Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитания в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная система школы. Вариативные системы организации воспитания в начальной школе.



Воспитательная система (ВС) школы - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

ВС шк. создается усилиями всех участников пед. пр-сса: уч-лями, детьми, родителями и др. В пр-ссе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. ВС шк. динамичное явление.

Этапы развития ВС школы:

1. становление системы – важная составляющая этого этапа прогностическая стадия. Здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей ВС, моделируется ее структура и связи м/у ее элементами. Цель - отбор ведущих пед. идей, формирование коллектива единомышленников. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

2. отработка системы. Происходит развитие шк-ого коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционир-ния системы, идет отработка наиболее эффективных пед. технологий. Главная трудность состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний д/б инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

3. окончательное оформление системы. На данном этапе шк-ый коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

4. перестройка воспитательной системы, кот-ая м/осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, кот-ые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

Этапы развития ВС сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

ВС вальдорфских школ. Вальдорфские шк. существуют с начала XX в., и их популярность растет. Рудольф Штейнер, основатель этих шк., стремился создать шк., в кот-ой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физ-ским и психическим развитием, в гармонии с природой и окр. миром. Вальдорфские шк. призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) чел-ка. Главный пр-п – пр-п свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, кот-ые явл-тся инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских шк-х уч-лям предоставляется полная самост-сть в выборе содержания, форм, методов образоват-ного пр-сса. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явл-тся культура. Педагог в вальдорф-ой шк. учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Яркое слово уч-ля, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которыми вальдорфские уч-ля владеют в совершенстве.

ВС школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования явл-тся модели Р.Хенви и М.Боткина, кот-ые дополняют друг друга. По мнению Роберта Хенви, суть глобального образ-ния - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора. Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиц-ного обучения, к сознательному предвосхищению, кот-ое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми. Достичь этого практически невозможно без специальных учебной программы и учебных планов. В начал. шк. приоритет отдается базисным навыкам и умения получать, перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни и т.п. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире. Каждый предмет нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

ВС "справедливое сообщество". Эта ВС появилась в шк-х США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Здесь так же нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в пр-ссе целостного формирования личности.

"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и уч-ся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" – это ВС, в кот-ой "нравственность сотрудничества", т.е. уч-ль и уч-к имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осущ-тся органами, выбранными демократ-ским путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе пр-пов справедливости и заботы друг о друге.

"Справедливые сообщества" нацелены на улучшение морального климата школы: равное участие администрации, уч-лей и уч-ся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни шк., возникают собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения шк. из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где приятно учиться и радостно проводить свободное время. "Справедливое сообщество" позволяет сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого уч-ка, не нарушая целостности ш-ого сообщества. "Справедливое сообщество" дает возможность уч-лям и уч-кам обрести прочные ценностные ориентиры, правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за кот-ой находится прямое давление уч-ля на ценностные установки уч-ся.

ВС общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания ВС лежат следующие пр-пы: социально полезная направленность деятел-сти детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятел-сти, творчество. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась как чисто воспит-льная, вне учебного пр-сса, вне официальной стр-ры шк. Однако впоследствии многие шк. стали с успехом использовать ее и в пр-ссе обучения.

ВС общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, кот-ый складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. Этапы коллект-ой творческ. деят-ти: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характер-тик ВС, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное – деятел-сть, направленная на совершенствование жизни коллектива.

В данной ВС используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т.д.

Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

ВС школы диалога культур. Основателем явл-ся С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

• переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Не готовыми ЗУН, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования д/обладать выпускник шк. диалога культур.

• шк. диалога культур предполагает углубленное освоение диалога как основного определения мысли вообще. Диалог в этой шк. – это суть самой мысли.

• процесс обучения в школе диалога культур строится как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в школе диалога культур.

• основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Результатом воспитательной деятел-сти д/стать базовая культура личности. Главное в культуре - ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся д/заниматься поиском, исследованием.

Процесс воспитания в шк. диалога культур – пр-сс культуроемкого развития личности. В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания начал. образ-ния в шк. диалога культур.

I - II кл.. Зарождаются "узелки" понимания, кот-ые станут основными предметами освоения, диалогов в последующих класс. Этими узелками ("точки удивления") явл-тся идеи, слова, числа, явления природы, моменты истории, загадки сознания и предметного орудия. Узелки построены по схеме народных загадок.

В «узелках» развертывается первоначальный анализ тех проблем, кот-ые явл-тся общими, едиными для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики), сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (но дополнительных) наук о жизни, о времени, о слове. Такие узлы б/предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. Сам исходный пр-сс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой.

III - IV кл.. Античная культура как единый предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

Гуманистическая ВС современной массовой школы. Основатель этой системы - директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь явл-тся ориентация на личность шк-ка, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации шк. и пед. совета существует еще и большой совет, включающий в себя представителей от всех кл., начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нем составляют шк-ки, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Существуют еще три силы, существенно влияющие на жизнь шк.: 1.это администрация шк. и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А.Караковским ответственность за судьбу ВС (авторская группа). 2. остальной пед. коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. 3. лидирующая группа старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Пр-сс принятия решений глубоко демократичен.

В сфере деятел-сти прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского явл-тся использование методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коллективный сбор, кот-ый проводится во время весенних каникул. Главным на сборе выступает особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. В данной ВС школы созданы ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, кот-ые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями. Итак, модель гуманистической ВС современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции "Мы - школа"; интеграции педагогических взаимодействий; коллективной методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.

ВС школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип шк., отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и мн. др. – это опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Т. о., создание ВС школы-комплекса позволяет каждому шк-ку выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.Школа-комплекс - образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений культуры, спорта, образования, производства.Особую роль в школе-комплексе призваны играть разновозрастные объединения, значимость которых для детей не менее высока, чем коллектива сверстников. Школа-комплекс - это не только интеграция усилий, но и в первую очередь важный фактор развития самой среды. ВС - системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Создание ВС - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.013 с.)