственного руководства.

Исходя из этого можно выделить задачи, которые стоят перед непрерывным профессиональным образованием, а именно:

- прогнозирование потребностей рынка труда региона, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

- обновление профессионального образования с учетом запросов развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии;

- обеспечение преемственности содержания профессионального образования на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального образования;

- создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования с ориентацией на международные стандарты качества, а также системы мониторинга образования;

- разработка и внедрение в учебные процессы инновационных технологий, в том числе и педагогических;

- развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения в системе непрерывного профессионального образования;

- привлечение работодателей и других социальных партнеров к решению проблем профессионального образования, разработке профессиональных и образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов.

Наиболее благоприятные условия для реализации этих задач складываются при создании университетского комплекса – объединение под эгидой университета профильных техникумов, колледжей, училищ. Цель такого сотрудничества – наиболее полная реализация гражданами своих прав на образование, обеспечивающая формирование профессионально компетентного рабочего, техника (технолога), специалиста с полным высшим образованием, способного самостоятельно и творчески мыслить, решать любые производственные задачи, сознавать значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В условиях Университетского комплекса значительно упрощается реализация переход на многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов. Это позволяет обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения профессионального образования того уровня профессиональной компетентности и развития личности, который соответствовал бы возможностям, интересам ее развития. При этом расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и постоянно действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного профессионального образования.

Также обеспечивается наиболее полная защита социальных прав студентов и быстрая адаптация выпускников к новым условиям функционирования.

Работа образовательных комплексов непрерывного профессионального образования позволяет:

- выбрать студентам разные темпы обучения, уровень образованности и развития личности, уровень и профиль подготовки;

- дифференцировать условий обучения в зависимости от личных особенностей и запросов;

- получить большее число образовательных программ и личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки;

- усилить научно-теоретического содержания учебных дисциплин;

- повысить долю самостоятельной работы.

Все это должно обеспечивает подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного, мобильного, многопрофильного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Для организации учебного процесса в рамках университетского комплекса необходимо:

- согласование по содержанию учебных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования;

- создание сквозной образовательной программы;

- обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях;

- использование современных информационных и педагогических технологий;

- разработка единых критериев и показателей качества профессионального образования;

- завершенность каждого уровня профессионального образования присвоением квалификации и получением специальности;

- переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

- установление тесных связей с производственными структурами и рынком труда;

- рациональное использование ресурсного и материального-технического обеспечения образовательных учреждений разных уровней;

- совершенствование управления системой непрерывного профессионального образования.

Акцентируем внимание на ряде аспектов, влияющих на эффективность функционирования системы непрерывного образования.

Во-первых, это установление долговременных связей образовательных учреждений с работодателями. В последнее время такое сотрудничество стало приобретать форму Советов работодателей, куда входят не только профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, но и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

Такой подход позволит максимально быстро реагировать на динамично изменяющиеся условия деятельности специалистов и вносить изменения в планы и содержание профессиональной подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической доработки. Такой реестр может использоваться для формирования тематики научных исследований кафедр, цикловых комиссий, научных лабораторий и находить отражение в направленности научной деятельности студентов образовательных учреждений университетского комплекса.

Во-вторых, необходим диалог сфер рынка труда и образования. В этот процесс должны быть вовлечены не только учебные заведения и работодатели, но органа государственного управления на уровне регионов. Их совместная деятельность должна быть направлена на прогнозирование потребностей рынка труда с учетом научно-технического прогресса, потребностей региональной экономики и возможностей учебных заведений.

В-третьих, как показывает практика дополнительное профессиональное образование достаточно активно использует дистанционную форму обучения и Интернет-технологии. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, речь в ближайшей перспективе может идти не о полном переходе на дистанционное обучение, а использовании смешанного обучения, где рационально сочетаются технологии очного и Интернет – обучения.

На сегодняшний день можно выделить два основания классификации: это чистое Интернет-обучение и комплексное, которое имеет множество видов и подвидов. Устойчивое место занимает чистое Интернет-обучение. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и консультациям с преподавателем. Студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте.

Четвертый аспект повышения эффективности непрерывного профессионального образования связан с формированием и развитием у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Вообще интенсивная самостоятельная работа лежит в основе непрерывного образования, что позволяет студенту учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим — готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации. В связи с этим возникает необходимость применять в образовательном процессе специальные методики, позволяющие формировать и развить соответствующие навыки самоорганизации у студентов, что позволит им в будущем эффективно действовать в системе непрерывного образования.

 

Лекция № 5

Деловые игры

Деловые игры пришли в учебные заведения из профессиональной среды. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений. Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, проведение экскурсии, обслуживания клиентов в ресторане, проведение диагностики автомобиля на станции техобслуживания в общении с клиентом и т.д.. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные профессиональные действия.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между студентами распределяются роли действующих лиц. Например, производственная ситуация по распределению работ шеф-поваром между работниками разных цехов.

Мастер-класс

Мастер-классы во многих вузах используются как форма обучения крайне редко, поскольку в системе планирования и отчетности они не предусмотрены. Вместе с тем в вузах, там, где есть талантливые педагоги, мастер-классы существуют постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) — его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает студенту выбор оптимального пути для достижения уровня эксперта.

При этом важно в процессе проведения мастер-класса научить конкретным техникам, навыкам. Поэтому хороший специалист не всегда может быть хорошим педагогом, из-за чего проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату. Для педагога, проводящего мастер-классы необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми в рамках партнерских отношений и быть способным донести свое искусство до обучаемого, превращая свои умения в четкую, порой алгоритмическую последовательность действий.

Одно занятие может длиться от 1 ч до целого рабочего дня. Однако важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала и до конца в количестве от одного до 30 человек. Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы мастера, но и практически участвовать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков.

Творческая мастерская

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. Под мастерской подразумевается технология, направленная на погружение ее участников в процесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепочка заданий, предлагаемых руководителем. В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни.

Отношения участников носят взаиморазвивающий характер, как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических шагов и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.

Кейс-метод

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций относится к методам активного проблемано-ситуационного анализа и основывается на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Проблема внедрения метода кейсов в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации на формирование профессиональной компетентности, мыслительной деятельности, развитие способностей личности;

- вторая вытекает из развития требований к качеству подготовки специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Идеи метода кейсов достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

2. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Метод кейсов – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейсов выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

 

Лекция № 6

Компьютерные технологии

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

- средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

- средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

- средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

- универсальным тренажёром для приобретения навыков практического применения знаний;

- средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;

- одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, колирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.
Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.032 с.)