Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения художественной обработки материалов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
7кл.-40ч.(3 четверть), 10, 11 кл.-20ч. Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки древесины или металла. На изучение программы выделена 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек. В IX—XI классах художественная обработка материалов может изучаться в вариативной части учебного плана. Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся имеется возможность использовать занятия по художественно-декоративному творчеству в 3-й четверти в X и XI классах и время, выделенное для выполнения проектов в этих же классах. Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся. Необходимо отметить, что программа по художественной обработке металлов включает в учебный процесс систему новых для школы технологических процессов, что требует специального оборудования, инструмента, приспособлений.
25. Методика проектирования элективных курсов технологической направленности для предпрофильной подготовки учащихся Большие возможности для самоопределения старшеклассников средствами профильного обучения имеют элективные курсы, — обязательные учебные предметы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Выделяют три типа элективных курсов. Первый тип выполняет роль «надстройки», дополнения содержания профильного курса. В этом случае дополненный профильный курс становится углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Второй тип развивает содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности, например, для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по этому предмету на профильном уровне. Третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов школьников в тех областях деятельности человека, которые выходят за рамки выбранного ими профиля. Например, школьник, обучающийся в классах естественно-математического профиля, заинтересуется курсом «Психология бизнеса», а школьник из класса гуманитарного профиля пожелает изучить элективный курс «Экология экономики». В Концепции профильного обучения предложено установить объемы базовых, профильных и элективных курсов в следующем соотношении: 50, 30 и 20 %. При такой организации профильного обучения не ограничиваются возможности школы для создания того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника — в выборе различных базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в целом помогут ему спроектировать индивидуальную образовательную траекторию.
В связи с развитием концепции профильного обучения помимо профильных общеобразовательных предметов вводят элективные курсы. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору. Э.К. выполняют две функции: 1. могут поддерживать изучение новых профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Напр., «математическая статистика» поддерживает изучение «экономики». 2. служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Напр., «информационный бизнес», «основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, а курсы «химические технологии», «экология» и др. в естественно-научном профиле. Кол-ва Э.К. должно быть в избытке. ЕГЭ по Э.К. не проводится. Примерное соотношения объема базовых общеобразовательных, профильных предметов и Э.К. опред. пропорцией 50:30:20. Данная система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации профиля обучения или нескольких профилей одновременно, а школьника в выборе различных наборов базовых, профильных предметов и Э.К., которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию. На современном этапе разработан ряд методических пособий с рекомендациями и готовыми разработками Э.К. В качестве примера можно привести разработанный Овчаренко Э.К. «История костюма. Основы проектирования», который адресован преподавателям технологии. В данном пособие автор предлагает огромное кол-во активных методов обучения: проблемная лекция, эвристическая беседа, деловая игра и т.п., что позволяет учащимся эффективно усвоить знания по данному курсу, развить их творческий потенциал. Таким образом, Э.К. расширяют кругозор ученика, позволяютвыбрать нужное ему направление.
