Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мл. шк. возраст – возраст интенсивного интеллект-ного разв-я.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разв-е восприятия. Разв-е отдельных психич. пр-сов осуществл-ся на протяж-и всего мл.шк-го возр-та. Дети приходят в школу с достаточно развитыми пр-сами восприятия, но их восприятие в учеб.деят-ти сводится лишьк узнаванию и называнию формы и цвета. У них отсутствует систематич. анализ самих воспринимаемых св-в и кач-в предметов. Возм-ть реб-ка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формир-ем у него наблюд-я. Благодаря ему восприятие становится целенапр-ным. Разв-е вним-я. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенап-ного вним-я. Они обращают вним-е на то, что им непосредственно интересно (непроизв-ное вним-е). Постеп-но реб-к учится направлять и сохранять вним-е на нужных предметах (ко 2-3кл.). Произв-ное вним-е 1классников неустойчиво, т.к. они еще не имеют внутр-х ср-в саморегуляции. Поэтому уч-ль д-н прибегать к разнообр-ным видам учебн. работы. Разв-е памяти. Семилетний реб-к запоминает внешне яркие и впечатляющие события. Но шк-ная жизни требует от детей произв-ного запомин-я мат-ла. Первонач-но дети применяют многократное повтор-е мат-ла при расчленении его на части. Необходимо сформир-ть у детей приемы осмысленного запомин-я (расчленение мат-ла на смысловые единицы, письменный план текста, смысловое сопоставление), приемы самоконтроля за рез-тами запомин-я. Разв-е вообр-я. Больш-во свед-й, сообщаемых мл.шк-кам, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Шк-ки должны воссоздать себе образ действит-ти. Первонач-но воссоздаваемые образы приблизит - но хар-зуют данный объект, бедны деталями. В конце 2-3 кл. – увеличив-ся кол-во признаков и св-в в образах, воссоздание их взаимосвязи. Разв-е мышления. В разв-и мышл-я 2 стадии. 1ая стадия(1,2кл.) – анализ учеб.мат-ла произв-ся в наглядно-действенном плане (дети опираются на реальн. предметы или их прямые заместители). Обобщ-я детей происходят на основе признаков и св-в, лежащих на поверх-ти предметов (поэтому применяется пр-п нагляд-ти в нач. кл.). 2ая стадия (3кл.) – уч-ки овладевают родо-видовыми соотн-ями м/у отдельн. пр-ками пон-й, т.е. классифик-ей. В основе сужд-й шк-ков лежат чаще всего наглядн. изобр-я и опис-я. Но эти сужд-я явл-ся рез-том анализа текста, мысленного сопоставл-я его частей, выдел-я гл. мом-тов, их объед-я и обобщ-я частностей в новом суждении (аналитико-синтетич-кая деят-ть). К концу 2ой стадии учащ-ся производят обобщ-я в плане ранее накопившихся представл-й поср-вом их умств-го анализа и синтеза. Разв-е лич-ти мл.шк-ка. Моральное восп-е реб-ка начин-ся еще задолго до школы, но т-ко в ней он встр-ся с широким сводом норм и правил повед-я, кот-ми он д-н руководств-ся. Дети 7-8 лет психологич-ки подгот-ны к поним-ю норм и правил и к их соблюд-ю. Но из-за нестрогой проверки выполнения этих правил у детей возникает представл-е, будто правила имеют формальный хар-р и должны вып-ся не из-за внутр. необх-сти, а под влиянием внеш. обстоят-в (н-р, боязни наказания). Взаимоотн-я мл.шк-в м/у собой. Хар-рная черта взаимоотн-й мл.шк-в в том, что их дружба основана на общности внешн. жизнен. обстоят-в и случайных интересов (сидят за одной партой, живут в одном доме). Детей 9-10 лет интересует оценка однокл-ков, они переживают, если эта оценка расходится с желаемой, но пережив-е это легко изм-ть оценкой учителя. Эмоции. Усвоение новых норм и правил повед-я существенно меняет особ-ти эмоций мл.шк-в. Как правило, у многих это происходит без отрицат-ных пережив-й (они радуются новой дружбе, гордятся общественными поруч-ями, ответственно относ-ся к шк-ным нормам). На протяж-и мл.шк.возр-та наблюдается усил-е сдержан-ти и осознан-ти в проявл-ях эмоций, повыш-еустойч - ти эмоц-х сост-й. Они умеют управлять своими настр-ями, а иногда и маскировать их (хар-ная черта возр-та – форм-е произв-ности психич. пр-сов). Ребятам 8-10 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение. Осн. психич. новообр-ния мл. шк-ка – разв-е и формир-е учеб. деят-ти, произв-ности и осознания всех познават.пр-сов; разв-е рефлексии и осознание собственных изм-ний; разв-е системы собств.отн-ний к окр-щим. Подростковый период –самый неустойч. и изменч. период (дев. 11-15 лет, мальч. 13-17лет). Одна из важнейших особ-тей – бурное физич. и половое разв-е. подросток ощущает себя взрослым, стремится подчеркнуть, что он самост-ный чел-к.Мнение сверстников важнее мнения род-лей и уч-лей. Ведущ. тип деят-ти – интимно-личностное общение, общественно полезная деят-ть, общественно значимая деят-ть. Подросток не может совладать со своими эмоциями, контролировать их. Настроение неустойчивое, он быстро устает, становится раздражительным. В личности активизируются все самопроцессы: самосознание, самовоспитание, самооценка. Мышление подростка становится словесно-логическим, т.е. он способен к использованию понятий, может абстрагироваться, способен к выстраиванию логических последовательностей. Гл. новообр-я – самооценка, собственная позиция, ролевая идентичность. Повышается возбудимость их нервной системы, поэтому наблюдается повышенная раздражит-ть, чрезмерная обидчивость, резкость. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость. Своеобр-е соц.