Особенности просодики у детей со стертой дизартрией




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности просодики у детей со стертой дизартрией



Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, ко­торые обусловлены наличием неврологической микро­симптоматики. В основе нарушения при этом расстрой­стве могут лежать легкие остаточные нарушения иннер­вации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптомати­ке, помимо нарушения звукопроизношения и фонема­тического слуха, наблюдаются просодические наруше­ния: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще


низкий, голос тихий, темп речи замедленный или уско­ренный.

Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разно­образные фонетические средства оформления высказы­вания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным обра­зом взаимодействуют, определяя как смысловое содер­жание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

В работах Мастюковой, посвященных изучению ре­чи детей с дизартрией, отмечаются нарушение у них темпа речи, а также трудность использования динами­ческого, ритмического и мелодического ударений. В ис­следовании Л.И. Беляковой, И.З. Романчук, посвящен­ном изучению особенностей интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушения­ми речи, отмечается, что в возрасте 11—12 лет у них вы­ражены стойкие нарушения просодики. Наиболее слож­ны пробы на преобразование предложений в вопроси­тельные, на выразительное чтение предложений разных конструкций. Эти данные говорят о том, что спонтан­ного улучшения просодики с возрастом не отмечается.

Многие исследователи структуры дефекта при стертой дизартрии указывают на стабильные нарушения инто­национной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложе­ния. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение ин­тонационной структуры, предполагающее в данном слу­чае слухопроизносительную дифференциацию повест­вовательной и вопросительной интонации, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нару­шенным оказывается процесс слуховой дифференци­ации интонационных структур, чем процесс их само­стоятельной реализации. Общим для детей является на­рушение просодической стороны речи, что является


диагностическим критерием при дифференциации стер­той дизартрии и дислалии.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким го­лосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп ре­чи чаще ускорен. У части детей на фоне грудного реги­стра появляется фальцет, вдох с придыханием, с подня­тием плеч; в основном отмечается верхнегрудное (верх­неключичное) дыхание; ослаблен речевой выдох. У некоторых детей речевой выдох укорочен и они говорят на вдохе — в этом случае речь становится захлебываю­щейся. Речь детей невыразительная, дикция нечеткая. При рассказывании стихотворная речь ребенка моно­тонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Наблюдаются нарушения формирования инто­национной структуры предложения, при этом более на­рушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятель­ной реализации.

Специально проведенное исследование различных просодических компонентов показывает, что в первую очередь нарушается восприятие и слуховые дифферен-цировки интонационных структур. У многих детей со стертой дизартрией есть трудности при восприятии рит­ма изолированных ударов, акцентированных ударов. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. За­дания на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей со стертой дизартрией недоступно, требуется активная помощь взрослого. Дети, допускаю­щие ошибки при восприятии и воспроизведении инто­наций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны за­дания при обследовании логического ударения. Дети со стертой дизартрией не могут акцентировано произно­сить определенное слово в предложении.


При восприятии на слух фразы с утрированным ло­гическим ударением дети часто не выделяют акценти­рованного слова. При обследовании модуляций голоса по высоте и силе, также отмечаются некоторые труднос­ти. Не удается интонировать мелодии (на материале глас­ных) снизу вверх и сверху вниз. В ряде случаев не уда­ется изменить силу голоса. В целом диапазон голоса у де­тей со стертой дизартрией сужен (в пределах 3—4 тонов).

Причина нарушения голоса при стертой дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений го­лосовых складок мышц диафрагмы возникают наруше­ния, которые относятся к эфферентному звену. Аф­ферентная патология проявляется в недостаточности кинестетического анализа, в нарушении проприоцеп-тивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.

Во многих исследованиях просодическая сторона ре­чи детей со стертой дизартрией оценивается как эмоци­онально невыразительная монотонная. Внятность речи заметно снижается при увеличении речевой нагрузки. Голос детей оценивается следующими характеристика­ми: слабый, немелодичный, глухой, хриплый, монотон­ный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый, назализованный, слабомодулированный. Эти симптомы могут быть представлены при стертой дизартрии в раз­ных комбинациях и разной степени выраженности. До­статочно редко встречающимся симптомом при стертой дизартрии является назализация (в чистом виде), т.е. не связанная с аденоидами. Исследования Е.Э. Артемовой (2005) выявили зависимость между степенью сформиро­ванное™ просодического оформления речевого выска­зывания и степенью сформированности операций слу­хового самоконтроля. Артемовой была использована адаптированная методика И. Паана для выявления воз­можности детей выделять ошибки в собственной речи. Эта методика позволила автору определить характер на­рушений просодики у дошкольников: сенсорный, мо­торный, смешанный.


Моторный характер нарушения просодики конста­тируется у дошкольников с речевым нарушением в слу­чаях низкой степени сформированности просодики при достаточном уровне слухового самоконтроля. Сенсор­ный характер нарушений просодики отмечается у детей, у которых нарушения просодики сочетаются с несфор-мированностью слухового самоконтроля. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушений просодики выра­жается в просодических нарушениях, протекающих на фоне формирующегося слухового самоконтроля (или находящегося на стадии автоматизации).

Артемовой выделены 4 степени сформированности просодической стороны речи у дошкольников (со стер­той дизартрией, ОНР, ФФН, ФН).

1 степень (низкая) — грубые нарушения просодиче­
ских компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты
голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и ок­
ружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям
недоступны задания, предполагающие произвольное из­
менение ритмических и звуковысотных характеристик.
Нарушения интонационного оформления высказыва­
ний носят стабильный характер во всех видах речевой
деятельности.

2 степень (недостаточная) — изменения голоса но­
сят незначительный характер. Изменения просодики
касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблю­
даются трудности при выполнении специальных зада­
ний на воспроизведение различных ритмических и ин­
тонационных структур. Однако спонтанная речь, осо­
бенно в эмоционально значимой ситуации, может быть
достаточно выразительной.

3 степень (средняя) — непостоянное или нестойкое
отклонение от нормы по одной или нескольким просо­
дическим характеристикам. Спонтанная речь достаточ­
но интонирована, но при выполнении специальных за­
даний возможны неточности или отдельные ошибки
при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая). Сформированность всех просо­
дических характеристик. Дети имеют нормальный тембр,
диапазон их голоса по силе и высоте соответствует воз-


растным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонаци­онной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

Исследования подтверждают неоднородность и ва­риативность нарушений просодики у дошкольников со стертой дизартрией, с общим недоразвитием речи и фо-нетико-фонематическим нарушением. Вместе с тем об­наружена корреляционная зависимость просодической стороны речи и выраженности речевого дефекта.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)