3. Цели, задачи, содержание технологической подготовки в старшей школе на профильном и базовом уровнях. Предпрофильная технологическая подготовка учащихся как способ профессионального самоопределения уч-ся в основной школе. Базовый уровень Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: · освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; · овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; · развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; · воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; · формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучение в системе непрерывного профессионального образования. Содержание ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ Технологии и труд как части общечеловеческой культуры Организация производства ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА ТВОРЧЕСКАЯ,ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей: · освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении технологической подготовки; · овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; · развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности: творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности; · воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; · формирование готовности и способности г продолжению обучения а системе непрерывного профессионального образования; Содержание ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Организация производства Инновации в профессиональной деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности. Таким образом, предпрофильная подготовка обеспечивает успешную организацию профильного обучения старшеклассников. На предпрофильную подготовку базисным учебным планом отводится 100 ч (три учебных часа в среднем на 34 — 35 учебных недель в году). Большую часть времени (ориентировочно 2/3 его объема, т.е. 2 ч в неделю) займут специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание и форма организации этих курсов будут ориентированы прежде всего на занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Примерно 30 — 35 ч в год предполагается посвятить информационной работе (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после IX класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др. — не менее половины этого времени), а также профильной ориентации. Основная функция курсов по выбору в условиях предпрофильной подготовки в соответствии с Концепцией профильного обучения — профориентационная, поэтому таких курсов желательно иметь много; они являются краткосрочными и специализированными. Курсы по выбору вводятся постепенно. Необходима целенаправленная опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности». Курсы знакомят школьников со спецификой видов деятельности, которые определяют их будущий профессиональный выбор. Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной среды. Профильная ориентация, тесно взаимосвязанная с информационной работой, направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и возможного дальнейшего трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Подготовка учащихся к выбору профиля обучения осуществляется поэтапно: - пропедевтический этап (при завершении обучения в VIII классе) — выявление образовательного запроса; - основной этап (в период обучения в IX классе) — моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; - завершающий этап (при окончании IX класса) — проверка готовности школьников к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы позволяет учитывать не только их учебные достижения, но и уровень социальной зрелости, которая выражается в готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля дальнейшего обучения. Дидактическое обеспечение профильной ориентации осуществляется с помощью учебного курса «Слагаемые выбора профиля обучения» (20 ч). Самоопределению школьников в выборе дальнейшей образовательной перспективы помогает портфолио — папка индивидуальных учебных достижений. Существенную роль в самоопределении школьников играет создание ими собственного индивидуального учебного плана, который включает в себя совокупность учебных предметов, выбранных из учебного плана общеобразовательного учреждения. Важно, чтобы индивидуальный учебный план был согласован с родителями учащегося, учитывал перспективы профессионального развития и трудоустройства в конкретном регионе.
2. Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Особенности технологического образования школьников в условиях профильного обучения. Государственный стандарт общего образования - совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. В Гос. ст. обозначены общие положения, касающиеся процесса образования, определена недельная нагрузка для учащихся, установлен перечень предметов и др. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения. Для каждой учебной дисциплины разрабатывается образовательный стандарт. Так в образ. стан. основного общего образования по технологии, говорится, что изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1.освоение технологических знаний; 2. освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству; 3. овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство; 4. развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей; 5. развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы; 6. воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда; 7. приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Образ-е учреждение может изучать технологию в рамках одного из трех курсов, в зависимости от социально-экономических, территориальных и др. особенностей школа может выбрать: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд». Стандарт содержит обязательный минимуму содержания основных образовательных программ, где по каждому разделу (Животноводство, Черчение, Ведение дома и др.) обозначен список тем, которые должны быть изучены. В заключительной части стандарта приводится список требования предъявляемых к ученику по каждому разделу, прописывается что он должен знать и уметь. Стандарт профильного уровня выстроен по тому же принципу. Профильное обучение предполагает углубленное изучение по двум основным профилям «Организация производства, труда и построения профессиональной карьеры» (материальное производство, сфера услуг, коммерция и т.п.) и «Специальная технологическая подготовка» (предполагает несколько направлений: сфера управления (бухгалтерское дело, делопроизводство и др.); сфера проектирования (черчение и др.) и другие сферы). Т. об., образовательный стандарт как основного так и профильного уровня, фиксирует какие цели ставит технологическое образование, обязательный минимуму содержания программ, а также требования предъявляемые к ученику. В процессе трудового обучения создаются благоприятные условия для проф. ориентации, на занятиях технологии можно не просто давать учащимся поверхностное представление, но и широко раскрыть все стороны и даже применять на практике некоторые профессии. Существуют основные методы и формы проф. ориентации: 8) проф. ориентация на уроках учитель знакомит учащихся с профессиями, работой этой профессии, которую впоследствии выполняют уч-ся (при изучении древесины ребята узнают о проф.столяра, плотника, токаря, сверловщика и т.д. (кроме того узнают о станочных проф.); 9) проф. ориентация на экскурсии - посещая механические цехи, уч-ся наблюдают группы, типы 10) проф.ориентация на кружковых занятиях 11) встречи с новаторами - большое впечатление производит на уч-ся выступление передовиков; 12) проведение культурно - массовых мероприятий - конкурсы «Кто больше знает проф.», «В мире 13) углубленное изучение проф., создание музея своими силами, подготовка рефератов; 14) факультативные курсы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.015 с.) |