Теоретические основы управления УЗПО. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы управления УЗПО.



 

Исходя из того, что существует три основные подхода к пониманию сущности управления, то они нашли свое отображение и в понимании сущности управления образованием, в частности управлением УЗПО.

Такие ученые, как И. Булах, Н. Поташник, В. Татьяенченко, П. Третьяков, Е. Яковлев рассматривают управление УЗПО, как осуществление управленческой деятельности, обеспечивающей все условия для функционирования образовательного процесса в УЗ с целью потенциального развития студентов.

Второго подхода к пониманию сущности управления УЗПО придерживаются В. Афанасьев, А. Бермус, С. Орлов, В. Сериков, Г. Цехмистрова. Они определяют управление УЗПО как процесс целенаправленного воздействия на все факторы, от которых зависит качественное профессиональное образование. При этом управление рассматривается как многоуровневая система методов и видов деятельности, выбранных среди многих других элементов влияния на основе имеющейся информации об особенностях образовательного процесса в УЗ, позитивных и негативных аспектов его функционирования с целью улучшения качества образования и развития УЗ в целом.

Преимущество в построении системы управления на основе взаимодействия субъектов процесса обучения отдают В. Зайчук, Н. Селезнева, А. Субетто, П. Третьяков, Е. Хрыков, Т. Шамова. Этот подход к пониманию сущности управления УЗПО начал формироваться только в начале нового тысячелетия, что, безусловно, является результатом не только демократизации профессионального образования, но и неотъемлемым требованием подготовки современных специалистов.

Последователи всех трех позиций в понимании сущности управления УЗПО указывают на необходимость создания благоприятных условий, которые позитивно повлияют на качество образовательного процесса и позволят подготовить высококвалифицированного специалиста. Разница указанных позиций фактически состоит в видах управленческой деятельности, их системности и уровне активности субъектов управления.

В святи с этим целесообразном является сформулированное Е. Хрыковым определение управления УЗ как «деятельности управленческой подсистемы, направленной на создание социально-прогностических, педагогических, психологических, кадровых, организационно-правовых, материально-финансовых, санитарно-гигиенических, методических условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и достижения цели».

Подытоживая все сказанное, мы можем рассматривать управление учебным заведением профессионального образования как непрерывный процесс скоординированной деятельности субъектов управления по обеспечению высокого уровня качества подготовки специалистов, отвечающего требованиям общества, работодателей, студентов, преподавателей и сотрудников учебного заведения.

3. Элементы управления учебным заведением профессионального образования.

 

Вообще, управление включает три важные элемента – субъект, объект и механизмы влияния. Рассмотрим их подробнее.

Объектом управления УЗПО является, прежде всего, учебно-воспитательный процесс, а также те процессы, которые обеспечивают его нормальное функционирование.

При определении субъектов управления УЗ у ученых возникают определенные разногласия, поскольку каждый по-разному смотрит на роль в управлении каждого из его субъектов. Так, О. Волков считает, что субъектами управления являются руководители высшего и среднего уровня. Однако в функционировании системы управления должны брать участие все сотрудники УЗ с наделением их определенной ответственностью и полномочиями. При этом студенты рассматриваются просто как потребители образовательных услуг и остаются вне управления своим образованием.

Г. Цехмистрова расширяет круг субъектов управления, относят к ним преподавателя, кафедру, цикловую комиссию, деканат, учебно-методическую службу и ректорат. Такой состав субъектов управления отображает основные положения доминирующего в исследованиях управления высшим образованием структурно-функционального подхода. Важным в таком подходе есть осознание роли преподавателя, от которого зависит внедрение в образовательный процесс всех управленческих новаций.

Исследуя проблемы управления образованием, Л. Калинина указывает на то, что только благодаря налаживанию взаимосвязи между всеми субъектами управления разных иерархических уровней можно достичь позитивных изменений в системе образования. Поэтому важно к субъектам управления отнести не только управленцев разных уровней, но и преподавателей, студентов, работодателей и других лиц, заинтересованных в качественной подготовке специалистов.

