Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическое обследование

Поиск

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ДЕТЕЙ

РАННЕГО И МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Научный редактор Н.В. Серебрякова


ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к уве­личению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со сто­роны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физи­ческого, речевого и эмоционального развития ребенка.

Ранний возраст - это период становления функциональных систем, формирования выс­ших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимо­действия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы вос­приятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования мно­гих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого-ледагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика психомоторного и речевого развития, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые про­являются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появле­ния вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

Дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не только год, но даже месяц, неделя и день. Если в период с 7-го по 21-й день жизни {наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоцио­нально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на лице взрос­лого или игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с концентрацией и устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на его успеваемость в школе. Если взрос­лые не позаботились о том, чтобы ребенок с 2-х месяцев начал захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики на первом и втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.

Родители часто жалуются на беспричинные капризы, непослушание, чрезмерную двига­тельную активность детей раннего возраста. При этом психологи все чаще отмечают слу­чаи нарушения стиля семейного воспитания. Родители либо жестко контролируют поведе­ние ребенка, ограничивают его двигательную и познавательную активность, требуют безо­говорочного послушания либо наоборот, все позволяют, что приводит к неумению ребенка сдерживать свои желания, к трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии оказывают отрицатель­ное влияние на дальнейшее школьное обучение ребенка и являются причиной школьной дезадаптации.

 


Ранее вмешательство специалистов и активное участие родителей может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает воз­можность более широкого выбора типа школьного обучения На всех этапах коррекционно-развивающих занятий родители принимают активное участие в играх и заданиях, специа­листы знакомят родителей с проблемами и успехами ребенка, демонстрируя положитель­ный опыт общения и образец поведения взрослого.

Коррекционно-развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением ин­теллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном бы­стро меняющемся обществе.

Несмотря на острую актуальность проблемы диагностики и коррекции отклонений в раз­витии детей раннего и младшего дошкольного возраста, в настоящее время недостаточно разработаны и систематизированы программы, методы и дидактический материал, рас­считанный на работу с детьми этого возраста, что и послужило стимулом к созданию дан­ного пособия.

Предлагаемый методический материал ориентирован как на детей с проблемами в раз­витии, так и на детей с нормальным психическим и речевым развитием.

Мы надеемся, что наше методическое пособие поможет специалистам в проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и младшего дош­кольного возраста, а родителям растить своих детей здоровыми, любознательными и жиз­нерадостными.

Директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района С.-Петербурга О.В. Баранова


ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ

Пояснительная записка

Целью диагностического обследования психомоторного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

1) определение уровня развития ребенка;

2) планирование работы:

а) по дальнейшему развитию ребенка {для детей с уровнем развития, соответствую­
щим возрастной норме).

б) по коррекции развития ребенка (для детей с нарушением в развитии).

В настоящее время нет единых норм развития, касающихся возрастного этапа с 1 года до 4 лет. В детских дошкольных учреждениях, как правило, пользуются нормативами, из­ложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1, разработанной специа­листами НИИ дошкольного воспитания. С 1995 года в дошкольных учреждениях активно реализуется программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»-, разрабо­танная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В помощь родителям и специалистам, работающим с детьми (воспитателям, лого­педам, педагогам, психологам), в 2001 г. был издан «Дневник развития ребенка» A.M. Казь­мина, Л.В. Казьминой с нормативными таблицами. Представленные нормативы во многом совпадают с нормами развития, составленными Н.М. Аксариной, СМ. Кривиной, К.Л. Печо­рой, Г.В. Пантюхиной, ориентированными в результате апробации на выполнение норм при­мерно 50-80% всех детей одной возрастной группы.

На базе отдела реабилитации и коррекции детей раннего и младшего возраста Цент­ра психолого-медико-социального сопровождения диагностические исследования пэоео-дятся в основном с учетом указанных выше норм. Обследование уровня развития детей осуществляется по следующим сферам:

1. Познавательная деятельность (включает когнитивное развитие и развитие речи).

2. Крупная моторика.

3. Мелкая моторика (под этим термином подразумевается ручная моторика).

4. Социально-эмоциональная сфера.

5. Самообслуживание (еда, одевание, туалет).

