Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией в специальной литературе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией в специальной литературе




Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недо­статочностью иннервации мышц речевого аппарата: ды­хательного, голосового, артикуляционного. При дизарт­рии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной систе­мы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нару­шение всей произносительной стороны речи и внерече-вых процессов: общей и мелкой моторики, пространст­венных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Самые тя­желые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Легкие степени ди­зартрии (МДР — минимальные дизартрические рас­стройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в ре­зультате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи. Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена глас­ных букв, пропуски согласных букв при стечении в сло­ве нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артику­ляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно.

Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполно­ценность оптико-пространственных представлений.


Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике — одно из самых распростра­ненных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Г. Гуцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением зву-копроизношения категорию детей, у которых выявляет­ся стертость артикуляции и у которых процесс коррек­ции звукопроизношения крайне затруднен. В дальней­шем Правдина-Винарская и Эйдинова анализируют случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» вве­дена Г.В. Чиркиной и И.Б. Карелиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обсле­довании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также орга­ническая церебральная дислалия, которые в дальней­шем стали относить к легкой дизартрии и стали назы­ваться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизно­шения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого ап­парата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие пораже­ния тех или иных отделов нервной системы. Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Ло­патина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; ас­фиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.

В младенческий период с 0 до 1 года патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомотор­ном развитии, т.к. до настоящего времени не введено в практику скрининговое обследование психомоторных функций детей. И, как следствие, не проводится психо­лого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП.


Вышло учебное пособие по логопедической работе с детьми раннего возраста, где предлагаются скринин-говые методики обследования младенцев.* Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свиде­тельствует о задержке локомоторных функций (мотор­ной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение пры­гать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).

Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками само­обслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать пра­вильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. Интересные данные представлены в исследо­вании Лопатиной, посвященном изучению психомото­рики детей с МДР (минимальные дизартрические рас­стройства). При исследовании психомоторики детей со стертой дизартрией использовались тесты, предложен­ные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Сереб-ровской.

1. Тест на статическую координацию движений по­
казывает, что нарушение статики проявляются в значи­
тельной трудности (а иногда и невозможности) сохра­
нения равновесия, в треморе конечностей. При удержа­
нии позы дети часто покачиваются, пытаясь удержать
равновесие, опускают приподнятую ногу, касаясь ею
пола, поднимались на носки. Лучше удерживают равно­
весие, стоя на правой ноге. Испытывая трудности со­
хранения равновесия (преимущественно стоя на левой
ноге), пытаются удерживаться руками за спинку рядом
стоящего стула.

2. Тест на динамическую координацию движений.
Выполнение динамического теста показывает, что более

* Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возрас­та. - М., 2006.


чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу. Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попыт­ки, в то время как для левой — со второй и третьей.

Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую ве­ревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание ру­ками пола после прыжка и не перепрыгивание, а пере­шагивание через веревку.

Выполнение тестовых заданий на исследование ди­намической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.

3. Тест на исследование скорости движений. Выпол­
нение задания на исследование скорости движения по­
казывает, что больше половины детей затрудняются
сесть на пол и встать без помощи рук. В основном за­
дание выполняется в замедленном темпе. Дети способ­
ны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой
помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо
на обе руки. Менее чем в половине случаев детям до­
ступно быстрое и правильное выполнение этого задания
с первой попытки без помощи рук. Невозможность вы­
полнения этого теста отмечалась в единичных случаях.
Характер выполнения детьми задания подтверждает не­
достаточную сформированность динамической коорди­
нации движений и двигательной маневренности, обна­
руженную при выполнении других тестов.

4. Тесты на двигательную память. Тест на двигатель­
ную память, в котором движения экспериментатора
программируют последовательность их выполнения и


одновременно оказывают сбивающее воздействие, вы­зывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедле­ние их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двига­тельной программе начинались уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. Безошибочное выполнение этого теста с первой попыт­ки зафиксировано лишь в единичных случаях.

5. Тест на одновременность движений. Наибольшую
трудность для выполнения вызывает тест на одновре­
менность движений. Одновременное выполнение дви­
жений для обеих конечностей наблюдается у незначи­
тельного количества детей. Чаще отмечаются либо
выраженные трудности выполнения этих движений
(преимущественно для левой руки), либо разновремен­
ное их выполнение. За время, отведенное на выпол­
нение задания, большинство детей более трех раз изме­
няют темп наматывания нити, при этом темп выполне­
ния этого движения не соответствует темпу ходьбы.

