Психодиагностических методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностических методик



Сборник

Психодиагностических методик

Для обследования детей дошкольного возраста

(согласно диагностическому минимуму)

Составитель:

практический психолог

I кв. категории

Галинская Н.А.

 

 

Рекомендовано методическим советом городского методического центра управления образования администрации города Донецка

Протокол № 1 от 09.10.2015г.

Г. Донецк – 2015г.


Аннотация

В данном пособии представлены известные, профессиональные психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста всех возрастных групп (согласно диагностическому минимуму, рассмотренному на заседании специалистов отделов образования районных администраций, методических кабинетов (центров), которые координируют работу психологической службы г. Донецка от 21.08.2015 года, протокол №1).

Применение представленных методик позволит специалисту психологической службы определить уровень адаптации детей в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов и особенностей эмоциональной сферы.

Представленные формы групповых и индивидуальных протоколов к методикам, позволят быстро зафиксировать полученные данные в процессе диагностики, а также обработать, обобщить и проанализировать результаты. Оформленные протоколы обследования заносятся в индивидуальную карту ребенка, способствуют отображению хода и динамики развития дошкольника в течение всего периода пребывания его в учреждении.

Данный подбор методик носит рекомендательный характер. Состав предложенных тестов может меняться и расширяться в зависимости от целей, задач и запросов воспитательно-образовательного процесса.

 


Содержание

стр.

 

1. Психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста 4

1.1. Психодиагностические методики для обследования детей раннего возраста 4

1.2. Психодиагностические методики для обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет.......................................................................................................... 9

1.3. Психодиагностические методики для обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет........................................................................................................ 12

1.4. Психодиагностические методики для обследования детей старшего возраста 5 – 6 лет........................................................................................................ 13

1.5. Психодиагностические методики для обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.......................................... 19

2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей дошкольного возраста к психодиагностическим методикам................................................................. 24

2.1. Протоколы группового и индивидуального обследования детей раннего возраста................................................................................................................ 24

2.2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет.................................................................................. 30

2.3. Протоколы группового и индивидуального обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет.................................................................................................. 38

2.4. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 5 – 6 лет.................................................................................. 42

2.5. Протоколы группового и индивидуального обследования детей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет...................... 58

 

Литература................................................................................................... 63

 


  1. Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Анкета для родителей

(социальная)

1.Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________ 2. Дата рождения__________________________

2. Состав семьи (полная/неполная, многодетная, малообеспеченная)___________________________

3. Какой ребенок по счету в семье________________________________________________

4.Мать Ф.И.О _________________________________________________________________

Дата рождения _________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби_____________________________________________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________________________________________

5. Отец Ф.И.О ________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Образование, специальность ____________________________________________________

Место работы _________________________________________________________________

Привычки, увлечения, хобби_____________________________________________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________________________________________

6. С кем проживает ребенок _____________________________________________________

7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________________________________________________________________________

8. Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними ________________________

_____________________________________________________________________________

9. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________

10. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес (хронические заболевания, ивалидность) __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Основные виды игр и занятий дома ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Какие игрушки любит, кто их убирает _________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Ведутся ли развивающие занятия дома, как часто _______________________________

_____________________________________________________________________________

14. Какие кружки, секции посещает дополнительно_________________________________

15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить), какая из них наиболее действенна _____________________________________________________________________________16. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна _____________________________________________________________________________17. Как ребенок относится к посещению детского сада ______________________________

Ваши пожелания ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения ________________________

