Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и практика обучения морфологии в начальной школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Морфология занимает важное место в начал. курсе русск. яз., т. к. изучение частей речи способствует развитию логического мышления мл. шк., обеспечивает возможность совершенствования речи уч-ся на сознательной основе, явл-ся необходимой базой формирования у них навыков правописания. В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мысл-ных операций, способности к обобщению. Необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями явл-ся достаточный словарный запас, умение устанавливать связи м/у словами в предложении, а т.ж. знания из области словообр-ния и синтаксиса. В соответствии с ФГОС уч-ся начал. кл. д/усвоить основные признаки 3-х знаменательных частей речи: имени сущ-ого, имени прил-ого, глагола. Мл. шк. учатся различать названные части речи на основе 1) общего лексического значения,2) вопросов, 3) постоянных и непостоянных морфологических признаков, 4) синтаксической функции. У уч-ся формируется общее представление о местоимении (на примере личных местоимений). В большинстве современных программ по русс. яз. для нач. шк. предусмотрено увеличение объема усваиваемых шк-ками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения. Имена сущ-ные, имена прил-ные и глагол уч-ся начал. класс. осознают с пяти сторон: 1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета), 2) на какие вопросы отвечает, 3) как измен-тся или какие имеет постоянные категории, 4) каким чл. предлож-ия выступает в предлож-ии, 5) какие имеет окончания; как образуется. I класс включает проведение классиф-ии слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формир-ии понятия «часть речи». Уч-ся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен сущ-ых и имен прил-ых по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний. Система изучения имен сущ-ых в начал. кл. Работа в I и II классах над грамматическими признаками сущ. создает основу теоретических знаний для сознательного формир-ия навыка правописания. А при формир-ии навыка правописания падежных окончаний в III классе постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных. Задачи развития речи и мышления учащ-ся решаются в течение всех лет обучения. I класс. Подготовительный этап. Подготовка уч-ся к осознанию понятия «имя сущ-ое» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формир-ся умение классиф-ть слова на группы с учетом их смысла. Классиф-ия слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абст-рагировать. Однако для формир-ия грамматического понятия уч-ся недостаточно осознать конкретный смысл слова — необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения. Следующий этап (второе полугодие I класса) характ-ся спец. работой над лексическим значением имен сущ-ых и их грамматическим признаком. Уч-ся учатся отличать слова, отвечающие на в-с кто?, от слов, отвечающих на в-с что? В I классе у детей начинает формир-ся умение писать с большой буквы собственные имена сущ-ые. II класс. Во II классе углуб-ся и систематиз-ся знания уч-ся о лексическом значении имен сущ-х, о собственных и нарицательных, об одуш-х и неодуш-х сущ-х (без термина); дети знакомятся с родом и числом. Во II классе в процессе знакомства с родом имен сущ-х спец. внимание уделяется формир-ию навыка правописания окончаний. Программа ставит задачей научить правильно писать родовые окончания имен сущ-ых среднего рода. При изучении рода имен сущ-х необходимо использовать слова, распознавание рода кот-х вызывает затруднения у уч-ся и они допускают ошибки: табель (м.), мебель (ж.), карамель (ж.) и т.д. Целесообразно показать, как в случаях затруднения с помощью толкового словаря можно узнать род сущ-х. Предметом особого изучения являются сущ-ные муж. и жен. рода кот-ые оканч-ся на шипящие: камыш, мышь. В пр-ссе работы над числом имен сущ-х во II классе у уч-ся формир-ся умения: 1) различать слова в един-ом и множе-ом числе по смыслу и по окончанию; 2) образовывать от формы един. числа форму множ-ого числа наиболее употребительных в детской речи сущ-х и от формы множ-ого числа форму един. числа; 3) правильно употреблять сущ-ое в речи, учитывая при этом связь слов в предложении. Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени: 1-ая ступень — понятие о склонении как изменении окончаний имен сущ-х по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей. 2-ая ступень. 1, 2 и 3-е склонение имен сущ-х. На данном этапе у уч-ся фор-ся умение распознавать склонение имен сущ-х по роду и по окончанию в начальной форме. 3-ья ступень. Правописание падежных окончаний имен сущ-х в един. числе. Основная задача данного этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имен сущ-х в разных падежах. 4-ая ступень. Склонение и правописание имен сущ-х во множественном числе. Система изучения имен прил-х в начал. кл. I класс. 1-начальное ознакомление с прилагат-ными (пока еще и без термина) начинается с наблюдений над лексич-им значением прилаг-ых и вопросов, на кот-ые они отвечают. II класс. Решение трех задач: формирование понятия «имя прил-ое», развитие умения точно употреблять прил-ые в речи, формир-ие навыка правописания родовых окончаний имен прил-ых. 2-классники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи: а) обозначают признак предмета, б) отвечают на вопрос какой?, в) изменяются по родам и числам, г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания. Система работы над глаголами в начал. кл. Лингвист-ие особенности глагола довольно сложны, поэтому в начал. кл. уч-ся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Уже во II классе проводится работа над видом глагола (без термина). Уч-ся наблюдают над упот-ем в речи гл-лов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид гл-ла с помощью вопросов важно уже во II классе, т. к. без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. Гл-лы НСВ, имеют формы наст., прошед. и будущ. (сложного) вр., гл-лы СВ наст. вр. не имеют. Невнимание к виду гл-ла нередко является причиной ошибок при образовании временных форм. I класс. Подготовительный этап работы над гл-лами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению гл-ла заключается в развитии у уч-хся внимания к лексич-ому значению слова. Более целенаправленная работа над гл-лами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» У части гл-лов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим. II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением гл-лов по числам и временам, овладении уч-мися умением образовывать временные формы гл-лов, наиболее употребительных в речи мл. шк.. III класс. Знакомство с неопределенной формой гл-ла, овладение спряжением гл-лов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний гл-лов. Задачи изучения глагола в III классе: 1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи 2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. 3. Познакомить со спряжением глаголов. 4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.01 с.) |