6. Тест на выявление синкинезий (т.е. содружествен­
ных, лишних движений). Тест на отчетливость движе­
ния выполняется более успешно. Подавляющее количе­
ство детей выполняют его в достаточном темпе (для
обеих конечностей) без возникновения синкинезий.
В то же время зафиксированы случаи выполнения дви­
жений в замедленном темпе, с нарушением амплитуды
(преимущественно для левой руки), с напряжением
пальцев при удержании карандаша, с многочисленными
синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка,
наклонами головы вперед и др.

Эти тесты направлены на выявление зрелости уров­не вой организации движений по Н.А. Бернштейну. Исследования Лопатиной подтверждают, что у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернш­тейну) отмечаются отклонения от нормативов в психо­моторике. Выявляются нарушения функции статическо­го равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В), нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уро-


вень Д). Этиисследования не только раскрывают меха­низм нарушения и структуру дефекта при стертой ди­зартрии, но и определяют новые направления в психо­лого-педагогическом, медицинском и логопедическом аспектах воздействия, направленные на коррекцию пси­хомоторики детей.

Исследование неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, геми-синдрома. Паретические симптомы наблюдаются в ар­тикуляционной и общей мускулатуре, что связано с на­рушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская)

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка за-зубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воз­духа. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фона­ции, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мы­шечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, нераз­борчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и наруше­нием окраски речи, ее мелодико-интонационной сторо­ны, т.е. нарушением просодики. При дизартрии харак­терна невыразительность речи, монотонность интона­ции, назальный оттенок произношения. Вместе с тем стертая дизартрия может осложняться фонетико-фоне-матическим недоразвитием, общим недоразвитием ре­чи, заиканием и другими речевыми расстройствами.

Исследования Лопатиной и др. выявили у детей со стертой дизартрией нарушения линнервации мимиче­ской мускулатуры: наличие сглаженности носогубных


складок, асимметричность губ, трудности подъема бро­вей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизитель­ный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточ­ность движений, трудности распластывании языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей — замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, по­вышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы ли­ца и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выяв­ляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуля­ционной моторики у детей со стертой дизартрией сви­детельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процес­се тщательного логопедического обследования и дина­мического наблюдения в ходе коррекционно-логопеди-ческой работы. При более углубленном неврологиче­ском исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, оп­ределяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего по­ражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные не­полноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата ор­ганов артикуляции.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляцион­ного, голосового и дыхательного отдела речевого аппа-


рата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодиче­ских нарушений:

— межзубное произношение переднеязычных в соче­
тании с горловым [р];

— боковое произношение свистящих, шипящих и
аффрикат;

— дефект смягчения: объясняется спастичностью
кончика языка и тенденцией его к более передней ар­
тикуляции;

— свистящие сигматизмы: формируются, когда ши­
пящие из-за паретичности кончика языка образуются в
нижней позиции языка;

— шипящие сигматизмы: могут быть объяснены
спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;

— дефекты озвончения: их нужно рассматривать как
частичное нарушение голоса, фонационные расстройст­
ва и другие фонетические нарушения.

Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просо­дическими и дыхательными нарушениями.

У рассматриваемой категории детей отмечается не­грубая неврологическая симптоматика в виде стертых парезов, гиперкинезов, нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. При функциональной дислалии отклонений со стороны центральной нервной системы не отмечается. Наруше­ния вегетативной нервной системы в большей степени отмечаются при дизартрии, а в меньшей — при дисла­лии. Нарушение нервно-психических функций (внима­ния, памяти, мышления), задержка темпа психического развития наиболее типична для стертой дизартрии.

В настоящее время проблема стертой дизартрии дет­ского возраста интенсивно разрабатывается в клиниче­ском, нейролингвистическом, психолого-педагогиче­ском и коррекционно-логопедическом аспектах. Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое иссле­дование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. Сравнивая симпто-

2 Архипова 33


матику речевых и неречевых признаков у детей с дис-лалией и дизартрией, можно определить диагностиче­ские значимые отличия.

Так, у детей со стертой дизартрией кроме наруше­ния звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выражен­ные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие диффе­ренцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движе­ний служат причиной отставания формирования навы­ков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомотор-ных навыков.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что на­рушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического станов­ления в дошкольном возрасте, а позднее может привес­ти к школьной дезадаптации. Данные нарушения оказы­вают отрицательное влияние на формирование и разви­тие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установ­лена взаимосвязь между самим нарушением произноси­тельной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.