Психолого-педагогические параметры определения готовности

поступления ребенка в дошкольное учреждение

Параметры Оценивание
I. Поведение
1. Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?  
  А) бодрое, уравновешенное; 3 балла
  Б) раздражительное, неустойчивое; 2 балла
  В) подавленное. 1 балл
2. Как засыпает ребенок?  
  А) быстрое (до 10 мин); 3 балла
  Б) медленное; 1 балла
  В) спокойное; 2 балла
  Г) с дополнительными воздействиями; 1 балл
  Д) без дополнительных воздействий. 3 балла
3. Какова продолжительность сна?  
  А) соответствует возрасту; 3 балла
  Б) не соответствует возрасту. 1 балл
4. Какой аппетит у ребенка?  
  А) хороший; 3 балла
  Б) избирательный; 2 балла
  В) неустойчивый; 2 балла
  Г) плохой. 1 балл
5. Как ребенок относится к высаживанию на горшок?  
  А) положительно; 3 балла
  Б) отрицательно. 1 балл
6. Каковы у ребенка навыки опрятности?  
  А) просится на горшок; 3 балла
  Б) не просится, но бывает сухой; 2 балла
  В) не просится, ходит мокрый. 1 балл
7. Есть ли у ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается…)  
  А) нет; 3 балла
  Б) есть (какие?) 1 балл
II. Личность(проявление познавательных потребностей)
8. Проявляет ли ребенок познавательные потребности в повседневной жизни?  
  А) проявляет; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1балл
9. Интересуется ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
10. Интересуется ли ребенок действиями взрослых?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
11. Любит ли Ваш ребенок заниматься, внимателен ли он, активен, усидчив?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
12. При обучении:  
  А) проявляет интерес, активность; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1 балл
13. Умеет ребенок сам найти себе дело?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
14. Проявляет ребенок инициативу в игре?  
  А) есть фаза подготовки игры самостоятельно; 3 балла
  Б) с помощью взрослого. 2 балла
15. Проявляет ли ребенок в игре элементы воображения?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
16. Проявляет ребенок инициативу во взаимоотношениях со взрослыми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
17. Проявляет ли Ваш ребенок инициативу во взаимоотношениях с детьми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
18. Доводит ли ребенок начатое дело до конца?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не доводит. 1 балл
19. Ваш ребенок умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не играет самостоятельно. 1 балл
20. Легко идет на контакт со взрослыми Ваш ребенок?  
  А) да; 3 балла
  Б) избирательно; 2 балла
  В) трудно. 1 балл
21. Есть ли у Вашего ребенка опыт совместной деятельности со взрослыми?  
  А) есть; 3 балла
  Б) недостаточно; 2 балла
  В) нет. 1 балл
22. Ваш ребенок уверен в себе?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
23. Адекватен ли ребенок к оценке своей деятельности взрослыми?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
24. Есть у ребенка опыт разлуки с близкими?  
  А) да, ребенок перенес разлуку сравнительно легко; 3 балла
  Б) тяжело; 1 балл
  В) такого опыта не имеет. 1 балл
25. Есть ли у ребенка очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?(если ест, указать к кому)  

Прогноз адаптации по среднему числу баллов: ребенок готов к поступлению в дошкольное учреждение – 3 – 2,6 баллов; ребенок условно готов – 2,5 – 2 балла; ребенок не готов к поступлению – 1,9 – 1,6 баллов

Адаптация к условиям ДОУ

 

Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей.

Во-первых – это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение в работоспособности, эмоциональные расстройства.

Во-вторых, особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации («застревание» на более ранней ступени развития).

В-третьих, особенностью развития является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Наконец, ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче.

Необходимо внимательно наблюдать за процессом адаптации детей. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние; коммуникабельность; послеполуденный сон; аппетит.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем, когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ, или может быть сколь угодно долгой.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на предложение воспитателя, логопеда, психолога; нормальное эмоциональное состояние.

Как упоминалось выше, можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации. Каждый из факторов может оцениваться от +3 до –3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание неправильной интерпретации приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

 

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации:

 

Социальные контакты ребенка

+3 Много друзей, охотно играет с детьми.

+2 Сдержан, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 Невесел, с детьми не контактирует.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка

+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный.

-1 Отвергает некоторое блюда, капризничает.

-2 Ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде.

«Диагностика уровня адаптированности ребенка

к дошкольному учреждению»

Источник: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004. – 72 с.

Цель: диагностика уровня адаптированноти ребенка к дошкольному учреждению.