Состав субъектов управления в УЗПО должен отображать специфику образовательной деятельности. В отличие от обычной организации, где субъектами управления становятся руководители высшего и среднего звена, в учебных заведениях ПО непосредственные потребители образовательных услуг – студенты – напрямую влияют на конечные результаты образовательной деятельности благодаря мотивам, потребностям, индивидуальным психофизиологическим особенностям, базовому уровню образования, представления о будущей профессии, интересу к последующей реализации в ней. Преподаватели як ведущие субъекты функционирования многих составляющих деятельности УЗ также играют значительную роль в его управлении.

Поэтому, субъектами управления УЗПО являются:

- Управленческий состав УЗ всех уровней, призванный обеспечить организацию и эффективную реализацию образовательного процесса;

- Преподаватели;

- Специалисты.

- Студенты.

Рассматривая теоретические основы управления УЗПО, нужно особое внимание уделить целям управления им.

Все цели в управлении можно разделить на глобальные, стратегические и тактические.

Глобальная цель управления в УЗПО пересекается с глобальной целью развивающегося общества, которую еще в конце 19 века была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом – «обеспечение полного материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности граждан».

Более четкое выражение глобальной цели УЗПО воплощается в его миссии, которая свидетельствует об отличительных особенностях предоставляемого образования, отношении к студентам, работодателям, другим УЗПО и т.д.

Цель (миссия) современного УЗПО состоит в том, чтобы обеспечить качественное профессиональное образование по лицензированным направлениям и специальностям на базе прогрессивных технологий обучения, привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, современных технических средств и с учетом индивидуальных потребностей и особенностей студентов.

Глобальная цель или миссия содержит шесть основных стратегических целей (в зависимости от сфер деятельности УЗ): учебную, научную, хозяйственную, управленческую, экономическую, маркетинговую.

Учебная цель направлена на обеспечение улучшения качества образования на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, роста научно-педагогической квалификации преподавателей, унификации и стандартизации учебного процесс на основе Госстандарта, который учитывает потребности общества и рыночной экономики.

Научная цель связана с осуществлением фундаментальных и прикладных исследований на основе роста квалификации преподавателей, сотрудников и студентов, роста объема хоздоговорных научно-исследовательских работ.

Хозяйственная цель предполагает развитие МТБ, рост общего числа учебных площадей, обеспечение современным оборудованием, мебелью, компьютерной техникой и т.д.

Управленческая цель предполагает обеспечение эффективности руководства на основе делегирования полномочий, развитие самоуправления, демократизации управления с соблюдением высокой дисциплины, забота об уровне жизни и условиях труда сотрудников.

Экономическая цель направлена на всестороннее удовлетворение потребностей УЗ, сторонних организаций, студентов в качественном образовании при оптимальных затратах, достижение полного материального благосостояния преподавателей и сотрудников.

Маркетинговая цель связана с обеспечением лидерства на рынке регионального образования по выбранным специальностям, числу студентов, видам услуг и качеству образования.

Каждая из этих стратегических целей разделяется на цели структурных подразделений и определяет критерии управления. К таким структурным подразделениям относится ректорат, деканаты, цикловые комиссии, кафедры, научная часть, учебная часть, маркетинговая и экономическая служба, административно-хозяйственная служба, кадровая служба и др. Эти структурные подразделения реализуют преимущественно тактические цели управления УЗПО на основе установленных критериев.

К критериям управления УЗПО можно отнести:

- Рост численности студентов и слушателей;

- Рост качества обучения и НИР;

- Максимальная выручка от образовательных услуг и работ;

- Максимизация балансовой прибыли;

- Рост производительности труда сотрудников;

- Минимизация затрат на 1 грн работ;

- Рост средней заработной платы;

- Рост ученых площадей и технического оснащения;

- Качественный рост ППС.

Таким образом, стратегические и тактические цели требуют механизмов своей реализации, для чего в УЗПО должны быть сформулированы стратегия и тактика управления.

Что касается стратегии управления, то она должна становиться результатом общей приверженности всех участников образовательной деятельности по обеспечению качественной подготовки будущих специалистов. Профессор А. Егоршин считает, что стратегия УЗ – это соединение запланированных действий и вынужденных реакций на непредвиденные обстоятельства.

