Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству.



Декоративное рисование.Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих спо­собностей. Особенно эффективно развиваются творческие способ­ности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деят-ти, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и само­деятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Содержание художественно-эстетического образования, основанное на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства, направ­лено на создание художественного образа.

Художественный образ в народном, декоративно-прикладном искусстве выражает не единичное, при­сущее конкретному объекту (листу, цветку, дереву, птице, коню и т. д.), а общее — «видовое», «родовое», отражающее черты характерные для вида, например, растение вообще. Так, дерево в декоративной росписи обычно изоб­ражается как древо жизни, а не конкретное изображение дуба или березы. Декоративный образ создается с помощью особых приемов обобщения (сти­лизации). Как правило, этот образ воплощает мифопоэтическое отношение к действительности.

Начиная с 1 класса учащиеся постепенно знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса, в квадрате, в круге, сетчатые орнаменты), а также с осн. видами орна­мента по характеру изображений (геометрический, растительный, зооморф­ный — изображение зверей и птиц, антропоморфный — изображение челове­ка). Эти качества орнаментального строя рассматриваются как неотъемлемая часть образа художественной вещи. Дети учатся понимать «язык» орнамента разных центров народного творчества (школ народного мастерства).

Обучение народному и декоративно-прикладному искусству предусматри­вает смену разных видов художественной деятельности учащихся 1 – 4 классов, чтобы ознакомить их с эстетическими качествами доступных материалов.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить уча­щихся с основными принципами декоративно-прикладного искус­ства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гар­монического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками ра­боты акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнамен­тальное творчество русского и других народов.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с ос­новами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производ­ство, в наш быт.

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформле­ния платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является мо­мент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народ­ных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необык­новенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творчес­кая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, ис­пользуя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает де­тей к творческой деятельности.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Шпикалова. Народное искусство на уроках декоративного рисования; Т. Маврина. Городецкая живопись; И. Я. Богуславская. Русская народная вышивка; Б. Коромыслов. Мастера; Г. Блинов. Богород­ская игрушка и скульптура; А. Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармонич­ного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, де­лает его труд одухотворенным, увлекательным.

В нач. классах занятия по декоративному рисованию в основ­ном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов на­родных узоров по композиционной схеме, данной учителем.

Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение: сделать закладку в книгу с декоративным узо­ром, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.

Завершают работы по декоративному рисованию задания на со­ставление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цве­тистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию ху­дожественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный об­лик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоратив­ное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы укра­шают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти краси­вые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к куль­туре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

8. Основные требования, предъявляемые к написанию конспектов уроков по ИЗО.

Рассмотрим подробнее структуру урока ИЗО:

1. Вид занятий. Прежде всего указывается в конспекте, какому виду занятий будет посвящен урок: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному, тематическому рисованию или беседе об искусстве.
2. Тема занятий. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по живописи — «Натюрморт из предметов быта», по декоративному рисованию — «Составление узора в круге», по тематическому рисованию — «Осень в лесу», и т.д.

3. Цель урока. Н-р, по темам «Натюрморт из предметов быта» наша цель — учить детей изображать предметы сложной формы, понимать особенности конструктивного строения формы, развивать пространственное и образное мышление, учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи. По теме «Составление узора в круге» мы ставим целью развить творческие способности и художественный вкус учащихся, ознакомить их с элементарными законами композиции и образцами народного творчества, приобщить к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей. По теме «Осень в лесу» наша цель — учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни, воспитывать у них любовь к родной природе, приобщать их к реалистическому искусству. По теме «Виды и жанры изобразительного искусства» наша цель — раскрыть перед учащимися богатство и разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, познакомить их с выдающимися произведениями, учить любить и понимать искусство, повысить эстетическую культуру школьников.

4. Оборудование. Для учителя. Например, по живописи: три комплекта предметов домашнего обихода, три светлые драпировки для фона, таблицы методической последовательности работы над натюрмортом.

По теме «Узор в круге»: таблицы с образцами народных узоров, предметы декоративно-прикладного искусства, планшеты с засушенными цветами и листьями, классная доска, на которой намечены композиционные схемы, мел.

Оборудование для учащихся для урока живописи: альбом, акварельные краски, банки с водой, кисти, тряпочка. По второй и третьей темам оборудование такое же, как и для живописи. По четвертой теме — тетради, ручки.

5. Использование классной доски. Прежде всего надо продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал. Часто приходится занимать классную доску репродукциями, таблицами методической последовательности построения изображения и тут же давать педагогический рисунок. В таком случае учителю надо заранее предусмотреть на классной доске чистое поле для мелового рисунка и так композиционно разместить все на классной доске, чтобы одно не мешало другому, а дополняло его. Когда же учитель предполагает полностью использовать классную доску под педагогический рисунок, нужно заранее продумать композицию: где разместить основной рисунок и где вспомогательные, какого размера должен быть основной рисунок и какого пояснительные, как все это будет выглядеть издали. Когда учитель быстро и уверенно рисует на классной доске, дети приходят в восторг, их восхищает мастерство учителя. Это не только активизирует их работу, но и повышает интерес к искусству.

6. План и ход урока. Для лучшей организации и проведения занятий по изобразительному искусству в конспекте надо раскрыть содержание урока. Содержание дается в виде методической записки: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время. План урока:

1. Организационная часть — 2—3 мин.

2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.

3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин.

4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.

5. Завершение урока — 2—3 мин.

Затем излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий.

Схема анализа

- подготовка к уроку, где дети находятся во время перемены, как учитель готовится к уроку, были ли подготовлены наглядные пособия.

- организационная часть(2-3 мин.), была ли затянута или была недостаточна, как вел себя учитель, как вели себя ученики, как происходила проверка домашнего задания.

- объяснение(10 мин): как учитель объяснял новый материал, какие использовал методы, наглядные пособия, смог ли учитель заинтересовать учеников новой темой, сколько затрачено времени.

- самостоятельно-практическая работа учащихся(30 мин), как приступили к работе, было ли интересно ученикам, как вел себя учитель.

-завершение урока(2-3 мин): было ли подведение итогов, анализ работ.

- общие выводы: полный анализ работ урока, выполнения плана урока.

Основные требования к уроку ИЗО:

- Использование последовательных научных знаний, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей

- реализация всех дидактических принципов

- обеспечение надлежащих условий для творческой деятельности

- связь с ранее полученными знаниями и умениями

- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности

- тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого этапа урока

- постановка целей и задач урока

ИЗО в школе, как и любой предмет, имеет свои особенности, цели и задачи, систематизированный курс обучения. Основной формой организации учебного процесса является урок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.019 с.)