Ф.И. ребенка Психологические критерии адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Общий эмоциональный фон поведения Наблюдение за ребенком Реакция на изменение привычной ситуации
Познавательная и игровая деятельность Взаимоотношения со взрослыми Взаимоотношения с детьми
Положительный Неустойчивый Отрицательный Активен Активен при поддержке взрослого Пассивен / Реакция протеста Инициативен Принимает инициативу взрослого Уходит от взаимоотношений, реакция протеста Инициативен Вступает в контакт при поддержке взрослого Пассивен / Реакция протеста Принятие Тревожность Непринятие
Баллы                              
                               

Оценка результатов:баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делиться на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

Выводы об уровне развития:

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, бытро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствие активности; менее выраженные отрицательные реакции (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Методика «Мисочки»

 

Данная методика направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

Материал — 5—7 мисочек одинаковой формы, но разных по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

Методика проводится в индивидуальной форме.

Экспериментатор показывает ребенку мисочки, вложенные
одна в другую (принцип матрешки), затем раскладывает их в беспорядке перед ребенком и предлагает: «Собери мисочки, как, было». В случае необходимости экспериментатор показывает,как надо выполнять задание, на первых двух элементах – в самую большую мисочку вкладывается мисочка поменьше. Даль­ше ребенок должен выполнять задание самостоятельно.

Обработка результатов.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение задачи на основе зрительного соотнесения. Для детей четвертого года жизни допустимо выполнение этого задания с одной - двумя практическими пробами.

2. При среднем уровне положительный результат достигается не с первой попытки. Ребенок сложил правильно 2 — 3 мисочки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив еще одну (две) мисочки. У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново. Бывает, что потребуется не одна, а несколько практических проб для правильного складывания мисочек, но в конечном итоге ребенок самостоятельно выполняет задание.

3. Низкий уровень рассматривается как. В этом случае ребенку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3 — 4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трех.

Материал методики может быть использован для оценки вос­приятия цвета на основе выбора по образцу, а также для выясне­ния знания названий цветов.

 

 

Методика «Коробка форм»

Работа с коробкой форм, или "почтовый ящик" (предлагается с 3,5—4 лет).

Методика «Коробка форм» направлена на оценку воспри­ятия формы и пространственных отношений. Задания требуют от ребенка не только точности восприятия формы, но и пра­вильного поворота фигуры в пространстве (учет ракурса).

Цели исследования: выявление у ребенка сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве. Способы выполнения (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения). Использование помощи (устные пояснения, показ, совместное выполнение). Волевые уси­лия при достижении цели. Наличие и стойкость интереса к зада­нию. Ведущая рука. Ловкость и точность движений рук, пальцев.

Оборудование.

Материалом служат небольшой ящик с прорезями и объемные фигуры-вкладыши. Основания этих вкладышей представляют собой геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоуголь­ник, квадрат, многогранник), которые соответствуют по форме прорезям ящика. Коробка высотой 16 сантиметров, шириной 12 сантиметров, имеет на верхней крышке 5 прорезей соответствующей формы для объемных фигур.

Ящик с прорезями Фигуры—вкладыши

 

Процедура проведения.

1. Экспериментатор раскладывает перед ребенком фигуры-вкладыши и ставит ящик с прорезями. «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма — свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот необычный почтовый ящик». Ребенок должен поместить фигуры-вкла­дыши в ящик через соответствующие им прорези.

2. Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынима­ют. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основа­ние, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: "Опусти все фигурки в коробку". На­чинать показ советуем с самых простых по форме фигур (ци­линдр с кругом в основании; призма с треугольником в основа­нии).

Анализ результатов

Если ребенок принял задание (понял задачу), то для оценки уровня развития восприятия формы и пространственных отно­шений важен способ выполнения задания.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует ре­шение ребенком задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры-вкладыша с прорезью в ящике.