Такое выделение сфер является довольно условным, так как между сферами прс-слеживается определенная связь, обусловленная взаимозависимостью направлений раз­вития ребенка (психического, сенсорного, умственного и физического). В то же время каж­дая сфера основана на конкретных знаниях, умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень его развития в этой сфере на определенном возрастном этапе.

Описываемая методика исследования предполагает выделение нескольких возрас­тных этапов. В этой работе рассматривается три этапа, включающие в себя возраст от 1 года до 4 лет:

• от 12 до 22 месяцев (с 1 года до 1 года 10 месяцев).

• от 22 до 36 месяцев (с 1 года 10 месяцев до 3 лет).

• от 36 до 48 месяцев (с 3 лет до 4 лет).

Для диагностирования детей на указанных возрастных этапах подбираются опреде­ленные виды стимульного материала. Так как ведущим видом деятельности для дошколь­ников раннего и младшего возраста является игровая деятельность, обследование прово­дится в форме игры, основанной на наглядно-действенном и наглядно-образном мышле­нии детей. Игровые задания конкретны, привлекают внимание ребенка, небольшие по объе­му, что диктуется особенностями психических процессов детей данного возраста.


В ходе обследования отмечаются:

1. Уровень развития по следующим сферам:

а) речевое развитие:

б) когнитивное развитие:

в) мелкая моторика:

г) крупная моторика:

д) самообслуживание:

е) социализация.

2. Особенности психических процессов, таких как:

а) контакт (вхождение ребенка в контакт со взрослым сразу или по истечении опре­
деленного времени). Как правило, это не должно занимать более 15-20 минут для
детей с 1 года до 1 года 10 месяцев: 5-10 минут для детей с 1 года 10 месяцев до
3 лет: 5 минут для детей после 3 лет;

б) интерес (проявление интереса к играм (игрушкам), исследование окружающих пред­
метов);

в) аффективный компонент продуктивности (отсутствие либо проявление ребенком
каких-либо эмоций в процессе игры и по ее окончании; какие эмоции у ребенка
преобладают: положительные, отрицательные, адекватность проявления эмоций
и степень их выраженности: низкая, средняя, высокая);

г) активность (интенсивность психической и двигательной деятельности, которая про­
является в процессе игры, и уровень активности: низкий, средний, высокий);

д) внимание:

• устойчивость - способность ребенка сосредоточиваться на чем-либо (в данном
случае, на игрушке или игровой деятельности). В возрасте с 1 года до 1 года 10
месяцев дети могут сосредоточивать внимание на одном виде деятельности (иг­
рушке) от 2 до 5 минут, с 1 года 10 месяцев до 3 лет до 10-15 минут, с 3 лет до 15-
20 минут;

• переключаемость - способность ребенка переходить от одной деятельности к
другой по требованию;

• объем и поле внимания - способность действовать двумя и более предметами в
игре, выполнять одно- и двухступенчатые инструкции, для детей старше 3 лет
дополнительно: учитывать два и более признаков предмета в игре;

е) характер игровой деятельности:

• манипулирование с предметами (адекватность использования предметов);

• конструктивные игры;

• игры с воображаемыми предметами:

• сюжетные игры;

• сюжетно-ролевые игры.

Все данные в краткой форме заносятся в карту обследования, соответствующую воз­расту ребенка Такая карта позволяет составить объективную характеристику уровня пси­хомоторного развития ребенка и отразить динамику развития при повторных обследовани­ях. Контрольные обследования детей в возрасте с 1 года до 2 лет целесообразно прово­дить два раза в год, а обследование детей в возрасте с 2 до 4 лет - один раз в год. Однако, если ребенок имеет риск отставания или отстает в развитии, то повторные обследования проводятся 3-4 раза в год.

Обследование детей проводится в присутствии родителей в форме индивидуально­го консультирования. Такая форма обследования обусловлена следующими причинами:

• ребенок раннего и младшего дошкольного возраста психологически не отделен от
матери {лица, воспитывающего его), поэтому присутствие родных позволяет ребенку чув­
ствовать себя в безопасности и поддерживает в нем уверенность;

• присутствие родителей выявляет характер взаимодействия «родитель-ребенок»;

• родители, присутствуя на консультации, знакомятся с возрастными нормами разви­
тия, с организацией игровой деятельности ребенка, с приемами, позволяющими привлечь
и удерживать внимание ребенка на выполняемой деятельности.