В работе О.Ю. Федосовой проводится сопоставле­ние дислалии и стертой дизартрии. При сложной функ­циональной дислалии:

# страдает артикуляция только согласных звуков;

# четкое нарушение артикуляции определенных зву­
ков в различных условиях их реализации;

# закрепление сформированных звуков не вызывает
затруднений;

# не отмечается нарушений темпо-ритмической ор­
ганизации речи;


# изменения дыхания не типичны;

# фонационные расстройства не отмечаются;

# дискоординация дыхания, голосообразования и
артикуляции отсутствует.

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

# возможно смазанное неясное произношение глас­
ных звуков с легким носовым оттенком;

# изолированно звуки могут быть сохранены, а в ре­
чевом потоке произносятся искаженно, неясно;

# процесс автоматизации затруднен: поставленный
звук может не использоваться в речи;

# характерен ускоренный или замедленный темп
речи;

# дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе,
укорочен фонационный выдох;

# страдает координация указанных процессов.

Чтобы понять и объяснить природу и механизм на­рушения при стертой дизартрии необходимо обратиться к положениям учения о механизмах речи А.Р. Лурии, П. К. Анохина и др.

Механизмы речи связаны с целостной, иерархиче­ской организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой спе­цифический вклад в характер речевой деятельности.

Первым звеном речевой функциональной системы являются воспринимающие исходную информацию ре­цепторы слуха, зрения, чувствительности. К системам начального рецептивного звена относятся и кинестети­ческие ощущения, которые сигнализируют о положе­нии органов артикуляции и всего тела. При недостаточ­ности речевых кинестезии нарушается развитие речи.

Второе звено — это сложные корковые системы, осуществляющие переработку, хранение поступающей информации, выработку программы ответного действия и перевод исходной семантической мысли в схему раз­вернутого речевого высказывания.

Третье звено речевой функциональной системы ре­ализует передачу речевых сообщений. Это звено имеет сложную сенсомоторную организацию. При поражении третьего звена речевой функциональной системы нару-


шается иннервация речевой мускулатуры, т.е. расстра­ивается непосредственно двигательный механизм речи. Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выделяют че­тыре группы детей со стертой дизартрией.

Группа

Это дети с недостаточностью некоторых моторных функций артикуляторного аппарата: избирательной сла­бостью, паретичностью некоторых мышц языка. Асим­метричная иннервация языка, слабость движений одной половины языка обусловливают такие нарушения зву-копроизношения, как боковое произношение мягких свистящих звуков [сь] и [зь], аффрикаты [ц], мягких пе­реднеязычных [ть] и [дь], заднеязычных [г], [к], [х], бо­ковое произношение гласных [э], [и], [ы].

Асимметрическая иннервация передних краев языка вызывает боковое произношение всей группы свистя­щих, шипящих, звуков [р], [д], [т], [н]; в других случаях это приводит к межзубному и боковому произношению этих же звуков. Причинами этих нарушений, по мне­нию Соботович, являются односторонние парезы подъ­язычного (XII) и лицевого (VII) нервов, которые носят стертый невыраженный характер. У небольшой части детей этой группы наблюдается фонематическое недо­развитие, связанное с искаженным произношением зву­ков, в частности, недоразвитием навыков фонема­тического анализа и фонематических представлений. В большинстве случаев у детей отмечается соответст­вующий возрасту уровень развития лексико-граммати-ческого строя речи.

Группа

У детей этой группы не выявлено патологических особенностей общих и артикуляционных движений. Во время речи отмечается вялость артикуляции, нечеткость дикции, общая смазанность речи. Основную трудность для этой группы детей представляет произнесение зву­ков, требующих мышечного напряжения (сонорные, аффрикаты, согласные, особенно взрывные). Так, звуки [р], [л] дети часто пропускают, заменяют щелевыми, ли­бо искажают (губно-губной ламбдацизм, при котором смычка заменяется губно-губной фрикацией); одно-


ударный ротацизм в результате трудностей вибрации кончика языка. Отмечается расщепление аффрикат, ко­торые чаще всего заменяются щелевыми звуками. На­рушение артикуляторной моторики в основном отме­чается в динамических речедвигательных процессах. Обшее речевое развитие детей часто соответствует воз­расту. Неврологическая симптоматика проявляется в сглаженности носогубной складки, наличии патологи­ческих рефлексов (хоботковый рефлекс), девиации язы­ка, асимметрии движений и повышенном тонусе мышц. По мнению Соботович и Чернопольской, у детей 1 и 2 групп имеет место стертая псевдобульбарная ди­зартрия.

