Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы обучения. Классификация методов. Авторы классификации методов обучения. Способы обучения. Сущность методов обучения. Система педагогических условий, влияющих на развитие художественного творчества школьников. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.. Согласно исследованиям И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского и М.И.Махмутова, можно выделить следующие общедидактические методы: - объяснительно-иллюстративный, - репродуктивный - исследовательский. Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся инф-ции разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, т. е. многократно воспроизвести (репродуцировать) действия его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творч. возможностей и сп-тей учащихся. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деят-ти. При этом необходимо обеспечить доступность творч. задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика. Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деят-ти. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске сп-бов деят-ти. Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Другим методом, помогающим творч. Разв-ю, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т. д. В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия. Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — методы проблемного обучения. Их реализация в учеб. процессе стимулирует шк-ков к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Совр. обуч-е обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Исп-ние их на уроках изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от пед-ких условий их применения. Группу пед. условий составляют: - развитие интереса к изучению изобразительного искусства; - сочетание систематического контроля за изобразительной деят-тью шк-ков с педагогически целесообразной помощью им; - воспитание у уч-хся веры в свои силы, в свои творческие способности; - последовательное усложнение изобразительной деят-ти, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся; - обуч-е языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств худ-ной выразит-сти пластических искусств; - целенаправленное, систематизированное исп-ние искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость; - отбор произведений изобразительного искусства для изучения; - исп-ние на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий; - активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей; - введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач; - применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими; - смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.); - сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися; - введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования; - систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. Рассмотрим специфику влияния перечисленных условий на занятиях изобразительным искусством. Развитие интереса школьника к изуч-ю изобр-ного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию — необходимейшее условие проявления худ-ного тв-ва. Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с рез-тами. Эффективность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках ИЗО привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть рез-ты своей деят-ти и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления. Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность. Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности. Наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые усилия при выполнении изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока ИЗО необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку. Последовательное усложнение изобразительной деят-ти, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся - усложнение учеб. материала по изобр-ному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность худ-ного обр-ния — освоение шк-ками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. Одно из осн. условий развития худ-ного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства худ-ной выразит-ти в иллюстрациях художников, других произ-ниях изобр-ного иск-ва, рассказывая о них, следует переходить к форм-ю умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Причем, проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности. В соот-вии с программными требованиями для каждого класса (на многочисленных примерах произведений изобразительного искусства) рекомендуется рассмотреть следующие средства художественной выразит-ти: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, композиция и материал, светотень и цвет в композиции, композиционная целостность. Целенаправленное, систематизированное исп-ние искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока ИЗО рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах. Это воздействие художественно-образного слова следует исп-вать и в пр-се самостоятельной работы мл. шк-ков. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, м/ прочитать отрывки из специально подобранных лит. произ-й. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.). Отбор произведений изобр-ного искусства определяется следующими принципами: - художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства; - виды и жанры изобразительного искусства в их многообразии, традиционность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве; - единство эстетического восприятия и художественной практики школьников. Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П.Сапожников, П.П.Чистяков и др. На уроках изобразительного искусства необходимо демонстрировать диафильмы, слайды, включать муз. записи. Особая роль отводится показу видеофильмов. Рекомендуется подобрать фильмы ко всем ключевым темам курса. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении с музыкой и др. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.011 с.) |