Виды уроков и особенностей пластического творчества детей младшего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды уроков и особенностей пластического творчества детей младшего школьного возраста.



Скульптура — один из видов искусства. К ней относятся изображения людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов. Скуль­птурное изображение всегда объемно, но степень объема может быть разной. Если произведение можно обойти кругом и рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. В том случае, когда предмет изображен с одной стороны и выпуклое изображение выступает над плоскостью,— это рельеф. Рельефное изображение имеет разно­видности: барельеф и горельеф. Изображение в барельефе выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе изображение возвышается над плоскостью более чем на половину, а иног­да выступает как полное объемное и лишь прикасается к фону отдельны­ми частями. Кроме выпуклого рельефа, существует еще одна его разно­видность — углубленный рельеф, или, как его еще называют, контр­рельеф.

В зависимости от величины объема создается большой, малый и сред­ний масштабы скульптуры, т. е. скульптура больших форм, малых и стан­ковая. К большой скульптуре относятся монументальные произведе­ния, рассчитанные на массовое восприятие, они пропагандируют общест­венные идеи и утверждают положительные образы. Это памятники истори­ческим событиям и героям. Они содержат в себе призыв, обращенный к народу. Монументальные произведения предназначаются для укра­шения площадей, парков, больших общественных зданий. Скульптура малой формы включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Станковая скульптура выполняется на станке и предназначена для выставочных залов, музеев. Содержанием станковой скульптуры яв­ляются портрет, небольшие скульптурные группы, а также скульптура анималистического жанра.

Основной образ в скульптуре — это человек, однако некоторые худож­ники, например В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, посвятили свое искусство изображению животного мира, считая его не менее интересным и раз­нообразным.

Основными изобразительными средствами скульптуры являются: форма, объем, динамика. Для усиления образа используются дополни­тельные предметы, например: меч в руках воина или сноп пшеницы в ру­ках колхозницы.

К выразительным средствам в скульптуре можно отнести изображение складок одежды, которыми скульптор подчеркивает формы тела изобра­жаемой фигуры; кроме того, складки одежды, положенные определенным образом, придают фигуре динамику, делают ее стремительной или, на­оборот, спокойной.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: камня, дерева, металла, стекла, терракоты (обожженная глина) и др. Скульпту­ру, выполненную из твердого материала, называют ваянием, из мягкого — лепкой.

В процессе лабораторных занятий следует ознакомиться с изображе­нием скульптуры малой формы из глины.

Материалы и оборудование

Для лепки лучше всего использовать глину. Она эластична, послушна в руках и обладает нейтральным приятным цветом: коричневым, белым, серым с оттенком голубого и зеленого. Для того чтобы глина сохраняла свою эластичность, ее нужно держать в прохладном, сыром помещении, под полиэтиленовой пленкой.

Другим материалом для лепки является пластилин. Он менее пласти­чен, не подлежит дальнейшей обработке (обжигу), но удобен для созда­ния мелких поделок с цветовым решением.

Подготовка глины к занятию. Сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Через день-два, когда глина впитает воду, ее нужно перемешать (насколько возможно) и опять, долив воды, еще раз хорошо перемешать, чтобы получилась густая однородная масса без комков. Подготовленную таким образом глину сложить в полиэтиле­новый мешок (или кусок полиэтиленовой пленки), плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро или бак. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени ее обрызги­вают водой.

Глину, засоренную кусками древесины, камнями или металлическими частицами, «отмучивают» (дробят молотком, помещают в сосуд и зали­вают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса, затем берут другой сосуд и сливают в него через решето или эластичную ткань содер­жимое первого сосуда, чистую массу выпаривают в теплом месте). Про­цесс отмучивания длительный, и поэтому целесообразнее проводить его летом.

Способы лепки

На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, тиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием и скатыванием глины разных направлениях. Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скаты­вать глину между ладонями. Для получения диска шарообразную фор­му сжимают между ладонями. Для получения цилиндрической формы раскатывание ведется прямыми дви­жениями.

В создании форм с более слож­ным строением, а также для прора­ботки деталей в работу включаются пальцы.

Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигурычеловека и животного), можно пользоваться несколькими способами: конструктивным — предмет создается из отдельных частей; пластическим — лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины; комбинированным — объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Во время лепки мелких деталей применяются такие приемы, как от­тягивание, прищипывание глины от общей массы, приемы рельефной лепки.