2. При среднем уровне дети не всегда пользуются зритель­ным соотнесением, часто примеривают, прикладывают фигу­ру-вкладыш к подходящей прорези. Простые фигуры-вкладыши (с основание — круг, квадрат) зрительно соотносят с проре­зями, а сложные (с основанием — треугольник, многогранник) примеривают, прикладывают к разным, в том числе и не соот­ветствующим нужным прорезям.

3. Низкому уровню соответствует выполнение задания спо­собом проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сначала один, потом другой и т.д. вкладыш в одну и ту же прорезь. Затем принимается за следующую прорезь и т.д.).

 

Методика «Матрицы Равена»

Эта методика предназначена для оценки наглядно-образного мышления. Здесь под наглядно-образным мышлением подразумеваются операции с разными образами и наглядным воображением при решении заданий.

Конкретные задания, которые используются, для проверки уровня развития взяты из теста Равенна. Они представляют собой подобранную выборку из 10 матриц Равенна, которые постепенно усложняются.

Ребенку предлагается серия из 10 заданий одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрицы. Изучив структуру матрицы ребенок должен указать деталь, которая лучше всего подходит к этой матрице, то есть соответствует ее рисунку или логичному расположению деталей по вертикале и по горизонтали.

После окончания подсчитывается количество правильно решенных матриц, а также сумма балов, набранных ребенком. Каждая правильно выбранная матрица оценивается в 1 балл.

10 – 9 баллов - высокий уровень развития наглядно-образного мышления.

6 – 8 баллов – средний уровень развития наглядно-образного мышления.

5 и менее баллов – низкий уровень развития наглядно-образного мышления.

 

Лист ответов

Фамилия имя ребенка _____________________________________ дата заполнения _____________

 

           
           
           
           
           
           

 

 

Обработка результатов.

Для достоверности результатов опрос по данной методике проводится с воспитателями группы и с родителями. Затем полученные данные суммируются, склонность по которой максимальное количество баллов является доминирующей у конкретного ребенка на этот момент.

Утверждения под номерами 1, 7, 13, 19, 25, 31 соответствуют интеллектуальным склонностям.

Утверждения под номерами 2,8, 14, 20, 26, 32 соответствуют академическим склонностям.

Утверждения под номерами 3, 9, 15, 21, 27, 33 соответствуют творческим склонностям.

Утверждения под номерами 4, 10, 16, 22, 28, 34 соответствуют склонностям общения.

Утверждения под номерами 5, 11, 17, 23, 29, 35 соответствуют художественным склонностям.

Утверждения под номерами 6, 12, 18, 24, 30, 36 соответствуют двигательным склонностям.

 

Методика «Самое непохожее» (автор Л.А.Венгер)

 

Направлена на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Материалом служат 8 геометрических фигурок, различающих­ся по форме, цвету, величине: 4 квадрата, 4 круга. Четыре фигурыодного цвета (один круг маленький, другой — большой; один квадрат — маленький, другой — большой). Остальные фигуры другого цвета.

Взрослый раскладывает фигурки в ряд в произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необ­ходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит; здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие».

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может по­мочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.

Затем одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку. Экспериментатор просит: «Найди среди осталь­ных фигурок самую не похожую на эту. Самая непохожая — только одна». Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фи­гуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каж­дый ребенок выполняет задание с 2 — 3 фигурками.

Уровни выполнения заданий определяются количеством при­знаков, на которые ориентировался ребенок при выборе "самой непохожей» фигурки и которые назвал.

Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного – двух.

Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного;

Низкий уровень — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

 

 

Обработка результатов.

Обработка полученных результатов осуществляется в несколько этаповg.

1. Анализ выборов предпочитаемых цветов в зависимости от занимаемой позиции в ряде предпочтений.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 1,2 относятся к функции «+» оба самых симпатичных цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 3,4 относятся к функции «х» приятные цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 5,6 относятся к функции «=» безраз­личные цвета.

Выбор цветов занимаемые позиции под № 7,8 относятся к функции «-» не­симпатичные цвета.

