Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Поиск

Исследование состояния сформированности грам­матического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления об­щего недоразвития речи.

Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологическо­го оформления высказывания.

Предлагаемая система обследования грамматическо­го строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологиче-скими методами.

Программа обследования грамматического строя речи

I. Обследование синтаксического оформления вы­сказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

2. Составление простой модели предложений по
картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое допол­
нение.)

3. Составление сложной модели предложений по
картинкам с простыми и сложными предлогами.

4. Составление предложений повышенной сложнос­
ти с прямым и косвенным дополнением.

5. Составление предложений из слов в начальной
форме.

6. Верификация предложений.

7. Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочета­
нием.


9. Составление сложного предложения по двум кар­тинкам с использованием союзов.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматиз-
мов.)

1. Именительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных.

2. Родительный падеж. Единственное и множествен­
ное число имен существительных для отрицания чего-
либо.

3. Родительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места.

4. Дательный падеж с предлогами для обозначения
лица, к которому направлено движение, и места движе­
ния.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное
число имен существительных для обозначения лица.

 

6. Винительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных для обозначения
объекта.

7. Винительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места.

8. Творительный падеж для обозначения орудий-
ности.

9. Творительный падеж с предлогами для обозна­
чения места, совместности.

10. Предложный падеж для обозначения места и
объекта.

III. Согласование имени прилагательного с именем
существительным в роде, числе, падеже.

1. Именительный падеж.

2. Родительный падеж.

3. Дательный падеж.

4. Винительный падеж.

5. Творительный падеж.

6. Предложный падеж.

IV. Согласование глагола с именем существитель­
ным, с местоимением.

1. Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам.

2. Изменение числа глагола.


3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.

V. Согласование имени существительного с притя­
жательным местоимением.

1. Составление словосочетаний.

2. Составление предложений.

VI. Согласование имени существительного и числи­
тельного.

1. Именительный падеж.

2. Родительный падеж.

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)

1. Повторение предложений.

Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1—2 раза.

Инструкция: «Повтори за логопедом».

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что хо­лодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись ло­шади.

Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий):

4 балла — правильное выполнение;

3 балла — неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения;

2 балла — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения;

1 балл — грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.

О баллов — отказ от выполнения.

Примечание:

Ребенок может воспроизводить предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. На успешность выполнения влияют


также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встреча­ются вербальные и литеральные парафазии, а также по­иск слов и трудности удержания смысловой программы.

2. Составление предложений по картинкам. (Пред­
ложения простой модели: подлежащее + сказуемое 4-
+ простое дополнение.)

Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь пред­ложение».

Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко.

3. Составление предложений по картинкам. (Пред­
ложения сложной модели: с простыми и сложными
предлогами.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь пред­ложение».

Мальчик играет в мяч (в футбол).

Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Мальчик лезет через забор.

Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).

Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).

4. Составление предложений по картинкам. (Пред­
ложения повышенной сложности, модели сложного
предложения с прямым и косвенным дополнением, од­
нородными членами.)

Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь пред­ложение».

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет.


Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

Примечание:

Пробы 2, 3, 4 достаточно информативны. Они про­воцируют не только грамматические, но и многочис­ленные лексические ошибки, а также выявляют труд­ности смыслового программирования. Все эти ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки.

5. Составление предложений из слов в начальной
форме.

Материал: слова.

Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение».

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.

Петя, купит, шар, мама, красный.

Слова предъявляются до первого ответа.

Примечание:

Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их вы­полнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении.

6. Верификация предложений.
Материал: деформированные предложения.
Инструкция: «Логопед будет читать предложение, ес­
ли ты заметишь ошибку, то исправь ее».

Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Примечание:

Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми. (Хорошо


спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.)

7. Дополнение предложения предлогами.
Материал: предложения с пропущенными предло­
гами.

Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное ма­ленькое слово».

Лена наливает чай... чашки.

Птенец выпал... гнезда.

Щенок спрятался... крыльцом.

Деревья шумят... ветра.

Пес сидит... конуре.

8. Завершение союзного предложения словосочета­
нием.

Материал: сюжетные картинки, на которых изобра­жено несколько действий.

Инструкция: «Закончи предложение».

... (он уже боль-(горит красный (идет дождь), (нужно убрать).

Мальчик промочил ноги, потому что... (ходил по лужам).

Школьника одевает бабушка, хотя шой).

Поезд остановился, потому что... семафор).

Девочка надевает плащ, потому что

Если игрушки разбросаны, то их

9. Составление сложного предложения по двум кар­
тинкам с использованием союзов.

Материал: парные картинки с изображением разных событий.

Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и пти­цы улетают на юг».

Мальчики читают... Девочки рисуют.

Дети пошли в лес... В лесу выросли грибы.

Началась метель... Пограничник стоит на посту.

Дети покупают ёлочные игрушки... Дети наряжают ёлку.


