Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни
(Н.М. Аксарина, К.Л. Печора. 1978)
| | |
Возраст
| Понимание речи
| Активная речь
| Сенсорное развитие
| Игра и действия с предметами
| Движения
| Навыки
|
|
|
|
|
| е
|
| 1г.1мес
1 г.3 мес.
| Запас пони-
маемых слов
быстро рас-
ширяется
| Пользуется ле-
петом и отдель-
ными облегче-
ными словами в
момент двига-
тельной актив-
ности. радости
| Ориентирует-
ся в двух кон-
трастных ве-
личинах
предметов
(типа кубов)
с разницей
в 3 см
| Воспроизводит
в игре действия
с предметами,
ранее разучен-
ные («кормит»
куклу, нанизы-
вает кольца на
стержень)
| Ходит длитель-
но не присажи-
ваясь, меняет
положение
(приседает,
наклоняется,
поворачивается,
пятится)
| Самостоя-
тельно ест
густую пи-
щу ложкой
| 1г.4 мес.
1 г.6 мес.
| Обобщает
предметы по
существен-
ным призна-
кам в пони-
маемой речи
(в «кон-
фликтной»
ситуации)
| Словами, облег-
ченными («би-
би») и произне-
сенными пра-
вильно («маши-
на»), называет
предметы и дей-
ствия в момент
сильной заинтересованности
| Ориентирует-
ся в 3-4 кон-
трастных
формах
предметов
(шар, куб,
кирпичик, пи-
рамидка)
| Отображает в
игре отдельные,
часто наблю-
даемые дейст-
вия
| Перешагивает
через препятст-
вия (брусочки)
приставным ша-
гом
| Самостоя-
тельно ест
жидкую
пищу лож-
кой
| 1г. 7 мес.
1 г.9 мес.
| Понимает
несложный
рассказ по
сюжетной
картинке, от-
вечает на
вопросы
взрослого
| Во время игры
обозначает свои
действия слоеа-
ми и двухслов-
ными предло-
жениями
| Ориентирует-
ся в 3 контра-
стных вели-
чинах пред-
метов (типа
кубов) с раз-
ницей в 3 см
| Воспроизводит
Ходит по огра-
| Ходит по ограниченной поверхности (ши-
риной 15-20 см),
приподнятой над
полом (15-20
см)
| Частично
раздевает-
ся с не-
большой
помощью
взрослого
(снимает
колготки,
ботинки,
шапку)
| несложные по-
стройки-пере-
крытия типа
«ворот», «ска-
мейки», «дома»
| 1г. 10 мес
2 г.
| Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в
Опыте ребенка
| При общении со взрослым пользуется трехсложными предложениями употребляя прилагатель-ные и местоимения
| Подбирает по слову взрослого 3 контрастных цвета
| Воспроизводит ряд последователь-ных действий (начало сюжетной игры
| Перешагивает через препятствия чередующимся шагом
| Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 г.-2 г. 6 мес.
| Начинает за-
давать во-
просы:
«Где?», «Ко-
гда?»
| Говорит мно-
гословными
предложения-
ми, более трех
слов
| Подбирает по
образцу пред-
меты основных
геометрических
форм.
Подбирает по
образцу и
просьбе пред-
меты четырех
основных цве-
тов
| Усложняет сюжет-
ные игры с логиче-
ской последова-
тельностью дейст-
вий.
Выполняет про-
стые сюжетные по-
стройки, сам назы-
вает их.
Начинает овладе-
вать карандашом
| Перешаги-
вает пре-
пятствие
высотой
20-28 см
| Полностью
сам одева-
ется, кроме
застегивания
и шнуровки.
Аккуратно
ест
| 2г. 7 мес.- 3 года
| Часто задает
вопросы:
«Почему?».
«Где?», «За-
чем?»
| В речи исполь-
зует сложно-
подчиненные
предложения
| Правильно и по
назначению ис-
пользует гео-
метрические
фигуры.
Правипьно по-
казывает и на-
зывает 4 ос-
новных цвета
| Появляются эле-
менты «ролевой
игры».
Появляются более
сложные сюжетные
постройки
Элементарные ри-
сунки карандашом.
лепит простые фи-
гуры из пластилина
| Перешаги-
вает пре-
пятствие
непристав-
ным шагом
высотой
25-30 см
| Полностью
одевается
сам с не-
большой по-
мощью
взрослого.
