Развитие памяти у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие памяти у детей дошкольного возраста



План

Особенности памяти ребенка в раннем возрасте.

Особенности памяти в дошкольном возрасте.

Психологические приемы развития памяти.

Литература

1. Каменская В.Г. Детская психология. – М., 2005.

2. Коломинский Я.Л., Е.А. Панько, Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – Питер, 2004.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2013.

4. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2001.

 

1. Память – форма психического отражения действительности, заключаящаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды деятельности, поскольку человек, действуя, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память представляет совокупность процессов запоминания, сохранения или забывания информации, а также последующего восстановления. Запоминание, как и воспроизведение, бывает непроизвольным: при нем отсутствует сознательно поставленная цель, и произвольным: оно отличается целенаправленностью и наличием специальных способов запоминания и воспроизведения. В зависимости от особенностей этих процессов, существуют два основных вида памяти: непроизвольная и произвольная.

Когда начинает развиваться память ребенка? В чем состоят ее первые проявления? На первом этапе жизни ребенка память выступает а элементарной форме – запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Ученым удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцирует их, а, следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти. В первые дни жизни ребенка у него можно выработать привыкание не только к звуковым, но и к обонятельным, к световым раздражителям. Это означает, что анализаторы ребенка готовы к восприятию сигналов внешней среды, его мозг способен различать их и запоминать. Буквально в первые дни жизни ребенка у младенца вырабатывается условный рефлекс на время.

Сразу после рождения приступает к деятельности образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4 месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Ребенок узнает лицо и голос матери. Других близких ему людей. Легко отличает своих от чужих, начинает узнавать предметы. К концу первого года жизни ребенок правильно реагирует на такие просьбы родителей, как «покажи носик», «дай ручку». Ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, связывает их с определенными действиями, предметами, частями своего тела.

Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого или начале второго года жизни. По мере овладения ходьбой и речью память ребенка начинает быстро развиваться. Увеличивается скрытый период узнавания и воспроизведения. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем зрительные и слуховые. Так, 8-мимесячный малыш после десятидневного отсутствия своего отца не узнавал его, глядел на него с опаской. Но стоило отцу взять его на руки и посадить его к себе на ладонь, как это он делал ранее, и лицо мальчика прояснилось, и он стал подпрыгивать, т.е. вспомнил своего отца. В конце первого года жизни ребенок узнает родное лицо после 2-3 – недельной разлуки, а на втором г. ж.. может узнать знакомого человека после двухмесячного перерыва. Трехлетний малыш узнает сад, дорогу, дом, где провел лето год назад. К концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенность памяти является ее непреднамеренный характер, т.е. все запоминается как бы «само собой». В основном дети запоминают, что включено в их игру или какую-либо практическую деятельность, что непосредственно нужно или интересно и что воздействует на них эмоционально, произвело глубокое впечатление.

Малыши легко овладевают не только своим, но и чужим языком, если постоянно находятся в контакте с детьми и взрослыми, которые говорят на этом языке. Иногда малышам требуется всего несколько месяцев, чтобы начать объясняться на языке той страны, в которую они прибыли с родителями, причем дети раннего возраста говорят практически без акцента.

Память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью, запоминают они материал быстро и легко. Но ребенок запоминает и воспроизводит иначе, чем взрослый. Запечатление идет быстро, но беспорядочно. Ребенок может запомнить сложный материал, а может удерживать в памяти случайные события, обрывки разговоров, отдельные фразы и выражения, смысл которых ему может быть совсем не ясен. Ребенок не умеет владеть богатством своей памяти. Запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными процессами, а являются лишь способом овладения языком. Основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек, стихов, является рифма и ритмическая структура этого материал.

Характерными особенностями ранних детских представлений является их бесситемность, слитность, неподвижность, клочкообразность.