ситуации разв-я подростка в том, что он вкл-ся в нов. систему отн-ний и общ-я со взрослыми и товарищами, занимая среди них нов. место, выполняя нов. функции. 2. Развитие ребенка младшего школьного возраста. Новообразования младшего школьника. Разв-е мл. шк-ка — очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Гл. задача возраста — постижение окр. мира: природы, человеч. отношений. Интенсивно формир-ся почти все интеллект-ные, социальные и нравств. кач-ва, многие из них уже останутся неизменными на протяж-и всей жизни. Закономер-ти детского разв-я: 1. В более молодом возрасте физич. разв-е реб-ка идет быстрее и интенсивнее; по мере взросления темп разв-я замедляется. 2. Физически реб-к разв-ся неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие — медленнее. 3. Каждый орган человеч. тела разв-ся в своем темпе. 4.Чем ниже возраст, тем выше темп духовного разв-я; с возрастом темп духовного разв-я замедл-ся. 5.Разв-е детей протекает неравномерно. В отдельные периоды возникают более благоприятные условия для развития определенных качеств. Одни качества формируются быстрее, а другие — медленнее. 6. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психич. деят-ти, обусловленного ими разв-я духовных кач-в. Такие возр. периоды, когда усл-я для выработки тех или иных качеств наиб. благоприятны, называются сензитивными. 7. По мере разв-я психика чел-ка и его духовные кач-ва приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность, т.е. возмож-ть изм-я. На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Социальная ситуация разв-я реб-ка в мл. шк. возрасте. Соц-ная сит-ция разв-я - это особое сочет-е внутр. пр-сов разв-я, и внеш. условий, кот-е явл-ся типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психич. разв-я на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологич. образования, возникающие к его концу. Изменение соц. ситуации разв-я в мл.шк. возрасте состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выдел-и особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего шк-ка становится система "ребенок - учитель", опред-щая отн-ния реб-ка к род-лям и к сверстникам. Осн.психич.новообр-я мл.шк-ка. Разв-е психики мл. шк-ков происходит гл. обр. на основе ведущей для них учебной деят-ти. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Например, школьник приучается управлять своим поведением. Это способствует развитию произвольности. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия. При выполнении тех или иных заданий дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации. Чем больше "шагов" своих действий может предусмотреть ребенок, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи. Необх-мость контроля в учебной деят-ти создает благоприятные условия для формир-я у мл. шк-ков сп-бности к планир-ю и вып-ю действий про себя, во внутреннем плане. Одно из важных треб-й учеб. деят-ти состоит в том, что детям нужно развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их построить предполагают формир-е у мл. шк-ков умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообр-я реб-ка мл.шк. возраста. Благодаря им психика мл.шк-ка достигает уровня разв-я, необх-мого для дальнейшего обуч-я в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возмож-тями и треб-ями. Разв-е познават.психич. пр-сов мл. шк-ка. В мл. шк. возрасте совершенствуется нервная система. Быстро разв-ся психика реб-ка. Изм-ся взаимоотн-е пр-сов возбужд-я и тормож-я: процесс торможения ст-ся более сильным, но по-прежнему преобл-ет процесс возбуждения — мл. шк-ки в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обуч-я. Немаловажное знач-е имеет и расшир-е сферы общ-я. Восприятие мл. шк-ков отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. К концу 1й ступени школы восприятие реб-ка усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим; принимает организованный хар-р. Внимание мл. шк-ков непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный пр-с в нач. школе подчинен восп-ю к-ры вним-я. Шк. жизнь требует от ребенка постоянных упр-ний в произв. вним-и, волевых усилий для сосредоточения. Развив-ся мотивация учения, ответств-ть за успех учебной деят-ти. Мышление у детей нач. школы (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому) развив-ся во взаимосвязи с речью. В школе дети учатся устно и письменно излагать свои мысли. Большую роль в познават. деят-ти шк-ка играет память (имеет в осн. наглядно-образный хар-р). Становление личности мл. шк-ка происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деят-ти (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Мл. шк. возраст предоставляет большие возмож-ти для разв-я нравств. качеств лич-ти. Этому сп-бствуют податливость и внушаемость шк-ков,их доверч-сть, склонность к подражанию, а главное — огромный авторитет, кот-м польз-ся уч-ль. Роль нач. школы в пр-се социализации лич-ти, становл-я нравств.повед-я огромна. Роль самооценки в мл. шк. возр-те. Весьма существенно на формир-е самооценки влияет переход реб-ка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравн-и с другими детьми, совпадают редко. Реб-к в таком случае чаще всего выбирает заниженный уровень самооценки. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Ведущим видом деят-ти в мл.шк.возрасте является учебная деят-ть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.013 с.) |