Консультирование включает в себя несколько этапов;

1. Налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом (пе­
дагогом, психологом, логопедом), проводящим консультацию, ребенком и его роди­
телями. Создание доверительной обстановки.

2. Обследование ребенка и сбор данных.

3. Консультирование родителей.

На втором этапе проводится собственно диагностическое обследование, в процессе которого определяются возрастные, личностные и психологические особенности ребенка, выявляются его умения и навыки, устанавливается уровень развития по сферам, указан­ным в карте Во время беседы с родителями фиксируется история развития ребенка, вы­являются проблемы, которые волнуют родителей.

На третьем этапе (консультирование родителей) по результатам полученных данных даются рекомендации по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка. Родители получа­ют ответы на интересующие их вопросы.

При необходимости проводится дополнительное консультирование - обследование у других специалистов (логопеда, психолога, педиатра, невропатолога, психиатра и дефек-толога). Первичную и дополнительную консультации могут проводить одновременно два или несколько специалистов.

Все полученные данные, заключения, рекомендации, дополнительные сведения за­носятся в карту обследования.

Продолжительность одной консультации составляет от одного до полутора часов (20-30 минут занимает обследование ребенка, остальное время - беседа с родителями и сво­бодная игра ребенка).

Увеличение длительности времени обследования ребенка достигается за счет сме­ны видов его деятельности, подбора ярких, привлекающих внимание игрушек, использова­ния методических приемов, позволяющих сохранить интерес малыша в процессе диагнос­тирования.

Во время консультирования используются различные методы обследования: бесе­да, наблюдение за игровой деятельностью ребенка, тестирование с помощью определен­ного набора диагностического материала. Выбор тех или иньх методов и последователь­ность их применения зависят от возраста, уровня развития и индивидуальных особеннос­тей обследуемого ребенка. Кроме того, обследование включает в себя обучение ребенка, помощь ему, а дополнительные задания, аналогичные первоначальным, позволяют более точно определить уровень развития.

Обследование, как правило, начинается с заданий средней степени сложности. В зависимости от успешности выполнения заданий, в дальнейшем предлагаются либо более трудные, либо более легкие задания. В ряде случаев диагностирование начинается с заве­домо легких заданий, чтобы их успешное выполнение сразу же создало у ребенка положи­тельный настрой и вызвало интерес к дальнейшему обследованию, сняло беспокойство. Это особенно важно, если ребенок плохо входит в контакт со взрослым. В процессе об­следования специалист должен создать ситуацию эмоционального комфорта, которая по­зволит более полно раскрыться как ребенку, так и его родителям, влияя на точность и достоверность полученных данных.

В зависимости от возраста обследуемого ребенка игровое пространство организовы­вается по-разному. Так, для детей до 1 года 10 месяцев на виду выставляются 5-7 игр

одновременно, специалист, ведущий консультацию, сопровождает малыша от игры к игре: ориентируясь на проявляемый им интерес. В некоторых случаях ребенку требуется перед началом игры пройти мимо всех выставленных игрушек, и только после этого он начинает играть с ними. С детьми более старшего возраста игровое пространство организовывает­ся несколько по-другому: игры предлагаются в определенной последовательности и веду­щим в таком случае является взрослый. Процесс обследования может перестраиваться при грубом несоответствии уровня развития возрасту ребенка или наличии психологичес­ких проблем (при проявлении негативизма, страхов, истериках и т.п.).


Уровень развития речи проверяется в процессе всей консультации. В карте отмеча­ется, понимает ли ребенок обращенную речь, выполняет ли простые и двухступенчатые инструкции, различает ли единственное и множественное число, а также значения суще­ствительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, ориентируется ли в простран­ственном расположении предметов, понимает ли предложно-падежные конструкции.

В графе «активная речь» записываются слова (звукоподражания, фрагменты слов, слова из 2, 3, 4 слогов), которые употребляет ребенок, отмечается наличие в активном словаре различных частей речи, а также наличие фразы (простой, развернутой; количе­ство слов в предложении).

