Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование грамматического строя языка детей со стертой дизартриейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи. Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологиче-скими методами. Программа обследования грамматического строя речи I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.) 1. Повторение предложений. 2. Составление простой модели предложений по 3. Составление сложной модели предложений по 4. Составление предложений повышенной сложнос 5. Составление предложений из слов в начальной 6. Верификация предложений. 7. Дополнение предложения предлогами. 8. Завершение союзного предложения словосочета 9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. II. Управление. (Выявление морфемных аграмматиз- 1. Именительный падеж. Единственное и множест 2. Родительный падеж. Единственное и множествен 3. Родительный падеж с предлогами для обозначе 4. Дательный падеж с предлогами для обозначения 5. Дательный падеж. Единственное и множественное
6. Винительный падеж. Единственное и множест 7. Винительный падеж с предлогами для обозначе 8. Творительный падеж для обозначения орудий- 9. Творительный падеж с предлогами для обозна 10. Предложный падеж для обозначения места и III. Согласование имени прилагательного с именем 1. Именительный падеж. 2. Родительный падеж. 3. Дательный падеж. 4. Винительный падеж. 5. Творительный падеж. 6. Предложный падеж. IV. Согласование глагола с именем существитель 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по 2. Изменение числа глагола. 3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. V. Согласование имени существительного с притя 1. Составление словосочетаний. 2. Составление предложений. VI. Согласование имени существительного и числи 1. Именительный падеж. 2. Родительный падеж. I. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) 1. Повторение предложений. Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1—2 раза. Инструкция: «Повтори за логопедом». В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий): 4 балла — правильное выполнение; 3 балла — неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла — негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения; 1 балл — грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. О баллов — отказ от выполнения. Примечание: Ребенок может воспроизводить предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. На успешность выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы. 2. Составление предложений по картинкам. (Пред Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко. 3. Составление предложений по картинкам. (Пред Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати). 4. Составление предложений по картинкам. (Пред Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. Примечание: Пробы 2, 3, 4 достаточно информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все эти ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки. 5. Составление предложений из слов в начальной Материал: слова. Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение». Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, бросить, косточка. Петя, купит, шар, мама, красный. Слова предъявляются до первого ответа. Примечание: Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении. 6. Верификация предложений. Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Примечание: Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми. (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.) 7. Дополнение предложения предлогами. Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное маленькое слово». Лена наливает чай... чашки. Птенец выпал... гнезда. Щенок спрятался... крыльцом. Деревья шумят... ветра. Пес сидит... конуре. 8. Завершение союзного предложения словосочета Материал: сюжетные картинки, на которых изображено несколько действий. Инструкция: «Закончи предложение».
Мальчик промочил ноги, потому что... (ходил по лужам). Школьника одевает бабушка, хотя шой). Поезд остановился, потому что... семафор). Девочка надевает плащ, потому что Если игрушки разбросаны, то их 9. Составление сложного предложения по двум кар Материал: парные картинки с изображением разных событий. Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг». Мальчики читают... Девочки рисуют. Дети пошли в лес... В лесу выросли грибы. Началась метель... Пограничник стоит на посту. Дети покупают ёлочные игрушки... Дети наряжают ёлку. Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям: —грамматическое оформление; —лексическое оформление; —смысловая адекватность; —наличие ошибок, обусловленных трудностями зву- Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой одного вида, непосредственно связанной с синтаксисом. При обследовании грамматического строя речи выявляют не только умение строить разные типы предложений, но и характер связи и отношения между словами в предложении. При обследовании выявляют характер структурного и морфемного аграмматизма. Выявленные ошибки анализируются. Для выявления умения ребенка правильно связывать слова в предложении обследуют возможность выражение грамматических отношений управления. II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания: № 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных; № 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо; № 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица; № 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта; № 8. Творительный падеж для обозначения орудий-ности. Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания: № 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места; № 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения; № 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места; № 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности. № 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о. Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов. 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда Чашка —... чашки Лоб —... лбы Поезд —... поезда Котёнок —... котята Лист —... листья Друг —... друзья Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла — правильное выполнение задания; 3 балла — отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла — небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла — большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после подсказки; О баллов — большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».
Стол —... нет стола. Столы — Стул —... нет стула. Стулья — Нос —... нет носа. Носы —.. Окно —... нет окна. Окна —.. Ухо —...нет уха. Уши —... 3. Родительный падеж с предлогами для обозначе Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака?... Из конуры. Где стоит миска?... Около конуры. Откуда слетел петух?... С крыши конуры. Откуда вышла курица?... Из-за конуры. Откуда собака достала кость?... Из-под конуры. 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозна Инструкция: «Ответь на вопросы». К кому пришел врач?... к маме. Где едут машины?... по дороге. Где плывет пароход?... по морю. Куда подъехал автобус?... к остановке. 5. Дательный падеж. Единственное и множественное Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?» Кошка — кошке — кошкам Заяц — зайцу — зайцам Лошадь — лошади — лошадям Утка — утке — уткам Собака — собаке — собакам 6. Винительный падеж. Единственное и множест Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?» Слон — слона — слонов Медведь — медведя — медведей Озеро — озеро — озёра Белка — белку — белок Зеркало — зеркало — зеркала Ёж — ежа — ежей Дом — дом — дома 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?» Куда укатился мяч?... под диван. Куда положили мяч?... на диван. Куда закатился мяч?... за диван. Куда забили мяч?... в ворота. 8. Творительный падеж для обозначения орудий- Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?» Чем ловят рыбу?... Чем подметают пол?... Чем режут хлеб?... Чем чистят зубы?... 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? с кем?... с чем? ...» Единственное число Где растет гриб?... под ёлкой. Где спряталась девочка?... за деревом. Где висит лампа?... над столом. С кем играет мальчик?... с собакой. С чем играет девочка?... с куклой. С чем едят суп?... с хлебом. Множественное число Где растут грибы?... под ёлками. Где спрятались девочки?... за деревьями. Где висят лампы?... над столами. С кем играют мальчики?... с собаками. С чем играют девочки?... с куклами. С чем испекли пирог?... с грибами. 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где?... о чем?...» Где стоит ваза?... на столе. Где плавают рыбки?... в аквариуме. Где лежат книги?... на полке. О чём мечтает девочка?... о кукле. О чём мечтает мальчик?... о мяче.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.243 (0.014 с.) |