Таким образом, выделим особенности памяти детей раннего возраста:

- память носить непроизвольный характер;

- обогащается содержание представлений;

- возрастает объем и прочность сохранения материала;

- появляется новый процесс памяти – воспроизведение;

- бурно развивается словесная память.

 

2. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли ребенка, и он чаще всего не ставит перед собой сознательной цели что-либо запомнить. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатляться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребенку, что многократно повторяется: дорога, по которой он много раз ходил в детский сад; строение цветов и деревьев, которые неоднократно рассматривал на прогулке; содержание сказки, которую внимательно слушал дома и в саду.

Главными условиями продуктивности непроизвольного запоминания являются выполняемые ребенком действия (в том числе умственные) с предметами или материалом, подлежащим запоминанию. Качество непроизвольного запоминания, например картинок, зависит от того, что он с ними делает: при простом рассматривании картинок дошкольник запоминает значительно хуже, чем если он группирует их по определенному признаку, т.е. сравнивает между собой, находит общие признаки и на этой основе объединяет их. Большое значение имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, когда он их называет.

Например, в опыте с картинками 4-летние дети, рассматривая их без руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь 2-3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 объектов. Для развития непроизвольного запоминания очень важно, чтобы материал актуализировал чувства ребенка. Литературные произведения, например, пробуждают в нем сопереживание герою, желание помочь ему. Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что интересно, важно для человека. Это вполне применительно к непроизвольному запоминанию, поэтому в дошкольном возрасте важно расширять интересы детей, развивать их любознательность.

Память дошкольников обладает несколькими особенностями.

1. У детей гораздо чаще, чем у взрослых обнаруживается эйдетическая, «фотографическая» память. Дошкольники с такой памятью запоминают все, что они воспринимают, до мельчайших подробностей. В дальнейшем эта способность чаще всего исчезает.

2. Память некоторых детей характеризуется реминисценцией. Детям 6-9 лет давали интересный и достаточно сложный материал, который сразу воспроизвести удавалось не всем, однако через 3-5 дней воспроизведение этого материала значительно улучшилось: дети смогли вспомнить многие подробности и детали, которые вначале были забыты.

Непроизвольная память, являясь преобладающей в дошкольном возрасте, особенно на ранних его этапах, не утрачивает своего значения и во все последующие годы, но в детском возрасте именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребенку разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу, способствует овладению речью, формированию навыков поведения.

Для характеристики памяти памяти важно, с какого возрастного периода воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Чаще всего помняться события, участником которых ребенок был в 5-6 –летнем возрасте, однако здесь велики индивидуальные различия. Известны воспоминания, прочно сохранившиеся даже с 3-4 лет и ранее. Например, у Л.Н. Толстого самые первые воспоминания о детстве относились ко времени, когда ему было всего 2 года. Чаще всего в раннем возрасте ярко запечатлеваются факты, имеющие эмоционально отрицательную окраску (ожог, нападение собаки, травма).

Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам.

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте, причем наиболее ранние ее проявления наблюдаются в условиях сюжетно-ролевой игры.

На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Это закономерно, поскольку во всех видах своей деятельности (в игре, конструировании, рисовании, выполнении поручений), при общении ребенок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действий с предметами, он должен использовать знания, полученные им ранее.

Необходимость вспомнить приводит ребенка к выделению цели запомнить; однако недостаточно поставить перед ним мнемическую задачу, нужно научить ребенка, как запоминать, т.е. научить его способам запоминания. С точки зрения способов, произвольное запоминание делится на механическое и логическое. Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребенок запоминает считалку, слова стихотворения, иногда недоступного для его понимания, потому что неоднократно сам повторил их или слышал. Некоторые психологи считают, что детская память есть вообще память механическая. А.А. Смирнов, выделяет три группы фактов, которые приводятся в пользу тезиса о механическом характере запоминания у дошкольников и младших школьников:

1.легкое запоминание детьми непонятного им и даже бессмысленного материала;

2.тенденция запомнить, не вникая в смысл того, что заучивается;

3. буквальность заучивания.