Для того чтобы вылепленная ра­бота была прочной и части не рас­сыпались, нужно знать способы их скрепления: плотно прижимать одну форму к другой и замазывать место скреплений; делать углубления, в ко­торые вставляются прикрепляемые детали, сглаживаются линии соеди­нения.

Глиняные изделия можно окра­шивать гуашью или ангобом. Высох­шие или обожженные в муфельной печи изделия раскрашивают гуашью. Ангобом окрашивают сразу после лепки, пока изделие сырое. Ангоб готовят из глины, разводя ее водой до состояния жидкой сметаны. Ан­гоб накладывается густым слоем, путем прижимания (примакивания)

кисточки к изделию. Изделия из бе­лой или серой глины окрашивают ангобом, который делается из крас­ной глины, и наоборот.

Методика преподавания математики

Методика преподавания математики как учебный предмет.

В настоящее время в период стремительного научно – технического прогресса, возросла роль математики, а поэтому приобрело большую общественную значимость математическое образование.

Методика преподавания математики – наука о математике, как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп и способностей.

Методика обучения математике - это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения математике (исследует процесс обучения математике в целях повышения эффективности и качества).

Цель методики обучения математике заключается в исследовании основных компонентов системы обучения математике в школе и связей между ними. Под основными компонентами понимаются: цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике.

Основные задачи МП математики:

1. Определение конкретных целей изучения математики по классам, темам, урокам;

2. Отбор содержания учебного материала в соответствии с целями и познавательными возможностями;

3. Разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей;

4. Выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя.

МПМ начала разрабатываться чешским ученым Я.А. Коменским. Как сам. дисциплина была выделена в книге Песталоцци «Наглядное учение о числе» (1803-1806 гг.).

МПМ призвана дать ответы на 3 вопроса (цели): Зачем учить математику? Что надо изучать? Как обучать?

Цели обучения математики

В широком смысле:

1. Овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которая наиболее ярко проявляется в математической культуре и необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе.

2. Создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических способностей одаренных школьников (уровни обучения математики: по целям обучения:

-общекультурный

-общеобразовательный

-творческий)

В узком смысле:

Общеобразовательные: овладение учащимися системы математических ЗУН, дающий представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применимых в математике.

Воспитательные: воспитание активности, самостоят-ти, ответственности, нравственности, культуры общения, эстетической культуры, графической культуры.

Развивающие: формир-е мировоззрения учащихся, логической и эвристических основ мышл-я, алгоритмического мышл-я, разв-е пространств-го воображения.

Содержание математического школьного образования отражается в ряде нормативных документов, учебников, учебных планов, методических пособиях.

Составными частями содерж-я обр-ния является:

- знания - это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять на практике основные научные факты и теоретическое общение (математический язык, символика, понятия, законы)

- умения – это владение способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике (формирование умений зависит от особенностей человека)

- навыки – автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества (к ним относятся: соответствие логики математики как науки, соответствие принципам обучения, учет психологических возможностей и возрастных особенностей, адекватность потребности личности в образовании, формирование профессиональной направленности школьника).

Структурно МПМ представлена тремя разделами:

1. Общая методика (например, методы преподавания математики);

2. Специальная (например, учение о функции в школьном курсе математики);

3. Конкретная (например, методика преподавания какой-либо темы (темы «Прямоугольник»)).

Чтобы успешно обучать математике учащихся начальных классов, начинающий учитель должен овладеть уже разработанной системой обучения математике, т.е. методикой преподавания математики в начальных классах и на этой основе приступить к творческой самостоятельной работе.

В методике раскрывается содержание и построение начального курса математики, т.е. указывается, какой материал по математике изучается в начальных классах и почему отобран именно этот материал, на каком уровне изучается в начальных классах каждый отдельный вопрос курса, в каком порядке рассматриваются темы курса и почему этот порядок более рационален.

В методике нач. обучения мат-ке раскрываются частные методы изучения каждого раздела курса и каждого вопроса в этом разделе, раскрываются также вопросы, как организовать учебную деятельность детей, чтобы получить наибольший эффект при обуч-и математике.

Как известно обучение носит воспитывающий характер, следовательно, задача методики — вооружить учителя такими приемами обучения математике, которые способствовали бы воспитанию нового человека, человека современного общества, умственному развитию школьников, стимулировали бы их интерес к математике, развивали положительные черты характера.