При нормальном психофизиологическом со­стоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные на последних. Если они расположе­ны иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологиче­ского конфликта или состояния физиологическою неблагополучия, яв­ляющиеся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесня­ется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное бес­покойство, не догадываясь о его причинах. Но, независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей", она редко приводит к подлин­ной удовлетворенности, истощая ресурсы организма

2. Подсчет коэффициента Вольнефера.

Проводится ранжирование в зависимости от порядка аутогенной нормы, разработанной на основании работ Вольнефера.

Порядок аутогенной нормы: 3 (красный), 4 (желтый), 2 (зелёный), 5 (фиолетовый), 1 (синий), 6 (коричневый), 0 (серый), 7 (черный). Эта последовательность бы­ла принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтении и яв­ляется эталоном нервно-психического благополучия.

Затем подсчитывается разница (суммарное отклонение) между местом цвета в аутогенной норме и местом цвета в выборе испытуемого.

Таблица 2.1

Порядок аутогенной нормы                
Место цвета в аутогенной норме                  
Место цвета в выборе испытуемым                  
Разница                  

 

Значение суммарного отклонения (коэффициент Вольнефера) отражает общий эмоциональный фон.

Суммарное отклонение может быть от 0 до 32.

1 зона (более 20) – преобладание отрицательных эмоций, у испытуемого, доминирует плохое настроение и неприятные переживания, также свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии причин которые не может преодолеть. Тенденция к напряжению.

2 зона (от 10 до 18) – эмоциональное состояние в норме, ребёнок может радоваться и печалится, поводов для беспокойства нет. Напряжен- ность в норме.

3 зона (от 0 до 8) – преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел. Настроение оптимистичное. Тенденция к расслаблению.

3. Подсчёт коэффициента Шипоша (вегетативный коэффициент Вк).

Коэффициент Шипоша характеризует энергетический баланс, т.е. способность к энерго затратам или установку на сбережение энергии.

Коэффициент Шипоша (Вк) определяется по формуле:

Значение коэффициента может меняться от 0,2 до 5.

1 зона (от0 до 0,5) – хроническое переутомление, истощение. Низкая работоспособность, нагрузки непосильны, требуется их существенное снижение, возможно наличие хронических заболеваний, также свидетельствует о склонности к инфекционным заболеваниям, сниженном иммунитете в целом.

2 зона (от 0,6 до 0,91) – компенсируемое состояние усталости, самовосстановление работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. В этом случае необходима оптимизация режимов труда и отдыха.

3 зона (от 0,92 до 1,9) – оптимальная работоспособность, отсутствие усталости, здоровая активность, бодрость, готовность к энерго затратам. Нагрузки соответствуют возможностям, образ жизни позволяет полностью компенсировать затраченную энергию.

4 зона (более 2) – перевозбуждение является результатом работы на пределе возможности, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпов нагрузок, деятельности и отдыха. Если ребёнок долго находится в перевозбуждении, то может быстро настать истощение.

 

 

Тест «Страхи в домиках»

Тест А И. Захарова, модификация М.А. Панфиловой

Цель проведения: диагностика наличия страхов и причин которые вызывают страхи у детей старшего дошкольного возраста.

А.И. Захаров предложил возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страх у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. При использовании теста А. И. Захаров; «Страхи в домиках» могут возник­нуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие ре­акции подсказывают диагносту о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опыт­ному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» - говорят они. Поэтому в процессе диагностики важно отследить истинное количество страхов.

Подготовка исследования. Для диагностики страхов в дошкольном возрасте нам необходимы рисунки двух домиков (красного и черного) и про­токол (приложение).

Проведение исследования. Тест проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ — выбросить или потерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи).

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В черном доме будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком домике этот страх будет жить».

В протоколе фиксируется, в какой дом (красный или черный) поселит ребенок тот или иной страх, а также свободные высказывания ребенка по от­ношению к тому или иному страху (если они есть).

Обработка данных. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Возрастные нормы страхов по А. И. Захарову. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.134 с.)