Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей



(Е.М. Мастюкова, 1981)

 

Возраст, месяцы Основные показатели довербального и вербального развития
Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
Улыбка при общении
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
Дифференцированность комплекса оживления, смех
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па, ма-ма и т.п.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, допол­няемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов
Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне', предложения строит из 2 слов
Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последо­вательности, имеет понятие «один»
Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»

При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей

Обследование детей проводится в динамике Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обяза­тельно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом


Шкала оценки понимания речи

(ЕМ. Мастюкова, 1990)

 

 

 

Уровни Возраст Основные показатели понимания речи
3-6 месяцев Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интона­цию, узнает знакомые голоса
6-10 месяцев Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму». «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д.
10—12 месяцев Ребенок понимает названия отдельных предметов
12-14 месяцев Ребенок узнает изображения отдельных предметов
15-18 месяцев Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках
2 года 6 меся­цев Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)
2 года 6 меся­цев - 3 года Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее
к 4 годам Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

 

Развитие познавательной деятельности -когнитивное развитие детей

(Ж. Пиаже, 1969)

Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.

1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) - от рождения до 2 лет.

2. Дооператорный - от 2 до 7 лет.

3. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет.

4 Период формально-логического абстрактного мышления - от 11 до 18 лет и далее,

I. Сенсомоторный период,когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

1 стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяцановорожденный хва­
тает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта,
реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение
осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный
«упражняет» все имеющиеся у него навыки {безусловные рефлексы), многократно по­
вторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.

2 стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцевребенок
приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выра­
жается в следующих изменениях в поведении ребенка:

 

- начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в
рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности ко­
ординировать действия руки и рта;

- у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начи­
нает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко: а другие - нет. Теперь,
когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;

- ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за
ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука.
Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение,
умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из
поля зрения объект для ребенка перестает существовать.

 

3 стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцевмалыш вы­
полняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым
и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выс­
траиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые пред­
ставления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они су­
ществуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть мес­
то появления объекта, если его перемещение скрыто.

4 стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцевпроисходит
дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок
координирует две старые схемы, втремится добиться желаемого результата. Теперь это
уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются
исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события,
искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.

5 стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцевребенок
становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия
с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене
ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где
видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может
находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.

6 стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 летмышление детей полностью зави­
сит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигатель­
ной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него


символического мышления- способности по запечатленным в памяти малыша сим­волам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появ­ляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать прак­тические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (нагляд­но-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи дви­гательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поис­ка, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фунда­ментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

II. Дооперациональный период- от 2 до7 лет.В это время у ребенка появляются сим­
волические функции; язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события не­
которое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мыш­
ления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с
непосредственным его окружением

Мышление в данный период характеризуется:

- необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту
своих размышлений;

- эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека:

- отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конеч­
ное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и из­
мененный объект не может признать идентичным исходному:

- трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к друго­
му частному без соотнесения с общим;

- ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.

III. Период конкретного мышления- от 7 до 11 лет.Ребенок удерживает в памяти обра­
зы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мыш­
ление данного этапа характеризуется тем. что касается только конкретных предметов и
явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации. однако он не
способен мыслить гипотезами.

IV. Период формально-логического абстрактного мышления - после 11-12 лет ив
течение всего юношеского периода.У ребенка вырабатывается формальное мышле­
ние, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.

Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действия к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.

Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.

1 уровень - «метод силы»- ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть
фигурку в первое попавшиеся отверстие.

2 уровень - «метод удачной дырки»- ребенок, запомнив отверстие, в которое прова­
лилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные. На этом уровне
ребенок понял, что отверстия разные.

3 уровень - «метод проб и ошибок»- ребенок последовательно пробует пропихнуть
фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.

4 уровень - «примеривание и зрительная ориентация»- это перцептивные спосо­
бы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его
образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (на­
глядно-действенного) к наглядно-образному мышлению.


Развитие у детей навыков крупной моторики

(П.Л.Жиянова,2002)

 

Навыки Средний нормативный возраст, месяцы Диапазон появления навыка, месяцы
Переворачивается С 2до 10
Сидит самостоятельно С 5до 9
Ползает на животе С 6до 11
Ползает на четвереньках С 7до 13
Стоит С 8до 16
Ходит С 8до 18

Развитие у детей мелкой моторики и зрительно-двигательной координации

(П.Л. Жиянова, 2002)

Под мелкой моторикой здесь подразумевается работа мелких мышц рук. Развитие мелкой моторики происходит на базе развития крупной моторики, а развитие движений в свою очередь начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии - развиваются движения плеча, затем предплечья, потом кисти и пальцев. Сначала развивается стабильность, затем мобильность. Важным этапом развития является билатеральная координация - использование двух рук одновременно - умение перекладывать предмет из одной руки в другую и умение одной рукой держать, а другой обследовать объект.

Последовательность формирования навыков мелкой моторики


Возраст, месяцы

От 0 до 4

От 4 до 12

От 12 до 24

От 24 до 36


Навыки

Смотрит на предмет; машет руками; следит за предметом; пытается дотянуться до
висящего над ним предмета; разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет; произвольно
засовывает палец в рот_________________ ____________ .________________ _____

Тянет в рот предмет, находящейся в руке; трясет вложенной в руку погремушкой; хватает
предметы из рук взрослого; сам берет находящийся перед ним предмет; берет второй
предмет, не бросая первый; перекладывает предмет из руки в руку; берет предмет,
противопоставляя ладони большой палец; берет предмет щепотью; стучит предметом о
предмет: берет мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами,
использует пинцетный захват____________________ _________ __________________

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями, перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; вставляет стержень в отверстие; строит башню из двух кубиков: рисует каракули; зачерпывает ложкой еду: пьет из чашки, строит башню из 3-4 кубиков; вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в соответствующие отверстия; может застегнуть и расстегнуть неразъемную молнию снимает расстегнутую одежду, листает книгу по одной странице

Поворачивает дверную ручку; нанизывает крупные бусы; складывает пополам бумагу; делает одно движение ножницами: рисует, двигая всей рукой от плеча; вырезает из бумаги простые фигуры; раскатывает пластилин; аккуратно ест ложкой и вилкой: чистит банан; разворачивает фантик; пьет из чашки, держа ее одной рукой; надевает свободную одежду






Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.019 с.)