Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностическое обследование↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Научный редактор Н.В. Серебрякова ВВЕДЕНИЕ Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранний возраст - это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития. Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-ледагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации. Дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не только год, но даже месяц, неделя и день. Если в период с 7-го по 21-й день жизни {наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоционально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на лице взрослого или игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с концентрацией и устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на его успеваемость в школе. Если взрослые не позаботились о том, чтобы ребенок с 2-х месяцев начал захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики на первом и втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни ребенка. Родители часто жалуются на беспричинные капризы, непослушание, чрезмерную двигательную активность детей раннего возраста. При этом психологи все чаще отмечают случаи нарушения стиля семейного воспитания. Родители либо жестко контролируют поведение ребенка, ограничивают его двигательную и познавательную активность, требуют безоговорочного послушания либо наоборот, все позволяют, что приводит к неумению ребенка сдерживать свои желания, к трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии оказывают отрицательное влияние на дальнейшее школьное обучение ребенка и являются причиной школьной дезадаптации.
Ранее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения На всех этапах коррекционно-развивающих занятий родители принимают активное участие в играх и заданиях, специалисты знакомят родителей с проблемами и успехами ребенка, демонстрируя положительный опыт общения и образец поведения взрослого. Коррекционно-развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном быстро меняющемся обществе. Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и дидактический материал, рассчитанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило стимулом к созданию данного пособия. Предлагаемый методический материал ориентирован как на детей с проблемами в развитии, так и на детей с нормальным психическим и речевым развитием. Мы надеемся, что наше методическое пособие поможет специалистам в проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, а родителям растить своих детей здоровыми, любознательными и жизнерадостными. Директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района С.-Петербурга О.В. Баранова ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ Пояснительная записка Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является: 1) определение уровня развития ребенка; 2) планирование работы: а) по дальнейшему развитию ребенка {для детей с уровнем развития, соответствую б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии). В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»-, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, логопедам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казьмина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм примерно 50-80% всех детей одной возрастной группы. На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Центра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования пэоео-дятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам: 1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи). 2. Крупная моторика. 3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика). 4. Социально-эмоциональная сфера. 5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет). Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами прс-слеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений развития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каждая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе. Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрастных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет: • от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев). • от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет). • от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет). Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются определенные виды стимульного материала. Так как ведущим видом деятельности для дошкольников раннего и младшего возраста является игровая деятельность, обследование проводится в форме игры, основанной на наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении детей. Игровые задания конкретны, привлекают внимание ребенка, небольшие по объему, что диктуется особенностями психических процессов детей данного возраста. В ходе обследования отмечаются: 1. Уровень развития по следующим сферам: а) речевое развитие: б) когнитивное развитие: в) мелкая моторика: г) крупная моторика: д) самообслуживание: е) социализация. 2. Особенности психических процессов, таких как: а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про д) внимание: • устойчивость - способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном • переключаемость - способность ребенка переходить от одной деятельности к • объем и поле внимания - способность действовать двумя и более предметами в е) характер игровой деятельности: • манипулирование с предметами (адекватность использования предметов); • конструктивные игры; • игры с воображаемыми предметами: • сюжетные игры; • сюжетно-ролевые игры. Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую возрасту ребенка Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня психомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследованиях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно проводить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет - один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год. Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуального консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами: • ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от • присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»; • родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами разви Консультирование включает в себя несколько этапов; 1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (пе 2. Обследование ребенка и сбор данных. 3. Консультирование родителей. На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указанным в карте Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, выявляются проблемы, которые волнуют родителей. На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получают ответы на интересующие их вопросы. При необходимости проводится дополнительное консультирование - обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов. Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения заносятся в карту обследования. Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время - беседа с родителями и свободная игра ребенка). Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет смены видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использования методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагностирования. Во время консультирования используются различные методы обследования: беседа, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определенного набора диагностического материала. Выбор тех или иньх методов и последовательность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка, помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития. Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности. В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заведомо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство. Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе обследования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая позволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных. В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовывается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре: ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывается несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и ведущим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологических проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.). Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмечается, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в пространственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции. В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количество слов в предложении). Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представлены на основе схемы системного развития нормальной детской речи, составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г. Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаимодействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм родителями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, материнская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тревожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, социальное положение родителей и т.п.). Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, представлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования». КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (5 мес. - 1 год 10 мес.) 1. Ф.И. ребенка___________________________________________________ дата рождения__________ возраст_____; п-ка №_______; я/сад №__________ 2. Дата посещения________________________________________________ 3. Специалисты __________________________________________________ 4. Повод для обращения ___________________________________________ 5. Ф.И.О. матери__________________________________________________ 6. Ф.И.О. отца_____________________________________________________ 7. Состав семьи, жилищные условия 8. Адрес, телефон 9. Данные обследования: Речевое развитие: а) понимание речи _______ б) доречевое развитие: - гуление (спонтанное, отраженное)___________________ - лепет (дифференцированный, недифференцированный) в) активная речь: звукоподражания____________________________________ слова фразовая речь Когнитивное развитие: игра_________________ цвет форма_ размер________________________________ представления о константности объекта Развитие крупной моторики: держит голову___________ направление движения ручек.