Просодической стороны речи при стертой дизартрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просодической стороны речи при стертой дизартрии




Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Просодика (просодия) — представляет совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие ка­чества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударе­ние, речевое дыхание, полетность голоса, дикция. Про­содические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семанти­ческую нагрузку и т.д.

Ниже приводим пояснения к характеристикам средств просодии.

Интонация

В понятие интонации включается темп речи (сте­пень скорости произнесения речевых элементов), паузы (перерывы в произнесении речевых элементов), тембр речи (окраска человеческого голоса), тон речи (степень высоты звука), мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Мелодика

Она фиксирует повышение и понижение тона. Та­кая звуковая организация речи должна быть органиче­ски связана с содержанием, смыслом высказывания. Мельчайшее злоупотребление мелодикой мешает восп­риятию информации. Различают три вида мелодики: повествовательная — резкое понижение голоса на пос­леднем ударном слоге; вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым цент­ром вопроса; восклицательная — свидетельствует об


эмоциональном побуждении, сопровождающем речь го­ворящего.

Темп речи

Это важнейший компонент интонации. Темп — ско­рость произнесения речевых элементов. Темп речи мо­жет изменяться. Это зависит от содержания высказыва­ния, эмоционального настроя говорящего.

Патологически быстрая речь (тахилалия) требует усиленного внимания, что вызывает утомление. Пато­логически замедленная речь (брадилалия), наоборот, ослабляет внимание, что тоже приводит к утомлению.

Темп речи зависит от возраста говорящего. Темп ре­чи определяется содержанием текста.

Тембр

Индивидуальный компонент интонации — тембр, колорит голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоциональ­ного состояния человека, от времени суток. Тембр го­лоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Пауза

Особое место в интонации занимают паузы — это «незвуковое» интонационное средство. Паузы необхо­димы, так как они разрывают поток речи, чем облегча­ют восприятие речи. Интонационно-логические паузы отделяют один речевой такт от другого, помогают выяс­нить их смысл. Если не делать логической паузы, полу­чится сплошной текст, в котором трудно разобрать, ка­кие слова в предложении по смыслу тесно связаны между собой и объединены интонационно. Различают смысловую паузу (логическую), целиком определяемую синтаксисом, и ритмическую паузу, от синтаксиса не зависящую и определяемую ритмическим импульсом. Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. Длительность пауз и характер их рас­пределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.


Сила голоса

Сила голоса зависит от того, как направлены звуки голоса в резонаторы, в каком состоянии они находятся. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхатель­ного аппарата, активной артикуляцией, отсутствием лишнего мышечного напряжения. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слиш­ком громким. Сила голоса — это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колеба­ния голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса — величина объективная, то громкость — поня­тие субъективное, связанное с нашим восприятием зву­ка. Громкость — это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных об­стоятельств общения. Гибкое изменение громкости го­лоса — это средств достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса

Это физиологическое свойство речевого голоса, уп­равляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. Характеризуется организационным дыха­нием и активной работой резонаторов, усиливающих звук. При нарушении высоты голоса он становится мо­нотонным, тремолирующим, дрожащим, невыразитель­ным, немодулированным, иногда фальцетообразным.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Ритм

Это закономерное повторение соизмеримых и чув­ственно ощутимых единиц. Ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явле­ний и человеческому организму (ритмичное дыхание, работа сердца, кровообращение и т.д.).

В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, ко­торый характеризует деятельность человеческого орга­низма и в частности человеческое дыхание. Поскольку


процесс дыхания относительно ритмичен, постольку ритмична в известной мере и человеческая речь: необ­ходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса — паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми так­тами. Таким образом, единицей речевого ритма стано­вится слово или группа слов, ограниченные от после­дующих при помощи паузы.

Логическое ударение

Это выделение наиболее важного слова в ряду ос­тальных для предания предложению точного смысла. Логическим признается смысловое ударение, макси­мально сильно акцентируемое, четко выделенное инто­национно (силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением). Специфика логического ударения — в особой семанти­ке и в мере выделения акцентируемого слова. Следова­тельно, средствами выражения логического ударения являются: усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога.

Речевое дыхание

Это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосооб-разование, правильное усвоение звуков, способно изме­нить силу их звучания, помогает верно соблюдать па­узы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Правильное использо­вание дыхания в речи заключается, во-первых, в эко­номном и равномерном расходовании воздуха, во-вто­рых, в своевременном и незаметном наполнении запаса его (на паузах).

В нормальной речи плавность органически сочета­ется с паузами, которые являются необходимым компо­нентом речевого высказывания.

Полетность голоса

Это способность голоса быть слышимым на боль­ших расстояниях при минимальных затратах сил гово­рящего или поющего.


Дикция

Основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правиль­ной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, не­ба, нижней челюсти и глотки.

Просодические элементы речи: мелодика, сила про­изнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска не зависят от качества звуков речи. Кратчайшая просодическая единица язы­ка — слог или мора (лат. тога — «промежуток времени, пауза»).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма — отрезок высказывания, объединенный ин­тонационным и смысловым значением. Она выступает как ритмический элемент устной речи. Синтагма связа­на со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией.

По данным Винарской, голосовые реакции детей раннего возраста в довербальный период развития име­ют богатую эмоциональную семантику. Крики, гуление, лепет, формирующиеся на их основе псведослова и псевдосинтагмы, еще не обладают языковым значени­ем, но носят функцию коммуникации.

По мнению Жинкина, просодия является наивыс­шим уровнем развития языка, а генетически просодиче­ские средства языка древнее, чем словесные. Просоди­ческие проявления можно отметить уже у детей в мла­денческий период.

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2—3 месяцам жизни становится все более модулированным и отража­ет различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух ме­сяцев голосовые выражения дифференцируются благо­даря разным интонациям голоса (крика, плача), но бо­лее подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. В сочетании с выразительными мимическими движе­ниями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает, что во время кри-


ка ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и речедвигательных зон коры, а отсюда пере­даются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2—4 месяца у ребенка появляются короткие зву­ки — гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыс­лового содержания, но имеют определенную интона­цию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают ти­пы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством обще­ния с взрослым в силу их интонационной выразитель­ности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепетд происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков за­медляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключает­ся в том, что с ее наступлением связан переход от ге­нерализованных движений к более дифференцирован­ным. От 7-8 месяцев до одного года артикуляция осо­бенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фо­немы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной ин­тонации. Примерно к И месяцам появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выде­ляется длительностью, громкостью, высотой звука. Ве­роятнее всего, это начальная стадия формирования уда­рения.

Данные онтогенеза свидетельствуют о том, что ин­тонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем начинается формиро­вание словесной речи. Исследование Тонковой-Ям-польской показали, что процесс овладения интонаци­онной системой языка начинается у ребенка уже на ста-


дни гуления. Гвоздев отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложе­ния. Примерно в то же время появляются разновид­ности восклицательной интонации, а на втором году жизни — вопросительные.

Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка. Ход преобра­зования врожденных голосовых реакций в знаки эмоци­ональной выразительности отражен в таблице № 7, ко­торую заимствовали из работы Е.Н. Винарской* (2005 г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.01 с.)