Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе.

Поиск

Методы обучения. Классификация методов. Авторы классификации методов обучения. Способы обучения. Сущность методов обучения. Система педагогических условий, влияющих на развитие художественного творчества школьников.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержа­ния, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.. Согласно ис­следованиям И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Ю.К.Бабанского и М.И.Махмутова, можно выделить следующие общедидактические методы:

- объяснительно-иллюстративный,

- репродуктивный

- исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного ме­тода, который состоит в предъявлении учащимся инф-ции разными спо­собами — зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода — сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнооб­разного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктив­ный метод, т. е. многократно воспроизвести (репродуцировать) действия его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чте­ние и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает приме­нение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечи­вают необходимого уровня развития творч. возможностей и сп-тей учащихся. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон твор­ческой деят-ти. При этом необходимо обеспечить доступность творч. задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблем­ные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деят-ти. Сущность этого метода состоит в твор­ческом добывании знаний и поиске сп-бов деят-ти.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательско­го, эвристического, проблемного изложения.

Другим методом, помогающим творч. Разв-ю, является эвристиче­ский метод: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании это­го метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т. д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения: учитель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость реше­ния, его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логи­кой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе про­блемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения — мето­ды проблемного обучения. Их реализация в учеб. процессе стимулирует шк-ков к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.

Совр. обуч-е обязательно должно включать рассмотренные об­щедидактические методы.

Исп-ние их на уроках изобразительного ис­кусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффек­тивность методов зависит от пед-ких условий их применения.

Группу пед. условий составляют:

- развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

- сочетание систематического контроля за изобразительной деят-тью шк-ков с педагогически целесообразной помощью им;

- воспитание у уч-хся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

- последовательное усложнение изобразительной деят-ти, обеспече­ние перспектив развития художественного творчества учащихся;

- обуч-е языку изобразительного, народного, декоративно-прикладно­го искусства и дизайна, освоение средств худ-ной выразит-сти пластических искусств;

- целенаправленное, систематизированное исп-ние искусствовед­ческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

- отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

- исп-ние на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий;

- активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюде­ния, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов деко­ративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектур­ных деталей;

- введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

- применение разнообразных художественных материалов и техник рабо­ты ими;

- смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (гра­фика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

- введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидак­тических игр; использование элементов соревнования;

- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

Рассмотрим специфику влияния перечисленных условий на занятиях изоб­разительным искусством.

Развитие интереса школьника к изуч-ю изобр-ного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию — необходимейшее условие прояв­ления худ-ного тв-ва.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с рез-тами. Эффектив­ность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках ИЗО привлека­ются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть рез-ты своей деят-ти и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.

Творческие способности школьников проявляются и интенсивно форми­руются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого воз­можности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и вос­принимаются им как потребность.

Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудно­стей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чув­ство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Наибольшие трудности для детей представляют композици­онные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объе­ма, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудно­стей необходимы некоторые усилия при выполнении изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока ИЗО необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть после­довательное усложнение этих задач от урока к уроку.

Последовательное усложнение изобразительной деят-ти, обеспечение пер­спективы развития художественного творчества учащихся - усложнение учеб. материала по изобр-ному ис­кусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого усло­вия позволяет обеспечить эффективность худ-ного обр-ния — ос­воение шк-ками основ изобразительной грамоты и развитие их художе­ственно-творческой активности.

Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобрази­тельной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения.

Одно из осн. условий развития худ-ного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-при­кладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразитель­ности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства худ-ной выразит-ти в иллюст­рациях художников, других произ-ниях изобр-ного иск-ва, рас­сказывая о них, следует переходить к форм-ю умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Причем, проявление того или иного средства художе­ственной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у худож­ников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выра­зительности.

В соот-вии с программными требованиями для каждого класса (на мно­гочисленных примерах произведений изобразительного искусства) рекомен­дуется рассмотреть следующие средства художественной выразит-ти: об­разная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, главное и второстепенное в композиции, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание час­тей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, композиция и материал, светотень и цвет в компози­ции, композиционная целостность.

Целенаправленное, систематизированное исп-ние искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоцио­нальную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждо­го урока ИЗО рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы зна­ниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые за­тем обогащаются в результате активизации мышления, творческого вообра­жения и воплощаются в учебно-творческих работах.

Это воздействие художественно-образного слова следует исп-вать и в пр-се самостоятельной работы мл. шк-ков. Учитель, чтобы об­ратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, м/ прочитать отрывки из специально подобранных лит. произ-й. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и со­бытиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровожда­ются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, от­крыток, иллюстраций и др.).

Отбор произведений изобр-ного искусства определяется следующими принципами:

- художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

- виды и жанры изобразительного искусства в их многообразии, традици­онность видов народного творчества, технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

- единство эстетического восприятия и художественной практики школь­ников.

Важным условием развития художественного творчества учащихся на уро­ках изобразительного искусства является использование педагогами техниче­ских средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных на­глядных пособий. Значение наглядности в обуче­нии подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П.Сапожников, П.П.Чистяков и др.

На уроках изобразительного искусства необходимо демонстрировать диа­фильмы, слайды, включать муз. записи. Особая роль отводится показу видеофильмов. Рекомендуется подобрать фильмы ко всем ключевым темам курса. Это мо­гут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровож­дении с музыкой и др.

Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.011 с.)