Нормативные данные, используемые при обследовании речи ребенка, представле­ны на основе схемы системного развития нормальной детской речи, составленной НС. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961 г.

Уровень развития навыков самообслуживания выясняется со слов родителей

Помимо этого, в графе «Дополнительные сведения» отмечаются особенности взаи­модействия между ребенком и родителями (завышение, занижение возрастных норм роди­телями, гиперопека, попустительство, жесткость требований по отношению к ребенку, ма­теринская депривация, внутрисемейные проблемы и т.д.), родительские проблемы (тре­вожная мама, проблемы взаимоотношений матери ребенка со своими родителями, соци­альное положение родителей и т.п.).

Игровой материал, используемый специалистом при проведении обследования, пред­ставлен в «Перечне стимульного материала для диагностического обследования».


КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА (5 мес. - 1 год 10 мес.)

1. Ф.И. ребенка___________________________________________________

дата рождения__________ возраст_____; п-ка №_______; я/сад №__________

2. Дата посещения________________________________________________

3. Специалисты __________________________________________________

4. Повод для обращения ___________________________________________

5. Ф.И.О. матери__________________________________________________

6. Ф.И.О. отца_____________________________________________________

7. Состав семьи, жилищные условия

8. Адрес, телефон

9. Данные обследования: Речевое развитие:

а) понимание речи _______

б) доречевое развитие:

- гуление (спонтанное, отраженное)___________________

- лепет (дифференцированный, недифференцированный)

в) активная речь:

звукоподражания____________________________________

слова

фразовая речь

Когнитивное развитие:

игра_________________

цвет

форма_

размер________________________________

представления о константности объекта
реакция на звук_________________________

Развитие крупной моторики:

держит голову___________ направление движения ручек.одмр

перевороты: на бок, со спины на живот. с живота на спину

сидит_____________________; встает у опоры_______________________

ползает: по-пластунски____, на четвереньках_____;

самостоятельно садится______________ ходит у опоры__________;

стоит самостоятельно; ходит самостоятельно

перешагивает препятствия_____________________________________________,

поднимается по лестнице приставным шагом_____; спускается по лестнице пристав­
ным шагом______
; спрыгивает с высоты_________ см; пинает мяч ногой___________;

ловит мяч __________; удерживает равновесие__________________________________

Развитие мелкой моторики:

координация_________________________________________________________________

захват______________________________________________________________________

ротация_____________________________________________________________________

Развитие навыков самообслуживания:

еда _________________________________________________________________________

одевание ____________________________________________________________________

туалет_____________________________________________________________________

Социализация:

улыбка_____________________. гуление отраженное______________________________

реакция на незнакомца________________________________________________________

контакт ____________________________________________________________________

интерес_____________________________________________________________________

эмоции______________________________________________________________________

активность

10. Заключение:

11. Рекомендации:

12. Дополнительные сведения:

 

 

ДАННЫЕ АНАМНЕЗА.

1. Беременность: по счету______, исход предыдущих_____________________________

как протекала:

токсикоз 1,2 половины, угроза прерывания (на сроке___ нед.), анемия, прибавка в весе,

резус-конфликт

острые инфекционные заболевания ____________________________________________

сопутствующие заболевания, травмы__________________________________________

употребление медикаментов___________________________________________________

преобладающее эмоциональное состояние
психические травмы___________________

2. Роды: по счету______ на сроке_____ недель

как протекали: естественным путем, кесарево сечение, безводный период
родовспоможение___________________________________________________

физиологич.____________ /быстрые_____________ /затяжные _____________________;

обвитие пуповины_________________; положение плода____________ воды__________;

3. Состояние ребенка после рождения: Апгар ________, масса_______ г; длина_____ см;

Асфиксия_______; когда приложен к груди__________________.

Терапия _____________________________________________________________________

Выписан из роддома на_______ сутки

Переведен (куда)_____________________________________________________________

Заключение неонатолога _____. ____________

4. Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, травмы,
судороги при высокой температуре). Госпитализация. Хронические заболевания
ребенка.

