Методика обучения художественной обработки материалов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения художественной обработки материалов.



7кл.-40ч.(3 четверть), 10, 11 кл.-20ч.

Цель изучения этого раздела — способствовать формирова­нию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декора­тивно-прикладного искусства. Предлагаемая программа постро­ена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Творческое развитие школьников осуществляется через зна­комство с произведениями декоративно-прикладного искусст­ва, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских раз­работок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстра­ций для составления коллекции школьного музея декоративно-прикладного искусства и др.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изго­товлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение резуль­татов декоративно-прикладной деятельности школьников игра­ет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда.

При выполнении практических работ школьники, кроме ос­воения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечаю­щего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Художественная обработка материалов требует серьезных зна­ний и умений в обращении с ручным инструментом и станоч­ным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уни­кальную возможность соединить трудовую подготовку с эстети­ческим воспитанием, без которого невозможно добиться высо­кой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и

приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает жела­ние к последующей деятельности. Именно поэтому данная про­грамма предлагает вести обучение трудовым навыкам в нераз­рывной связи с художественной обработкой материалов и ста­вит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инстру­ментом, станками и оборудованием, ценить красоту.

В основу программы положено обучение, основанное на раз­витии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехничес­кого обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработ­ки древесины или металла.

На изучение программы выделена 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек.

В IX—XI классах художественная обработка материалов мо­жет изучаться в вариативной части учебного плана.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся имеется возможность использовать занятия по худо­жественно-декоративному творчеству в 3-й четверти в X и XI классах и время, выделенное для выполнения проектов в этих же классах.

Программа занятий выбирается учителем в соответствии со своими возможностями, материальным обеспечением учебного процесса и интересами учащихся.

Необходимо отметить, что программа по художественной обработке металлов включает в учебный процесс систему новых для школы технологических процессов, что требует специаль­ного оборудования, инструмента, приспособлений.

 

25. Методика проектирования элективных курсов технологической направленности для предпрофильной подготовки учащихся

Большие возможности для самоопределения старшекласс­ников средствами профильного обучения имеют элективные курсы, — обязательные учебные предметы по выбору, входя­щие в состав профиля обучения на старшей ступени. Выделя­ют три типа элективных курсов.

Первый тип выполняет роль «надстройки», дополнения содержания профильного кур­са. В этом случае дополненный профильный курс становится углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превра­щается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.

Второй тип развивает со­держание одного из базисных курсов, изучение которого в дан­ной школе (классе) осуществляется на минимальном общеоб­разовательном уровне. Это позволяет школьникам удовлетво­рить свои познавательные потребности, например, для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по этому предмету на профильном уровне.

Третий тип направлен на удовлетво­рение познавательных интересов школьников в тех областях деятельности человека, которые выходят за рамки выбранно­го ими профиля. Например, школьник, обучающийся в клас­сах естественно-математического профиля, заинтересуется кур­сом «Психология бизнеса», а школьник из класса гуманитар­ного профиля пожелает изучить элективный курс «Экология экономики».

В Концепции профильного обучения предложено установить объемы базовых, профильных и элективных курсов в следую­щем соотношении: 50, 30 и 20 % . При такой организации про­фильного обучения не ограничиваются возможности школы для создания того или иного профиля обучения (или несколь­ких профилей одновременно), а школьника — в выборе различ­ных базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в целом помогут ему спроектировать индиви­дуальную образовательную траекторию.

