Для обследования детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для обследования детей дошкольного возраста

Поиск

(согласно диагностическому минимуму)

Составитель:

практический психолог

I кв. категории

Галинская Н.А.

 

 

Рекомендовано методическим советом городского методического центра управления образования администрации города Донецка

Протокол № 1 от 09.10.2015г.

Г. Донецк – 2015г.


Аннотация

В данном пособии представлены известные, профессиональные психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста всех возрастных групп (согласно диагностическому минимуму, рассмотренному на заседании специалистов отделов образования районных администраций, методических кабинетов (центров), которые координируют работу психологической службы г. Донецка от 21.08.2015 года, протокол №1).

Применение представленных методик позволит специалисту психологической службы определить уровень адаптации детей в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов и особенностей эмоциональной сферы.

Представленные формы групповых и индивидуальных протоколов к методикам, позволят быстро зафиксировать полученные данные в процессе диагностики, а также обработать, обобщить и проанализировать результаты. Оформленные протоколы обследования заносятся в индивидуальную карту ребенка, способствуют отображению хода и динамики развития дошкольника в течение всего периода пребывания его в учреждении.

Данный подбор методик носит рекомендательный характер. Состав предложенных тестов может меняться и расширяться в зависимости от целей, задач и запросов воспитательно-образовательного процесса.

 


Содержание

стр.

 

1. Психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста 4

1.1. Психодиагностические методики для обследования детей раннего возраста 4

1.2. Психодиагностические методики для обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет.......................................................................................................... 9

1.3. Психодиагностические методики для обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет........................................................................................................ 12

1.4. Психодиагностические методики для обследования детей старшего возраста 5 – 6 лет........................................................................................................ 13

1.5. Психодиагностические методики для обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.......................................... 19

2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей дошкольного возраста к психодиагностическим методикам................................................................. 24

2.1. Протоколы группового и индивидуального обследования детей раннего возраста................................................................................................................ 24

2.2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет.................................................................................. 30

2.3. Протоколы группового и индивидуального обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет.................................................................................................. 38

2.4. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 5 – 6 лет.................................................................................. 42

2.5. Протоколы группового и индивидуального обследования детей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет...................... 58

 

Литература................................................................................................... 63

 


  1. Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Анкета для родителей

(социальная)

1.Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________ 2. Дата рождения__________________________

2. Состав семьи (полная/неполная, многодетная, малообеспеченная)___________________________

3. Какой ребенок по счету в семье________________________________________________

4.Мать Ф.И.О _________________________________________________________________

Дата рождения _________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби_____________________________________________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________________________________________

5. Отец Ф.И.О ________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби_____________________________________________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________________________________________

6. С кем проживает ребенок _____________________________________________________

7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________________________________________

8. Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними ________________________

_____________________________________________________________________________

9. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________

10. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес (хронические заболевания, ивалидность) __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Основные виды игр и занятий дома ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Какие игрушки любит, кто их убирает _________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Ведутся ли развивающие занятия дома, как часто _______________________________

_____________________________________________________________________________

14. Какие кружки, секции посещает дополнительно_________________________________

15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить), какая из них наиболее действенна _____________________________________________________________________________16. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна _____________________________________________________________________________17. Как ребенок относится к посещению детского сада ______________________________

Ваши пожелания ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения ________________________

Психолого-педагогические параметры определения готовности

поступления ребенка в дошкольное учреждение

Параметры Оценивание
I. Поведение
1. Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?  
  А) бодрое, уравновешенное; 3 балла
  Б) раздражительное, неустойчивое; 2 балла
  В) подавленное. 1 балл
2. Как засыпает ребенок?  
  А) быстрое (до 10 мин); 3 балла
  Б) медленное; 1 балла
  В) спокойное; 2 балла
  Г) с дополнительными воздействиями; 1 балл
  Д) без дополнительных воздействий. 3 балла
3. Какова продолжительность сна?  
  А) соответствует возрасту; 3 балла
  Б) не соответствует возрасту. 1 балл
4. Какой аппетит у ребенка?  
  А) хороший; 3 балла
  Б) избирательный; 2 балла
  В) неустойчивый; 2 балла
  Г) плохой. 1 балл
5. Как ребенок относится к высаживанию на горшок?  
  А) положительно; 3 балла
  Б) отрицательно. 1 балл
6. Каковы у ребенка навыки опрятности?  
  А) просится на горшок; 3 балла
  Б) не просится, но бывает сухой; 2 балла
  В) не просится, ходит мокрый. 1 балл
7. Есть ли у ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается…)  
  А) нет; 3 балла
  Б) есть (какие?) 1 балл
II. Личность(проявление познавательных потребностей)
8. Проявляет ли ребенок познавательные потребности в повседневной жизни?  
  А) проявляет; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1балл
9. Интересуется ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
10. Интересуется ли ребенок действиями взрослых?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
11. Любит ли Ваш ребенок заниматься, внимателен ли он, активен, усидчив?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
12. При обучении:  
  А) проявляет интерес, активность; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1 балл
13. Умеет ребенок сам найти себе дело?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
14. Проявляет ребенок инициативу в игре?  
  А) есть фаза подготовки игры самостоятельно; 3 балла
  Б) с помощью взрослого. 2 балла
15. Проявляет ли ребенок в игре элементы воображения?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
16. Проявляет ребенок инициативу во взаимоотношениях со взрослыми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
17. Проявляет ли Ваш ребенок инициативу во взаимоотношениях с детьми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
18. Доводит ли ребенок начатое дело до конца?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не доводит. 1 балл
19. Ваш ребенок умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не играет самостоятельно. 1 балл
20. Легко идет на контакт со взрослыми Ваш ребенок?  
  А) да; 3 балла
  Б) избирательно; 2 балла
  В) трудно. 1 балл
21. Есть ли у Вашего ребенка опыт совместной деятельности со взрослыми?  
  А) есть; 3 балла
  Б) недостаточно; 2 балла
  В) нет. 1 балл
22. Ваш ребенок уверен в себе?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
23. Адекватен ли ребенок к оценке своей деятельности взрослыми?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
24. Есть у ребенка опыт разлуки с близкими?  
  А) да, ребенок перенес разлуку сравнительно легко; 3 балла
  Б) тяжело; 1 балл
  В) такого опыта не имеет. 1 балл
25. Есть ли у ребенка очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?(если ест, указать к кому)  

Прогноз адаптации по среднему числу баллов: ребенок готов к поступлению в дошкольное учреждение – 3 – 2,6 баллов; ребенок условно готов – 2,5 – 2 балла; ребенок не готов к поступлению – 1,9 – 1,6 баллов

Адаптация к условиям ДОУ

 

Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей.

Во-первых – это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение в работоспособности, эмоциональные расстройства.

Во-вторых, особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).

В-третьих, особенностью развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Наконец, ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

Необходимо внимательно наблюдать за процессом адаптации детей. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние; коммуникабельность; послеполуденный сон; аппетит.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ, или может быть сколь угодно долгой.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на предложение воспитателя, логопеда, психолога; нормальное эмоциональное состояние.

Как упоминалось выше, можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до –3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание неправильной интерпретации приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

 

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.008 с.)