 

Причины этих особенностей запоминания А.А. Смирнов видит, во-первых, в том, что такой материал привлекает, удивляет детей своей необычностью, своей звуковой стороной, ритмом (считалки, например) и поэтому запечатлевается в памяти; во-вторых, далеко не всякий материал доступен ребенку, поддается осмыслению, а значит, вызывает у него стремление к буквальному заучиванию. К причинам преобладания в памяти ребенка механического запоминания относится и отношение его к этому процессу. Для маленьких детей задача запомнить нередко означает воспроизвести материал во всех деталях. Это порождает стремление к копированию, в частности, дети часто исправляют взрослых, если сказку, например, папа или мама начинают «своими словами». Ограничены еще и речевые возможности ребенка.

Таким образом, механическое запоминание – это особая форма запоминания, а не просто ступень в развитии памяти.

 

3. Формирование логической памяти у дошкольников предполагает развитие их мыслительной деятельности, их умения анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, обобщать и классифицировать их.

К основным способам логического запоминания относятся: повторение материала, смысловое соотнесение, классификация.

Повторение материала выступает в разнообразных формах: повторное восприятие предметов, повторное их называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала. Важно распределить повторения во времени. Если, например, для заучивания стихотворения надо 8 повторений, то наиболее рационально дать детям повторить его в первый день 2-3 раза. На следующий день – еще 2-3 раза и т.д. разнообразие повторений имеет значение, как для запоминания, так и для сохранения материала в памяти. При усвоении детьми, например, сенсорных эталонов мы используем и специальные занятия, и дидактические игры («Чудесный мешочек», «Что спрятано?»), и изобразительную деятельность ребенку, и прогулку.

Детям дошкольного возраста доступен такой прием логического запоминания, как смысловое соотнесение. В экспериментальной ситуации детям предлагалось запомнить слова («машина», «вилка», «молоко», «пчела», «гриб» и т.д.) с помощью картинок, содержание которых не совпадало с содержанием слов, но смысловая связь между ними была очевидной (например, на картинках были изображены самокат, нож, кружка, муха, корзинка и т.д.). И старшие дошкольники справились с этим заданием.

Классификация является также одним из способов логического запоминания. Детям предлагалось для запоминания 12-15 картинок, которые могли быть объединены в несколько групп (одежда, посуда, животные, игрушки и т.п.). Как показал опыт, они самостоятельно не прибегают к логической обработке материала в целях запоминания: в большинстве случаев не сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, а ограничиваются простыми мнемическими приемами, поэтому продуктивность запоминания у них оказывается значительно ниже возможной. В этом случае младшие дошкольники запоминали 4-5 картинок, дети среднего дошкольного возраста – 5-6 и старшие дошкольники – от 7 до 9 предметов. Если же дети устанавливали определенные смысловые связи между объектами, продуктивность запоминания заметно возрастала: в результате обучения 4-хлетние дети запоминали в среднем 10 из 12 картинок, 5-тилетние 14 из 15, а 6-тилетние – 18 из 20.

Таким образом, в дошкольном возрасте у ребенка начинают развиваться сложные виды памяти: произвольная и смысловая (логическая). Однако, это происходит только в условиях специального обучения.

 

Вопросы и учебно-методические задания

1.Каково место непроизвольной памяти в жизни ребенка? В каком возрасте непроизвольная память преобладает над другими видами памяти, в чем это проявляется?

2.Когда происходит основная качественная перестройка детской памяти, в чем она состоит?

3. Охарактеризуйте основные приемы логического запоминания, доступные детям дошкольного возраста.

 

1.Опишите особый вид зрительной памяти дошкольника, который называется «эйдетической памятью».

2. Решите психологическую задачу:

 

Мама Алеши (5 лет) обратила внимание на то, что ему трудно дается выучивание стихов, считая, что у него плохая память.

 

Можно ли и как развивать детскую память?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.02 с.)