Группа

У детей отмечается наличие всех необходимых арти-куляторных движений губ и языка, однако наблюдаются трудности в нахождении позиций губ и особенно языка по инструкции, по подражанию, на основе пассивных смещений, т.е. при выполнении произвольных движе­ний и в овладении тонкими дифференцированными движениями. Особенностью произношения у детей этой группы является замена звуков не только по месту, но и по способу образования, которая носит непостоянный характер. В этой группе у детей отмечается фонемати­ческое недоразвитие различной степени выраженности. Уровень развития лексико-грамматического строя речи колеблется от нормы до выраженного ОНР. Неврологи­ческая симптоматика проявляется в повышении сухо­жильных рефлексов с одной стороны, повышенном или пониженном тонусе с одной или двух сторон. Характер нарушений артикуляторных движений рассматривается авторами как проявления артикуляторной диспраксии. У детей данной группы, по мнению авторов, имеет мес­то стертая корковая дизартрия.

Группа

Эту группу составляют дети с выраженной общей моторной недостаточностью, проявления которой раз­нообразны. У детей обнаруживаются малоподвижность, скованность, замедленность движений, ограниченный объем движений. В других случаях имеют место прояв-


ления гиперактивности, беспокойства, большое количе­ство лишних движений. Эти особенности проявляются и в движениях артикуляторных органов: вялость, ско­ванность движений, гиперкинезы, большое количество синкинезий при выполнении движений нижней челю­стью, в лицевой мускулатуре, невозможность удержания заданного положения. Нарушения звукопроизношения проявляются в замене, пропусках, искажении звуков. При неврологическом обследовании у детей данной группы выявлены симптомы органического поражения центральной нервной системы (девиация языка, сгла­женность носогубных складок, снижение глоточного рефлекса и т.д.). Уровень развития фонематического анализа, фонематических представлений, а также лек-сико-грамматического строя речи варьируется от нормы до существенного ОНР. Данная форма нарушений оп­ределяется как стертая смешанная дизартрия.

В исследованиях Лопатиной (1986) представлены три группы детей со стертой дизартрией.

Критериями дифференциации групп служат качест­ва произносительной стороны речи: состояние звукоп-роизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Оцени­ваются общая и артикуляционная моторика. Общим для всех групп детей является стойкое нарушение звукопро­изношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков. Для всех детей этих групп характерно нарушение просодики: слабость голоса и речевого выдоха, бедность интонаций, моно­тонность речи: некоторые нарушения со стороны общей и мелкой моторики.

Первая группа. Нарушения звукопроизношения вы­ражаются во множественных искажениях и отсутствии звуков.

Фонематический слух полностью сформирован: дети правильно выполняют задания на слуховую и произно­сительную дифференциацию звуков. Слоговая структу­ра слов разной сложности не нарушается. Качество и объем активного и пассивного словаря соответствуют


возрастной норме, дети успешно овладевают навыками словоизменения и словообразования. Связная моноло­гическая речь детей первой группы формируется в со­ответствии с возрастными нормативами. В речи детей этой группы отсутствуют структурные или морфемные аграмматизмы.

Если рассматривать первую группу детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической класси­фикации (Р.Е. Левиной), то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

Вторая группа. Экспрессивная речь оценивается удовлетворительно. Нарушение звукопроизношения но­сит характер множественных замен, искажений. В боль­шей или меньшей степени нарушен фонематический слух.*

У детей недостаточно сформирована слуховая и про­износительная дифференциация звуков. При обучении их звуковому анализу возникают трудности. При восп­роизведении слоговой структуры сложных слов возни­кают перестановки и другие ошибки. Активный и пас­сивный словарь отстает от возрастной нормы. Отмеча­ются ошибки при грамматическом оформлении речи (морфемные аграмматизмы).

Особые сложности возникают при согласовании имен существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. Связ­ная монологическая речь характеризуется употреблени­ем двухсловных, нераспространенных предложений.

По психолого-педагогической классификации Р.Е. Ле­виной, эти дети со стертой дизартрией относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФОН).

Третья группа. Экспрессивная речь детей этой груп­пы со стертой дизартрией сформирована неудовлетво­рительно. Отмечаются импрессивные аграмматизмы, т.е. трудности понимания сложных логико-грамматиче­ских конструкций предложений. Нарушение звукопро-

* Фонематический слух — способность выделять и различать фо­немы родного языка на уровне слова. Способность формируется в норме с 6-месячного возраста до 1 года 7 месяцев.


изношения носит полиморфный характер, т.е. страдают звуки разных фонетических групп. Отмечаются множе­ственные замены, искажение, отсутствие звуков. Выра­женное нарушение фонематического слуха: недостаточ­но сформированы слуховая и произносительная диффе­ренциация звуков, что не позволяет овладеть звуковым анализом. Более выражено нарушение слоговой струк­туры слов. Активный и пассивный словарь значительно отстает от возрастных нормативов, а лексико-грамматиче-ские ошибки носят множественный и стойкий характер.