 

В связи с развитием концепции профильного обучения помимо профильных общеобразовательных предметов вводят элективные курсы. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору. Э.К. выполняют две функции: 1. могут поддерживать изучение новых профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Напр., «математическая статистика» поддерживает изучение «экономики». 2. служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Напр., «информационный бизнес», «основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, а курсы «химические технологии», «экология» и др. в естественно-научном профиле. Кол-ва Э.К. должно быть в избытке. ЕГЭ по Э.К. не проводится. Примерное соотношения объема базовых общеобразовательных, профильных предметов и Э.К. опред. пропорцией 50:30:20. Данная система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации профиля обучения или нескольких профилей одновременно, а школьника в выборе различных наборов базовых, профильных предметов и Э.К., которые в совокупности составляют его индивидуальную образовательную траекторию. На современном этапе разработан ряд методических пособий с рекомендациями и готовыми разработками Э.К. В качестве примера можно привести разработанный Овчаренко Э.К. «История костюма. Основы проектирования», который адресован преподавателям технологии. В данном пособие автор предлагает огромное кол-во активных методов обучения: проблемная лекция, эвристическая беседа, деловая игра и т.п., что позволяет учащимся эффективно усвоить знания по данному курсу, развить их творческий потенциал. Таким образом, Э.К. расширяют кругозор ученика, позволяютвыбрать нужное ему направление.

 

3. Цели, задачи, содержание технологической подготовки в старшей школе на профильном и базовом уровнях. Предпрофильная технологическая подготовка учащихся как способ профессионального самоопределения уч-ся в основной школе.

Базовый уровень

Изучение технологии на базовом уровне на­правлено на достижение следующих целей:

· освоение знаний о составляющих технологи­ческой культуры, ее роли в общественном разви­тии; научной организации производства и труда;

· овладение умениями рациональной органи­зации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно зна­чимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

· развитие технического мышления, про­странственного воображения, способности к са­мостоятельному поиску и использованию ин­формации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования ма­териальных объектов или услуг;

· воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

· формирование готовности и способнос­ти к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучение в системе непрерывного профессионального об­разования.

Содержание

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

Организация производства

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

ТВОРЧЕСКАЯ,ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На профильном уровне изучение технологии направлено на достижение широкого спектра целей:

· освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направле­нии технологической подготовки;

· овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности;

· развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной де­ятельности: творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практиче­ских задач, рационализаторской деятельности;

· воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности;

· формирование готовности и способности г продолжению обучения а системе непрерывно­го профессионального образования; Содержание

ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Организация производства

Инновации в профессиональной деятельности

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предпрофильная подготовка — это система педагогиче­ской, психолого-педагогической, информационной и организа­ционной деятельности, содействующая самоопределению уча­щихся старших классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности. Таким образом, предпрофильная подготовка обеспечивает успешную организа­цию профильного обучения старшеклассников.

На предпрофильную подготовку базисным учебным планом отводится 100 ч (три учебных часа в среднем на 34 — 35 учеб­ных недель в году).

Большую часть времени (ориентировочно 2/3 его объема, т.е. 2 ч в неделю) займут специально организованные кратко­срочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержа­ние и форма организации этих курсов будут ориентированы прежде всего на занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Примерно 30 — 35 ч в год предполагается посвятить инфор­мационной работе (знакомство с местными учреждениями воз­можного продолжения образования после IX класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др. — не менее половины этого времени), а также профильной ориентации.

Основная функция курсов по выбору в условиях предпрофильной подготовки в соответствии с Концепцией профильно­го обучения — профориентационная, поэтому таких курсов желательно иметь много; они являются краткосрочными и спе­циализированными. Курсы по выбору вводятся постепенно. Необходима целенаправленная опережающая работа по освое­нию учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности».

Курсы знакомят школьников со спецификой видов дея­тельности, которые определяют их будущий профессиональ­ный выбор.

Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки обеспечивает учащихся и их семьи знанием об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной среды.

Профильная ориентация, тесно взаимосвязанная с инфор­мационной работой, направлена на оказание учащимся психо­лого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения и возможного дальнейшего трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Подготовка учащихся к выбору профиля обуче­ния осуществляется поэтапно:

- пропедевтический этап (при завершении обучения в VIII классе) — выявление образовательного запроса;

- основной этап (в период обучения в IX классе) — модели­рование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных обра­зовательных ситуациях;

- завершающий этап (при окончании IX класса) — провер­ка готовности школьников к принятию решения о выборе про­филя обучения в старшей школе.