Терапия:

5. Данные обследования невропатологом:

6. Прочие специалисты

 

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (1 год 10 мес. - 3 года)

1. Ф.И. ребенка___________________________________________________________

дата рождения_____________ возраст_________; п-ка №______; дет. сад №_____

2. Дата посещения ________________________________________________________

3. Специалисты___________________________________________________________

4. Повод для обращения___________________________________________________

5. Ф.И.О. матери__________________________________________________________

6. Ф.И.О. отца____________________________________________________________

7. Состав семьи, жилищные условия

8. Адрес, телефон

9. Данные обследования: Речевое развитие:

понимание речи:

- обращенной речи_______

- грамматических форм: ед.-мн. число сущ.
сущ. с ум.-ласк. суффиксами___________

активная речь:

- звукоподражания______________________

- слова

- фразовая речь_______________________________

особенности речи:____________________________

Когнитивное развитие:

размер: знает_____________________ сортирует

форма: знает_____________________ вкладывает

цвет: знает_______________________ сортирует

понятие «такой же»:__________________________

части тела ___ _____

подражательная деятельность пространственные отношения_ память

Развитие крупной моторики:

координация движений_______

ходьба__________________ бег_______________ прыжки__

подъем по лестнице_________________ спуск по лестнице

Развитие мелкой моторики:

координация____________________ захват ______________


 

Развитие навыков самообслуживания:

еда ________________________

одевание ________________________________

туалет_________________________________

Социализация:

контакт_____________________ особенности

интерес_________________________________

эмоции: адекватность__________________ выраженность

активность

внимание: устойчивость________________ поле _

переключаемость_____________________ объём _

характер игровой деятельности______________

10. Заключение:

11. Рекомендации:

12. Дополнительные сведения:

ДАННЫЕ АНАМНЕЗА

Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. - 1 год 10 мес.».

 

Заключение

11. Рекомендации:

12. Дополнительные сведения:

ДАННЫЕ АНАМНЕЗА

Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. - 1 год 10 мес».

 

Описание стимульного материала для диагностического обследования

1. Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела.

Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев -две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть).

С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.).

С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ре­бенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие.

Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая иг­рушка - зайчик, который надевается на руку.

2. «Кубикоброс» и «Шарикоброс» (две банки, одна с круглым, другая с квадратным
отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши - кубики и шарики).

С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно.

С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать пред­меты по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора).

3. Объемный пазл с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству­
ющими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.

Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки уме­ния ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребен­ка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представ­ления о константности объекта.

4. Рамки Монтессори с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь­
ник, звездочка).

Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником: затем следу­ющая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке распола­гаются в ряд).

Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизон­тально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательнос­ти: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка).

Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и боль­шим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребе­нок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треуголь­ник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник).

5. Набор геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников основных цветов
(красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками»
(квадраты из картона размером 15 см х 15 см таких же цветов).


Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него воз­никло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ре­бенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается {в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).

Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - жел­тый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3—4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его).

После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полян­ки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка».

В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометри­ческие фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста коли­чество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал.

С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сор­тировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания.

6. «Полянки с липучками». Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че­
тырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоуголь­
ника. В середине каждой фигуры пришита «липучка».

Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка».

В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствую­щих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квад­рат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру).

Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. прове­ряется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету).

Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фи­гур с полянками.

Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добав­ляются белый и черный цвета.

7. Игра «Шары».

В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового).

Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Об­следование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цве­ту ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»).

8. Игра «Подбери пару».

В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет- рических фигур (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)


разного цвета, и отдель­ные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.

Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет.

9 Игра-планшет «Сортировка по двум признакам».

В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук).

Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так. чтобы местораспо­ложение совпало с цветом и формой положенной фигуры.

Цель игры, проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме).

Игра предлагается детям с 3 с половиной лет.

10. Пирамиды (большая и маленькие).

С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные: пирамида при покачивании издает мелодичный звук.

Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами.

С 1 года 6 месяцев кроме большой пирамиды, используются две маленькие пира­мидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка пред­лагается каждая пирамидка отдельно На них проверяется различение ребенком цветов.

Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пира­мидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами.

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не пред­полагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом.

Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру.

Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередо­вать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает обра­зец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - мале



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.014 с.)