Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование мимической мускулатуры

Поиск

Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за ло­гопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и
повторяй за логопедом движения»:

— нахмурить брови

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— поднять брови

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— наморщить лоб

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— поочередно надуть щеки

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— втянугь щеки

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение заданий, отсутствие нару­шений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

3 балла — неточное выполнение некоторых движений, не­значительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

2 балла — единичные движения нарушены, единичные па­
тологические симптомы;

1 балл — затруднения при выполнении движений, умерен­
но выраженное нарушение мышечного тонуса мимической
мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглажен­
ность носогубных складок, синкинезии;

О баллов — грубо выраженная патология мышечного то­нуса мимической мускулатуры, гипомимия.


18. Обследование мышечного тонуса и подвижности
губ

Процедура обследования: ребенку предлагается от­раженно за логопедом повторить движения, сидя за сто­лом перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед тру­
бочкой, удерживать 5—7 секунд).

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— чередование «забор» — «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу,
повторить движения несколько раз.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение заданий, тонус в норме, гу­бы подвижные;

3 балла — неточное выполнение движений, незначитель­ное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипо­тония, дистония);

2 балла — верхняя губа напряжена, ограничена ее подвиж­ность;

1 балл — затруднения при выполнении движений, выра­женное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малопод­вижные;

О баллов — невыполнение заданий, грубо выраженная па­тология.

19. Обследование мышечного тонуса языка и наличия
патологической симптоматики

Процедура обследования: ребенку предлагается отра­женно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— «лопата» — язык широкий, распластанный, непо­
движно лежит на нижней губе.

2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало
и повторяй за логопедом движения»:

— «мост» — из положения «окно» язык упирается в
нижние резцы, язык — широкий, плоский, спокойно
лежит в ротовой полости.


3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

— «маятник» — попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

4 балла — точное выполнение движений, отсутствие нару­шений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

3 балла — неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

2 балла — затруднения при выполнении упражнений, уме­ренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, сали­вация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, деви­ация языка;

1 балл — грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

О баллов — не выполняет задание.

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ре­бенка со стертой дизартрией (возраст 7 лет)

График № 1 Баллы

условная норма


3-

2-

1-


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Параметры обследования:

1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование ориентации в схеме тела.

3. Исследование дифференциации пространствен­
ных понятий.

4. Исследование зрительно-пространственной ори­
ентации движения (проба Хэда).

5. Исследование развития кинестетической основы
движений руки.

6. Исследование оптико-кинестетической организа­
ции движений («праксис позы»).


7. Определение конструктивного праксиса.

8. Выявление синкинезий.

9. Исследование кинетической основы движений руки.

 

10. Исследование пространственного восприятия.

11. Исследование зрительно-моторной координации
(графические пробы).

12. Монометрический тест.

13. Исследование скорости движений (начертание
вертикальных линий).

14. Обследование кинестетического орального прак­
сиса.

15. Обследование кинетического орального праксиса.

16. Обследование динамической координации арти­
куляционных движений.

17. Обследование мимической мускулатуры.

18. Обследование губной мускулатуры.

19. Обследование язычной мускулатуры.

Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является
фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени
развития тонких движений пальцев рук. Треть всей пло­
щади двигательной проекции головного мозга занимает
проекция кисти руки, которая расположена рядом с
проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика — это двигательная деятель­
ность, которая обуславливается скоординированной ра­
ботой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение,
так как оказывают влияние на развитие высшей нерв­
ной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией ха­
рактеризуется замедленными, неловкими, скованными,
недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при
стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной
форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность прояв­
ляется при выполнении сложных двигательных актов,
требующих четкого управления движениями.


8. У детей со стертой дизартрией недостаточно раз­
вита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются пато­
логические симптомы в артикуляционном, голосовом,
дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития не­
обходима для уточнения структуры дефекта.

учебные вопросы и задания

1. Кто изучал двигательную сферу в онтогенезе и
разработал этапы выполнения произвольных движений?

2. Какие положения исследований М.М. Кольцовой
говорят о корреляционной зависимости с речевыми
функциями?

3. Каковы предпосылки формирования графомотор-
ных навыков?

4. Каковы возрастные особенности развития тонкой
моторики рук?

5. Какие возрастные критерии выделяет Е.М. Мас-
тюкова в развитии зрительно-моторной координации?

6. В чем отличие моторики детей со стертой дизарт­
рией от нормативов?

7. Какие черепно-мозговые нервы обеспечивают ин­
нервацию речевого аппарата?

8. В чем проявляется нарушение артикуляционной
моторики?

9. Какие авторы изучали симптоматику при стертой
дизартрии?

 

10. Перечислите патологическую симптоматику в
органах артикуляции и дайте пояснения к ним.

11. Какова структура дефекта моторной сферы при
стертой дизартрии?

12. С какой целью проводят обследование моторных
функций у ребенка со стертой дизартрией?

 

13. Проведите обследование ребенка дошкольного
возраста. Используя балльные критерии оценки, опре­
делите состояние моторных функций ребенка.

14. Постройте график, отражающий характер разви­
тия разных моторных функций.


ГЛАВА IV


Фонетико-фонематические

Нарушения

При стертой дизартрии


Физиологические основы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.008 с.)