Технология проектного обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проектного обучения



«Проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда – и по созданию будущего, а в частном случае – по созданию средств для дальнейшего проектирования.

В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием – деятельность по реализации замысла.

Метод проектов – система обучения, при которой студенты приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности в процессе конструи­рования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Основная цель метода проектов – интегрировать профессиональ­ную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для уста­новления более прочных межпредметных связей, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой в педагогическом процес­се. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использо­вании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов.

Проектное задание заключается в проектировании и создании (или только проектировании) какого-либо предмета профессиональ­ной деятельности. Студенты выполняют проектное задание само­стоятельно, используя литературу, методические пособия, оборудование, материалы, консуль­тируясь с педагогами. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. По окончании работы над проектом производится проверка изученного материала и эффективность разработанного продукта. Результаты работы обсуждаются, определяются трудности и профессионально значимые характеристики участников, которые были необходимы для работы над проектом.

Технология проектного обучения способствует созданию условий для развития креативных способностей и качеств личности студента, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Перед тем, как начать использовать метод проектов в учебном процессе необходимо выявить потенциалы и ограничения применения метода при изучении конкретной дисциплины.

Мастер-класс

Мастер-классы во многих вузах используются как форма обучения крайне редко, поскольку в системе планирования и отчетности они не предусмотрены. Вместе с тем в вузах, там, где есть талантливые педагоги, мастер-классы существуют постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) — его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает студенту выбор оптимального пути для достижения уровня эксперта.

При этом важно в процессе проведения мастер-класса научить конкретным техникам, навыкам. Поэтому хороший специалист не всегда может быть хорошим педагогом, из-за чего проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату. Для педагога, проводящего мастер-классы необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми в рамках партнерских отношений и быть способным донести свое искусство до обучаемого, превращая свои умения в четкую, порой алгоритмическую последовательность действий.

Одно занятие может длиться от 1 ч до целого рабочего дня. Однако важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала и до конца в количестве от одного до 30 человек. Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы мастера, но и практически участвовать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков.

Творческая мастерская

Если мастер-класс проводится регулярно на протяжении нескольких лет с постоянными участниками, то эта форма перерастает в творческую мастерскую. Под мастерской подразумевается технология, направленная на погружение ее участников в процесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепочка заданий, предлагаемых руководителем. В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни.

Отношения участников носят взаиморазвивающий характер, как между мастером и обучаемыми, так и между участниками мастерской. Происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических шагов и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов, как правило, не поощряется, а для того чтобы что-то демонстрировать перед аудиторией, необходимо осуществить самоподготовку, выполнить специальные задания, прописать будущую презентацию.

Кейс-метод

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций относится к методам активного проблемано-ситуационного анализа и основывается на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Проблема внедрения метода кейсов в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации на формирование профессиональной компетентности, мыслительной деятельности, развитие способностей личности;

- вторая вытекает из развития требований к качеству подготовки специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Идеи метода кейсов достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

2. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Метод кейсов – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейсов выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

 

Лекция № 6



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.01 с.)