По мере не-
обходимости
пользуется
салфеткой и
носовым
платком
| Нормы развития детей до трех лет
(Early Intervention development)
Возраст
| Познавательная деятельность
| Мелкая моторика
| 20-24 мес
| Может после показа повторить простое действие (например,
включить-выключить фонарик);
- показывает на себя, когда спрашивают: «Где (имя)?»;
- осуществляет целенаправленный поиск (стаканчик
и 3 салфетки, даются 3 попытки);
- при прокатывании мячика под аркой может предугадать его
появление с другой стороны;
- сортирует предметы по словесной инструкции в стаканчики
на группы с одинаковыми предметами. Предлагаемые
предметы для сортировки: 5 карандашей и 5 ложек. Ребенку
дается 2 попытки;
- подбирает предметы к картинке, на которой изображен та-
кой же предмет;
- показывает на картинке названный предмет;
- вынимает из коробки 6 предметов по одному;
- показывает одну из частей тела
| Должен вложить 6 фишек в отвер-
стия мозаики. На это задание долж-
но уйти не более 34 сек.;
- нанизывает 4 крупных бусины за
2 мин;
- срисовывает круг и вертикальную
линию. Предварительно показы-
ваются нарисованные круг и ли-
ния, ребенка просят нарисовать
такое же;
- вкладывает круг, треугольник.
квадрат способом проб и ошибок;
- строит башню по образцу
из 6 кубиков. По просьбе ставит
один на другой 3 кубика;
- складывает бумагу, подражая
взрослому;
- переворачивает по одной
2-3 страницы в книге, чтобы най-
ти названную картинку
| 24-28 мес.
| Может понарошку имитировать раннее виденные действия
(например, показывает, как лает собачка, как мама моет посу-
ду, как звонят по телефону и т.д.);
- должен подбирать 2 одинаковых предмета;
- различает и сортирует на 2 цвета. Ребенку дают
6 желтых и 6 красных карточек и просят разложить их
в 2 стопки;
- составляет разрезную картинку с изображением человека,
при этом должен по просьбе находить верное место для го-
ловы, рук и т.п., вставлять хотя бы одну часть;
- должен показывать большие и маленькие предметы, назы-
вая их размеры;
- должен подбирать материалы с одинаковой структурой;
- должен называть знакомые запахи (например, запах духов,
копченостей, мыла, кофе, гвоздики и т.д.);
- должен определять температуру воды (теплая-холодная)
| Имитируя, рисует круг и горизон-
тальную линию, при этом правильно
держит карандаш;
- заполняет вкладышами перевер-
нутую таблицу с геометрическими
фигурами: кругом, квадратом,
треугольником без подбора;
- пытается имитировать действия
взрослого в конструктивной дея-
тельности (взрослый строит по-
езд из четырех кубиков, просит
построить ребенка, а тот должен
соединить хотя бы 2 кубика);
- овладевает вращательным за-
хватом и может раскрутить и за-
крутить крышку, пробку в банке,
бутылке
| 28-32 мес.
| Различает цвета: красный, зеленый, синий, желтый, черный.
Сортирует их по образцу (взрослый показывает пример: рас-
кладывает кубики на карточки соответствующего цвета, пред-
лагает ребенку продолжить. Кубики при этом должны быть
разложены не в том же порядке как карточки);
- понимает слово «один» (у ребенка 4 кубика, взрослый про-
сит дать ему один кубик);
- может ответить на вопрос типа: «Из чего пьют воду? На что
купим булку?»;
- собирает матрешку, состоящую из четырех частей
| По просьбе «начертить кружок» ри-
сует движениями, похожими на круг;
- строит башню из восьми кубиков;
- строит поезд целиком (из четы-
| 32-36 мес.
| Может повторить не связанные между собой слова (например,,
«киса», «один»);
- подбирает парные картинки (например, подбирает геомет-
рическую фигуру к ее изображению на картинке. Даются та-
кие фигуры: круг, квадрат, треугольник, звезда, крест);
- соотносит верх и низ (например, ребенку дают книжку, по-
вернутую вверх ногами. Ребенок должен сообразить пере-
вернуть и положить книгу правильно);
- определяет какого предмета не стало (из трех предложен-
ных);
- собирает по порядку пирамидку из 5 и более колец
| Режет ножницами
(делает бахрому);
- нанизывает на веревочку бусины
диаметром 1,8 см (как трениро-
вочное упражнение - шарики на
|
|