Методика преподавания математики имеет очень тесные связи с другими предметами. Прежде всего, она органически связана со своей базовой наукой — математикой. На отбор содержания школьного курса математики всегда оказывал влияние уровень самой науки математики в соответствии с тем, какие идеи являются в тот или иной период времени ведущими, отбирается содержание материала и дается та или иная трактовка вводимых понятий. От того, какие математические идеи будут раскрываться в начальном курсе математики, зависят методы обучения математике. Для глубокого понимания методики и ее творческого применения в практике работы школы от учителя требуется хорошее знание курса математики и ознакомление с современной трактовкой главнейших математических понятий.

МПМ очень тесно связана с педагогикой и педагогической психологией. При построении курса математики и отборе методов обучения математике, при установлении целей и задач обучения математике методика математики опирается на те общие закономерности обучения, которые раскрыты в педагогике. Осознанное усвоение методики математики и правильное использование ее на практике возможно только тогда, когда в каждом методическом приеме в системе упражнений учитель видит проявление педагогических и психологических закономерностей, когда учитель опирается на них при разработке каждого урока, использует их, добиваясь усвоения глубоких знаний каждым учеником.

Методика преподавания математики исторически складывалась как обобщение передового опыта учителей. В настоящее время этот источник также используется, но основным стал другой источник: новые методы обучения математике являются результатом научного исследования, при этом учитываются новые направления в самой науке математике и достижения психолого-педагогических исследований. Результаты научного исследования сначала проверяются на практике в работе отдельных учителей, а затем методы, оказавшиеся эффективными, выделяются в массовую школу.

Принципы построения курса математики в начальной школе. Основные понятия начального курса математики и последовательность их изучения.

Начальный курс мат-ки, изучаемый в нач. классах школы яв-ся исходной базой школьного курса мат-ки. В соответствии с этим начальный курс мат-ки включает арифметику целых неотрицательных чисел и основных величин, элементы алгебры и геометрии.

Нач-ый курс мат-ки имеет свои принципы и особенности построения:

1) арифметич. материал составляет глав. материал курса. Основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин, также в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики (элементы геометрии и алгебры включает в себя систему арифметических знаний, способствовало более высокому уровню усвоения понятия о числе, ариф-ких действиях и мат-ких отношений - элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса мат-ки, они органически связывают ариф-кий мат-л).

2) арифметический мат-л вводится концентрически. Сначала изучается нумерация чисел 1-го десятка, затем нумерация чисел в пределах 100, раскрывается понятия «разряда», позиционный принцип записи, изуч-ся сложение, вычитание 2-х чисел, вводится умножение и деление, далее изучается нумерация чисел в пределах 1000- рассматривается 3 разряда: 1, 10, 100 обобщения знания ариф-ких действиях, вводится приемы письменного сложения и вычитания, далее изучается нумерация многозначных чисел - рассматр-ся понятия класса, обобщается поместного значения цифр в числе, изуч-ся приемы письменных вычислений (в курсе выделены 4 концентра: десяток, сотня, тысяча, многознач. числа).

десяток сотня тысяча Многозн. числа
Алгебраический материал
Геометрический материал
Величины
  дроби

3) Вопросы теории и вопросы практического характера органически связываются между собой. Многие вопросы теории вводятся индуктивно, а на их основе раскрываются вопросы практического характера. Н/р, распределительное свойство умножения вводится на основе обобщения частных фактов, после чего, используя это свойство, раскрывается прием умножения: 15 - 4=(10+5) - 4=10 - 4+5 - 4=60.

4) Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в курсе в их взаимосвязи. Это не только связь между арифметическим, алгебраическим и геометрическим материалом, но и так называемые внутренние связи между различными понятиями курса, свойствами, закономерностями. Так, при изучении арифм. действий раскрываются их свойства, связи и зависимости между их компонентами и результатами.

5) Курс мат-ки строится так, чтобы в процессе его изучения каждое понятие получило свое развитие. Например, при изучении арифм. действий сначала раскрывается конкретный смысл, затем свойства действий, связи между компонентами и результатом арифм. действий. Подход к введению понятий соответствует возрастным возможностям мл. школьников, обеспечивает доступность овладения математическим материалом.

Основные понятия нач-го курса мат-ки.