Приведенные выше девять заданий многофункци­ональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошиб­ки. Оценка ответов детей может производиться по раз­ным критериям:

—грамматическое оформление;

—лексическое оформление;

—смысловая адекватность;

—наличие ошибок, обусловленных трудностями зву-
кослоговой стороны речи.

Такая всесторонняя оценка может либо использо­ваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оцен­кой одного вида, непосредственно связанной с синтак­сисом.

При обследовании грамматического строя речи вы­являют не только умение строить разные типы предло­жений, но и характер связи и отношения между сло­вами в предложении. При обследовании выявляют ха­рактер структурного и морфемного аграмматизма. Выявленные ошибки анализируются. Для выявления умения ребенка правильно связывать слова в предложе­нии обследуют возможность выражение грамматических отношений управления.

II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ)

Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреб­лять имена существительные в единственном и множе­ственном числе в разных падежах. Это падежное управ­ление. В нашем варианте обследования это задания:

№ 1. Именительный падеж. Единственное и множе­ственное число имен существительных;

№ 2. Родительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для отрицания че­го-либо;


№ 5. Дательный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных для обозначения лица;

№ 6. Винительный падеж. Единственное и множе­ственное число имен существительных для обозначения объекта;

№ 8. Творительный падеж для обозначения орудий-ности.

Кроме падежного управления, обследуется возмож­ность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания су­ществительных. В нашем варианте обследования это за­дания:

№ 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;

№ 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обо­значения лица, к которому направлено движение, и места движения;

№ 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;

№ 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности.

№ 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.

Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном чис­ле. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.

1. Именительный падеж. Единственное и множест­венное число имен существительных.

Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда
изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назо­
вет один предмет, а ты назови когда их много».
Коза —... козы Муравей —... муравьи

Чашка —... чашки Лоб —... лбы

Поезд —... поезда Котёнок —... котята

Лист —... листья Друг —... друзья


Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла — правильное выполнение задания;

3 балла — отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно;

2 балла — небольшая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые исправляются после стимулирующей помощи;

1 балла — большая часть задания выполняется с ошибка­ми, которые исправляются после подсказки;

О баллов — большая часть задания выполняется с ошиб­ками, которые не исправляются после помощи.

2. Родительный падеж. Единственное и множествен­ное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картин­ку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».

... нет столов.... нет стульев.. нет носов, нет окон, нет ушей.

Стол —... нет стола. Столы —

Стул —... нет стула. Стулья —

Нос —... нет носа. Носы —..

Окно —... нет окна. Окна —..

Ухо —...нет уха. Уши —...

3. Родительный падеж с предлогами для обозначе­
ния места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до,
вместо).

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака?... Из конуры. Где стоит миска?... Около конуры. Откуда слетел петух?... С крыши конуры. Откуда вышла курица?... Из-за конуры. Откуда собака достала кость?... Из-под конуры.

4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозна­
чения лица, к которому направлено движение, и места
движения.

Инструкция: «Ответь на вопросы». К кому пришел врач?... к маме. Где едут машины?... по дороге. Где плывет пароход?... по морю. Куда подъехал автобус?... к остановке.


5. Дательный падеж. Единственное и множественное
число имен существительных для обозначения лица.

Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?»

Кошка — кошке — кошкам Заяц — зайцу — зайцам Лошадь — лошади — лошадям Утка — утке — уткам Собака — собаке — собакам

6. Винительный падеж. Единственное и множест­
венное число имен существительных для обозначения
объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?»

Слон — слона — слонов Медведь — медведя — медведей Озеро — озеро — озёра Белка — белку — белок Зеркало — зеркало — зеркала Ёж — ежа — ежей Дом — дом — дома

7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за
для обозначения места.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?»

Куда укатился мяч?... под диван. Куда положили мяч?... на диван. Куда закатился мяч?... за диван. Куда забили мяч?... в ворота.

8. Творительный падеж для обозначения орудий-
ности.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?»
Чем гладят?... Чем пишут?...

Чем ловят рыбу?... Чем подметают пол?...

Чем режут хлеб?... Чем чистят зубы?...

9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над
для обозначения места, совместности.


Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? с кем?... с чем? ...»


Единственное число

Где растет гриб?... под ёлкой.

Где спряталась девоч­ка?... за деревом.

Где висит лампа?... над столом.

С кем играет маль­чик?... с собакой.

С чем играет девочка?... с куклой.

С чем едят суп?... с хлебом.


Множественное число

Где растут грибы?... под ёлками.

Где спрятались девоч­ки?... за деревьями.

Где висят лампы?... над столами.

С кем играют мальчи­ки?... с собаками.

С чем играют девочки?... с куклами.

С чем испекли пирог?... с грибами.


10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?... о чем?...»

Где стоит ваза?... на столе.

Где плавают рыбки?... в аквариуме.

Где лежат книги?... на полке.

О чём мечтает девочка?... о кукле.

О чём мечтает мальчик?... о мяче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.014 с.)