Эта группа детей со стертой дизартрией не овладе­вает связной речью. По классификации Р.Е. Левиной, эта группа детей соотносится с общим недоразвитием речи (ОНР).

Выделение трех групп детей со стертой дизартрией в исследованиях Лопатиной позволяет соотнести их по уровню сформированности языковых средств с тремя группами, выделенными Р.Е. Левиной:

ФН — фонетическое недоразвитие

ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие

ОНР — общее недоразвитие речи.

Исследования В.А. Киселевой посвящены анализу причин школьной неуспеваемости детей. Изучая детей с дисграфией и дислексией, автор у большинства из них выявил негрубые нарушения звукопроизношения и фо­нетического слуха. Обследование совместно с невроло­гом и нейропсихологом подтвердило у них наличие стертой дизартрии. Стертая дизартрия как первоначаль­ный дефект приводит к недостаточности фонематиче­ского восприятия, анализа, синтеза, что вызывает спе­цифические ошибки на письме и в чтении.

Как указывает Левина, нарушение речевых кинесте­зии при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприя­тие всей звуковой системы данного языка. Это приво­дит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контро-


ля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизно-шения, так как неразличение неправильного произноше­ния и произношения окружающих затормаживает про­цесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Киселева ставит вопрос о диагностике и коррекции стертой дизартрии в дошкольном возрасте с целью про­филактики нарушений письменной речи детей и пред­упреждения школьной неуспеваемости.

Выводы

1. Стертая дизартрия — сложное речевое расстрой­
ство, характеризующееся вариативностью нарушений
компонентов речевой деятельности: артикуляции, дик­
ции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонацион-
ной стороны речи.

2. Для стертой дизартрии характерно наличие симп­
томов микроорганического поражения центральной
нервной системы: недостаточная иннервация органов
речи — головного, артикуляционного и дыхательного
отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляцион­
ной и мимической мускулатуры.

3. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются
разнообразные стойкие нарушения фонетической и
просодической сторон речи, являющиеся ведущими в
структуре речевого дефекта, и специфические отклоне­
ния в развитии лексико-грамматического строя речи.

4. При стертой дизартрии состояние неречевых
функций, психических процессов (внимания, восприя­
тия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.

5. Среди двигательных функций движения пальцев
рук имеют особое значение, так как они оказывают ог­
ромное влияние на развитие высшей нервной деятель­
ности ребенка. Функция движения руки всегда тесно
связана с функцией речи, и развитие моторики будет
способствовать развитию произносительной стороны
речи.

6. Около трети всей площади двигательной проек­
ции коры головного мозга занимает проекция кисти ру-


ки, которая расположена рядом с проекцией моторной! зоны; движения пальцев рук действительно стимулиру-1 ют созревание центральной нервной системы, что, в ча-1 стности, проявляется в ускорении развития речи ре-" бенка.

7. У детей со стертой дизартрией выявляется как на­
рушение общей моторики, так и недостаточность тон­
ких дифференцированных движений кистей и пальцев
рук.

8. Сложность структуры дефекта при дизартрии оп­
ределяет направления и содержание комплексного кор-
рекционного воздействия, включающего медицинский,
психолого-педагогический и логопедический аспекты.

Учебные вопросы и задания

1. Чем отличается определение стертой дизартрии от
определения дислалии?

2. Какие тесты по изучению психомоторики у детей
со стертой дизартрией были предложены Л.В. Лопати-
ной?

3. Какие признаки ММД у детей со стертой дизарт­
рией описывала Е.М. Мастюкова?

4. Функция каких черепно-мозговых нервов страдает
при стертой дизартрии?

5. Какие патологические симптомы в артикуляцион­
ном аппарате описывает Л.В. Лопатина?

6. Какая неврологическая симптоматика выявляется
у данного контингента детей?

7. От какого речевого нарушения нужно дифферен­
цировать стертые дизартрии?

8. Что такое просодика?

9. Какую классификацию предложили Е.Ф. Собото-
вич и А.Ф. Чернопольская?

 

10. Охарактеризуйте четыре группы детей со стертой
дизартрией (по классификации Е.Ф. Соботович).

11. Дайте характеристику трех групп по классифика­
ции Л.В. Лопатиной.

12. В чем различие двух классификаций стертой ди­
зартрии (Е.Ф. Соботович и Л.В. Лопатиной).


ГЛАВА III



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.019 с.)