Понятие натур-го числа -рассматривается как колич-ная хар-ка класса эквивалентных множеств, раскрыв-ся на конкретной основе в рез-те оперирования множествами и величинами. Формирование понятий натур-х чисел происх-т не только в процессе счета, но и в процессе измерения величин. При изучении нумерации натур-е число рассматрив-ся как элемент упорядоченного множества или как член натур-ной последоват-ти (раскрываются колич-ные и порядковые значения.)

При изучении арифм. действий натуральное число выступает в новом качестве — в качестве объектов, над которыми выполняются арифметические действия.

Число нуль и цифра 0. В нач. курсе мат-ки рассматрив-ся как количественная хар-стика класса пустых множеств (включение числа и цифры нуль расширяет числовую область. Сначала нуль рассматривается как цифра, затем вводится число нуль как рез-т, полученный при вычитании: 2—2=0, 3—3=0. Далее нуль рассмат-ся как компонент действий 5+0, 0+9, 8—0, а при изучении действий умножения и деления как компонент этих действий: 0x4, 3x0, 0x0, 0:4. Здесь же рассматривается невозможность деления на нуль. Цифра нуль используется для обозначения отсутствия единиц какого-либо разряда или класса в записи числа (70, 3 000, 204, 3 702).

Дроби. В начальном курсе дается наглядное представление о дроби. Вводится понятие доли как одной из равных частей целого (круга, куска шпагата и др.), дается запись долей. Поскольку суть понятия доли очень ярко раскрывается при решении задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Далее вводится дробь как совокупность долей, запись дроби, преобразование и сравнение дробей на наглядной основе (2/4=1/2; 3/5<4/5), задачи на нахождение дроби числа.

Понятие о системе счисления. Раскр-ся при концентрическом построении курса. В пр-се изучения нумерации натур-х чисел и ариф-ких действий над ними. При этом возникает понятие 1) разряда; 2) класса; 3) разряд и классные единицы; 4) разрядного числа; 5) ариф-кие действия занимают начальное место в центр-м курсе мат-ки. Раскр-ся конкретные св-ва арифм. действий, свойств действий, связи и зависимости между компонентами и рез-тами действия. происходят вычислит-ные ум-я и навыки, а также умение решать ариф-кие задачи.

Конкретный смысл ариф-ких действий:

Сложение – операция объед-ия мн-тв, не имеющих общих элементов. Вычитание – операция удаления части мн-тва (подмн-ва). Умножение – операция, объед-ия мн-тв одинаковых численности. Деление – определения разбиения мн-ва на ряд равночисленных, непересекающихся мн-тв.

Свойства ариф-ких действий. Переместительное свойство умножения и сложения, свойство прибавления числа к сумме, вычитание числа из суммы, прибавление суммы к числу, вычитание суммы из числа, прибавление суммы к сумме, умножение числа на сумму и суммы на число, деление суммы на число, умножение числа произведение, деление числа на произв-е. Для усвоения свойств в курсе предусматривается система специальных упражнений. Главная задача применения свойств – это раскрытие на их основе вычислительных приемов.

Понятие связи между компонентами и результатами ариф-ких действий. Изуч-ся одновременно со свойствами ариф-ких действий и раскрывается на основе операции над множествами: 2+3=5, 3+2=5, 5-2=3, 5-3=2.

Понятие элементов алгебры вводится при изучении ариф-го мат-ла (на конкретной основе раскрывается понятие равенства/нерав-ва уравнения) для обозначения.

Понятие «геометрический материал». Геометрический материал служит главным образом для ознакомления с простейшими геометрическими фигурами и для развития пространственной представлении. Включены геометрические фигуры: прямые, кривые и ломаные линии, точка, отрезок, прямая, луч, многоугольники, и их элементы, прямой угол, окружность, круг, центр и радиус круга, диагонали. Все вопросы геометрии раскрыв-ся на нагляд. основе. Решаются задачи по нахождению периметра, площади и объема.

Понятие величины и измерение величин. Раскрыв-ся в тесной связи с изучением ариф-го алгебраического и геом-го мат-ла. Происх-т ознакомление с такими величинами как длина, масса, время, емкость, площадь и объем. Единицы измерения величин выполняется практически.

Понятие задачи. С пом. задач раскрыв-ся многие вопросы нач.курса мат-ки (формирование каждого нового понятия всегда связывается с решением задач). В процессе решения задач учащиеся овладевают практическими умениями и навыками, необходимы им в жизни, знакомятся с фактами, учатся устанавливать связи зависимости между величинами. В начальный курс включены задачи с ариф-ким и геом-ким содержанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.044 с.)