Каждый этап профильной ориентации сопровождается соот­ветствующими содержанием, формами и методами.

Предпрофильная подготовка выпускников основной школы позволяет учитывать не только их учебные достижения, но и уровень социальной зрелости, которая выражается в готовно­сти учащихся к самостоятельному выбору профиля дальнейше­го обучения.

Дидактическое обеспечение профильной ориентации осуще­ствляется с помощью учебного курса «Слагаемые выбора про­филя обучения» (20 ч).

Самоопределению школьников в выборе дальнейшей обра­зовательной перспективы помогает портфолио — папка инди­видуальных учебных достижений.

Существенную роль в самоопределении школьников играет создание ими собственного индивидуального учебного плана, который включает в себя совокупность учебных предметов, вы­бранных из учебного плана общеобразовательного учреждения. Важно, чтобы индивидуальный учебный план был согласован с родителями учащегося, учитывал перспективы профессио­нального развития и трудоустройства в конкретном регионе.

 

 

2. Государственный стандарт основного общего образования по технологии. Особенности технологического образования школьников в условиях профильного обучения.

Государственный стандарт общего образования - совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

В Гос. ст. обозначены общие положения, касающиеся процесса образования, определена недельная нагрузка для учащихся, установлен перечень предметов и др. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения. Для каждой учебной дисциплины разрабатывается образовательный стандарт. Так в образ. стан. основного общего образования по технологии, говорится, что изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.освоение технологических знаний;

2. освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству;

3. овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;

4. развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

5. развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы;

6. воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

7. приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Образ-е учреждение может изучать технологию в рамках одного из трех курсов, в зависимости от социально-экономических, территориальных и др. особенностей школа может выбрать: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд». Стандарт содержит обязательный минимуму содержания основных образовательных программ, где по каждому разделу (Животноводство, Черчение, Ведение дома и др.) обозначен список тем, которые должны быть изучены. В заключительной части стандарта приводится список требования предъявляемых к ученику по каждому разделу, прописывается что он должен знать и уметь. Стандарт профильного уровня выстроен по тому же принципу. Профильное обучение предполагает углубленное изучение по двум основным профилям «Организация производства, труда и построения профессиональной карьеры» (материальное производство, сфера услуг, коммерция и т.п.) и «Специальная технологическая подготовка» (предполагает несколько направлений: сфера управления (бухгалтерское дело, делопроизводство и др.); сфера проектирования (черчение и др.) и другие сферы). Т. об., образовательный стандарт как основного так и профильного уровня, фиксирует какие цели ставит технологическое образование, обязательный минимуму содержания программ, а также требования предъявляемые к ученику.

В процессе трудового обучения создаются благоприятные условия для проф. ориентации, на занятиях

технологии можно не просто давать учащимся поверхностное представление, но и широко раскрыть все

стороны и даже применять на практике некоторые профессии. Существуют основные методы и формы проф.

ориентации:

8) проф. ориентация на уроках учитель знакомит учащихся с профессиями, работой этой

профессии, которую впоследствии выполняют уч-ся (при изучении древесины ребята узнают о проф.столяра, плотника, токаря, сверловщика и т.д. (кроме того узнают о станочных проф.);

9) проф. ориентация на экскурсии - посещая механические цехи, уч-ся наблюдают группы, типы
оборудования, узнают о проф. рабочих, которые обслуживают это оборудование:

10) проф.ориентация на кружковых занятиях

11) встречи с новаторами - большое впечатление производит на уч-ся выступление передовиков;

12) проведение культурно - массовых мероприятий - конкурсы «Кто больше знает проф.», «В мире
проф.»;

13) углубленное изучение проф., создание музея своими силами, подготовка рефератов;

14) факультативные курсы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.011 с.)