одмр перевороты: на бок, со спины на живот. с живота на спину сидит_____________________; встает у опоры_______________________ ползает: по-пластунски____, на четвереньках_____; самостоятельно садится______________ ходит у опоры__________; стоит самостоятельно; ходит самостоятельно перешагивает препятствия_____________________________________________, поднимается по лестнице приставным шагом_____; спускается по лестнице пристав ловит мяч __________; удерживает равновесие__________________________________ Развитие мелкой моторики: координация_________________________________________________________________ захват______________________________________________________________________ ротация_____________________________________________________________________ Развитие навыков самообслуживания: еда _________________________________________________________________________ одевание ____________________________________________________________________ туалет_____________________________________________________________________ Социализация: улыбка_____________________. гуление отраженное______________________________ реакция на незнакомца________________________________________________________ контакт ____________________________________________________________________ интерес_____________________________________________________________________ эмоции______________________________________________________________________ активность 10. Заключение: 11. Рекомендации: 12. Дополнительные сведения:
ДАННЫЕ АНАМНЕЗА. 1. Беременность: по счету______, исход предыдущих_____________________________ как протекала: токсикоз 1,2 половины, угроза прерывания (на сроке___ нед.), анемия, прибавка в весе, резус-конфликт острые инфекционные заболевания ____________________________________________ сопутствующие заболевания, травмы__________________________________________ употребление медикаментов___________________________________________________ преобладающее эмоциональное состояние 2. Роды: по счету______ на сроке_____ недель как протекали: естественным путем, кесарево сечение, безводный период физиологич.____________ /быстрые_____________ /затяжные _____________________; обвитие пуповины_________________; положение плода____________ воды__________; 3. Состояние ребенка после рождения: Апгар ________, масса_______ г; длина_____ см; Асфиксия_______; когда приложен к груди__________________. Терапия _____________________________________________________________________ Выписан из роддома на_______ сутки Переведен (куда)_____________________________________________________________ Заключение неонатолога _____. ____________ 4. Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, травмы, Терапия: 5. Данные обследования невропатологом: 6. Прочие специалисты
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (1 год 10 мес. - 3 года) 1. Ф.И. ребенка___________________________________________________________ дата рождения_____________ возраст_________; п-ка №______; дет. сад №_____ 2. Дата посещения ________________________________________________________ 3. Специалисты___________________________________________________________ 4. Повод для обращения___________________________________________________ 5. Ф.И.О. матери__________________________________________________________ 6. Ф.И.О. отца____________________________________________________________ 7. Состав семьи, жилищные условия 8. Адрес, телефон 9. Данные обследования: Речевое развитие: понимание речи: - обращенной речи_______ - грамматических форм: ед.-мн. число сущ. активная речь: - звукоподражания______________________ - слова - фразовая речь_______________________________ особенности речи:____________________________ Когнитивное развитие: размер: знает_____________________ сортирует форма: знает_____________________ вкладывает цвет: знает_______________________ сортирует понятие «такой же»:__________________________ части тела ___ _____ подражательная деятельность пространственные отношения_ память Развитие крупной моторики: координация движений_______ ходьба__________________ бег_______________ прыжки__ подъем по лестнице_________________ спуск по лестнице Развитие мелкой моторики: координация____________________ захват ______________
Развитие навыков самообслуживания: еда ________________________ одевание ________________________________ туалет_________________________________ Социализация: контакт_____________________ особенности интерес_________________________________ эмоции: адекватность__________________ выраженность активность внимание: устойчивость________________ поле _ переключаемость_____________________ объём _ характер игровой деятельности______________ 10. Заключение: 11. Рекомендации: 12. Дополнительные сведения: ДАННЫЕ АНАМНЕЗА Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. - 1 год 10 мес.».
Заключение 11. Рекомендации: 12. Дополнительные сведения: ДАННЫЕ АНАМНЕЗА Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. - 1 год 10 мес».
Описание стимульного материала для диагностического обследования 1. Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела. Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев -две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть). С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.). С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ребенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие. Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая игрушка - зайчик, который надевается на руку. 2. «Кубикоброс» и «Шарикоброс» (две банки, одна с круглым, другая с квадратным С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно. С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать предметы по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора). 3. Объемный пазл с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребенка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представления о константности объекта. 4. Рамки Монтессори с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником: затем следующая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке располагаются в ряд). Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизонтально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательности: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка). Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и большим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребенок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треугольник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник). 5. Набор геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников основных цветов Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него возникло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается {в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок). Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - желтый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3—4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его). После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полянки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка». В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометрические фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста количество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал. С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сортировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания. 6. «Полянки с липучками». Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги). Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квадрат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру). Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. проверяется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету). Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фигур с полянками. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный цвета. 7. Игра «Шары». В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового). Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Обследование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цвету ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»). 8. Игра «Подбери пару». В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет- рических фигур (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разного цвета, и отдельные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец. Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет. 9 Игра-планшет «Сортировка по двум признакам». В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук). Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так. чтобы месторасположение совпало с цветом и формой положенной фигуры. Цель игры, проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме). Игра предлагается детям с 3 с половиной лет. 10. Пирамиды (большая и маленькие). С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные: пирамида при покачивании издает мелодичный звук. Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами. С 1 года 6 месяцев кроме большой пирамиды, используются две маленькие пирамидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка предлагается каждая пирамидка отдельно На них проверяется различение ребенком цветов. Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пирамидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами. Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не предполагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие кольца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом. Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру. Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередовать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает образец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - мале
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.014 с.) |