Академик В. Олейник указывает, что стратегия управления является глубинно определяющей частью управленческой деятельности, на которой базируются все управленческие действия в организационном поле конкретного образовательного объекта. От эффективности стратегических решений зависит качество образования.

Если говорить о стратегии управления УЗПО, то она предполагает определенные шаги по достижению учебных, научных, управленческих, хозяйственных, экономических, маркетинговых целей и решения задач по подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности.

В соответствии с этим стратегия управления УЗПО – это основные направления деятельности УЗ и субъектов его управления, направленных на совершенствование всех аспектов работы УЗ, обеспечения эффективного взаимодействия субъектов управления с целью подготовки будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и непрерывным развитием УЗ как элемента системы профессионального образования.

Поскольку реализация стратегических целей лежит на структурных подразделениях УЗ, то разработка основных составляющих стратегии предполагает активное участие руководителей этих структурных подразделений – директоров, деканов, заведующих кафедр, глав цикловых комиссий. Именно они принимают окончательное решение о содержании программ профессиональной подготовки, формировании профессорско-преподавательского состава и необходимости повышения его качества, требуемом материально-техническом обеспечении учебного процесса и исследовательской деятельности, разработки учебно-методического обеспечения, организации исследовательской деятельности и т.д.

Все это определяет конкретные мероприятия и действия по реализации стратегии управления УЗ и фактически становится основой тактики его управления. Тактика предполагает целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период и очерчивает пути, которые обеспечат максимальное приближение к заданным параметрам качества подготовки специалистов. В связи с этим, тактика управления УЗПОэто конкретизированная деятельность субъектов управления по решению в краткосрочном периоде заданий, вязанных с достижением определенных параметров качества подготовки специалистов и развития УЗ.

К таким действиям можно отнести создание предметных аудиторий, оснащение учебных аудиторий и лабораторий современным оборудованием, создание условий для профессионального роста научно-педагогических работников, ведение научной хозрасчетной деятельности и т.д. Так или иначе, но все тактические действия должны быть направлены на решение наиболее важных и неотложных проблем обеспечения качественной подготовки специалистов и развития УЗ.

 

Структура управления УЗПО

Структура управления является важной частью любой организации и имеет сложную взаимосвязь элементов. Различают организационную, функциональную, ролевую, социальную и штатную структуры.

Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления, отражающая совокупность структурных подразделений и административных связей между ними.

Существуют типовые организационные структуры управления образовательными учреждениями, но каждое из них создает свою структуру исходя из особенностей образовательной, научной и хозяйственной деятельности.

Техникум (колледж) с общей численностью студентов до 1500 человек и численностью ППС и сотрудников до 100 человек имеет высшее руководство (директор и 3 заместителя), 14 структурных подразделений (отделов и служб), 4 отделения подготовки специалистов.

Институт гуманитарно-экономического и юридического профиля с общей численностью студентов до 5000 человек и численностью ППС и сотрудников до 500 человек включает высшее руководство в составе ректор, 4 проректора, 3 главных специалиста, 20 отделов и служб, 9 крупных кафедр, 4 деканата по специализациям.

Академия с общей численностью студентов до 10000 человек включает высшее руководство в составе ректор, 5 проректоров, 27 отделов и служб, 25 кафедр, 6 факультетов.

Функциональная структура формируется на основе функций управления образовательного учреждения, которое максимально включает 25 функций и 175 комплексов задач управления.

К таким функциям относятся: управление стратегией развития, организация системы управления, управление персоналом, управление социальным развитием, управление экономическим развитием, управление финансами и бухгалтерский учет, управление научно-консалтинговой деятельностью, управление ремонтно-строительными работами, управление подготовкой учетно-методического процесса, управление учебно-методическим процессом, управление коммерческой деятельностью, управление качеством образования, управление трудом и заработной платою, управление охраной труда и техникой безопасности, управление материально-техническим снабжением, управление маркетингом образования, управление информацией и компьютеризацией, управление транспортом, управление обслуживающим хозяйством, управление международной деятельностью, управление издательской деятельностью, управление методическим процессом, управление организационно-воспитательной деятельностью, управление довузовской подготовкой, управление аттестацией и аккредитацией.

Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом. Основными методами в определении ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонал, результаты проведения ролевых игр. В таблице 1 приводим наиболее характерные творческие, коммуникативные и поведенческие роли с их краткой характеристикой.

Таблица 1

Ролевая структура коллектива

Наименование роли Содержание роли
  Творческие роли
Генератор идей Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы предлагает альтернативные варианты решений, определяет пути и средства реализации идей
Компилятор идей Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединять разные идеи, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике
Эрудит Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем
Эксперт Обладает способностями оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения
Энтузиаст Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно
Критик Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку новым идеям
Организатор Организует работу группы, увязывает в процессе мозгового штурма работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели
  Коммуникативные роли
Лидер Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов
Делопроиз-водитель Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы
Связной Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние связи
Сторож Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера
Координатор Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели с лидером
Проводник Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связь группы с внешней средой
  Поведенческие роли
Оптимист Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы
Нигилист Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общественной, выглядит черной вороной
Конформист Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляет молчаливое большинство
Догматик Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашается с рациональным решением группы
Комментатор Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в быту
Кляузник Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции
Борец за правду Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль
Обществен-ник Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет почин и мероприятия в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно
Важная птица Напускает на себя загадочный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть рука
Казанская сирота Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на сове бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководителей
Ерш Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтуя с руководством и коллегами
Себе на уме Занимается преимущественно личными делами на работе, при этом используя свое служебное положение
Лентяй Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами, ведет пустые разговоры
Наполеон Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, неприязненности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях

 

 

Социальная структура характеризует трудовой коллектив как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальности, социальному составу, уровню образования, семейному положению. Полная социальная структура группируется по 12 признакам:

Пол – мужчины, женщины,

Возраст – до 20 лет, от 20 до 30, лт 30 до 40, от 40 до 50, от 50 до 60 свыше 60,

стаж работы - до 3 лет, от 3 до 5, от 5 до 10, от 10 до 20, свыше 20,

образование – неполное среднее, среднее общее, средне-профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное,

социальное происхождение – рабочий, крестьянин, служащий, священнослужитель, предприниматель,

национальность – русский, украинец, белорус, татарин и т.д.,

семейное положение – холост, женат, разведен, вдовец,

партийность – беспартийный, член партии,

мотивация – самомотивация, моральное поощрение, материальное поощрение, принуждение,

прогрессивность – передовая часть, средняя часть, отсталая часть,

уровень жизни – высокий, средний, низкий,

отношение к собственности – по найму, совладелец,

положение в организации – руководитель, преподаватель, специалист, служащий, рабочий.

Из них исходные данные выбираются по первым восьми показателям из листка по учету кадров.

Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, размер оплаты труда и фонд заработной платы.

Штатное расписание определяет состав структурных подразделений, перечень должностей работников, месячные должностные оклады и персональные надбавки, а так же общую численность и фонд заработной платы по аппарату управления вузом.

Расчет численности персонала проводится для определения общей численности работников УЗПО по отраслевым нормативам численности работников на 1 млн.грн. услуг и в зависимости от годового объема услуг. Однако базовым показателем для расчета профессорско-преподавательского состава является количество студентов по специальности.

Каждый год в УЗПО формируется штатное расписание работников всех структурных подразделений с перечнем должностей работников, месячными окладами и персональными надбавками, а также общей численности и фонда зарплаты по аппарату управления вузом.

 

Методы управления в УЗПО.

 

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны как методы кнута. Различают пять основных способов административного воздействия: организационные взыскания, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов (метод пряника). К экономическим методам относятся: плановое ведение хозяйства хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности, фазы общественного воспроизводства, факторы производства.

Социологические методы базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей через мнение коллектива. Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Выделяют следующие методы: социальное планирование, методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт.

Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как метод убеждения. В процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовать эффективную коммуникацию и привлекать совокупность методов управления, которые позволяют учесть чужие ошибки и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач. К основным психологическим методам относятся: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции, стрессы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.056 с.)